Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Игорь Костолевский сыграл постаревшего Мирою

Игорь Костолевский сыграл постаревшего Мирою

Для Александра Вампилова тема отцов и детей была животрепещущей и – болезненной. Еще до рождения будущего драматурга его собственный родитель угадал, что сын будет писателем, и назвал ребенка в честь Пушкина. К сожалению, Валентина Вампилова репрессировали и расстреляли, когда Александру не было и года. Сыну не дано было пообщаться с таким понимающим отцом, и можно догадаться, как он сожалел об этом. Родственная душа необходима всегда, особенно когда жизнь складывается непросто. Путь Вампилова в творчестве не был усеян розами. Его первая большая пьеса – «Прощание в июне» – центральные театры страны поначалу не заинтересовала. Тогда драматург создал «Старшего сына», в котором прозвучала тема одиночества, мечта о том, что если нет отца по крови, то, может быть, найдется человек, родственный по духу, который примет тебя таким, какой ты есть, со всеми недостатками, все поймет и простит.
Сюжет этот выдержал проверку временем, написанная в 60-х годах прошлого века пьеса до сих пор пользуется популярностью, и сейчас идет в нескольких московских театрах. В Театре им. Маяковского ее поставил молодой режиссер Анатолий Шульев, уже создавший на этой сцене пользующийся популярностью спектакль «Бешеные деньги».

Несмотря на то, что постановка называется «Старший сын», как и в знаменитом одноименном фильме, основное внимание зрителей к себе приковывает исполнитель роли отца – Игорь Костолевский. Образ музыканта очень подходит этому статному актеру с густой седой шевелюрой. Ему идет и концертная бабочка, и костюм (хотя он и выглядит сшитым не по размеру, это, в общем-то, полностью соответствует образу: Сарафанов плохо ориентируется в быту, бывшая жена в письмах называет его «блаженным»).  Герой Костолевского в спектакле чем- то похож на постаревшего Марина Мирою из «Безымянной звезды»: он тоже романтичен и слегка витает в облаках, только думает не о небесных светилах, а о музыке. Роднят героев и душевная чистота вкупе с доверчивостью: Мирою без малейшей надежды на взаимность предлагает свой кров незнакомой ему женщине, а Сарафанов ничтоже сумняшеся селит у себя дома человека, заявляющего, что он его старший сын.

В мнимом «старшем» глава семейства ищет и находит опору, необходимую ему потому, что с воспитанием младших он в силу своей непрактичности не справляется. Во время ссоры с детьми, когда он собирается уйти из дома навсегда с одним кларнетом в руках, у героя Костолевского звучат нотки короля Лира: «Я воспитал жестоких эгоистов...». В этой сцене на фоне своего именитого коллеги не теряется Полина Ларазева, играющая дочь Сарафанова Нину. В ее глазах, блестящих от слез, столько боли в ответ на несправедливые слова отца! Девятнадцатилетняя Нина в исполнении Полины Лазаревой – суровая, а иногда даже и слегка агрессивная. Но это в духе пьесы, ведь героиня выросла без матери и вынуждена буквально с малолетства тянуть на себе все хозяйство. Правда, в сцене ее знакомства с Бусыгиным трудно найти объяснение тому, как молодого человека могла привлечь столь мрачная особа. Впрочем, по ходу действия Нина становится мягче, а чувства студента – понятнее: Сарафанова – девушка с сильным характером, от таких действительно теряют голову.

Полной противоположностью Нине в спектакле выступает возлюбленная младшего сына Васеньки, Наташа. Актриса Юлия Соломатина изображает ее жестокой кокеткой, куколкой, дефилирующей по родной деревне Новомыльниково в блестящем вечернем платье и туфлях на каблуках. Когда Нина признается, что терпеть не может соседку, чувствуется, что она говорит так не только из-за брата. В фильме не была столь сильно подчеркнута антитеза: суровая домовитая Нина – и жеманная скучающая Наташа.

