Год образования 1948, UNESCO

Дарио Фо

Обращение. 2013 год

Много веков назад власть проявила нетерпимость по отношению к актерам и выдворила их из Италии. Сегодня актеры и театральные труппы сталкиваются с другими трудностями: поиск сцены, театра, аудитории — и все это из-за кризиса. Сильные мира сего больше не стремятся контролировать тех, кто выражают свои чувства при помощи иронии и сарказма, у этих актеров уже попросту нет ни сценических площадок, ни публики, к которой они могли бы обращаться.

Во времена Возрождения все было наоборот: комедиантам внимала огромная аудитория и власти прилагали все усилия, чтобы обуздать их, не дать высказаться.

Как известно, великий исход актеров произошел в эпоху Контрреформации, когда народ призывали разрушить театры. Особый размах это приняло в Риме, где актеров обвиняли в оскорблении святого города. В 1697 году Папа Иннокентий под давлением консервативной части буржуазии и представителей духовенства повелел разрушить театр, который, по мнению поборников морали, чаще других ставил непристойные пьесы.

Во времена Контрреформации кардинал Карло Борромео, активно действовавший на севере Италии, посвятил себя спасению детей Милана четко разграничив искусство как высшую форму духовного образования и театр оплот богохульства и тщеславия. В письме своим соратникам он пишет примерно следующее (цитирую по памяти): Будучи озабочены истреблением вредоносного сорняка, мы постарались изо всех сил сжечь тексты позорных речей, вырвать их из памяти людской и одновременно предать наказанию тех, кто подобные тексты печатает.

Очевидно, что пока мы были объяты сном, дьявол действовал с удвоенным коварством. Насколько глубже в душу проникает то, что видит глаз, чем то, что слышишь из подобных книг! Насколько более разрушающе для умов юношей и дев звучащее слово и сопровождающий его жест, чем мертвое слово, напечатанное в книгах. Необходимо избавить наши города от деятелей театра как от нежелательных душ.

Единственная надежда на выход из сегодняшнего кризиса театра – в том, что великое наступление, организованное против нас и, особенно против молодого поколения, которое хотело бы изучать театральное искусство и играть на сцене, откроет нашему сообществу пути к новому возрождению.

(перевод Ю. Ардашниковой)

Об авторе

Дарио Фо (род. 24 марта 1926 г.), итальянский сатирик, драматург, театральный режиссер, актер, композитор и лауреат Нобелевской премии по литературе (1997). Работает в старинном итальянском жанре комедии дель арте, обращаясь к критике политической коррупции, организованной преступности, доктрины католической церкви и других проблем, актуальных для итальянского общества. Театральную карьеру начал с участия в сатирических ревью для небольших кабаре и театров. В 1959 г. вместе с женой, актрисой Франкой Раме основал  «Труппу Дарио Фо – Франка Раме». Популярность труппе принесли юмористические скетчи в телевизионном шоу «Canzonissima». Постепенно они создали агитационный политический театр, подчас богохульный и скабрезный, в традициях комедии дель арте, смешанными с тем, что Фо называл «неофициальной левизной». В 1968-м Фо и Раме открыли еще одну театральную группу «Nuova Scena», связанную с коммунистической партией Италии, а в 1970 году - «Collettivo Teatrale La Comune» и начали выступать на заводах, в парках и гимназиях. Дарио Фо написал более 70 пьес, некоторые из них в соавторстве с Франкой Раме. Наиболее известные его пьесы «Случайная смерть анархиста» (1974) и «Не можем платить? Не будем платить!» (1974). В качестве актера он прославился ролью в моноспектакле «Мистерия-буфф» (1973), основанном на мистических сюжетах средневековья, актуализированных Фо. Среди более поздних работ следует назвать «Весь дом, постель и церковь» (1978), «Клаксоны, трубы и трели» (1981), «Женские части» (1981), «Свободная пара» (1983), «Один голый, другой – во фраке» (1985), «Священник и ведьма» (1989). Его пьесы, особенно «Мистерия Буфф», были переведены на 30 языков. При постановке за рубежом их часто модифицируют, чтобы отразить местные политические реалии. Фо и сам призывает режиссеров и переводчиков переиначивать его пьесы на свой лад, а актеров импровизировать, так как это соответствует традиции комедии дель арте сцене. В настоящее время Фо вместе с Франкой Раме владеет театральной компанией, где является режиссером. Награждая Фо Нобелевской премией по литературе, комитет отметил его как писателя, который «в духе средневековых шутов бичует власть и отстаивает интересы угнетенных».