Умножение на ноль

21.04.2014

Умножение на ноль

«Литургия Zero» Валерия Фокина по роману Достоевского завершило драматический конкурс «Золотой маски»

Создателя жестких, эстетских театральных форм Валерия Фокина манят тексты «о свойствах страсти». Выбрав для постановки «Игрока» Достоевского и придумав ему очень точное название «Литургия Zero», он поставил спектакль о чудовищной, сладкой, непреодолимой энергии саморазрушения. Литургия – общее дело, служение, zero – ноль: человеческие усилия, порывы души, любовь – все поставлено на zero, все умножено на ноль.

Геометрия спектакля, как всегда у Фокина, очень красива: кружатся в разные стороны большой и малый круг гигантской рулетки, вовлекая в свое кружение людей, над которыми возвышается крупье-демиург. Всполохи света бегут в обратном направлении, отчего по стенам вытанцовывают какой-то странный и стройный полонез гигантские тени – фантомы, химеры, фобии. Все герои почти прикованы к курортным креслам-шезлонгам (читай – к своим страстям и судьбе), а если и вырываются из них ненадолго, так затем лишь, чтобы очень скоро туда вернуться. Валерий Фокин заточил актеров в гамлетову скорлупу ореха,  но подарил им ощущение настоящей актерской свободы.

Актеры Александринского театра демонстрируют победительный класс игры, но главные центры притяжения – Антон Шагин в роли Алексея Ивановича и легенда Петербурга Эра Зиганшина в роли Бабушки. На выпускника Школы-студии МХАТ Антона Шагина (номинант на лучшую мужскую роль) заглядывались многие режиссеры, включая Петра Фоменко, а теперь он живет между Москвой, где играет в «Ленкоме» Пер Гюнта и Лопахина, и Петербургом, где Валерий Фокин открыл в нем идеального героя Достоевского - раба, царя, червя и Бога, а еще гениального мальчишку, для которого срочно сотворить невозможное (написать роман, чтобы расплатиться с кредиторами, или выиграть двести тысяч, чтобы спасти от бесчестья любимую) было вопросом жизни и смерти. Правда, выиграв жизнь, Алексей Иванович выбирает смерть.

Бабушка Эры Зиганшиной - другой полюс русского характера. Такая же стихийная, не знающая берегов и границ натура, сочно сыгранная великолепной актрисой, она способна подняться, оттолкнувшись от самого дна и осознав свое падение (и не вина классика в том, что сегодняшний зал встречает саркастическим смехом намерение Бабушки отстроить церковь - тут бы призадуматься сегодняшним иерархам).

Собственно, между этими полюсами и лежит сегодня русский выбор: полностью отдаться энергии саморазрушения или из последних сил оттолкнуться от дна.

Фото предоставлены официальным сайтом премии "Золотая маска"

Вернуться

Свежий номер журнала

Поиск по сайту