Российский Центр Международного Института Театра

МИТ - крупнейшая в мире организация, занимающаяся исполнительским искусством, стремится к достижению взаимопонимания и мира - основным целям деятельности ЮНЕСКО, а также выступает за защиту и свободу культурного самовыражения, независимо от возраста, пола, вероисповедания и расовой принадлежности. Его деятельность и на международном и на национальном уровне охватывает области художественного воспитания, международного обмена и взаимодействия, обучения молодежи.


 Обращение ко Дню Театра 2016

 

Анатолий Васильев

          Нужен ли театр?

         Спрашивают тысячи разочаровавшихся в театре профессионалов и миллионы уставших от него людей. 

          Зачем он нам?

          В годы, когда сцена так ничтожна по сравнению с площадями городов и землями государств, на которых разыгрываются настоящие трагедии из подлинной жизни.

         Что он нам?

          Позолоченные ярусы, бархатные кресла, грязные кулисы, вымученные голоса или наоборот - черные боксы, заляпанные грязью и кровью с кучей взбесившихся голых тел.

 

Что он может сказать?

          Всё!

          Театр может сказать всё.

          И как боги на небесах живут, и как заключённые в пещерах томятся, и как страсть возвышает, и как любовь губит, и как добрый человек не нужен, и как обман царствует, и как люди живут в квартирах, а дети - в лагерях для беженцев, и как в пустыню возвращаются, и как с любимыми расстаются, театр может сказать обо всем.

          Театр был и останется навсегда.

          И сейчас, в эти пятьдесят-семьдесят последующих лет, он особенно необходим. Потому что из всех публичных искусств только театр - это из уст в уста, из глаз в глаза, из рук в руки, и от тела - к телу. Ему не нужен посредник, между человеком и человеком - прозрачная сторона света, не юг, не север, не восток, не запад - сам по себе свет, светящийся со всех четырёх сторон, непосредственно узнаваемый всяким враждебным или дружественным человеком.

          Театр нужен разный.

          И из разных других и многих - архаичные формы театра будут востребованы прежде всего. Театр ритуальных форм не должен быть противопоставлен театру цивилизованных народов. Светская культура выхолащивается, "культурная информация" подменяет собою простые сущности и встречу с ними.

          Театр открыт. Вход свободный.

           К черту гаджеты и компьютеры - идите в театр, занимайте ряды в партере и на ярусах, вслушайтесь в слово и всмотритесь в живые образы - перед вами театр, не пренебрегайте им и не пропустите в своей торопливой жизни.

           Театр нужен всякий. 

           И только один театр не нужен - это театр политических игр, театр политической мышеловки, театр политиков, театр политики. Театр ежедневного террора - личного и коллективного, театр трупов и театр крови на площадях и улицах, в столицах и в провинции. между религиями и этносами.

Читайте подробнее о Дне Театра...

 


 

По системе и вне системы

По системе и вне системы

Сегодня в Москве открывается фестиваль актерских театральных школ «Открытый урок: Станиславский продолжается». Школы, представленные на этом фестивале, - это гамбургский счет нынешнего театрального образования мира: Краковская актерская школа, Римская La Cometa, Лондонская актерская школа им. Роуз Бруфорд, American Conservatory Theatre из Сан-Франциско, Школа Национального театра Страсбурга, СПбАТИ, Венгерский университет театра и кино, Берлинская школа драматического искусства им. Эрнста Буша. И, конечно же, хозяева – Школа-студия МХАТ, открытая в 43-м году, через пять лет после смерти Станиславского и в разгар войны, исход которой был тогда никому еще ясен. В отличие от многих фестивалей, когда участники практически не видят работ друг друга и уезжают сразу после своего выступления, «Открытый урок» предоставляет всем гостям возможность прожить вместе, увидеть спектакли друг друга и поучаствовать в мастер-классах и круглых столах. Их проведут известный немецкий театровед, автор культовой книги-предсказания «Постдраматический театр» Ханс-Тис Леманн (лекция «Постдраматический театр и голос актера»), французский актер Марк Пру, работавший и у Питера Брука и в «Цирке дю Солей» (мастер-класс «На пути к клоунскому искусству. Актер и маска»), Сергей Женовач (круглый стол «Современные режиссерские школы»), Анатолий Смелянский (круглый стол «Актерский метод: после Станиславского»), крупнейший специалист по сцендвижению Стивен Бюшер (мастер-класс «Ритм и экспрессия»), Дмитрий Крымов и венгерский режиссер театра и кино Виктор Бодо (мастер-класс «Импровизация, творчество, игра, ритм, музыкальность»).

