Легенды и авантюры Ольги Чеховой

Есть люди, на которых сходятся силовые линии эпохи и даже нескольких. Такой была Ольга Чехова – ученица Станиславского, жена великого Михаила Чехова, государственная актриса Третьего рейха, тайный агент Кремля. Женщина-легенда, женщина-авантюра.

Имя свое она получила в честь тетки, знаменитой актрисы Художественного театра Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой, жены Чехова. Связь с семьей Чеховых двойная: первый муж Ольги – Михаил Чехов, племянник Антона Павловича, выдающийся актер и режиссер, педагог, создавший в США театральную школу, через которую прошли Мерилин Монро, Юл Бриннер, Марлон Брандо, Джеймс Дин, Пол Ньюман и другие звезды.
Великие окружали ее всю жизнь. Актеры, диктаторы, писатели. А началось с того, что юная Ольга Книппер, вольнослушательница мхатовской студии, сыграла в благотворительном спектакле «Гамлет»: она – Офелию, Михаил Чехов – принца. После представления эмоциональный Чехов расцеловал Ольгу. Поцелуй был такой страстный, что она, наивная и неопытная, всерьез боялась забеременеть. «Теперь мы должны пожениться», – сказала она. И действительно поженились. Правда, тайно, в маленькой деревушке, и только потом признались.
Новой своей фамилией она гордилась, не сменила ее, несмотря на многочисленные браки и на то, что в нацистской Германии, куда ее потом занесла судьба, носить славянскую фамилию было предосудительно.
Прожили вместе они недолго. После революции эмигрировала сначала Ольга, выйдя замуж за кинопродюсера-венгра, а через шесть лет Михаил. Выбрать Германию вполне естественно для этнической немки, туда она и отправилась. Но вот обстоятельства ее отъезда таинственны, тут мы вступаем в область легенд и версий. По одной из них, незадолго до отъезда ее вызвали в Управление военной разведки, где она была завербована в нелегальную агентуру. Актрису научили технике шифрования, сообщили явки и коды. Если это правда, то на шпионском поприще у Чеховой есть предшественница – знаменитая разведчица и актриса Мата Хари. Да и о великой Грете Гарбо существует подобный миф. Согласно ему, во время войны она была агентом союзников в Норвегии и Швеции. И даже готовила покушение на фюрера, для чего носила в дамской сумочке пистолет.
Версию о вербовке Чеховой никто окончательно не подтвердил, но и не опроверг. Ярких моментов в ее биографии и без шпионажа хватало. Взять хотя бы милую историю о том, как на гастролях в Америке она готовила для Марлен Дитрих и Гэри Купера щи, а потом поила их русской водкой.
Великой актрисой Чехова не была, но профессионалом – безусловно. Хотя при всем профессионализме и мастерстве главным козырем ее была сексапильность. Одна из педагогов Ольги Элеонора Дузе сказала ей как-то: «Ты должна знать – на сцену надо идти нагой». «Не сразу я поняла, – пишет Ольга Константиновна в книге мемуаров «Мои часы идут иначе», – что она имела в виду открытость, обнаженность души на сцене, а вовсе не стриптиз».
Не сразу. Она играла в лучших берлинских театрах, не пренебрегая и эротическими ролями. И очаровывала. Очаровывала со сцены, с экрана, и тем более при личном общении. Начав сниматься, быстро стала одной из первых актрис Германии. «На гастроли в Америку, – вспоминает она, – я приехала с прозвищем «секс-Ольга». Но и актерская репутация была высокой. Недаром же ее снимал сам Хичкок.
А всего Чехова сыграла более чем в 100 фильмах, среди которых легендарный «Мулен Руж». Плюс спектакли. И не какие-нибудь проходные, а поставленные самым значительным немецким режиссером той эпохи Максом Рейнхардтом.
Тем временем на политической сцене играли другой спектакль: Германия стала нацистской. Чехова рассматривала политические события со своей точки зрения: «Вся верхушка Вермахта абсолютно не возбуждает сексуальных чувств, а я ведь женщина, которой чуть больше сорока».
Популярность ее была необыкновенной. Ее фото висели в казармах «Люфтваффе» и солдатских окопах. Сам Гитлер объявил ее государственной актрисой Рейха. Фюрер приглашал ее на престижные мероприятия и усаживал рядом с собой, оказывая знаки внимания. Она заводила романы с асами Геринга и дружила с Евой Браун, но… Все это могло быть и двойной жизнью. Положение звезды давало фантастические возможности для получения конфиденциальной информации. По слухам, у советской разведки существовал даже план покушения на Гитлера, главную роль в котором должна была сыграть она, Ольга Чехова. Но в последний момент Сталин отменил акцию, опасаясь, что после смерти фюрера немецкие генералы заключат союз с Англией и Америкой против СССР.
Эта интрига послужила сюжетом культового советского фильма «Семнадцать мгновений весны». Но если у советской разведки действительно был агент, который, подобно герою «Семнадцати мгновений» Штирлицу, мог выяснить, кто из руководителей Рейха пытается выйти на сепаратные переговоры с союзниками, то это была Ольга Чехова. Западные журналисты утверждают, что именно Чехова была тем таинственным, прекрасно осведомленным источником информации, с которым всю войну поддерживал связь обосновавшийся в Швейцарии резидент советской разведки Шандор Радо.
Впрочем, это слухи и версии, фактов почти нет. Ну, разве что вот такой. Когда гитлеровские войска вторглись в Крым, они не тронули мемориальный домик Чехова, в то время как Ясную Поляну Толстого и Спасское-Лутовиново Тургенева сожгли беспощадно. У Толстого с Тургеневым не оказалось своего заступника в Берлине, а у Чехова, судя по всему, был.
В конце войны ее вывезли в Москву. Поселили на конспиративной квартире, где Чехова прожила около двух месяцев. При ней постоянно находились предупредительные молодые офицеры, играли с ней в шахматы. Эти же «шахматисты» возили ее на беседы в Кремль – с Берией, а возможно, и с самим Сталиным. Ей даже дали прогуляться по городу. На улице к Чеховой подбежала девушка и с криком «Предательница!» плюнула в лицо. А потом происходит невероятное – ее отпускают. Ее, фаворитку Гитлера! Государственную актрису Рейха! А ведь в то время достаточно было малейшей тени, намека, подозрения в коллаборационизме – и человек исчезал навеки. Более того: советские оккупационные власти в Берлине сделали все, чтобы семья Чеховых ни в чем не нуждалась. А когда она решила переправиться в Западную Германию, не препятствовали и дали свободно уехать. Невероятно, как и многое в ее жизни.
Она продолжала играть. Уйдя со сцены и из кино, основала фирму «Косметика Ольги Чеховой». Дожила до глубокой старости. О войне вспоминать не любила, зато с удовольствием вспоминала о Чехове. Каждый год в день смерти Антона Павловича приезжала в местечко Баденвейлер, где скончался «дядюшка Антоша». 9 марта 1980 года, зная, что кончина близка, позвала внучку: «На смертном одре Антон Павлович Чехов сказал Ольге Леонардовне, что хотел бы выпить бокал шампанского. Выпил – и отошел. Я хочу последовать его примеру». Чехова объяснила внучке, где находится нужная полка в винном погребе, та вернулась и поднесла умирающей бокал. Выпив последний в своей жизни глоток шампанского, Ольга Константиновна произнесла: «Жизнь прекрасна!» 

Ян Шенкман

 

 

Свежий номер журнала

Поиск по сайту