Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > «Русалка» Дворжака в Большом

«Русалка» Дворжака в Большом

Модерновую оперу Дворжака (1901) в Большом театре не ставили еще никогда: исключительно потому, что в России есть своя «Русалка» – романтическая опера Даргомыжского на текст Пушкина, в которой блистал Шаляпин, играя обезумевшего Мельника. У Дворжака вместо Пушкина – Ханс Кристиан Андерсен, вместо Мельника – Водяной, а вместо полноводного Днепра – таинственное лесное озеро, по берегам которого водится сказочная нечисть.

Но в мире известна именно «Русалка» Дворжака. Ее ставят в театрах Европы, прикладывая к ней разного рода социософские, психоаналитические режиссерские концепции и дивясь тому, как лояльно она их выдерживает. В концертах любят петь хитовую песню героини «Месичку на неби»: эта мелодия, подкрепленная фактом преподавания Дворжака в США и его влиянием на американские музыкальные умы, стала матрицей для лирических тем Бродвея и Голливуда – например, для песни из «Волшебника страны Оз». В остальном опера чешского классика не такая мелодичная, как ее русская сестра. Все-таки она написана после многих случившихся в оперной истории реформ, и новации Вагнера, а также итальянских композиторов-веристов оставили на ней свои следы. По сравнению с симфониями и камерными ансамблями Дворжака, где композиторская работа выдержана на концентрированном немецком уровне, музыкальный язык «Русалки» слегка разбавлен – наверное, той самой водой, из которой является героиня. Дворжак словно намеренно стремился к внешней красивости, и, конечно, с его мастерством ему удалось и это.

Правда, в «Русалке» Дворжака есть особенность, более чем странная для оперного жанра. По сюжету Русалка, полюбившая охотящегося близ озера Принца, выпрашивает у Ежибабы (так чехи зовут Бабу Ягу) участь земной девушки. Одним из условий, на которых она ее получит, является немота: возлюбленный не должен услышать ни звука из ее уст. Ладно бы это было в драме, но в опере, где пение есть суть всего предприятия! Конец первого акта и большую часть второго певица, исполняющая заглавную партию, работает на сцене исключительно как немая мимирующая актриса.

Названное обстоятельство, наверное, испугало бы среднестатистического оперного режиссера. Но Тимофею Кулябину оно пришлось аккурат по творческому профилю. Самый знаменитый его спектакль – вовсе не «Тангейзер», снятый со сцены после нелепого скандала, а объездившие фестивали мира «Три сестры», где чеховские персонажи обходятся без произнесения текста, зато изъясняются на языке глухонемых.

В отличие от Чехова Дворжак сделал это сам – он на долгое время лишил героиню речей. Мы, конечно, знали, что сопрано Большого театра Динара Алиева еще и хорошая актриса, но теперь можем советовать читателю сходить на «Русалку» уже только ради ее немых мизансцен, которые поставил артистке Тимофей Кулябин. Будучи приведена к Принцу во дворец, бывшая озерная дева выглядит пугливой сутулой замарашкой в очках, которая становится еще потешнее, когда влезает в туфли и свадебное платье.

Музыку Дворжака при этом в отличие от текста Чехова можно не выключать. Можно даже поставить весь первый акт в как бы традиционном стиле. Сценограф Олег Головко воздвиг на сцене романтические скалы, лес, пещеру и озеро посередине. Из озера течет водопад – это видео Александра Лобанова, тоже более чем нехилое. Современные высокотехнологические средства нимало не идут вразрез со старинной костюмно-декорационной эстетикой. Оркестр под управлением Айнарса Рубикиса с ходу задает напряженный пугающий тон. По ходу увертюры занавес открывается, и мы видим на скале статную женскую фигуру, одетую Галей Солодовниковой наподобие вагнеровской богини. Это, как выяснится позже, Ежибаба. К ней из чащи выбирается заросший мужик. Это, как выяснится позже, Водяной. На руках у него – о, нет! – новорожденный ребенок. Ежибаба берет дитя под спинку и – о, ужас! – кидает в озеро. На компьютере включается заготовленный видеослой, проектор передает его на сцену, и водопад окрашивается в цвет крови. В это время в оркестре как раз звучит кульминация увертюры. А режиссер, ценитель немоты, не глух ведь к музыке, думаешь ты в партере, оправившись от испуга. Или как минимум к ней не глух драматург спектакля Илья Кухаренко.

В течение первого акта, пока на сцене поют Динара Алиева (Русалка), Миклош Себестьен (Водяной), Елена Манистина (Ежибаба), Олег Долгов (Принц) и три Лесные нимфы (Гузель Шарипова, Екатерина Щербаченко, Виктория Каркачева), а из-за сцены им красивым эхом отвечает хор остальных нимф (во главе с Валерием Борисовым), ты в партере думаешь о том, что готов смотреть и смотреть на этот псевдоромантический оперный театр с компьютерным водопадом. Но ты прекрасно знаешь, что в один момент это кончится – поскольку ты смотришь спектакль, который поставил режиссер Тимофей Кулябин. Вопрос лишь в том, когда это произойдет.