Подробнее

Вишневый сад из скотча

Вишневый сад из скотча

9 октября в Москве стартовала «Территория», фестиваль-школа современного искусства. Нынешний слоган фестиваля – «Театральный квартал» (идея его создания принадлежит Евгению Миронову), эмблема – профиль человека, выбивающегося из кирпичной стены (видимо, стереотипов). Фестиваль, принимающий студентов театральных вузов со всей России, проходит уже в седьмой раз. За это время фестиваль «Территория» несколько раз менял дислокацию (Пермь, Казань), а количество студентов, расширивших свое представление о границах искусства, приближается к двум тысячам. Некоторые за это время уже сами переместились в ряды актуальных художников – например, оперный режиссер Василий Бархатов, посещавший «Территорию» еще студентом, теперь отвечает за ее оперную составляющую – «Сны Минотавра» композитора Ольги Райковой на либретто Владимира Сорокина. Открылся фестиваль перформенсом и инсталляцией «Свалка», которой занимается Филипп Григорьян. Он же представит в Москве свой музыкально-мультимедийный перформанс «Полнолуние», который уже прошел боевое крещение в Казани и Сочи (повергнув девственную по части современного искусства сочинскую публику в шоковое состояние).

Подробнее

Обживая Ад

Обживая Ад

Московской премьерой «Божественной комедии» Эймунтаса Някрошюса открылся фестиваль «Сезон Станиславского». Собственно, этого предложения будет достаточно, чтобы оценить величие момента, тем более, что в спектакле не сыщешь ни капли пафоса – он земной, молодой, страстный и горький. Во многом его настрой задают студенты Эймунтаса Някрошюса - только с очень молодыми людьми и можно решиться на такой грандиозный замысел.  С «Божественной комедией» случилось многое из того, что случается с великими текстами. Она разошлась на цитаты, обросла комментариями и исследованиями, давно превосходящими по объему внушительный объем самой поэмы - и осталась загадочной. Стала местной достопримечательностью Флоренции, где уличные актеры на бис исполняют ее с любой терцины, и звонкая монета летит к их ногам. Давно обосновалась в школьной (итальянской, разумеется) программе и недавно стала поводом для скандала – некоторые активисты требуют оградить детей от "нетолерантного" текста, где есть нелестные высказывания в адрес ислама, иудаизма, содомитов и прочее.

Подробнее

Поколение, которому не нужна память

Поколение, которому не нужна память

В Москве стартовал ежегодный международный фестиваль Solo. Первый его участник Евгений Гришковец обозначил смену времен.

Евгений Гришковец изобрел новый жанр и вот уже довольно много лет умудряется сохранять ему верность. Жанру этому дали много определений - новый сентиментализм, сам себе театр и так далее. А предполагает рефлексию интеллигента, путешествие по волнам памяти, собственной и коллективной, и псевдокосноязычие думающего вслух рассказчика, которое на самом деле является тщательно прописанным. "Прощание с бумагой" - рефлексия по поводу стремительно меняющегося на наших глазах мира, и попытка понять, какими мы окажемся в ближайшем будущем, как мутируем в результате прогресса и какую цену за него заплатим.

Лирический герой автора точно разрывается между сладостью воспоминаний (запах писем и радостная мука их ожидания, запах и толщина книг, которых скоро не будет, а вместе с ними исчезнут и книжные шкафы) и оправданием прогресса (разве стал бы кто-нибудь ждать писем, когда есть sms-ки). Между историческими экскурсами в исследования берестяных грамот и неожиданным выводом: эти кусочки коры, прочитанные и брошенные под ноги, эти случайные записочки, хранящие следы событий, оказались намного долговечнее оцифрованной информации. Между истинами, ставшими банальностью (возможность анонимного высказывания в интернете выпустила на свободу джинна человеческой агрессии) и новыми выводами - мы стали первым поколением людей, которым больше не надо пользоваться собственной памятью. И главное, что у человечества практически не остается выбора, - остановить прогресс все равно, что перестать крутить педали велосипеда.

