Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > За хвостом птицы-тройки

За хвостом птицы-тройки

«Сахарный немец» по роману Сергея Клычкова, инсценированный и поставленный Уланбеком Баялиевым, – первая страница в сценической истории писателя. Выходец из старообрядческой среды, самобытный во всем – от одежды до литературного стиля – Клычков дружил с Есениным (считается, что именно ему было посвящено знаменитое стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…»), Булгаковыми, Ахматовой (которая назвала его «ослепительной красоты человеком» и продолжала дружить с вдовой Клычкова), Белым, Мандельштамом (который высоко ценил его творчество). Участвовал в восстании 1905 года (в дружине скульптора Коненкова) и Первой мировой войне, дважды чуть не попал под расстрел (махновцев и белогвардейцев), прошел огни и воды исторических катаклизмов, а вот медных труб почти не услышал – в 1937 году был расстрелян по обвинению в троцкизме и забыт на несколько десятилетий. Возвращение его прозы в литературный процесс произошло благодаря французскому слависту Мишелю Никё, написавшему, в частности, диссертацию о Сергее Клычкове и способствовавшему публикации его произведений во Франции. Только в 1992-м году удалось открыть музей Сергея Клычкова на его родине в деревне Дубровки под Талдомом, на границе Тверской и Московской областей. Туда режиссер привез актеров во время работы над романом, который он открыл для себя около десяти лет назад и с тех пор мечтал поставить.

Клычков писал, что своим «языком обязан лесной бабке Авдотье, речистой матке Фекле Алексеевне и нередко мудрому в своих косноязычных построениях отцу моему, Антону Никитичу Лешенкову… а больше всего нашему полю за околицей и Чертухинскому лесу, в малиннике которого меня мать скинула, спутавши по молодости сроки». В том же «малиннике» родился и главный герой – зауряд-прапорщик Микола Митрич Зайцев по прозвищу Зайчик (Валерий Зазулин), голубиная душа, поэт и мечтатель, смельчак и романтик, который в финале возьмет и запросто пристрелит немца, вышедшего в подштанниках за водой и крикнувшего в ночи приветствие русскому противнику. «Сказ об одном убийстве» – подзаголовок «Сахарного немца» и речь, разумеется, не только о противнике, но и о собственной душе.

На русской сцене вообще и на мхатовской в частности было и есть немало военных по теме и пацифистских по сути спектаклей, для которых костюмеры шьют в большом количестве шинели и белье, а музыкальные руководители разучивают с актерами протяжные солдатские песни. На той же сцене идет сильнейший «19.14», тоже посвященный Первой мировой войне (впрочем, его режиссер Александр Молочников своих героев сделал немцами и французами, чтобы уйти от российской конкретики, а сосредоточиться на самой модели перерождения человека в условиях волны – от патриотического угара до полного душевного опустошения и невозможности вернуться в нормальную жизнь). «19.14» был сделан в жанре кабаре, «Сахарный немец» стал «сказом» – мистикой, мороком, наваждением. Уланбек Баялиев, выросший в горах Тянь-Шаня, создает по-настоящему образный мир, хотя «рамка» для него почти аскетичная: постамент, протянутый над сценой, как мост, по обе стороны которого рядами стоят солдатские сапоги (художник Евгения Шутина) русских и немцев, разделенных рекой. Эти сапоги, которые не сразу бросаются в глаза, заставляют вспомнить один из самых сильных памятников жертвам Холокоста, известный как «Обувь на берегу Дуная» Дьюла Пауэра – женские туфли, детские сандалики, мужские ботинки тех, кто ушел в воду Леты. Из-за дурацкого приказа утонет в Двине (канет в Лету) и часть зайчиковых однополчан.

