«Золотая маска». Вне конкуренции

05.02.2014

Фестиваль «Золотая маска» проводится в этом году в двадцатый раз. По традиции крупнейший российский смотр представляет не только сливки прошедшего сезона в театрах России, но и многочисленные дополнительные программы, которые создают этому срезу богатый контекст. Одна из новых программ «Маски» так и называется «Контекст» и представляет актуальные зарубежные спектакли. Начать «Контекст» решили с хореографии: в программу вошел «Atomos» в постановке Уэйна МакГрегора (его нередко называют хореографом будущего, использующим в процессе создания танца научные и технические разработки), одноактные балеты Компании Бенжамина Мильпье Los Angeles Dance Project (его собственные сочинения соседствуют с постановками постановки Уильяма Форсайта и Мерса Каннингема), а также спектакль «House» танцевальной компании L-E-V. Шарон Эяль и Гай Бехар (Израиль).

Еще одно нововведение – «Детский Уикэнд», который состоится с 14 по 16 марта. Его программа адресована зрителям от ноля до шестнадцати и включает в себя все жанры. Опера представлена спектаклем Большого театра "Настройся на оперу", балет - спектаклем "За (скобками)" "Балета "Москва". Есть несколько хитов, проверенных временем, - "Бесстрашный барин" по сказкам Афанасьева и "Кот, который гулял сам по себе" по Киплингу из РАМТа, а также "Счастливый Ганс" по сказкам братьев Гримм ("СамАрт"). Для самых маленьких - "Маленькие чувства" из Великого Новгорода, "Сказки небесной коровы" из Ектеринбурга, "Сокровища лесных эльфов" из Кирова и "Сказки из маминой сумки" из Москвы. В них поводом для игры и фантазии становится все самое будничное: утро перед походом в детский сад, одиночество дома, комната, из которой вышли люди, ржавый велосипед, библиотечная тишина, облака в небе или мамина сумка. Для самых больших - "Атлантида, дом 17" из Хабаровского ТЮЗа - спектакль, основанный на пьесах американских подростков, задающих самые неудобные вопросы: о суициде, наркомании, неизлечимых болезнях и тому подобное. Но главное раздолье у возрастной категории от шести до двенадцати: для них и "До свидания, Золушка" Анатолия Праудина, и "Снежная королева" Романа Феодори, и "Гадкий утенок" Екатерины Гороховской, которые заставят совсем по-новому взглянуть на любимые сказки. А для тех, кто не наигрался в куклы, - "Все другие и собака" по стихам Вадима Левина и Ренаты Мухи (Театр им. Образцова) и "Бременские музыканты". Особо стоит отметить спектакль Московского театра кукол "Майская ночь", которая открывает мир театра незрячим и слабовидящим.

Программа "Новая пьеса" может побороться с солидными социологическими институтами за право нарисовать объективную картину общественных настроений. Так, «Национальный план развития» из Латвии (постановка Яниса Балодиса) предлагает проанализировать официальные документы от правительственных структур и реалии жизни, чтобы представить себе будущее. «Русский и литература» из Абакана (режиссер Евгений Ланцов) исследует страшную разрозненность нашего общества. «Дождь за стеной» (совместная работа ташкентского «Ильхома» и московской «Саундрамы») превращает в музыку (по-другому Владимир Панков не может) жесткие социальные реалии начала двухтысячных, описанные Юрием Клавдиевым. «Я это я» - экзистенциальное приключение американки Николь Контолефы, окончившей Школу-студию МХАТ, а теперь играющей пьесу ученицы Николая Коляды Александры Чичкановой – экстравагантный способ познакомиться с миром.

Кома из Херсона (режиссер Андрей Май) предлагает очень болезненную рифму с сегодняшними событиями в Москве – в спектакле идет речь о школе, о старшекласснике, расстрелявшем нескольких человек без видимой причины. Тюменская фабрика по изготовлению бело-голубых наклеек на банки со сгущенкой вдохновила тюменский «Ангажемент» и Олесю Невмержицкую на создание документального спектакля… о любви. Годовалый театр «18+» привезет свой самый знаменитый спектакль «Папа», посвященный колоритнейшему городу Ростову-на-Дону (в спектакле участвует культовая ростовская рок-группа «Церковь детства»). Будут и гости из дальнего зарубежья с американо-финской постановкой «Пассажиры». Пожалуй, только создатели спектакля «Анна Каренина» по пьесе Клима (режиссер Борис Павлович, Хабаровский ТЮЗ) позволил себе роскошь заняться чистым искусством, литературными играми и стилизациями. Да литовский театр Operomanija позволил себе и нам вдоволь посмеяться и растрогано вздохнуть на опере «Хорошего дня!» для десяти кассирш, звуков супермаркета и фортепиано.

Фестиваль продолжает развивать и свои образовательные программы, затягивая в свою орбиту самых разных практиков театра. Так, программа «Институт театра», открывшаяся на прошлом фестивале, в этот раз приглашает желающих в «Класс театральной критики», чтобы научиться писать (или хотя бы разбираться) в балете и современном танце. В учителя пойдут ведущие балетные критики – Анна Гордеева (куратор программы), Анна Галайда, Лейла Гучмазова, Татьяна Кузнецова, Ольга Федорченко. Учиться придется довольно долго – десять суббот по четыре часа. Каждый урок включает в себя лекцию и практическое занятие.

Особняком во внеконкурсной программе «Золотой маски» стоит спектакль «Лед», поставленный Константином Богомоловым в Варшавском театра «Народовы» по роману Владимира Сорокина. В данном случае «Маска» нарушила собственное правило оценивать спектакли прошлого сезона, а просто привезла самую последнюю, с пылу с жару, премьеру режиссера, который сегодня заметно влияет на театральный контекст – и не только российский.

Фото предоставлены официальным сайтом премии "Золотая маска"

Авторы фото: Рави Дипресс, Эльзар Музаффаров, Генадий Чернега, Дмитрий Дубинский

Вернуться

Свежий номер журнала

Поиск по сайту