Это происходит в конце первого акта, по обретении Русалкой одновременно немоты и человеческой сущности. В уместный по музыке момент воды озера размыкаются, и к нам с Принцем из них поднимаются три ярко-синих кресла кинотеатра. В одном из кресел сидит героиня и уплетает попкорн. Смотрит, наверное, сказочный фильм. Принц прыгает к ней на соседнее кресло. И вот оба они уже не в сказке – в реальности.

Тимофей Кулябин не единственный режиссер, кто декларирует, что ставит спектакли только о современных людях. Эта позиция стала типичной. Иногда думаешь – а чем плохо, наоборот, позвать зрителя из современности в мир прошлого или сказок? Но такие вопросы задавать опасно. Во-первых, потому, что из могилы может вылезти недовольный Жерар Мортье. Во-вторых, потому, что открывается занавес, и начало второго действия выглядит действительно удачно.

Мы попадаем в современный дворец, где скульптура русалки с рыбьим хвостом украшает фонтан: вот такое место сказке отведено в реальности. Акт держат две женщины-соперницы – приведенная сюда немая аутистка, в первом акте бывшая Русалкой, против нее – Иноземная княжна (теперь она – заглянем в буклет – Специальная гостья на свадьбе), по контрасту одетая в эффектно декольтированное вечернее платье. В исполнении Марии Лобановой она очень красиво соблазняет Принца. Сам же Принц (теперь, по буклету, просто Жених) выглядит недоумком, который только и пялится в мобильный телефон. Мизансценическое вдохновение режиссера обошло стороной его роль. Зато придуманы чопорные родители Жениха и фриковатые гости на свадьбе, для чего в спектакль привлечена дюжина драматических актеров. Очарователен и Поваренок в забавном травестийном рисунке Юлии Мазуровой. Схематичность акта нарушается явлением Отца невесты – потрепанного пенсионера (бывший Водяной). Он приносит дочери в мешке младенца. С мешком обычно ходит Риголетто – но у того в мешке сама дочь. А тут возникает вопрос к драматургу: по логике предшествующих событий решительно не понятно, когда младенец успел завестись. Дочь, однако, поступает столь же решительно: ловким движением отрывает младенцу голову.

В третьем акте младенцев уже два: один с головой, другой без. Тайна происхождения младенцев так и не разъясняется. Зато появляются они и в сказке, и в реальности – поскольку в заключительном акте сказка и реальность идут параллельно. Сказка – знакомые лес с пещерой – на верхнем этаже. Реальность – больничная палата – на нижнем. На койке – бездвижная героиня. Сказочный водопад теперь стекает с обратной стороны сцены – по стеклу больничного окна унылым дождиком реальности.

На верхнем, сказочном этаже продолжают петь и играть сказочные герои. Но это уже не главное. Главное – то, что происходит внизу, в разрезе больничного интерьера. А в нем поющих сказочных дублируют безмолвные реалистические персонажи, дублируют почти движение в движение (респект репетиционному процессу), только совсем-совсем не по-сказочному. И лишь сама героиня лежит пластом. Но ты в партере знаешь, что если героиня лежит, то когда-нибудь она встанет. И она таки встает – разумеется, в сцене кульминационного объяснения с Принцем. Потом выясняется, что она не вставала, а как лежала, так и лежит. Нам и Жениху так показалось, а на самом деле это был самый эффектный видеоаттракцион спектакля.

Принц томно умирает на руках Русалки, а вот от описания сцены смерти Жениха воздержусь: возможно, читатель знакомится с текстом рецензии за обеденным столом. Но дирижер Айнарс Рубикис заканчивает оперу очень проникновенно. Художник по свету Дамир Исмагилов так же проникновенно тушит свет.

Звук оркестра (в меньшей степени – вокал), чудеса видео – вот что остается от спектакля в ушах и на сетчатке глаз. В уме – его формально-симметричное построение. Ну и то, что современный режиссер проявил верность своей профессии, своему подходу к делу: в таинственную сказку внес безжалостную ясность, а в реальность – безголовых детей таинственного происхождения.

Дата публикации

13 Марта 2019

Другие материалы о театре и искусстве

  • Волнение Фрейндлих
    19 Апреля 2019

    Волнение Фрейндлих

    Народная артистка СССР Алиса Фрейндлих исполнила главную роль на премьере в БДТ спектакля "Волнение" по пьесе Ивана Вырыпаева, которую драматург написал специально для актрисы.
  • Юбилейная маска
    18 Апреля 2019

    Юбилейная маска

    На Исторической сцене Большого театра состоялась торжественная церемония вручения Премии «Золотая Маска», которая в этом году отметила свое 25-летие.
  • Одержимые
    16 Апреля 2019

    Одержимые

    «Пианисты» в постановке Бориса Павловича (Новосибирский театр «Глобус») получил премию «Золотая маска» за лучший драматический спектакль малой формы.
  • Лицедеи
    15 Апреля 2019

