Сыграть на опережение

11.06.2014

Сыграть на опережение

В Москве в Центре им. Мейерхольда прошла двухдневная конференция Гильдии театральных режиссеров России. Режиссеры из столиц и провинции, из поколения next и поколения советского театра, адепты репертуарного театра и театральных проектов, собрались, чтобы обсудить круг профессиональных проблем и «сыграть на опережение» - повлиять на то, как будет выглядеть Закон о культуре, который выйдет осенью этого года. Проблем оказалось множество – театральное образование (в том числе и второе высшее, что особенно актуально для режиссеров), гастрольная политика, итоги работы Группы юбилейного года в Театре на Таганке, мат на сцене, запрет на который вступает в силу и ставит под удар определенные спектакли, и многое другое.

Даже людям одной профессии зачастую трудно находить общий язык. Провинциальные театры просят дать им молодых режиссеров, но чтобы с не "подвальным мышлением" и чтобы спектакль поставил непременно кассовый, иначе театр прогорит. Ждут они и совершенно иных денег на оплату гастролей от Министерства культуры - на те копейки, которые выделяются сегодня, сниматься с места и куда-то ехать не имеет смысла. Эту позицию озвучил худрук Самарской драмы Вячеслав Гвоздков, но под ней бы подписались многие руководители из провинции. "Приезжайте к нам на показы, посмотрите наших выпускников, увлеките их. Они уже творческие личности, им нельзя просто приказать", - парирует один из главных "кузнецов" режиссерских кадров Сергей Женовач. "Искать надо в мастерских, лабораториях, самим вкладываться", - добавляет Марат Гацалов, режиссер Александринского театра, в прошлом главреж Прокопьевского драмтеатра. "Чтобы вырос один гений, должна быть среда: лаборатории, мастер-классы, читки - разные проекты. С молодыми надо возиться", - вторит критик Павел Руднев. Представители Министерства культуры Софья Апфельбаум и Евгения Шерменева уже не первый раз за этот месяц рассказали о преимуществах новой гастрольной программы министерства. Но с обязательным уточнением - полностью оплачивать гастроли министерство не будет: каждый театр, заинтересованный в творческом обмене, сам обязан увлечь этой идеей местное руководство, а также руководство того театра, который хотел бы пригласить к себе. Иными словами, в гастрольную программу надо приходить со своим организационным и финансовым "приданным".

Но есть множество опасностей, которые очевидны и столичным, и провинциальным, и молодым, и опытным режиссерам. По-прежнему театры сильно зависят от культурного уровня начальника-учредителя, который подбирает руководителей театров себе под стать. На собрании говорилось о необходимости заключать не двойственные, а тройственные договоры, в которых должны участвовать не только учредитель и нанимаемый директор или худрук, но и профессиональные Гильдии – менеджеров и режиссеров. Тогда, можно надеяться, количество изгнанных неугодных местному начальству руководителей театров резко сократится.

Люди театра обсуждают будущий Закон о театре, Основы культурной политики и другие близкие им темы. И не всегда учитывают, в каком контексте будут находиться принимаемые «культурные» документы. А между тем, в контексте Налогового кодекса, Трудового кодекса и прочих законодательных актов театры приравниваются к предпринимательской деятельности, а художественные советы, от которых театры избавились было в недалеком прошлом, могут стать новой реальностью в ближайшем будущем. Оглянуться на контекст и сплотиться перед лицом реальных опасностей призвал собравшихся председатель Гильдии театральных менеджеров России Анатолий Полянкин. К слову, у обеих Гильдий уже получился один совместный проект «Театральный разъезд». Суть его такова: по рекомендации режиссерской Гильдии пятеро молодых режиссеров, чьи заявки на постановки спектаклей выиграли конкурс, едут осуществлять свои задумки в театры провинции, пожелавшие участвовать в эксперименте. А обе Гильдии «ведут» своих подопечных до премьеры, помогая решать любые вопросы, творческие и организационные. Четыре из пяти заявок воплотились таким образом в жизнь и остались в репертуаре театров в Новосибирске, Железногорске, Димитровграде и Борисоглебске.

Возможность получить бесплатное второе высшее образование для режиссеров пока остается под вопросом. А вот результаты последних нововведений скоро аукнутся на работе театров. Например, запрет на доборы и переходы с актерского на режиссерский внутри одного вуза. «А у меня лучший студент влюбился и в Париж уехал, - сокрушается Евгений Каменькович. – И теперь бюджетное место должно пропасть, потому что я никого не могу взять». Еще один запрет – на возможность набирать студентов в свою мастерскую: теперь этим будет заниматься общая комиссия. Для таких институтов, как, например, РАТИ- ГИТИС, где одновременно набирают курсы несколько мастеров, такая практика может оказаться губительной. За разговорами о неэффективности тех или иных провинциальных институтов культуры кроется тенденция к ликвидации многих из них. Георгий Исаакян, двадцать лет отработавший в провинции, прежде чем возглавить Детский музыкальный театр им. Сац, убежден, что делать этого ни в коем случае нельзя. И без того истончившийся культурный слой провинциальной интеллигенции и вовсе сойдет на нет, если актеров и режиссеров будут учить только в столицах или крупных центрах.

А главное, что ощущают сегодня деятели театра во всех уголках России, - перевод культуры на рельсы самоокупаемости, попытка скинуть эту «бабу» с бюджетного «воза», бесконечное требование лукавых количественных показателей, как будто эстетическая ценность спектакля может измеряться количеством зрителей или кассой («Все наши великие, включая Мейерхольда, не прошли бы тест на эффективность», - говорит председатель Гильдии режиссеров Валерий Фокин). И одновременно – все возрастающий контроль государства над содержанием спектаклей, возможность закрыть спектакль за оскорбление чьих-либо чувств (из таких жертв можно уже фестиваль составить). Профессиональное сообщество все больше понимает, что обязано прописать юридически все возможные нюансы отношений театра и государства, театра и общества, иначе будет поздно.

Продолжение обсуждения Основ культурной политики государства не заставит долго ждать - 23 июня в Центре им. Мейерхольда соберутся худруки, директора, чиновники, профессора, представители СТД. На встрече ожидается советник президента Владимир Толстой.

Фото предоставлены пресс-службой Центра Мейерхольда

Вернуться

Свежий номер журнала

Поиск по сайту