Раздвижные минималистские двери-ширмы легко отделяют сцены одну от другой. Над каждой сценой кружится однокрылая Птица-гамаюн с одним черным крылом, чтобы в финале развернуть над живым героем с мертвой душой оба крыла. Спектакль Уланбека Баялиева, который вырос в горах Тянь-Шаня, красив той театральной красотой, когда образы рождаются из самой игровой природы театра. Развевающийся лошадиный хвост из-за ширмы – вот и несущаяся вскачь тройка готова. Веревка, что вяло тянется за солдатской женой Пелагеей (Ксения Теплова) и вдруг натягивается, – самоубийство грешницы, не дождавшейся любимого мужа, не выпросившей у Бога детей, соблазнившей свекра – зародившей одну жизнь и погубившей другую. Красное колесо (жизни? подступающих катаклизмов?), за которую, как за притолоку ухватится подстреленный немец.

Сюжет петляет и плутает, выводя не к свету или катарсису, а к краху: от фронтовой тоски окопной жизни в негу родительского дома, куда отпустили на побывку, от первой влюбленности и первой клятвы до встречи с родителями своей призрачной невесты, ставшей чужой женой, от чистой, домашней веры к попойке с дьяконом-расстригой (Артем Волобуев) и огромным возницей (Ростислав Лаврентьев), который вывел формулу этого спектакля – «Бог от нас отвернулся», от рождения стихов до банальности убийства, от цельной картины мира до полного хаоса, из которого больше не видно выхода.

Ольга Фукс

Дата публикации

17 Января 2020

Другие материалы о театре и искусстве

  • Игорь Костолевский сыграл постаревшего Мирою
    18 Февраля 2020

    Игорь Костолевский сыграл постаревшего Мирою

    А. Вамиплов. «Старший сын». Режиссер Анатолий Шульев. Театр им. Маяковского
  • Колдунья Мэб в подземном переходе
    18 Февраля 2020

    Колдунья Мэб в подземном переходе

    У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Режиссер Егор Перегудов. РАМТ
  • Выживет только Арлекин
    10 Февраля 2020

    Выживет только Арлекин

    Ж.-Б. Мольер. «Lё Тартюф. Комедия». Режиссер Юрий Муравицкий. Театр на Таганке
  • Семь пятниц на неделе
    07 Февраля 2020

    Семь пятниц на неделе

    А. Саморядов, Р. Михайлов. «Сказка про последнего ангела». Режиссер Андрей Могучий. Театр Наций.
  • Свидания на Театральной 2020
    04 Февраля 2020

    Свидания на Театральной 2020

    Рязанский театр драмы открыл прием заявок на V Международный форум «Свидания на Театральной», который состоится с 16 по 22 ноября 2020 года.
  • Без дублера
    02 Февраля 2020

    Без дублера

    С 29 января по 22 марта Театральный музей имени Бахрушина представляет выставку, посвященную 75-летию Николая Караченцова.
  • Чехов: Non-fiction
    01 Февраля 2020

    Чехов: Non-fiction

    В музее-заповеднике А. П. Чехова «Мелихово» в 2020 году стартует проект лаборатории для молодых драматургов «Чехов: Non-fiction».
  • За деньги не купишь
    30 Января 2020

    За деньги не купишь

    А. Островский. «Шутники». Режиссер Евгений Марчелли. Театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина.
  • Фестиваль Анатолия Васильева
    29 Января 2020

    Фестиваль Анатолия Васильева

    С 29 января по 15 февраля в БДТ пройдет фестиваль Анатолия Васильева — гуру и живой легенды отечественного и мирового театра.
  • Преемник Рыжакова
    28 Января 2020

    Преемник Рыжакова

    Дмитрий Волкострелов назначен художественным руководителем Центра имени Мейерхольда. Обязанности директора продолжит исполнять Елена Ковальская.
  • Может, супу?
    27 Января 2020

    Может, супу?

