Год образования 1948, UNESCO

Шахид Надим

Пакистан

Обращение 2020 год

Театр как храм

В конце спектакля театра «Аджока» (1) о суфийском поэте Булле Шахе (2) старик в сопровождении маленького мальчика пришел к актеру, играющему роль великого суфия (3): «Мой внук нездоров, не могли бы вы дать ему благословение?». Актер был озадачен и сказал: «Я не Булле Шах, я просто актер, играющий эту роль». Старик сказал: «Сын, ты не актер, ты реинкарнация Буллеха Шаха, его Аватара (4)». Внезапно нам открылось совершенно новое представление о театре, где актер или актриса становятся реинкарнацией персонажа, которого он или она изображает.

Изучение таких историй, как история Буллеха Шаха, а их так много во всех культурах, может стать мостом между нами, создателями театра и незнакомой, но открытой, полной энтузиазма публикой. Выступая на сцене, мы иногда увлекаемся нашей философией театра, нашей ролью как предвестником социальных перемен и оставляем позади большую часть масс. В нашем взаимодействии с вызовом  настоящего мы лишаем себя возможностей глубоко волнующего духовного опыта, который может дать театр. Сейчас в современном мире, когда нарастают фанатизм, ненависть и насилие, когда наша планета все глубже и глубже погружается в климатическую катастрофу, мы нуждаемся в пополнении духовных сил. Нам нужно бороться с апатией, вялостью, пессимизмом, жадностью и пренебрежением к миру, в котором мы живем, к планете, на которой мы обитаем. Театр играет важную, благородную роль в том, чтобы активизировать и мобилизовать человечество. Это может возвысить сцену, место, где идет представление, в нечто священное.

В Южной Азии художники с почтением касаются поверхности сцены, прежде чем ступить на нее, эта традиция тянется еще с древних времен, когда духовное и культурное переплетались. Настало время восстановить эти симбиотические связи между художником и публикой, между прошлым и будущим. Создание театра может быть священным актом, и актеры действительно могут стать аватарами ролей, которые они играют. Театр может стать святыней, а храм - местом представления.


(1) Театр Ajoka: основан в 1984 году. Слово Ajoka означает «современник» в панджаби. Его репертуар включает пьесы на такие темы, как религиозная терпимость, мир, гендерное насилие, права человека (2) Суфизм: исламская мистическая традиция, суфийская поэзия, в основном исполняемая в музыке, выражает мистический союз через метафоры непосвященной любви. (3) Bulleh Shah (1680-1757): влиятельный поэт, пенджабский суфий, который писал на сложные философские темы простым языком, сильный критик религиозной ортодоксальности, обвиняемый в ереси и отрицавший погребение на городском кладбище. (4) Аватар: реинкарнация или проявление на Земле божественного учителя в соответствии с индуистской культурой.

* Этот текст является выдержкой из более длинной версии Послания Всемирного дня театра 2020, доступной на английском, французском и других языках по адресу:
www.world-theatre-day.org

Об авторе

Шахид Надим - ведущий драматург Пакистана и глава знаменитого театра Аджока.

Шахид Надим родился в 1947 году в Сопоре, Кашмир. Оказался беженцем в годовалом возрасте, когда семье пришлось переехать в недавно созданный Пакистан, это было после войны 1948 года между Индией и Пакистаном за спорный штат Кашмир. Проживал в Лахоре, где получил степень магистра психологии в Пенджабском университете. Свою первую пьесу Шахид Надим написал, будучи студентом, но полностью посвятил себя драматургии позже,  во время политического изгнания в Лондоне, создавая пьесы для пакистанской диссидентской театральной группы Ajoka. Новаторский театр был организован Мадехой Гаухар, на которой он впоследствии женился. Шахид Надим написал более 50 оригинальных пьес на пенджаби и урду, а также создал несколько адаптаций пьес Брехта.

Работал и сотрудничал с пакистанским телевидением как продюсер и управленец. Трижды был заключен в тюрьму во время военных режимов за неприятие милитаристского правления в стране и был признан узником совести Международной Амнистией (Amnesty International). В печально известной тюрьме Мьянвали он начал писать так называемые пьесы выходного дня, поставленные заключенными и  для заключенных. Позже для Amnesty International он работал координатором международных кампаний и специалистом по коммуникациям в Азиатско-Тихоокеанском регионе.  Сотрудничал с Исследовательским институтом Гетти, американским Пен-клубом, Национальным фондом за демократию, является членом сети «Театр без границ».

Пьесы Шахида Надима широко исполняются и публикуются в Пакистане и Индии. Его пьесы идут по всему миру: Bulha в Hammersmith Theatre (Лондон, Великобритания), Tramway (Глазго, Шотландия, Великобритания) и Helsignor (Дания), Amrika Chalo в Центре исполнительских искусств Дэвиса (Университет Джорджтауна, Вашингтон,США), Bala King в театре Black Box (Осло, Норвегия), Burqavaganza в американских театрах  Bravo for Women Theatre (Сан-Франциско), Acquittal at Highways (Санта-Моника) и Theatre Row (Нью-Йорк), Dara в Lyttleton Theatre London (Великобритания) и Университете Северной Каролины (Чапел Хилл, США).

Его произведения переведены на английский язык и опубликованы издательством Оксфордского университета, издательством Ника Херна, в различных сборниках. В 2009 году драматург  был награжден Медалью Президента Пакистана Pride of Performance, которой награждают за выдающиеся достижения в литературе, искусстве, спорте, медицине, науке. Шахид Надим работает для сцены и телевидения, он организовал фестивали «Театр за мир» в Индии и Пакистане, принимал участие в работе ведущих пакистанских и индийских газет, Службы урду Би-би-си. Он выпустил документальные фильмы на темы культуры  - о музее Лахора, пенджабских обычаях, о поэте Мухаммаде Икбале и художнике Cайеде Садекуэйне.

Пьесы Шахида Надима пользуются уважением за их смелые, социально значимые, порой запрещенные темы, такие как религиозный экстремизм, насилие в отношении женщин, дискриминация меньшинств, свобода выражения мнений, климат, мир и суфизм. В нескольких его пьесах рассматриваются вопросы разделения Южной Азии и общего культурного наследия региона. Он умело сочетает современные социальные и политические темы с традиционными формами и народным наследием, чтобы представить интересный и интеллектуальный театр. Музыка является неотъемлемой частью его театральных постановок. Он преподает писательское мастерство в Институте исполнительских искусств Аджоки и Институте искусства и культуры в Лахоре.