Международный День Танца (29 апреля)

В 1982 году Комитет по танцу МИТ принял решение отмечать Международный день танца каждый год 29 апреля, в день рождения Жана Жоржа Новерра (1727-1810), основоположника современного балета. Суть «Послания Международного дня танца» - прославление универсальности танца, его художественной формы, пересекающей все политические, культурные и этнические барьеры и сближающей людей с помощью общего языка танца. Каждый год послание, с которым обращается выдающийся хореограф или танцовщик, передается по всему миру.

www.international-dance-day.org

Содержание

Обращение 2015: Исраэль Гальван де лос Рейес

Обращение 2014: Мурад Мерзуки

Обращение 2013: Лин Хвай-Мин

Обращение 2012: Сиди Ларби Шеркауи

Авторы обращения Международного Дня танца (1982-2012)

 


Обращение 2016: Леми Понифазио


        

                                   

 Леми Понифазио - уроженец островов Самоа, хореограф, режиссер, дизайнер и художник. В 1995 он основал группу «MAU» в Окленде (Новая Зеландия), художественное движение по работе с сообществами и артистами всего мира. MAUэто самоанское слово, означающее «обращение к сути».   

Яркие и оригинальные революционные постановки Понифазио выходят за рамки привычных определений.  В своем художественном мире Понифазио открывает современному человеку другие горизонты сознания, замедляя ритмы эстетики, создавая палитру черных глубинных образов, похожих на сон; тело, подготовленное к обряду, к жертвоприношению; сокровенное пространство звука, света и тьмы. Понифазио ставит и представляет свои работы по всему миру, в том числе и на Авиньонском фестивале, фестивале «BAM» в Нью Йорке, на  Ruhrtriennale, Эдинбургском  фестивале, в Театре де ла Вилль в Париже, Культурном центре Онассиса в Афинах, в лондонском Саут-Бэнке, на фестивале в Голландии, фестивале «Luminato», Венском фестивале, Berliner Festspiele, Santiago a Mil  в Чили, Пражской квадриеннале и  Венецианской биеннале.  

Последние работы Понифазио – это «Lagimoana» (2015) для 56-ой Венецианской биеннале; «Апокалипсис» (2015), опера Рэймонда Мюррея Шейфера – фестиваль «Luminato» в Торонто; «Я: мапуче»(2015) и «MAU мапуче» (2016) с коренным индейским народом Чили; и «Я» (2014) к 100-летней годовщине Первой мировой войны, с премьерой на Авиньонском фестивале и последующими показами на международном фестивале в Эдинбурге, Ruhrtriennale в Германии и Окландском фестивале искусств в Новой Зеландии. Другие его работы – это «Малиновый дом» (2014),  где исследуется природа власти и мир, который все видит и ничего больше не прощает; «Камни у нее во рту» (2013), где женщины маори выступают носителями жизненной силы в сопровождении оратории и древних песнопений; опера «Прометей» (2012) Карла Орфа для Ruhrtriennale; «Le Savali» (Берлин, 2011) – противопоставление имперскому Берлину, где целые сообщества семей иммигрантов живут в поисках своего места в жизни и под угрозой депортации; «Птицы с небесными зеркалами» (2010) о проблемах исчезающих островов Тихого океана, родины большинства его артистов,  и о разрушительных последствиях климатических изменений; «Буря: без тела»  (2008) –  затрагиваются вопросы незаконного использования власти после событий 11 сентября.

Обращение 2015: Исраэль Гальвана (Испания)

Ведущий артист "Théâtre de la Ville" в Париже и театра "Mercat de les Flors" в Барселоне

 

Кармен Амайя, Валеска Герт, Сузуши Ханаяги, Майкл Джексон… Я представляю, как эти люди генерируют энергию, и думаю о хореографии, питающейся этой энергией. Пожалуй, важна не хореография, а именно энергия, вихрь, который она вызывает.

Свой первый дуэт я танцевал с мамой, когда она была на седьмом месяце беременности. Может показаться, что это чересчур… Обычно я танцую один, хотя представляю себе, что окружен призраками, и это избавляет меня от роли «танцора-одиночки».

В детстве я не любил танцевать, хотя это получалось у меня естественно и легко, почти инстинктивно. С течением времени я понял, что танец обладает лечебным эффектом. Это помогло мне избавиться от замкнутости и потянуться к людям.