    А. Сальников. «Петровы в гриппе». Режиссер Антон Федоров. «Гоголь-центр».
  • Золотая маска – 2020
    23 Января 2020

    Золотая маска – 2020

    Конкурсная программа ХХVI Фестиваля "Золотая маска" откроется 25 января в Москве показом мюзикла "Стиляги" Театра наций.
  • Вершки и корешки
    22 Января 2020

    Вершки и корешки

    Алексей Житковкий. «Посадить дерево». Режиссер Марина Брусникина. Театр «Практика».
  • "Волнение" БДТ в Театре наций
    21 Января 2020

    "Волнение" БДТ в Театре наций

    БДТ открыл московские гастроли спектаклем "Волнение" с Алисой Фрейндлих на Основной сцене Театра наций.
  • Выставка Галины Улановой
    18 Января 2020

    Выставка Галины Улановой

    С 18 января по 22 марта Театральный музей имени Бахрушина представляет выставку к 110-летию со дня рождения Галины Улановой.
  • «Я въехал в кровь уже так далеко…»
    14 Января 2020

    «Я въехал в кровь уже так далеко…»

    У. Шекспир. «Макбет». Театр «Школа драматического искусства». Режиссер Александр Огарёв.
  • Преемник Волчек
    30 Декабря 2019

    Преемник Волчек

    Глава Театрального центра имени Мейерхольда Виктор Рыжаков назначен художественным руководителем театра «Современник».
  • Ушла из жизни Галина Волчек
    27 Декабря 2019

    Ушла из жизни Галина Волчек

    Вечером 26 декабря ушла из жизни художественный руководитель Московского театра «Современник» Галина Волчек. Ей было 86 лет.
  • Культура в опасности
    25 Декабря 2019

    Культура в опасности

    Балерины исполнили отрывок из балета Петра Чайковского «Лебединое озеро» на ступенях Оперы Гарнье в Париже в знак протеста против реформы пенсионной системы.
  • Лучшие пьесы 2019 года
    23 Декабря 2019

    Лучшие пьесы 2019 года

    Подведены итоги объединенного конкурса современной драматургии «Кульминация». Пьесой 2019 года стал «Исчезнувший велосипедист» драматурга Константина Костенко.
  • Первый Гамлет на Руси
    18 Декабря 2019

    Первый Гамлет на Руси

    Московский театр «Человек» выпустил премьеру по «Гамлету» в переводе Александра Сумарокова 1748 года.
  • Хореография документа
    17 Декабря 2019

    Хореография документа

    В российском YouTube открыт новый канал «Болит. Балет», где московские артисты создают пластические постановки по актуальным новостям.
  • Театр в сети Facebook
    16 Декабря 2019

    Театр в сети Facebook

    Компания Facebook выпустила «Путеводитель по театральному миру России», где собраны рекомендации пяти сообществ, пишущих о театре.
  • Ушла Екатерина Дурова
    13 Декабря 2019

    Ушла Екатерина Дурова

    Заслуженная артистка России Екатерина Дурова ушла из жизни в возрасте 60 лет после продолжительной болезни.
  • Леди, stuff и девочки
    12 Декабря 2019

    Леди, stuff и девочки

    На фестивале NET, на территории Завода слоистых пластиков в Санкт-Петербурге, показали мировую премьеру «Игрушек» датской компании Signa.
  • «Театральный роман»-2019
    11 Декабря 2019

    «Театральный роман»-2019

    10 декабря в «Новом Манеже» состоялась торжественная церемония вручения VI-й премии «Театральный роман»-2019.
  • Все о ее матери
    10 Декабря 2019

    Все о ее матери

    Фестиваль NET открыл для театралов Москвы и Санкт-Петербурга новое знаковое имя современного театра – Анхелику Лидделл.
  • У танца на краю
    09 Декабря 2019

    У танца на краю

    В Екатеринбурге завершился Международный фестиваль современного танца «На грани»
  • Бартошевич, великий и прекрасный
    04 Декабря 2019

    Бартошевич, великий и прекрасный

    Легендарному историку мирового театра Алексею Вадимовичу Бартошевичу исполнилось 80 лет!
  • Памяти Че Гевары
    03 Декабря 2019

    Памяти Че Гевары

    В Екатеринбурге прошла российская премьера оратории Ханса Вернера Хенце «Плот "Медузы"» в рамках пятого международного музыкального фестиваля «Евразия».
  • Мышкин-сан
    02 Декабря 2019

