Обустройство железного занавеса

11.10.2011

Обустройство железного занавеса

Переводчик пьесы Аркадий Островский убежден, что «Рок-н-ролл» - не только история: «Я не был уверен, что стоит переводить пьесу о событиях 68-го года. Узнал я о ней в Минске, куда сэр Том приехал, получив письмо от Свободного театра с просьбой о моральной поддержке. Другой бы написал в ответ – дескать, я вас морально поддерживаю, и забыл бы об этом. А Стоппард приехал лично, и нашел страну, где темы и мысли его пьесы нашли свое продолжение. В итоге я прочел пьесу и убедился, что Стоппард не только досконально разбирается в театральном процессе, но и попадает во время, причем зачастую предвосхищает его. Сегодня можно сказать, что события в России догнали эту пьесу. В какой-то степени это продолжение «Берега утопии», его четвертая часть».

Музыкальный критик Артемий Троицкий, приглашенный в эту постановку в качестве консультанта, считает Тома Стоппарда не самым музыкальным человеком: «Он, что называется, из другой тусовки. Но если над ним и витает какая-то музыка, то это скорее не джаз и не классика, а ранний рок». По мнению Троицкого, эта пьеса никакой ни мюзикл, а самая настоящая драма, хотя музыка для этого спектакля важнее, чем даже для мюзикла, ибо имеет здесь поистине экзистенциальное значение.

В спектакле заняты Петр Красилов, Илья Исаев, Рамиля Искандер, Дарья Семенова, Степан Морозов и другие. По сути всем им досталось играть сверстников своих родителей. Так, например, главный герой (персонаж Петра Красилова) – молодой чех, которому довелось поучиться в Кембридже, полюбить там рок-н-ролл, свободу слова и просто свободу. Но во время пражских событий он предпочел вернуться на родину, чтобы не чувствовать себя сторонним высокомерным наблюдателем трагедии своего народа.

Моего героя посадили в тюрьму в тот год, когда я родился», - говорит актер. Как и в случае с «Берегом утопии», премьера стала частью большого проекта. Так, 15 сентября издательство Corpus выпустило книгу, куда вошла пьеса, вступительная статья Стоппарда, а также фрагмент книги диалогов Михаила Горбачева и Зденека Млынаржа «Реформаторы не бывают счастливыми. Беседы о перестройке, Пражской весне и социализме». Зденек Млынарж, когда-то сосед Михаила Горбачева по комнате в общежитии МГУ, стал правой рукой Дубчека, присягнувшего на верность Советскому Союзу.

NB. На снимке – группа Plastik people of the Universe, чешская рок-группа, музыканты которой стали прототипами героев пьесы Стоппарда. Фото from PPU book, photo circa 1973.

Ольга Фукс

Вернуться

Свежий номер журнала

Поиск по сайту