Когда я спокойно сижу на диване весь в своих мыслях, мурлыча какой-нибудь мотивчик себе под нос, дочь Милена, говорит мне: «Отец, перестань танцевать!»

Я вижу людей, они идут по улице, останавливают такси, двигаются каждый в своем темпе. Сами того не зная, они все танцуют! Мне хочется крикнуть им: есть люди, которые до сих пор не знают, что мы все танцуем!

Мне нравится слово «фьюжн», если только это не уловка, чтобы продать непонятно что, выдав за определенный стиль. Лучше, когда оно выражает расщепление и диффузию: например, адский коктейль из ступней Хуана Бельмонте, твердо стоящего на земле, воздушных рук Айседоры Дункан и колыхающегося живота Джеффа Коэна из фильма «Балбесы». И со всеми этими ингредиентами сделать вкусный, мощный напиток, сладкий или горький или опьяняющий. Наша традиция – та же смесь, мы все вышли из коктейля, и обычные люди хотят скрыть его секретную формулу. Но нет: расы, и религии, и политические кредо – все смешивается! Все могут танцевать вместе. Пусть и не держась друг за друга, но рядом.

Старая китайская пословица гласит: «Взмах крыла бабочки можно почувствовать на другом конце света». Когда в Японии пролетает муха, тайфун сотрясает воды у Карибских берегов. Педро Г. Ромеро после изнурительного танца севильяна сказал: в тот день, когда бомба упала на Хиросиму, Нижинский повторил свой великий прыжок в лесу в Австрии. А я продолжаю фантазировать: удар Сэвиона Гловера заставляет кружиться Михаила Барышникова. В тот же момент Кадзуо Оно остается неподвижным и вызывает некий электрический разряд в Марии Муньос, которая думает о Конраде Фейдте и заставляет Акрама Хана вызвать землетрясение у себя в артистической: звенят колокольчики, и пол покрывается каплями пота.

 

Биография


Исраэль Гальван де лос Рейес – лауреат Национальной танцевальной премии «Творчество» департамента культуры правительства Испании, которой он был удостоен в 2005 году за «способность создавать новое в искусстве фламенко, не уходя от истинных корней». В 2012-м получил американскую премию Бесси за выдающиеся достижения, а также был награжден Советом министров правительства Испании медалью за заслуги в области изящных искусств.

Сын севильских танцовщиков фламенко Хосе Гальвана и Эухении де лос Рейес, Исраэль рос в атмосфере tablaos, fiestas и академий фламенко, которые посещал в сопровождении отца. Но только в 1990 году он решил связать свою жизнь с танцем. В 1994-м поступил в труппу Compañía Andaluza de Danza под руководством Марио Майя. Это стало началом стремительной карьеры, которая принесла танцовщику престижные награды в области танца фламенко.

Принимал участие в самых разных проектах, сотрудничал со многими артистами, среди которых Энрике Моренте, Мануэль Солер, Пэт Месени, Висенте Амиго и др.

 

В 1998 году Исраэль представил свою первую композицию – ¡Mira!/Los Zapatos Rojos, которую критики назвали гениальной. Работа произвела настоящую революцию в концепции спектакля фламенко.

С тех пор создал такие постановки, как La Metamorfosis, Galvánicas, Arena, La Edad De Oro, Tábula Rasa, Solo, El Final De Este Estado De Cosas – Redux, Israel vs Los 3000, La Curva. За постановку Lo Real/Le Réel/The Real получил в мае 2014 года три премии Макс в категории «Танец» в номинациях «Лучший танцевальный спектакль», «Лучшая хореография», «Лучший исполнитель». Кроме того, поставил La Francesa и Pastora для своей сестры Пасторы Гальван. Является ведущим артистом Théâtre de la Ville в Париже и театра Mercat de les Flors в Барселоне.

 

 


Обращение 2014: Мурад Мерзуки (Франция)

Руководитель хореографического центра "Centre de Creteil et du Val de Marne"

 

Каждый артист гордится своим искусством.

Каждый артист всегда будет защищать ту художественную форму, встреча с которой изменила всю его жизнь.

Ту самую, которую он обретает и теряет и горит желанием поделиться ею с другими, будь это звук голоса, найденное слово, трактовка текста для всего человечества, музыка, без которой мироздание не может общаться с нами, или движение, открывающее двери благодати.

Как танцовщик и хореограф, я не только горжусь танцем, но и испытываю к нему глубокую признательность. Танец принес мне удачу. Он стал моей моралью, приучив к дисциплине, и снабдил всем необходимым, чтобы познавать этот мир.

