Мастерская волшебника

28.06.2013

В Новом Манеже открылась выставка режиссера и художника Дмитрия Крымова «Камень. Ножницы. Бумага». Эпиграфом к ней, пожалуй, могла бы стать знаменитая фраза Антуана де Сент-Экзюпери «Все мы родом из детства». В следующем году Лаборатории Дмитрия Крымова исполняется 10 лет. За это время она создала 16 спектаклей. Инсталляции, посвященные каждому из них, сделали ученицы Крымова Мария Трегубова и Вера Мартынова. Такое ощущение, что в их работах соединились две детские комнаты – девочки и мальчика. Спектакль «Катя, Соня, Поля» по Бунину представлен трогательными куклами, почти все из которых - сломаны. А в инсталляции к постановке «Тарарабумбия» фигурируют и танки, и солдатики, все как один – в масках Антона Павловича Чехова. Почему у игрушечных военных лицо писателя, взывающего к милосердию, которого Людмила Петрушевская назвала «Мадонной русской литературы» - непонятно. Но недосказанность – это как раз то, что обожает Дмитрий Крымов. Как и некую сказочность, таинственность. Поэтому на выставке многое может удивить. Например, обычные с виду чайные чашки, на дне которых обнаруживаются маленькие экраны. На них транслируется спектакль «Демон. Вид сверху». Чаепитие – основная тема и другой чудеснейшей инсталляции. Она посвящена спектаклю «Горки 10», в которой герой (персонаж пьесы Розова «Шумный день») бьет саблей по столу, борясь с окружающим мещанством. Инсталляция на выставке представляет собой разрубленный стол, над которым застыли в полете перевернувшиеся тарелки, чашки (из них летят брызги чая), и с детства привычные сладости – сухари, конфеты… Вот только подвешены эти предметы на таких красивых поблескивающих нитях, и выглядят так загадочно, что напоминают не советскую пьесу, а безумное чаепитие Алисы. Точнее, то, чем оно могло бы завершиться. Однако на выставке присутствуют не только инсталляции. Но и артефакты из музейных собраний, например, из Музея истории Гулага, или из Театрального музея им. А.А. Бахрушина. Кстати, директор Бахрушинского музея Дмитрий Родионов выступил куратором выставки. Из музеев взяты, например, подлинные вещи Чехова и Станиславского. И вкупе с инсталляциями они помогают создать в пространстве выставки образ Мастерской Художника. С большими столами, заполненными разными ящичками, каждый из которых можно выдвинуть и рассмотреть его содержимое. Им, могут быть, например, черные перья (реквизит спектакля «Демон. Вид сверху»), старинные театральные фотографии или планшеты, на которых транслируются сцены из спектаклей. О личности художника говорят даже альбомы с репродукциями – непременные атрибуты каждой мастерской. На этой выставке между книгами о мастерах эпохи Возрождения лежит альбом Дианы Арбус, знаменитого американского фотографа середины прошлого века. Она прославилась своими снимками маргиналов, душевно и физически ущербных людей, и покончила с собой в возрасте 48 лет. А в непосредственной близости от альбомов - инсталляция, посвященная спектаклю «Опус № 7». На столе лежат обычные старые фотографии, но если приблизить их к специальной лампе, стоящей рядом, на снимках высветятся надписи о том, когда изображенные на них люди сидели или работали в лагере… Итак, о чем же выставка? О Мастерской Художника, его спектаклях , процессе их возникновения и источниках вдохновения… О боли и катарсисе и о том, как, несмотря на жизненные катастрофы, бывает прекрасен этот мир… Анна ЧЕПУРНОВА

Вернуться

Свежий номер журнала

Поиск по сайту