Год образования 1948, UNESCO
Главная > Всемирный день театра > Анатолий Васильев

Анатолий Васильев

Обращение. 2016 год

Нужен ли театр?

Спрашивают тысячи разочаровавшихся в театре профессионалов и миллионы уставших от него людей. 

Зачем он нам?

В годы, когда сцена так ничтожна по сравнению с площадями городов и землями государств, на которых разыгрываются настоящие трагедии из подлинной жизни.

Что он нам?

Позолоченные ярусы, бархатные кресла, грязные кулисы, вымученные голоса или наоборот - черные боксы, заляпанные грязью и кровью с кучей взбесившихся голых тел.

Что он может сказать?

Всё!

Театр может сказать всё.

И как боги на небесах живут, и как заключённые в пещерах томятся, и как страсть возвышает, и как любовь губит, и как добрый человек не нужен, и как обман царствует, и как люди живут в квартирах, а дети - в лагерях для беженцев, и как в пустыню возвращаются, и как с любимыми расстаются, театр может сказать обо всем.

Театр был и останется навсегда.

И сейчас, в эти пятьдесят-семьдесят последующих лет, он особенно необходим. Потому что из всех публичных искусств только театр - это из уст в уста, из глаз в глаза, из рук в руки, и от тела - к телу. Ему не нужен посредник, между человеком и человеком - прозрачная сторона света, не юг, не север, не восток, не запад - сам по себе свет, светящийся со всех четырёх сторон, непосредственно узнаваемый всяким враждебным или дружественным человеком.

Театр нужен разный.

И из разных других и многих - архаичные формы театра будут востребованы прежде всего. Театр ритуальных форм не должен быть противопоставлен театру цивилизованных народов. Светская культура выхолащивается, "культурная информация" подменяет собою простые сущности и встречу с ними.

Театр открыт. Вход свободный.

К черту гаджеты и компьютеры - идите в театр, занимайте ряды в партере и на ярусах, вслушайтесь в слово и всмотритесь в живые образы - перед вами театр, не пренебрегайте им и не пропустите в своей торопливой жизни.

Театр нужен всякий. 

И только один театр не нужен - это театр политических игр, театр политической мышеловки, театр политиков, театр политики. Театр ежедневного террора - личного и коллективного, театр трупов и театр крови на площадях и улицах, в столицах и в провинции. между религиями и этносами.

Об авторе

Анатолий Васильев – известный по всем мире театральный режиссер и преподаватель. Родился 4 мая 1942 в селе Даниловка, Пензенской области. Создатель театра «Школа драматического искусства», который сначала находился на улице Поварская, а затем переехал в новое здание на Сретенке. Здание было построено по проекту Васильева, в соответствии с его творческими планами.

Неоднократно преподавал в ГИТИСе (Российский университет театрального искусства), ВГИКе (Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова) и в ENSATT (Высшая национальная школа театральных искусств в Лионе (Франция). Признан величайшим российским режиссером своего поколения.

В 1968 Анатолий Васильев поступил на режиссерский факультет Государственного института театрального искусства им. А.В. Луначарского (ГИТИС), в мастерскую Андрея Попова и Марии Кнебель. В 1973 году Васильев пришел в труппу МХАТа, где в качестве режиссера-стажера поставил спектакль «Соло для часов с боем» по пьесе Освальда Заградника. С 1977 года - режиссер театра им. К.С.Станиславского, возглавляемого в те годы Андреем Поповым. Получил признание, благодаря поставленным спектаклям "Первый вариант "Вассы Железновой" по пьесе Максима Горького и "Взрослая дочь молодого человека" по пьесе Виктора Славкина.

В 1982 был приглашен Юрием Любимовым в театр на Таганке. Его спектакль «Серсо» был признан лучшей постановкой в 1985 году. В 80-ые он начал преподавать сценаристам и кинорежиссерам. 