Он стал для меня самым близким, давая мне силы на каждый новый день, наполняя меня своей энергией и великодушием. Его поэзия дает мне душевный покой.

© Michel Cavalca

Нужно ли говорить, что я не могу существовать без танца? Без способности к самовыражению, которую он мне дал? Без уверенности в собственных силах, которую я обрел, чтобы преодолевать страхи и выходить из тупиков?

Благодаря танцу, осознав красоту и сложность этого мира, я стал гражданином. Особенным гражданином, который преобразует нормы жизни, сохраняя верность культуре хип-хопа, трансформирует негативную энергию в силу добра.

Танец для меня – постоянный повод для гордости. Но, и испытывая гордость, я живу с болью в сердце. Вижу, что вокруг меня дезориентированы и беспомощны отдельные представители рабочей молодежи, что они живут в обстановке напряженности и безысходности, без надежд на будущее. Собственно, и я один из них, по сути – мы все одно. И я, возможно, более остальных, стремлюсь на собственном примере помочь им найти путь в жизни.

Разве не способствует процветанию общества процветание каждого из нас?

Культура объединяет людей больше, чем рассуждения. Так что проявите мужество и рискуйте, невзирая на препятствия и ненависть на вашем пути; красота мира всегда будет на вашей стороне. Так для меня и танец с его способностью не замечать социальные и этнические различия, оставляя только движение тела во всей его красоте; человека, вернувшегося к чистой экспрессии, уникальной и объединяющей.

Хочу закончить цитатой из Рене Шара, чьи слова изо дня в день напоминают мне о том, что никому не позволено ограничивать нас рамками заданных ролей.

«Лови удачу, крепко держись за свой счастливый случай и рискуй. Наблюдая за тобой, они привыкнут к этому».

Так что дерзай, падай и начинай сначала, поднявшись, танцуй – никогда не прекращай танцевать!

 

Биография


Автор обращения к Международному Дню танца - 2014 Мурад Мерзуки родился в Лионе в 1973 году, в семь лет начал заниматься восточными единоборствами и цирковым искусством. В возрасте пятнадцати лет узнал о направлении «хип-хоп» и открыл для себя танец.

Мерзуки сразу решил, что будет развивать этот уличный танец и одновременно заниматься другими хореографическими направлениями с такими мастерами танцевального искусства, как Мариз Делент, Жан-Франсуа Дюрур и Жозеф Надж.

Полученный опыт помог осуществиться его мечте руководить художественными проектами, объединяя хип-хоп с другими стилями. В 1989 году совместно с Кадером Ату, Эриком Мезино и Шауки Саидом он создал свою первую компанию Accrorap.

В 1994 году на фестивале «Танцевальный Биеннале» в Лионе компания с триумфом исполнила композицию «Афины», выведя, таким образом, на сцену уличный танец.

Путешествия Мерзуки привели его на незанятую территорию, где танец служит мощным инструментом коммуникации. Для развития своего художественного стиля Мерзуки в 1996 году основал собственную компанию Kafig («Клетка» – нем.).

В январе 2006 компания Kafig обосновалась в театре Espace Albert Camus в Броне. Это сблизило театр с фестивалем «Каравелл», созданным Мурадом Мерзуки в 2007 году, в программе которого выступления 10 хип-хоп групп и другие мероприятия.

Параллельно он придумал и создал новый центр творчества и развития хореографии, и Pole Pik открылся в Броне в 2009 году.

В июне 2009 года Мурад Мерзуки был назначен руководителем хореографического центра Centre de Creteil et du Val de Marne. Здесь он продолжает воплощать свои замыслы, оставаясь верным идее открытости миру. За 18 лет хореограф создал 22 постановки, а его компания в среднем дает 150 выступлений в год по всему миру.

 


Обращение 2013: Лин Хвай-Мин (Тайвань)

Основатель/художественный руководитель тайваньского театра танца "Небесные Врата"

 

В Большом предисловии к "Книге песен" ("Шицзин"),
антологии китайской поэзии от 10 до 7 века до нашей эры, говорится:


"Чувства возникают внутри, а форму обретают в словах.
 Слов не хватает – вздыхают,
 Вздохов не хватает - протяжно запевают,
 Протяжного пения не хватает – руки непроизвольно начинают делать танцевальные движения, а ноги - притоптывать."

