Год образования 1948, UNESCO

Лин Хвай-Мин

Обращение 2013 год

В Большом предисловии к "Книге песен" ("Шицзин"), антологии китайской поэзии от 10 до 7 века до нашей эры, говорится:

"Чувства возникают внутри, а форму обретают в словах.
Слов не хватает – вздыхают,
Вздохов не хватает - протяжно запевают,
Протяжного пения не хватает – руки непроизвольно начинают делать танцевальные движения, а ноги - притоптывать."

Танец – это мощная форма выражения.
Это разговор одновременно с небом и землей.
Это повествование о наших радостях, наших страхах и наших желаниях.
Танец говорит о неосязаемом, а между тем раскрывает душевное состояние человека и
Нравы и характеры народа.

Коренные жители Тайваня, как и многие другие культуры мира, танцуют в кругу. Их предки верили в то, что зло не может проникнуть внутрь круга. Сцепив руки вместе, они делят друг с другом тепло и двигаются в совместном пульсирующем ритме.

И танец проходит на точке исчезновения
Движения исчезают, едва успев появиться.
Танец существует только на протяжении этого мимолетного мгновения.
Танец – это драгоценность. Это метафора самой жизни.

В нашу эпоху цифровых технологий, изображения движений принимают миллионы различных форм.
Они безумно интересны.
Но они никогда не смогут заменить танец, потому что изображения не могут дышать.
Танец – это празднование жизни.

Поэтому, давайте, выключайте ваши телевизоры, отключайте компьютеры, и идите танцевать.
Используйте возможность выразить себя с помощью этого божественного и величественного инструмента, которым является наше тело.
Идите танцевать и потеряйтесь с другими в пульсирующих волнах ритма.
Не упустите это бесценное и мимолетное мгновение. Давайте праздновать жизнь в танце.

(перевод Ю. Ардашниковой)

Об авторе

Тайваньский хореограф Лин Хвай-Мин – из пантеона великих. Его имя в одном ряду с Уильямом Форсайтом, Джорджем Баланчиным, Бригиттой Кульберг. В июле 2013 года Лин вслед за Мартой Грэхем, Мерсом Каннингэмом, Элвином Эйли, Пиной Бауш, Полом Тейлором, Уильямом Форсайтом, Тришей Браун, Охадом Нахарином и Билл Ти Джонсом получит награду «За жизненные достижения» американского фестиваля танца (ADF). В официальном сообщении фестиваля говорится: «Талант этого хореографа раздвигает границы и преобразует художественные формы. Лин – один из наиболее динамичных и новаторских хореографов сегодняшнего дня». Как всегда, лучшие новации рождаются из глубокого понимания традиций и интереса к окружающему миру.

Интересно, что начинал Лин как писатель. В 22 года, в 1969-м, уже будучи автором двух книг, имевших успех у читателей, он уехал учиться в США и стал магистром искусств на писательском семинаре в университете Айовы. Основа китайского языка – не буква, сама по себе не несущая информации, а иероглиф, самостоятельный образ. Оттого ясная повествовательность образов танцевального текста увеличивает аудиторию поклонников хореографического почерка Лина по экспоненте – это и чувствующие литературность его спектаклей зрители, и ценители абстрактной хореографии, усиленной эффектной, яркой, минималистской сценографией, и ценители азиатского движенческого кода, основанного в первую очередь на восточных техниках дыхания, которые принципиально иначе концентрируют и расслабляют тело. Танцовщики «Небесных врат» обучаются медитации, древним дыхательным практикам ки-гонг, восточным единоборствам, современному танцу и каллиграфии.

Основанный Хвай-Мином на Тайване в 1973 году театр танца «Небесные врата» был продолжен молодой труппой, созданной в 1999-м. Хореограф руководит обеими компаниями, которые пополняются танцовщиками, окончившими созданное Лином в 1983 году отделение танца в национальном университете искусств Тайпея. Структура похожа на работу Нидерландского театра танца, где есть NDT-I, NDT-II, NDT-III, где учатся и работают танцовщики разного возраста, уровня профессионализма и разных взглядов на танец.

Согласитесь, это даже звучит грандиозно – 86 постановок. Премия «За жизненные достижения» более чем логична. В 2005 году «Тайм» назвал его одним из «героев Азии». Конечно, ведь «Небесные врата», выступая в городах Тайваня, собирают на каждое выступление более 60 000 зрителей. Это масштабы «Битлз» и Майкла Джексона.

Лин Хвай-Мин – главное лицо документальных фильмов «Портреты Тайваня» канала «Дискавери», «Плывущий по земле» (Opus Arte), «Лин Хвай-Мин – разделяющий миры» (ARTE/ZDF). С 2000 года Лин — художественный руководитель программ современного танца Novel Dance Series в концертном зале «Новель Холл» Тайпея, в которых принимают участие известные на весь мир японские перформеры Эйко и Кома, вьетнамский перформер Еа Сола, певица Мередит Монк, хореографы и танцовщики Сюзанн Линке, Акрам Кан, Сиди Ларби Шеркауи, Жером Бель.

Самое потрясающее, что у любого танцовщика есть шанс быть рядом с ним и учиться. В настоящее время Лин Хвай-Мин – наставник по танцу в программе Rolex Mentor and Protege Arts Initiative для молодого хореографа, которого выбирает международная экспертная комиссия. А у российского зрителя летом снова есть возможность увидеть спектакль «Небесных врат» – Чеховский театральный фестиваль привозит в Москву «Девять песен».

Екатерина Васенина