Подробнее

К 95-летию Юрия Любимова

К 95-летию Юрия Любимова

С бесами и половцами

Юрий Петрович Любимов, побивая все рекорды творческого долголетия, отмечает сегодня свое 95-летие. Отмечает за режиссерским столиком в Вахтанговском театре, где в прошлом сезоне выпустил "Бесов". Таким образом, режиссерская дорога Юрия Любимова, проходящая через полвека в Театре на Таганке, через страны и континенты (одним из ее вех были лондонские «Бесы»), закольцевалась, и он вернулся туда, где начал свой режиссерский путь.

«Бесы» Любимова родились из духа музыки: в «Концертном исполнении романа в двух частях» (жанр спектакля) доминирует рояль, звучит Стравинский и когда-то благословленный Игорем Федоровичем Владимир Мартынов, соавтор многих любимовских спектаклей. Ставрогин Сергея Епишева – пасынок гармонии, которую он предал, но один из немногих, кто не перестал в ней нуждаться: рояль притягивает его, как магнит. Спектакль Юрия Любимова скользит по роману, как по музыкальным темам. Его волнуют только идеи – опасные идеи разрушения, экстаз, при котором так легко проскочить точку невозврата, - ставшие темой романа Достоевского и вариациями сегодняшнего дня. О «расшатанной» России, которая «лишится своего привычного вида», о «наших», о бесцельных либералах и не знакомом, не любимом ими русском народе, об одной десятой населения с абсолютными правами и девяти десятых рабов... А если с кем и хочется солидаризироваться в любимовских «Бесах», так это со старшим Верховенским Юрия Шлыкова – одиноким стариком с тачкой, полной книг, укрытых от дождя кухаркиным фартуком. Ему одинаково чужды и упертая жестокая власть, и ее разрушители: истину ищут в одиночку. 

Подробнее

Пятый угол художника

Пятый угол художника

К 75-летию Эдуарда Кочергина

Волей судьбы Эдуард Кочергин занял свое уникальное место в одном ряду с Бенуа, Добужинским, Борисом Кустодиевым, Петровым-Водкиным, Альтманом, Лентуловым и другими корифеями, чье творчество было так или иначе связано с БДТ. Без него, соавтора тридцати спектаклей Георгия Товстоногова, невозможно представить себе стиль театра, который долго сохранял статус лучшего театра страны. 

Впрочем, та же судьба, предопределившая родиться в сталинском Ленинграде, поначалу очень старалась, чтобы Кочергин, сын репрессированного русского кибернетика и обвиненной в шпионаже польки, не только не стал художником, но и попросту не выжил: малолетний член семьи врагов народа отправился в детский дом. 

Но даже в этих предлагаемых обстоятельствах божий дар художника сумел заявить о себе: так, первой кражей (а без этого греха было не выжить) Кочергина стали цветные карандаши, а первым заработком, кормившим его несколько лет, - вожди, гнутые из проволоки или наколотые на груди блатных (стражи порядка не решались бить по профилю Сталина, и такие татуировки зачастую спасали жизнь, как спасла много позже от такой же расправы самого Эдуарда Степановича свежеприколотая медаль лауреата Госпремии). С такими "университетами" он поступил на курс Николая Акимова, очень быстро стал главным (видимо, масштаб проглядывался и во вчерашнем студенте) художником нынешнего Театра на Литейном, потом театра им. В. Ф. Комиссаржевской, а затем и БДТ.