Вполне естественно, что женщина-вамп новомыльниковского разлива с радостью принимает ухаживания друга Бусыгина, Сильвы. Этого персонажа-прохиндея виртуозно играет Владимир Гуськов. Он мелким бесом вьется вокруг своего приятеля, подбивая его на разного рода каверзы. А сам между тем – косая сажень в плечах, ладен, черноволос и артистичен, пользуется успехом у женщин и дня не может прожить, чтобы не завоевать какую-то из них.

Его антипод в спектакле – Васенька Сарафанов: простодушный, неискушенный, бедно одетый. Это – очень хорошая работа Станислава Кардашева, студента Мастерской Миндаугаса Карбаускиса в ГИТИСе.

А вот Алексей Дякин в заглавной роли вызывает недоумение. Бусыгин в его исполнении – этакий миляга-парень, который в сложившейся ситуации, что называется, просто плывет по течению. Он влюбляется в Нину и слишком добр, чтобы обидеть Сарафанова-старшего. Но в нем при всем желании нельзя разглядеть героя, всю жизнь тосковавшего по отцу, и, наконец, нашедшего его, пусть и в чужом по крови человеке. И оттого теряется вся соль спектакля по пьесе, в которой есть в том числе и намек на евангельский сюжет о блудном сыне.

Анна Чепурнова

Дата публикации

18 Февраля 2020

Другие материалы о театре и искусстве

  • День театра online
    26 Марта 2020

    День театра online

    Такого Дня театра мир еще не отмечал. Артисты на сцене, музыканты – в оркестровой яме, все службы – на рабочих местах. А зрители приникли к экранам мониторов у себя дома. 
  • Высокие технологии танца
    16 Марта 2020

    Высокие технологии танца

    14 и 15 марта 2020 года в Инновационном культурном центре Калуги состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие современного танца в регионах» для практиков и исследователей современного танца из разных уголков страны.
  • Только пианино не бросай
    25 Февраля 2020

    Только пианино не бросай

    «Борис» по А. Пушкину. Режиссер Дмитрий Крымов. Театральное агентство «Арт-Партнер-XXI». Музей Москвы
  • Колдунья Мэб в подземном переходе
    18 Февраля 2020

    Колдунья Мэб в подземном переходе

    У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Режиссер Егор Перегудов. РАМТ
  • Выживет только Арлекин
    10 Февраля 2020

    Выживет только Арлекин

    Ж.-Б. Мольер. «Lё Тартюф. Комедия». Режиссер Юрий Муравицкий. Театр на Таганке
  • Семь пятниц на неделе
    07 Февраля 2020

    Семь пятниц на неделе

    А. Саморядов, Р. Михайлов. «Сказка про последнего ангела». Режиссер Андрей Могучий. Театр Наций.
  • Свидания на Театральной 2020
    04 Февраля 2020

    Свидания на Театральной 2020

    Рязанский театр драмы открыл прием заявок на V Международный форум «Свидания на Театральной», который состоится с 16 по 22 ноября 2020 года.
  • Без дублера
    02 Февраля 2020

    Без дублера

    С 29 января по 22 марта Театральный музей имени Бахрушина представляет выставку, посвященную 75-летию Николая Караченцова.
  • Чехов: Non-fiction
    01 Февраля 2020

    Чехов: Non-fiction

    В музее-заповеднике А. П. Чехова «Мелихово» в 2020 году стартует проект лаборатории для молодых драматургов «Чехов: Non-fiction».
  • За деньги не купишь
    30 Января 2020

    За деньги не купишь

    А. Островский. «Шутники». Режиссер Евгений Марчелли. Театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина.
  • Фестиваль Анатолия Васильева
    29 Января 2020

    Фестиваль Анатолия Васильева

    С 29 января по 15 февраля в БДТ пройдет фестиваль Анатолия Васильева — гуру и живой легенды отечественного и мирового театра.
  • Преемник Рыжакова
    28 Января 2020

    Преемник Рыжакова

    Дмитрий Волкострелов назначен художественным руководителем Центра имени Мейерхольда. Обязанности директора продолжит исполнять Елена Ковальская.
  • Может, супу?
    27 Января 2020

    Может, супу?