Танец – это мощная форма выражения.
Это разговор одновременно с небом и землей.
 Это повествование о наших радостях, наших страхах и наших желаниях.
 Танец говорит о неосязаемом, а между тем раскрывает душевное состояние человека и
 Нравы и характеры народа.

Коренные жители Тайваня, как и многие другие культуры мира,   танцуют в кругу.Их предки верили в то, что зло не может проникнуть  внутрь круга. Сцепив руки вместе, они делят друг с другом тепло и двигаются в  совместном пульсирующем ритме.

©LIU Chen-hsiang

И танец проходит на точке исчезновения
Движения исчезают, едва успев появиться.
Танец существует только на протяжении этого мимолетного мгновения.
Танец – это драгоценность.  Это метафора самой жизни.

В нашу эпоху цифровых технологий, изображения движений принимают миллионы различных форм.
Они безумно интересны.
Но они никогда не смогут заменить танец, потому что изображения не могут дышать.
Танец – это празднование жизни.  

Поэтому, давайте, выключайте ваши телевизоры, отключайте компьютеры, и идите танцевать. 
Используйте возможность выразить себя с помощью этого божественного и величественного инструмента, которым является наше тело.
Идите танцевать и потеряйтесь с другими в пульсирующих волнах ритма.
Не упустите это бесценное и мимолетное мгновение. Давайте праздновать жизнь в танце.

 

Биография


Автор обращения к Международному Дню танца-2013, тайваньский хореограф Лин Хвай-Мин – из пантеона великих. Его имя в одном ряду с Уильямом Форсайтом, Джорджем Баланчиным, Бригиттой Кульберг. В июле 2013 года Лин вслед за Мартой Грэхем, Мерсом Каннингэмом, Элвином Эйли, Пиной Бауш, Полом Тейлором, Уильямом Форсайтом, Тришей Браун, Охадом Нахарином и Билл Ти Джонсом получит награду «За жизненные достижения» американского фестиваля танца (ADF). В официальном сообщении фестиваля говорится: «Талант этого хореографа раздвигает границы и преобразует художественные формы. Лин – один из наиболее динамичных и новаторских хореографов сегодняшнего дня». Как всегда, лучшие новации рождаются из глубокого понимания традиций и интереса к окружающему миру.

Интересно, что начинал Лин как писатель. В 22 года, в 1969-м, уже будучи автором двух книг, имевших успех у читателей, он уехал учиться в США и стал магистром искусств на писательском семинаре в университете Айовы. Основа китайского языка – не буква, сама по себе не несущая информации, а иероглиф, самостоятельный образ. Оттого ясная повествовательность образов танцевального текста увеличивает аудиторию поклонников хореографического почерка Лина по экспоненте – это и чувствующие литературность его спектаклей зрители, и ценители абстрактной хореографии, усиленной эффектной, яркой, минималистской сценографией, и ценители азиатского движенческого кода, основанного в первую очередь на восточных техниках дыхания, которые принципиально иначе концентрируют и расслабляют тело. Танцовщики «Небесных врат» обучаются медитации, древним дыхательным практикам ки-гонг, восточным единоборствам, современному танцу и каллиграфии.

Основанный Хвай-Мином на Тайване в 1973 году театр танца «Небесные врата» был продолжен молодой труппой, созданной в 1999-м. Хореограф руководит обеими компаниями, которые пополняются танцовщиками, окончившими созданное Лином в 1983 году отделение танца в национальном университете искусств Тайпея. Структура похожа на работу Нидерландского театра танца, где есть NDT-I, NDT-II, NDT-III, где учатся и работают танцовщики разного возраста, уровня профессионализма и разных взглядов на танец.

Согласитесь, это даже звучит грандиозно – 86 постановок. Премия «За жизненные достижения» более чем логична. В 2005 году «Тайм» назвал его одним из «героев Азии». Конечно, ведь «Небесные врата», выступая в городах Тайваня, собирают на каждое выступление более 60 000 зрителей. Это масштабы «Битлз» и Майкла Джексона.

Лин Хвай-Мин – главное лицо документальных фильмов «Портреты Тайваня» канала «Дискавери», «Плывущий по земле» (Opus Arte), «Лин Хвай-Мин – разделяющий миры» (ARTE/ZDF). С 2000 года Лин — художественный руководитель программ современного танца Novel Dance Series в концертном зале «Новель Холл» Тайпея, в которых принимают участие известные на весь мир японские перформеры Эйко и Кома, вьетнамский перформер Еа Сола, певица Мередит Монк, хореографы и танцовщики Сюзанн Линке, Акрам Кан, Сиди Ларби Шеркауи, Жером Бель.

