Год образования 1948, UNESCO
Главная > Всемирный день театра > Кшиштоф Варликовский

Кшиштоф Варликовский

Обращение. 2015 год

Мастеров театра легче всего найти вдали от сцены. Их не интересует театр как механизм для тиражирования условностей и клише. Они находят живые источники вдохновения в стороне от театральных залов и толп людей, которые ежедневно собираются, чтобы копировать тот или иной мир. Мы копируем, а не создаем собственные миры – средоточие споров со зрителем и глубинных эмоций, обнажить которые может только театр.

Чаще всего я обращаюсь за наставлением к прозе. День за днем размышляю о писателях, которые почти сто лет назад пророчески, хотя и осторожно изобразили закат европейских богов, погрузивший во мрак нашу цивилизацию, и мрак этот по сей день не развеян. Я думаю о Франце Кафке, Томасе Манне и Марселе Прусте. Сегодня к пророкам причислил бы еще и Джона Максвелла Кутзее.

Их здравый смысл во времена конца света – не планеты, но системы человеческих отношений, общественного порядка и беспорядка – актуален для нас здесь и сейчас. Для нас, живущих после конца света. Для нас, живущих перед лицом преступлений и вооруженных конфликтов, которые ежедневно вспыхивают то здесь, то там быстрее, чем об этом узнают вездесущие СМИ. Эти очаги вскоре становятся неинтересны и исчезают из материалов прессы навсегда. А мы, испуганные и беспомощные, чувствуем, что попали в западню. Мы больше не можем строить башни. Стены, которые мы упорно сооружаем, ни от чего нас не защищают. Наоборот, они сами требуют защиты и внимания – и это забирает нашу жизненную энергию. У нас больше нет сил, чтобы попытаться взглянуть на то, что находится за воротами. А ведь как раз для этого и должен существовать театр, и именно там он должен черпать силы. Заглянуть туда, куда смотреть запрещено.

«Миф пытается объяснить необъяснимое. Он берет свое начало в глубинах правды и оканчивается необъяснимым» – эти слова, которые Кафка относит к мифу о Прометее, вполне можно отнести к тому, каким должен быть театр. Такого театра, который берет начало в глубинах правды и оканчивается необъяснимым, я желаю всем его служителям – как на сцене, так и в зрительном зале. И желаю я этого от всего сердца.

(перевод Ю. Ардашниковой)

Об авторе

Кшиштоф Варликовский – один из самых знаменитых европейских режиссеров своего поколения. Родился в Польше в 1962 году.

Совместно с театральным художником Малгожатой Щесняк создает выдающиеся сценические образы. В процессе своей работы ведет актеров через глубочайшие слои лицедейства. Автор нового способа постановки Шекспира и провокационной трактовки древнегреческой трагедии, также известен своими спектаклями по пьесам современных драматургов.

В 2002 году спектакль Варликовского «Чистые» по пьесе Сары Кейн получил широкое признание на фестивале в Авиньоне и на монреальском «Фестивале театров Америк». Это стало решающим моментом в карьере режиссера и принесло ему мировую известность.

С 2008 года является художественным руководителем Нового театра в Варшаве, где поставил четыре спектакля по многозначным текстам: «(А)поллония» (2009), «Конец» (2010), «Африканские сказки Шекспира» (2011) и «Варшавское кабаре» (2013). Сейчас работает над инсценировкой цикла «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста. В Новом Варликовский создал свою уникальную концепцию роли и места театра в обществе, не переставая привлекать к обсуждению зрителя. Его лозунгом стали слова «уход от театра».

Постановки Варликовского были представлены на самых серьезных театральных смотрах, таких как международные фестивали в Авиньоне, Эдинбурге и Афинах, Festival de Otono в Мадриде, Wiener Festwochen в Вене, фестиваль Бруклинской академии музыки Next Wave в Нью-Йорке, фестиваль Santiago a Mil (Чили), фестиваль PoNTI в Порту, Сеульский фестиваль исполнительских искусств, фестиваль BITEF в Белграде.

Отдельная область творчества Кшиштофа Варликовского – опера. Режиссер работал в величайших музыкальных театрах Европы, среди которых: Парижская национальная опера, Королевский оперный театр La Monnaie в Брюсселе, Баварская государственная опера и др. За стремление вдохнуть новую жизнь в «театрализацию» оперы был назван революционером. Поставил спектакли: «Ифигения в Тавриде», «Средство Макропулоса», «Парсифаль», «Женщина без тени», «Медея», «Лулу» и совсем недавно – «Дон Жуан».

Кшиштоф Варликовский – обладатель множества наград. В 2003 году получил приз Союза театральных критиков Франции за спектакль «Чистые» по пьесе Сары Кейн, который был признан лучшим спектаклем на иностранном языке и показан во Франции в сезоне 2002/03. Через пять лет французские критики наградили спектакль Варликовского «Ангелы в Америке». За распространение театрального искусства Польши за рубежом творческая деятельность режиссера была отмечена секцией театральной критики Польского центра Международного института театра. В 2006-м в Москве удостоился престижной Премии имени Мейерхольда. В 2008 году получил Европейскую премию «Новая театральная реальность» в Салониках (Греция). В том же году нью-йоркский еженедельник Village Voice присудил режиссеру премию Obies за спектакль «Крум» по пьесе Ханоха Левина, который был представлен на 25-м фестивале Next Wave Бруклинской академии музыки. В 2011-м спектакль Нового театра «(А)поллония» в постановке Варликовского получил премию «Золотая маска» в номинации «Лучший зарубежный спектакль». В мае следующего года за спектакль «Африканские сказки Шекспира» Новый театр был отмечен в Перми Премией Дягилева, присужденной международным жюри во главе с Жераром Мортье. В 2013-м Кшиштоф Варликовский стал командором французского ордена Искусств и литературы.