    А. Сальников. «Петровы в гриппе». Режиссер Антон Федоров. «Гоголь-центр».
  • Золотая маска – 2020
    23 Января 2020

    Золотая маска – 2020

    Конкурсная программа ХХVI Фестиваля "Золотая маска" откроется 25 января в Москве показом мюзикла "Стиляги" Театра наций.
  • Вершки и корешки
    22 Января 2020

    Вершки и корешки

    Алексей Житковкий. «Посадить дерево». Режиссер Марина Брусникина. Театр «Практика».
  • "Волнение" БДТ в Театре наций
    21 Января 2020

    "Волнение" БДТ в Театре наций

    БДТ открыл московские гастроли спектаклем "Волнение" с Алисой Фрейндлих на Основной сцене Театра наций.
  • Выставка Галины Улановой
    18 Января 2020

    Выставка Галины Улановой

    С 18 января по 22 марта Театральный музей имени Бахрушина представляет выставку к 110-летию со дня рождения Галины Улановой.
  • За хвостом птицы-тройки
    17 Января 2020

    За хвостом птицы-тройки

    С. Клычков. «Сахарный немец». Режиссер Уланбек Баялиев. МХТ им. Чехова.
  • «Я въехал в кровь уже так далеко…»
    14 Января 2020

    «Я въехал в кровь уже так далеко…»

    У. Шекспир. «Макбет». Театр «Школа драматического искусства». Режиссер Александр Огарёв.
  • Преемник Волчек
    30 Декабря 2019

    Преемник Волчек

    Глава Театрального центра имени Мейерхольда Виктор Рыжаков назначен художественным руководителем театра «Современник».
  • Ушла из жизни Галина Волчек
    27 Декабря 2019

    Ушла из жизни Галина Волчек

    Вечером 26 декабря ушла из жизни художественный руководитель Московского театра «Современник» Галина Волчек. Ей было 86 лет.
  • Культура в опасности
    25 Декабря 2019

    Культура в опасности

    Балерины исполнили отрывок из балета Петра Чайковского «Лебединое озеро» на ступенях Оперы Гарнье в Париже в знак протеста против реформы пенсионной системы.
  • Лучшие пьесы 2019 года
    23 Декабря 2019

    Лучшие пьесы 2019 года

    Подведены итоги объединенного конкурса современной драматургии «Кульминация». Пьесой 2019 года стал «Исчезнувший велосипедист» драматурга Константина Костенко.
  • Первый Гамлет на Руси
    18 Декабря 2019

    Первый Гамлет на Руси

    Московский театр «Человек» выпустил премьеру по «Гамлету» в переводе Александра Сумарокова 1748 года.
  • Хореография документа
    17 Декабря 2019

    Хореография документа

    В российском YouTube открыт новый канал «Болит. Балет», где московские артисты создают пластические постановки по актуальным новостям.
  • Театр в сети Facebook
    16 Декабря 2019

    Театр в сети Facebook

    Компания Facebook выпустила «Путеводитель по театральному миру России», где собраны рекомендации пяти сообществ, пишущих о театре.
  • Ушла Екатерина Дурова
    13 Декабря 2019

    Ушла Екатерина Дурова

    Заслуженная артистка России Екатерина Дурова ушла из жизни в возрасте 60 лет после продолжительной болезни.
  • Леди, stuff и девочки
    12 Декабря 2019

    Леди, stuff и девочки

    На фестивале NET, на территории Завода слоистых пластиков в Санкт-Петербурге, показали мировую премьеру «Игрушек» датской компании Signa.
  • «Театральный роман»-2019
    11 Декабря 2019

    «Театральный роман»-2019

    10 декабря в «Новом Манеже» состоялась торжественная церемония вручения VI-й премии «Театральный роман»-2019.
  • Все о ее матери
    10 Декабря 2019

    Все о ее матери

    Фестиваль NET открыл для театралов Москвы и Санкт-Петербурга новое знаковое имя современного театра – Анхелику Лидделл.
  • У танца на краю
    09 Декабря 2019