Самое потрясающее, что у любого танцовщика есть шанс быть рядом с ним и учиться. В настоящее время Лин Хвай-Мин – наставник по танцу в программе Rolex Mentor and Protege Arts Initiative для молодого хореографа, которого выбирает международная экспертная комиссия. А у российского зрителя летом снова есть возможность увидеть спектакль «Небесных врат» – Чеховский театральный фестиваль привозит в Москву «Девять песен».

Екатерина Васенина

 


Обращение 2012: Сиди Ларби Шеркауи (Бельгия)

Выдающийся хореограф, лауреат премий Нижинского (2002), KAIROS (2009), Benois de la dance (2011)

 

Иду годы, идут века… Что остается? Прежде всего, искусство. Искусство и есть то, что человечество оставляет своим наследникам –  в зданиях, книгах, картинах, музыке. Или в танце. В этом смысле я считаю танец наиболее актуальным, наиболее современным уроком истории, так как находится он в постоянной связи с ближайшим прошлым, а осуществляться может только в настоящем. Кроме того, танец не признает границ, в отличие от многих других искусств. Даже когда отдельные его стили пытаются ограничить себя рамками; движение самой жизни, ее хореография и стремление к постоянному изменению позволяют стилям смешиваться. Одно сливается с другим естественным образом, и танец возникает только в том пространстве, к которому принадлежит – постоянно меняющемся настоящем.

Я верю, что танец — одна из самых искренних форм самовыражения. Когда люди танцуют в балетном спектакле, в вихре хип-хопа, современном шоу или просто на дискотеке, давая себе волю — едва ли есть место лжи.
Двигаясь вместе с другими и наблюдая за их движениями, мы можем испытывать их эмоции, понимать их мысли и заряжаться их энергией. А значит, узнать их и лучше понять.

Мне нравится думать о танцевальном спектакле как о празднике сосуществования, способе создания пространства и времени друг для друга. Подчас мы забываем это, но ведь красота представления заключается в том, что люди собираются в одном месте, садятся рядом и переживают один и тот же момент. В этом нет ничего личного: выступление – это социальный опыт. Мы все участвуем в этом ритуале, это наша связь со спектаклем, наша связь с настоящим.

И поэтому в 2012 году я желаю всем больше танца. Не для того чтобы забыть свои проблемы 2011-го, но наоборот, чтобы творчески подойти к ним, танцевать вокруг них, найти способ общения друг с другом и с миром, принимать жизнь как часть вечно продолжающего танца. Танцуйте, чтобы найти истину, чтобы передавать, отражать и прославлять ее.

 

Празднование 30-ой годовщины Международного дня танца состоялось


25 апреля 2012 года в Париже, в здании  ЮНЕСКО.

                                                                 

                                                  

 


Авторы обращения Международного Дня танца
(1982-2012)


1982 Хенрик НЬЮБАУЭР

1983 (Не было обращения)

1984 Юрий ГРИГОРОВИЧ

1985 Роберт ДЖОФФРИ

1986 Четна ДЖАЛАН

1987 Правление комитета по танцу

1988 Робин ХОВАРД

1989 Дорис ЛЭЙН

1990 Мерс КАННИНГЕМ

1991 Ханс ВАН МАНЕН

1992 Жермейн АКОГНИ

1993 Маги МАРЕН

1994 Тай ЭЙЛИАН

1995 Мюррей ЛУИС

1996 Майя ПЛИСЕЦКАЯ

1997 Морис БЕЖАР

1998 Кадзуо ОНО

1999 Махмуд РЕДА

2000 Алисия АЛОНСО, Иржи КИЛИАН, Сирил ЛЕЗЕР

2001 Уильям ФОРСАЙТ

2002 Кетрин ДАНХЭМ

2003 Матс ЭК

2004 Стивен ПЕЙДЖ

2005 Мияко ЙОШИДА

2006 Его Величество Нородом СИАМОНИ, король Камбоджи

2007 Саша ВАЛЬЦ

2008 Глэдис АГУЛЬЯС

2009 Акрам ХАН

2010 Хулио БОККА

2011 Анна Тереза ДЕ КЕЕРСМАКЕР

2012 Сиди Ларби ШЕРКАУИ

Свежий номер журнала

Поиск по сайту