Свой театр «Школа драматического искусства» он создал в 1987 году. Сначала спектакли шли в подвале дома на Поварской улице, в центре Москвы к северу от Арбата. Театр открылся постановкой пьесы Луиджи Пиранделло "Шесть персонажей в поисках автора". Вместе с «Серсо», который Виктор Славкин написал специально для этой труппы, театр отправился с двумя этими спектаклями на гастроли в Западную Европу впервые в 1987-1988.

Его школа стала творческой лабораторией для экспериментов с голосом и телом актера. Анатолий Васильев занимался постановкой на сцене нетеатральных текстов, чтобы исследовать их звучание и литературную ценность.

Будучи музыкально образованным человеком, Васильев часто обращался к музыке в своей работе. Изучая структуру пьесы через метод упражнения, он изучал, как внутреннюю суть идеи можно выразить словом. Он изучает составляющие звука, интонации, ищет, как соединить слова и движения: звук должен обрести плоть. 

Анатолий Васильев постепенно заслужил международное признание. В 1992 он поставил «Маскарад» Лермонтова в театре «Comédie Française», а в следующем году в Риме – спектакль «Каждый по-своему» по пьесе Луиджи Пиранделло. В 1997 году его «Плач Иеремии» был показан на Авиньонском фестивале, в Италии и в Берлине. Спектакль награжден Национальной премией России "Золотая маска" по двум номинациям: за лучший спектакль и за лучшую сценографию. В 1998 он представил спектакль «Дон Жуан или «Каменный гость» по Пушкину в Cartoucherie.

Васильев поставил спектакль "Дядюшкин сон" по роману Ф. М. Достоевского (в 1994 в Будапеште), оперу П.И.Чайковского "Пиковая дама" (1996, Веймар), «Без вины виноватые» по пьесе А.Н.Островского (Венгрия, 1998), «Моцарт и Сальери» А.С.Пушкина (2000), «Медея. Материал» по пьесе Х. Мюллера (2001).

4 мая 2001 его театр переехал в новое здание на улице Сретенка, построенное по проекту Анатолия Васильева и Игоря Попова, Бориса Тхора и Сергея Гусарева. Два зрите­льных зала и две сцены (Манеж и Глобус), а также все основные функциональные блоки связаны друг с другом Атриумом - зрительским фойе под прозрачным сводом — все способствовало созданию атмосферы творческой лаборатории, в соответствии с задумкой ее создателей.

В 2005 он вновь поставил спектакль «Медея. Материал» в Theatre des Amandiers в Нантере. В 2006 он представил «Из путешествия Онегина» А.С.Пушкина и П.И.Чайковского в парижском театре «Одеон» и был приглашен на Авиньонский фестиваль со спектаклями «Моцарт и Сальери» и «Илиада».

В 2006 году после конфликта с московскими властями Васильев оставляет свою должность в театре «Школа драматического искусства» и уезжает в Европу. Работает в Париже, Лионе и Лондоне. Спустя три года его приглашают в Большой театр для постановки «Дон Жуана».

В 2010 году Анатолий Васильев открыл трехгодичные курсы для обучения театральных преподавателей. Курсы базируются в Венеции, обучение осуществляется в течение двух месяцев ежегодно и предназначается, главным образом, для итальянских специалистов, однако привлекают внимание преподавателей, актеров и режиссеров со всего мира. В 2011 в институте имени Ежи Гротовского во Вроцлавле (Польша) Васильев открыл семинар по актерской технике. Семинар шел в течение 2 лет и объединял выпускников курсов в Венеции и актеров из других европейских стран.

Васильев приглашен в парижский театр «Комеди Франсэз» для постановки спектакля «Вторая музыка» по произведению Маргерит Дюрас, премьера которого назначена на март 2016. Вместе с ним будут работать Наталья Исаева, переводчик и исследователь театра, сотрудничающая с мастером на протяжении долгих лет, и Боаз Тринкер, специалист по преподаванию актерского мастерства.