Год образования 1948, UNESCO
Главная > Международный день танца > Джорджет Джербара. Арабские страны

Джорджет Джербара. Арабские страны

Обращение 2018 год

«ЗАПАД, ВОСТОК: Танцевальный диалог».

Амман. Воскресенье, 26 августа1979. Король Хуссейн и американка арабского происхождения королева Нур входят в королевскую ложу Дворца культуры. Овация. Звучат гимн Иордании, гимн США.

Тишина.

Занавес открывается, являя королевство другого рода: изящная женщина стоит очень прямо, в платье с блестками и длинных черных перчатках, около древнего трона. Она кланяется, опускаясь на трон.

МАРТА ГРЭМ

Полушёпотом она говорит о своей труппе, своём балете. Король слушает её с теплотой и пониманием. Её слова возвращают меня к собственным мыслям: о себе, наше тело – это храм. В нём начинается жизнь, в нём – душа, в нём – сердце, которое производит любовь, его мозг рождает мысль, добро и зло борются в его глубинах. Тело возносит движение, суть жизни, к самой возвышенной его форме: ТАНЦУ.

Моё внимание возвращается к Марте. Создается впечатление, что всю жизнь она жила в наших краях, она говорит о песках, которые приходят и уходят, скрывая следы захватчиков. «Голос страны диктует, кто останется», – говорит она.

Да, Марта! – мы были здесь дольше, чем человечество помнит. Пески наших пустынь, волны наших морей придали нашим женщинам грациозный и соблазнительный изгиб бёдер. Говорят, один поэт воскликнул: «Falah aramo una Allah menkom» – «Да не лишит нас Господь себя», и когда горловой звук «h» был утерян «falamenko» стало «flamenco». Правдивая ли эта история? Не важно, это может быть лишь красивой ложью… А разве поэзия и танец не есть великая ложь? И всё же они отражают ГЛУБИНУ человеческих чувств.

В то время как пустыня и море дали нам волнообразные движения, высокие горы и бунт против захватчиков порождали энергичное движение мужских ног и прыжков в ритме, диком, как буря. Они сопровождались танцами с мечами и конной хореографией. Каждый регион в обширном арабском мире имеет свой стиль и цвет.

Первым значением танца, однако, была молитва, и «три религии Книги», как мы называем их, зародились на наших берегах. Молитвенные движения и жесты считают формой духовного танца. Их происхождение теряется в глубоком прошлом, но и по сей день это самые выразительные и мистические проявления экспрессии человеческого тела.

Необходимо упомянуть танец фараонов, чтобы осознать, когда появился танец в нашем регионе. Танцовщики были раскрашены особым образом, а сами движения были плавными и величественными, как воды Нила.

С наступлением современности и появлением иностранцев стали открываться студии классического балета и современного танца, и танцевальная практика перешла на более высокий уровень. От простых сельских праздников и периодических увеселений в городе, танец поднялся на профессиональный уровень и вошёл в театр.

Однако вернёмся в Иорданию. Не обращая внимания на войну, продолжающуюся в Ливане, я убедила 10 студентов отправиться со мной в Амман, чтобы увидеть танцевальную студию Марты Грэм, с надеждой на мастер-класс. Танцовщик компании Питер Сперлинг провёл его с вдохновением, и мы остались очень довольны. Аплодисменты, искренние улыбки, сердечные объятия… Разумеется, я как руководитель группы, выступила со словами благодарности Питеру Сперлингу, чем очень удивила его. «ВЫ благодарите МЕНЯ? – Это я должен благодарить ВАС. Вот мы здесь: я из США, вы из Ливана, Иордании и других стран. Мы сидим рядом на полу и говорим на одном языке».

Действительно, сидим ли мы на полу, стоим у балетного станка, взмываем в воздух, штурмуем горную вершину, самозабвенно покачиваем бедрами на танцплощадке или в ночном клубе, наш язык объединяет нас! Потому что танец не только выражение чувств, празднование или развлечение. Танец – это свидетельство. Свидетельство более красноречивое, чем любой разговорный язык, того, что мы одно целое.

Об авторе

Джорджет Джербара - всемирно известная танцовщица, хореограф, писатель, телеведущая и педагог из Ливана. Она проявила себя в танце уже в студенческие годы, танцевала ведущие балетные партии. Её педагогический опыт позволил ей основать балетную школу «École Libanaisede Ballet» в Бейруте в1964 год.

Продолжая преподавательскую деятельность, она преподавала танец в Национальном институте изобразительных искусств (факультет драматического искусства) Ливанского университета (с 1966 по 1984 год) и выступала с лекциями по всему миру. Выступает с циклом получасовых лекций на радио в Ливане.

Как хореографа Джорджет приглашают к работе в спектаклях, мюзиклах, на телевидении и в фильмах арабского, американского, французского и армянского производства. На телевидении она принимала участие в проектах как хореограф и танцевала в специальной программе, посвящённой арабской поэзии на телевидении Иордании, первой программе такого рода, когда ее показали в1978-м. В 1974 – 1992 гг.была членом жюри телевизионной программы «Studio Al Fan», главной программы поиска новых музыкальных, песенных и танцевальных талантов в Ливане.

Всё это сделало имя Джорджет Джербара известным в танцевальном мире. Она считается новатором танца в арабском регионе и главным популяризатором этого вида искусства в этой части мира. Например, она основала первую профессиональную танцевальную компанию в Ливане в 1966 году «Soireesde Ballets» и работала в ней хореографом. Всего через два года она стала основателем Международного центра традиционной музыки и танца в Карфагене (Тунис) в 1968 году, продолжала развивать танцевальное искусство в арабском регионе. Также она является соучредителем Объединения профессиональных артистов Ливана, образованного в 1993 году.

 

Не так давно Джорджет занялась писательской деятельностью и журналистикой, стала автором статей о ливанском театре для немецких и японских изданий и дважды удостоилась звания «Танцевальный критик года» издания «The Daily Star». В ноябре 2017 года она опубликовала свою первую книгу под названием «Entre Deux Pas».

 

На протяжении многих лет она является активным участником Международного института театра, используя эту платформу для продвижения ливанского и арабского танца по всему миру. С1980 по 2008 год была членом Центра МИТ Ливана, а затем его вице-президентом. В это время она работала секретарём Международного комитета по танцу МИТ с 1996 по 2008 год и была членом исполнительного комитета организации в 1997 – 2008. В 2011 году за вклад в деятельность МИТ и исполнительские искусства Джорджет Джербара была удостоена звания почётного члена МИТ.