27 марта День Театра. - Обращение Бретта Бейли

24.03.2014

Повсюду, где есть человеческое общество, веет неудержимый дух актерства.

Под кронами деревьев в крошечной деревушке и на высокотехнологичных сценах больших мегаполисов, в школьных залах, в полях и в храмах; в трущобах и на городских площадях, в культурных центрах и бедных подвалах люди собираются вместе, чтобы приобщиться к эфемерному миру театра, который мы создаем телом, дыханием и голосом для воплощения нашей человеческой сущности, нашего многообразия, нашей уязвимости.

Мы собираемся вместе, чтобы плакать и вспоминать, смеяться и размышлять, учиться, утверждать и изображать.

Чтобы поражаться техническим достижениям и перевоплощаться в богов. Дышать в такт с общим дыханием в стремлении передать красоту, сочувствие и уродство. Получить вдохновение и силу. Прославить богатство и разнообразие культур и разрушить разделяющие нас границы.

Везде, где есть человеческое общество, веет неудержимый дух актерства. Рожденный в обществе, он облачен в маски и наряды наших традиций. Он перенимает наши языки, ритмы и жесты и создает в нас пространство.

И мы, артисты, имеющие дело с этим древним духом, чувствуем, что обязаны, пропустив его через наши сердца, мысли и тела, явить реальность со всей ее приземленностью и загадочностью.

Однако в наше время, когда миллионы людей борются за выживание, страдают под гнетом жестоких режимов и грабительского капитализма, вынуждены бежать от войны и тягот жизни, когда в нашу частную жизнь вторгаются секретные службы, а наши слова подвергаются цензуре бесцеремонного правительства; когда уничтожают леса, истребляют животных и отравляют воду в океанах – что мы чувствуем обязанными явить миру?

В этом мире неравной власти, где господствующие силы стремятся убедить нас в том, что одна нация, одна раса, один пол, одно сексуальное предпочтение, одна религия, одна идеология, одно культурное пространство превосходят остальные, действительно ли можно настаивать на том, что искусство должно быть свободно от социальной составляющей?

А что делаем мы, артисты арен и сценических площадок: подчиняемся выхолощенным требованиям рынка или же, пользуясь данной нам властью, расчищаем пространство в сердцах и умах нашего общества, объединяем вокруг себя людей, чтобы вдохновлять, восхищать и наставлять, чтобы создавать мир надежды и искреннего сотрудничества?

Биография

Бретт Бейли – драматург, дизайнер, режиссер и автор инсталляций из Южно-Африканской Республики, а также художественный руководитель группы «Чаепитие третьего мира». Работал в Южной Африке, Зимбабве, Уганде, на Гаити, в Демократической Республике Конго, Великобритании и Европе.

Его признанные во всем мире пьесы опровергают устоявшиеся представления о развитии постколониального мира, в их числе BIG DADA, IPI ZOMBI?, iMUMBO JUMBO, medEia и ORFEUS. Среди его выставочных инсталляций – EXHIBITs A&B.

Его работы, известные по всей Европе, а также в Австралии и Африке, завоевали несколько наград, в том числе золотую медаль за дизайн на Пражской Квадриеннале (2007). Он возглавлял жюри Пражской Квадриеннале в 2011 году и был членом жюри конкурса Международного института театра «Музыкальный театр сегодня» в марте 2013 года.

Был режиссером церемонии открытия Мирового саммита искусства и культуры в Йоханнесбурге в 2009 году, а в 2006–2009 годы – открытий Международного фестиваля искусств в Хараре. С 2008 по 2011 годы – куратор единственного в ЮАР Фестиваля паблик-арта «Заражая город» в Кейптауне. В 2014-м в Международный День театра выступит с обращением от Международного института театра к ЮНЕСКО.

Перевод Юлии Ардашниковой

Фото:Pascal Gely

Вернуться

Свежий номер журнала

Поиск по сайту