Год образования 1948, UNESCO
Главная > Международный день танца > Салиа Сану. Африка

Салиа Сану. Африка

Обращение 2018 год

Танец, или Чувство будущего

Как обратиться к человеческому обществу без того, чтобы упомянуть потоки мигрантов, вынужденных перемещаться по земному шару?

Как хореограф и танцовщик, побывавший на всех континентах, чтобы представить свою работу и расширить опыт общения с людьми, могу ли я не замечать хаоса, охватившего мир, особенно в связи с миграционными потоками? Нет, я вижу не только мрак и жестокость, но и возможности, благодаря которым современный танец позволяет стать частью эпохи.

Вопрос миграции, выходящий за рамки политических связей, заставляет, кроме того, пристально вглядываться в других людей. Взгляд этот, подпитываемый воображением, фильтрует предвзятое, унизительное, стереотипное отношение других стран, которым пронизаны все социальные структуры.

Однако, нравится нам это или нет, признаём мы это или нет, все мы, независимо от цвета кожи и происхождения, имеем нечто общее – человечность. Это то, что ведёт и поддерживает меня на творческом пути.

Если в моей работе хореографа вопрос о границах, территориях, культуре и гуманитарных науках всегда присутствует или вновь проверяется уже признанным или менее привычным способом, то это происходит потому, что я проявляю неизменный интерес ко времени, пространству, перемещениям, основанный на чувствах и подчас хрупких отношениях, которые, без сомнения, проверяются тем, что я принадлежу и Африке, и Европе.

С шоу «Desired' horizon», хореографический словарь которого родился из моего опыта работы в танцевальных мастерских с беженцами в лагерях Буркина-Фасо и Бурунди, я попытался приподняться над созданными образами, над невероятной жестокостью этих мест, этих несуществующих мест, где каждый пытается выжить или, по крайней мере, пытается хоть в какой-то степени обрести себя.

Танцевать, чтобы выжить, – это послание, которое я несу с твёрдой уверенностью в том, что художник должен найти силу и энергию во имя жизни. У меня был опыт, когда я почувствовал всей своей плотью, что теряю силы от страха, нищеты, собственного ничтожества. Именно он придал мне мужество и необъяснимую силу. Это пространство, в котором не принимаются в расчёт доводы человеческой логики и этики, лежащее за пределами здравого смысла, в неведомой стране, где процветают сомнения, нелепости и непрекращающееся насилие. Когда я жил там, мой страх стал пиком моей храбрости, да, я признаю это. Такое доселе неизведанное чувство дало мне волю к победе в танце, немного будущего и чувство настоящего, совсем неопределённого, но исполненного надежды.

Да, я говорю это вслух, танец создаёт и пересоздаёт себя – здесь, сейчас и повсюду! Да, движения его, со вспышками и ритмом, появляются в неожиданных местах, таких как лагерь беженцев; история, из которой создается танец, – жест к жесту, тело к телу, образ к образу. Танцуй, чтобы забыть одиночество, ожидание, боль; танцуй, чтобы ожили глаза и отступил страх, танцуй ещё и ещё.

Этот уникальный опыт создал беспрецедентный подход к движению в моей хореографической практике, открыл для меня новые перспективы, без сомнения, привёл меня к пониманию того, что танец – главное искусство, что он скрывает в себе универсальное знание на все времена. Он отражение культур и традиций, богатых и разнообразных связей народов. Танец – источник знания. Для меня это искусство жизни, поэзии и надежды, смелость и первый шаг к тому, чтобы «вступать в единоборство с судьбой, обезоруживать опасность бесстрашием, бить по несправедливой власти, клеймить захмелевшую победу, крепко стоять, стойко держаться – вот уроки, нужные народам, вот свет, их воодушевляющий» – замечательная цитата из произведения Виктора Гюго «Отверженные», которой я делюсь с вами в конце моего обращения.

 

Благодарю за внимание!

Об авторе

Салиа Сану родился в 1969 году в Буркина-Фасо, обучался драматическому искусству и посещал класс африканского танца, затем был принят в танцевальную компанию Матильд Моннье в Монпелье в 1993.

Хореограф осуществлял постановки во Франции и Африке, основал компанию «Salianï Seydou» с Сейду Боро в 1995. Они стали победителями Второго хореографического конкурса стран Африки и Индийского океана и получили приз Découverte RFI Danse в 1998.

С 2003 по 2008 Салиа Сану был артистом National Scene в Сент-Бриё, а в 2009 – 2010 гг. – резидентом Национального Центра танца в г. Пантин.

Затем, в 2011-м, он основал компанию «Mouvements Perpétuels» в Монпелье, создал «Au-delà desfrontiers» (2012) и «Clameurdesarènes» (2014) для танцевального фестиваля в Монпелье и «Doubale you lemiroir» в 2013 г. В 2016-м Салиа Сану создал «Désird'horizons» как итог семинаров по танцу, которые в течение трёх лет он проводил в лагерях беженцев в Буркина-Фасо и Бурунди. В 2018-м при создании цикла под названием «Multiple-s» он пригласил автора Нэнси Хастон, хореографа Жермен Аконьи и музыканта Дэвида Бабин для создания трёх небольших спектаклей.

Совместно с Сейду Боро он продолжает создавать и проводить биеннале «Dialoguesde Corpsin» в Уагадугу (Буркина-Фасо), а в 2006 году был открыт центр исследования танца «La Termitière».