    Мышкин-сан

    Хореограф, танцовщик, режиссер, художник Сабуро Тэсигавара показал на сцене ТЮЗ им. Брянцева в рамках фестиваля «Дягилев P.S.» свою версию романа Достоевского «Идиот».
  • Лучшие пьесы 2019 года
    29 Ноября 2019

    Лучшие пьесы 2019 года

    Объявлен шорт-лист лучших пьес 2019 года на соискание премии "Кульминация" в области современной драматургии  
  • Вместо Курентзиса
    28 Ноября 2019

    Вместо Курентзиса

    Марат Гацалов с 1 декабря станет главным режиссером Пермского театра оперы и балета.
  • Свидания на Театральной
    26 Ноября 2019

    Свидания на Театральной

    Завершился IV Международный фестиваль спектаклей о любви «Свидания на Театральной».
  • Премия Станиславского
    25 Ноября 2019

    Премия Станиславского

    Серебренникову, Ширвиндту, Виктюку и Апфельбаум вручена Международная премия Станиславского
  • Премия Юрия Любимова
    18 Ноября 2019

    Премия Юрия Любимова

    Международная театральная премия имени Юрия Любимова была вручена в минувшую субботу выдающемуся японскому режиссеру Тадаши Судзуки в Александринском театре.
  • А вот и NET
    13 Ноября 2019

    А вот и NET

    Сегодня открывается XXI фестиваль Нового европейского театра. Впервые он проходит на два города – NET принимают Москва и Санкт-Петербург.
  • Бог тоже сирота
    05 Ноября 2019

    Бог тоже сирота

    Год без Някрошюса
  • Легко о тяжелом
    25 Октября 2019

    Легко о тяжелом

    Фестиваль «Территория», проходящий в этом году в рамках национального проекта «Культура», привез спектакль «Пять легких пьес» режиссера Мило Рау.
  • САТИРИКОНУ — 80!
    24 Октября 2019

    САТИРИКОНУ — 80!

    Михаил Швыдкой — об Аркадии и Константине Райкиных и двух разных театрах, которые они создали.
  • Тюри-пури и дружочек
    22 Октября 2019

    Тюри-пури и дружочек

    В Московском музее современного искусства в Ермолаевском переулке открылась выставка «Человек размером с дом», посвященная Дмитрию Брусникину.
  • Из Сайгона в Хошимин
    15 Октября 2019

    Из Сайгона в Хошимин

    Спектакль «Сайгон» Каролин Нгуен на фестивале «Территория», которая в 2019 году проходит в рамках Национального проекта «Культура».
  • По ту сторону иронии
    09 Октября 2019

    По ту сторону иронии

    Павел Руднев – о поставленном в БДТ Константином Богомоловым спектакле "Слава", который вскоре увидят эстонские зрители "Золотой маски".
  • Быть или не быть
    07 Октября 2019

    Быть или не быть

    Т. Уильямс. «Кошка на раскаленной крыше». Режиссер Кама Гинкас. МТЮЗ.
  • Ушел из жизни Марк Захаров
    02 Октября 2019

    Ушел из жизни Марк Захаров

    Его боготворили артисты и обожали журналисты. Мудрый, ироничный, парадоксальный, способный и на гнев, и на нежность, вежливый, как университетский профессор позапрошлого века.
  • Птенцы Григоровича
    27 Сентября 2019

    Птенцы Григоровича

    Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов «Современный танец в музыкальном театре» состоялся в Ярославле.
  • Из вещества того же, что наши сны
    23 Сентября 2019

    Из вещества того же, что наши сны

    В Москве открылся VII Всероссийский фестиваль особый театров «Протеатр».
  • Луч света в царстве судебного произвола
    12 Сентября 2019

    Луч света в царстве судебного произвола

    Мещанский суд Москвы по собственной инициативе вернул обратно в Генпрокуратуру РФ дело "Седьмой студии" из-за нарушений и противоречий в ходе следствия.