    У танца на краю

    В Екатеринбурге завершился Международный фестиваль современного танца «На грани»
  • Бартошевич, великий и прекрасный
    04 Декабря 2019

    Бартошевич, великий и прекрасный

    Легендарному историку мирового театра Алексею Вадимовичу Бартошевичу исполнилось 80 лет!
  • Памяти Че Гевары
    03 Декабря 2019

    Памяти Че Гевары

    В Екатеринбурге прошла российская премьера оратории Ханса Вернера Хенце «Плот "Медузы"» в рамках пятого международного музыкального фестиваля «Евразия».
  • Мышкин-сан
    02 Декабря 2019

    Мышкин-сан

    Хореограф, танцовщик, режиссер, художник Сабуро Тэсигавара показал на сцене ТЮЗ им. Брянцева в рамках фестиваля «Дягилев P.S.» свою версию романа Достоевского «Идиот».
  • Лучшие пьесы 2019 года
    29 Ноября 2019

    Лучшие пьесы 2019 года

    Объявлен шорт-лист лучших пьес 2019 года на соискание премии "Кульминация" в области современной драматургии  
  • Вместо Курентзиса
    28 Ноября 2019

    Вместо Курентзиса

    Марат Гацалов с 1 декабря станет главным режиссером Пермского театра оперы и балета.
  • Свидания на Театральной
    26 Ноября 2019

    Свидания на Театральной

    Завершился IV Международный фестиваль спектаклей о любви «Свидания на Театральной».
  • Премия Станиславского
    25 Ноября 2019

    Премия Станиславского

    Серебренникову, Ширвиндту, Виктюку и Апфельбаум вручена Международная премия Станиславского
  • Премия Юрия Любимова
    18 Ноября 2019

    Премия Юрия Любимова

    Международная театральная премия имени Юрия Любимова была вручена в минувшую субботу выдающемуся японскому режиссеру Тадаши Судзуки в Александринском театре.
  • А вот и NET
    13 Ноября 2019

    А вот и NET

    Сегодня открывается XXI фестиваль Нового европейского театра. Впервые он проходит на два города – NET принимают Москва и Санкт-Петербург.
  • Бог тоже сирота
    05 Ноября 2019

    Бог тоже сирота

    Год без Някрошюса
  • Легко о тяжелом
    25 Октября 2019

    Легко о тяжелом

    Фестиваль «Территория», проходящий в этом году в рамках национального проекта «Культура», привез спектакль «Пять легких пьес» режиссера Мило Рау.
  • САТИРИКОНУ — 80!
    24 Октября 2019

    САТИРИКОНУ — 80!

    Михаил Швыдкой — об Аркадии и Константине Райкиных и двух разных театрах, которые они создали.
  • Тюри-пури и дружочек
    22 Октября 2019

    Тюри-пури и дружочек

    В Московском музее современного искусства в Ермолаевском переулке открылась выставка «Человек размером с дом», посвященная Дмитрию Брусникину.
  • Из Сайгона в Хошимин
    15 Октября 2019

    Из Сайгона в Хошимин

    Спектакль «Сайгон» Каролин Нгуен на фестивале «Территория», которая в 2019 году проходит в рамках Национального проекта «Культура».
  • По ту сторону иронии
    09 Октября 2019

    По ту сторону иронии

    Павел Руднев – о поставленном в БДТ Константином Богомоловым спектакле "Слава", который вскоре увидят эстонские зрители "Золотой маски".
  • Быть или не быть
    07 Октября 2019

    Быть или не быть

    Т. Уильямс. «Кошка на раскаленной крыше». Режиссер Кама Гинкас. МТЮЗ.
  • Ушел из жизни Марк Захаров
    02 Октября 2019

    Ушел из жизни Марк Захаров

    Его боготворили артисты и обожали журналисты. Мудрый, ироничный, парадоксальный, способный и на гнев, и на нежность, вежливый, как университетский профессор позапрошлого века.