Кармен номер один

15.01.2015

Кармен номер один
 
 
Сегодня на Новодевичьем кладбище хоронят Елену Васильевну Образцову, одну из главных оперных певиц ХХ века.
Ей почти удалось осуществить свое желание - умереть раньше, чем закончит петь – во время панихиды магический голос певицы звучал со сцены Большого театра, которому она отдала более пятидесяти лет (не удивительно, что все балконы и проходы были полны ее поклонниками). На этой сцене она дебютировала в партии Марины Мнишек еще студенткой Ленинградской консерватории, которую закончила с отметкой «5+» за вокал - такое случается раз в несколько десятилетий. На этой сцене в конце октября отметила свое 75-летие, собрав коллег и друзей на уникальный концерт. В декабре должна была принять участие в Минском оперном форуме, но болезнь, о которой практически никто не знал, взяла свое. 
Музыка вошла в ее жизнь с самого детства и подчинила себе девочку с тоненьким голоском, которая тут же старалась спеть все, что услышала. А слышала она много – у отца-инженер был прекрасный баритон, скрипка, и страсть к оперным пластинкам, которые дочь слушала бесконечно (хотя он противился музыкальной карьере дочери). О Елене Образцовой узнали в 1962 году, когда она получила сразу две золотые медали – на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки и на Всесоюзном конкурсе вокалистов им. Глинки, после которого последовало приглашение в Большой театр. 
«Лучшая Кармен мира», «певица экстра-класса» (так назвал ее уникальный импресарио Сола Юрока), лауреат премии «Золотой Верди» за выдающееся исполнение музыки композитора, устроительница «самого грандиозного дебюта за всю историю Метрополитен-опера», нарушительница оперных порядков (бывало и такое, что ей приходилось повторять арию на бис прямо во время спектакля), Елена Образцова за свою жизнь в искусстве исполнила более восьмидесяти партий – Кармен, Адальджиза, Амнерис, Марфа, Бабуленька, Графиня, Ульрика, Далила, Азучена, Любаша, Любава, Принцесса да Буйон, Принцесса Эболи… Она пела на всех главных сценах мира с лучшими дирижерами и певцами современности. Пела не только в операх, создав огромное количество вокальных циклов (в частности, посвященные ей Георгием Свиридовым циклы «Десять песен на стихи Александра Блока» и «Отдалившая Русь» на стихи Сергея Есенина)
 
Но и этим не ограничивался талант и бесконечная жажда новизны Елены Образцовой. Много лет она преподавала и консультировала молодых певцов. Основала несколько вокальных конкурсов, а во многие входила в жюри. Занималась продвижением лауреатов на ведущие сцены России и мира. Попробовала себя в художественном руководстве оперной труппой Михайловского театра, и в оперной режиссуре («Вертер» Массне на сцене Большого театра). Вышла за границы безбрежного жанра оперы – читала рэп, пела джаз и зонги Курта Вайля, танцевала рок-н-ролл. Снималась во многих музыкальных фильмах (самый известный – «Сельская честь» Франко Дзеффирелли, где она исполнила роль Сантуццы среди звезд «Ла Скала»; маэстро признается потом, что в его жизни было три потрясения - Анна Маньяни, Мария Каллас и Елена Образцова). Играла на драматической сцене. Писала стихи. И жила нараспашку – жадно, страстно, красиво, насыщенно, заставляя поверить, что смерть не может перечеркнуть столько событий и чувств, сколько подарила жизнь. 
В одном из интервью Елена Васильевна рассказала о своем поклоннике, который собрал все диски с ее записями и взвесил. Получилось… семнадцать килограммов великой музыки. 
 
 
 

 

Вернуться

Свежий номер журнала

Поиск по сайту