Год образования 1948, UNESCO
Главная > Всемирный день театра > Джессика А. Каахва

Джессика А. Каахва

Обращение. 2011 год

Сегодняшняя театральная жизнь демонстрирует огромный потенциал театра, его способность объединять людей. Вам когда-нибудь приходила мысль, что театр может быть эффективным средством в деле сохранения мира и достижения согласия между народами? Правительства тратят огромные деньги на силовое урегулирование военных конфликтов и совсем мало на театр, который может служить альтернативой в деле разрешения и урегулирования этих конфликтов. Но разве можно достичь мира откровенно репрессивными методами?

Театр воздействует на души людей, охваченные страхом и подозрительностью, изменяет представление человека о самом себе, открывает новые возможности выбора для личности и общества в целом. Он может помочь сориентироваться в настоящем и предвосхитить будущее. Он может самым непосредственным образом быть задействован в решении социальных проблем. Будучи всеобъемлющим по своей сути, театр способен помочь нам в преодолении ошибок и заблуждений. Кроме того, он является испытанным средством поддержки и продвижения общественно-значимых идей.
Во имя будущего мы должны использовать в своей деятельности мирные средства, которые позволят добиться взаимопонимания, уважения и признания вклада каждого человека в дело мира. Театр - тот универсальный язык, который позволяет нам призывать людей к миру и согласию.  

Открытый для всех и каждого, театр дает нам новое видение мира, которое заставляет многих менять свои представления о жизни. Чтобы театр успешно развивался, мы должны продвигать его в нашу повседневную жизнь, не игнорируя и политических проблем, связанных с военными конфликтами и сохранением мира.

Решая задачи социальных преобразований и перестройки общества, театр уже сегодня ведет свою работу в тех районах, которые разорены войной, население которых страдает от хронической нищеты и болезней. Все чаще театру удается мобилизовать общественное мнение на оказание помощи людям, пострадавшим в зонах конфликтов. Для решения этих задач существуют международные культурные организации, в частности, Международный институт театра, целью которых является «укрепление мира и дружбы между народами».

Несмотря на всю силу убеждения, которую демонстрирует театральное искусство, судьбы мира остаются в руках тех, кто использует в качестве последнего аргумента огнестрельное оружие и бомбы. Но разве можно укрепить мир, сея страх, возбуждая ненависть?

Сегодня, в Международный день театра, я призываю вас серьезно задуматься об этом и уже теперь считать театр инструментом диалога, социальных преобразований и перестройки общества. В то время как Организация Объединенных Наций тратит огромные средства на вооруженные операции по поддержанию мира по всему миру, театр предстает гуманной, менее дорогостоящей и гораздо более эффективной альтернативой. Театр, хотя он и не является единственным решением проблемы, непременно должен рассматриваться как важный инструмент поддержания мира.

Об авторе

Джессика А. Каахва, известный угандийский драматург, актриса, режиссер, театральный академик. Доктор философских наук, стипендиат программы Фулбрайта, обладательница многочисленных стипендий и премий за научно-исследовательскую и практическую работу по оздоровлению обстановки в зонах военных конфликтов средствами театра и масс-медиа. В настоящее время является старшим преподавателем кафедры музыки, танца и драмы университета Макерере в Уганде, в котором получила степень магистра. Получила также степень бакалавра в университете Бенина в Нигерии. Удостоена докторской степени по истории, теории и театральной критике в университете Мериленда, США. Джессика Каахва написала более 15 пьес для театра, телевидения и радио. В их числе: «Краеугольный камень», «Собачье правосудие», «Рай навсегда», «Отголоски мира» и «Барабаны свободы». Поставила несколько своих пьес и сыграла в них главные роли. Среди ее режиссерских работ — «Король Лир» Уильяма Шекспира, «Мамаша Кураж и ее дети» Бертольда Брехта (переведенная на язык луганда; этот спектаклю был показан в Вашингтоне, США и во время гастролей по Южной Африке), совместная постановка «Истории солдата» Игоря Стравинского. Будучи активным правозащитником, Джессика Каахва поднимает свой голос за равноправие женщин и мирное урегулирование военных конфликтов. Она была организатором нескольких государственных и международных акций, проводила и продолжает проводить исследования на тему активного использования театра во всех социальных аспектах. Г-жа Каахва издает учебники и ездит с лекциями по всему миру. Она провела множество учебных семинаров для международных и государственных организаций, а также для высших учебных заведений. В числе ее гуманитарных акций — создание центра для детей-сирот на своей ферме в Уганде, где она помогает детям заново обрести чувство приобщенности к социуму и уверенности в завтрашнем дне.