Подробнее

Волковский фестиваль назвал лауреатов

Волковский фестиваль назвал лауреатов

19 сентября в Ярославле стартовал XIII Международный Волковский фестиваль. Фестиваль проводится с 2000 года, когда театральная Россия отметила 250-летие первого русского профессионального театра, теперь носящего имя Федора Волкова. Каждый год на фестивале награждаются три лауреата из числа российских театров и режиссеров. В этом году ими стали Коми-Пермяцкий национальный драматический театр имени М. Горького (Кудымкар), художественный руководитель пермского театра «У моста» Сергей Федотов и главный режиссер Красноярского театра драмы имени А.С. Пушкина Олег Рыбкин. В программе фестиваля – «Таланты и поклонники» Миндаугаса Карбаускиса, «На дне» и «Буря» Оскараса Коршуноваса, детский спектакль «Белый пудель» Вячеслава Долгачева, «Женитьба» Сергея Федотова, «Паладины Франции» итальянского театра «Корейя» в постановке Энцо Тома, «Каменный цветок» Юрия Григоровича, «Без названия» и «Двое бедных румын, говорящих по-польски» Евгения Марчелли, азербайджанские «Волки и овцы» Тимура Насирова, «Рассказы Шукшина» Алвиса Херманиса, «Вий» Семена Серзина, «Саня, Ваня, с ними Римас» Сергея Андреева, «Конек-Горбунок» Олега Рыбкина, а также концерт Симфонического оркестра имени Светланова.

Подробнее

Перед лицом современности

Перед лицом современности

С 22 по 29 сентября в Перми пройдет третья «Текстура» – фестиваль театра и кино о современности. Конкурс состоит из четырех программ: кино, театр, пьесы и сценарии. Лауреатами прошлых «Текстур» становились Лукас Мудиссон, Владимир Сорокин, Иван Вырыпаев, Корнель Мундруцо. На театральный конкурс программный директор Тимур Хакимов отобрал такие спектакли, как «Бабушки» и «Общий вагон» (театр «Практика»), «Двое в твоем доме» (Театр.Doc), «Заполярная правда» (Лаборатория «On.ТЕАТР»), «Иллюзии» (Абаканский Русский драмтеатр), «Язычники» (Прокопьевский драмтеатр). В кинопрограмме критерий актуальности объединил в одной афише Бернардо Бертолуччи и учеников Марины Разбежкиной. В рамках специальной программы «Имя» пройдет ретроспектива фильмов Петра Зеленки (он стал лауреатом одноименной премии). Кроме того, публика познакомится с «Героем» (это тема фестиваля коротких – от 15 секунд до 20 минут – спектаклей) и кинопрограммой телеканала «24 док».

Подробнее

В Америку – с русским Элиотом

В Америку – с русским Элиотом

Театральный центр им. Юджина О’Нила пригласил «русских» американцев Казимира Лиске и Одина Байрона, которые после учебы в Школе-студии МХАТ остались в России, поучаствовать в драматургической конференции. Те в свою очередь пригласили композитора Александра Маноцкова, хореографа Олега Глушкова, актрису Инну Сухорецкую и режиссера Кирилла Вытоптова для работы над совместным спектаклем.

Выбор пал на поэзию Томаса Стерна Элиота. Участие в этом довольно спонтанном проекте композитора и хореографа предполагает обилие танцевальных и музыкальных номеров (актеры владеют музыкальными инструментами). Американцы познакомились с результатами работы русского десанта в США 15 августа, а в конце сентября ожидается показ в Москве

Подробнее

Юбилейная выставка сценографа

Юбилейная выставка сценографа

22 сентября исполняется 75 лет знаменитому сценографу, главному художнику Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова Эдуарду Кочергину. В день его рождения в Театральном музее им. А.А. Бахрушина открывается посвященная художнику экспозиция. «Эту выставку, – говорит Кочергин, – я посвящаю памяти знаменитых режиссеров и артистов, с которыми мне довелось работать, создателей легендарных спектаклей, вошедших в сокровищницу отечественной театральной культуры». Большая часть экспозиции отражает три наиболее важных периода в творчестве сценографа: его сотрудничество с Георгием Товстоноговым, Львом Додиным и Камой Гинкасом. Кроме того, на выставке можно увидеть эскизы и макеты декораций Кочергина к спектаклям Бориса Равенских, Юрия Любимова, Генриетты Яновской, Сергея Юрского, Адольфа Шапиро, Темура Чхеидзе. Основу экспозиции составляют материалы из собраний ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского, музея МХАТ, а также предметы личной коллекции Эдуарда Кочергина. Выставка продлится до 19 октября.

Подробнее

Поиск по сайту