    Лицедеи

    «Нам не страшен серый волк» Евгения Марчелли по пьесе Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вульф» на фестивале «Золотая маска».
  • Я и не Я
    10 Апреля 2019

    Я и не Я

    «100% Воронеж» - еще одна точка, нанесенная на карту десятилетнего проекта «100% City» немецкой компании Rimini Protokoll. Этот спектакль участвует в номинации «Эксперимент» фестиваля «Золотая маска».
  • Оптика и образ
    09 Апреля 2019

    Оптика и образ

    В конце апреля в Доме-музее Александра Николаевича Островского на Ордынке откроется выставка работ одного из лучших отечественных театральных фотографов Александра Иванишина
  • Мосгорсуд освободил Кирилла Серебренникова
    08 Апреля 2019

    Мосгорсуд освободил Кирилла Серебренникова

    Мосгорсуд освободил из-под домашнего ареста Кирилла Серебренникова, Юрия Итина и Софью Апфельбаум.
  • Сплетни роз
    04 Апреля 2019

    Сплетни роз

    Режиссер Яна Тумина номинируется на «Золотую маску» с тремя спектаклями. «Комната Герды» и «Деревня канатоходцев» уже нашли своих поклонников среди московских зрителей.
  • Арест снова продлен
    02 Апреля 2019

    Арест снова продлен

    Мещанский суд Москвы продлил срок домашнего ареста режиссеру Кириллу Серебренникову до 4 июля. А также Юрий Итину и Софье Апфельбаум.
  • Let's go outside
    29 Марта 2019

    Let's go outside

    С 16 по 23 июля на Авиньонском фестивале пройдет премьера нового спектакля Кирилла Серебренникова «Outside». Информация об этом появилась на сайте фестиваля
  • Всем, кого касается
    29 Марта 2019

    Всем, кого касается

    3, 4 и 5 и 27 апреля в театре "Сатирикон" состоится премьера спектакля Константина Райкина "Всем кого касается" по новой пьесе современного драматурга Даны Сидерос.
  • Оборванец
    29 Марта 2019

    Оборванец

    В РАМТе выходит премьера "Оборванец" по пьесе Михаила Угарова и посвященная памяти самого Угарова и его жены Елены Греминой.
  • Объединение приостановлено
    29 Марта 2019

    Объединение приостановлено

    Премьер-министр России Дмитрий Медведев приостановил действие приказа Минкульта о создании Первого национального театра на базе Александринского театра и Театра имени Волкова
  • Первый национальный театр
    28 Марта 2019

    Первый национальный театр

    Министр культуры России Владимир Мединский заявил в среду на пресс-конференции в Музее им. Бахрушина об объединении Александринского и Волковского театров в первый российский национальный театр.
  • ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРА
    27 Марта 2019

    ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРА

    Обращение кубинского режиссера и драматурга Карлоса Селдрана к мировой театральной общественности, приуроченное к Всемирному дню театра.
  • Кошмарный ФЭСТ
    26 Марта 2019

    Кошмарный ФЭСТ

    Сотрудники Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД и следователи проводят во вторник обыски в театре драмы и комедии "ФЭСТ" в Мытищах.
  • Атом Солнца
    25 Марта 2019

    Атом Солнца

    Фестиваль памяти Олега Табакова "Атом Солнца", на котором состоятся мастер-классы и спектакли учеников режиссера, пройдет в Москве с октября по декабрь 2019 года.
  • Война еще началась
    22 Марта 2019

    Война еще началась

    25 марта на сцене Литовского драмтеатра уникальный латышский спектакль на русском языке «TWHYS. The war hasn‘t started yet. Война еще не началась» в постановке Леры Сурковой по одноименной пьесе Михаила Дурненкова.
  • Легкий воздух нулевых
    21 Марта 2019

    Легкий воздух нулевых

    Спектакль «Зоя» Екатеринбургского танцевального театра «Фора».
  • Долгожданная неожиданность
    20 Марта 2019

    Долгожданная неожиданность

    В Амстердаме прошел IV фестиваль OFF — Opera Forward Festival. Премьеры Дьёрдя Куртага и Джона Адамса в Нидерландской опере.
  • Крестный отец оттепели
    19 Марта 2019

    Крестный отец оттепели

    Антон Долин — памяти режиссера Марлена Хуциева.
  • Диктатура партитуры
    19 Марта 2019

    Диктатура партитуры

    Оперы Александра Маноцкова на «Золотой маске».
  • Недалекое плавание
    14 Марта 2019

    Недалекое плавание

    На сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Воронежский театр оперы и балета представил постановку Юрия Бурлаки — балет «Корсар» в трех актах с прологом и эпилогом, выдвинутый в пяти номинациях.
  • Сокровище VS пластинка
    12 Марта 2019

    Сокровище VS пластинка

    В театральной школе Константина Райкина прошел Всероссийский форум "Документальный театр в современной театральной школе".
  • Вавилон и ООН
    11 Марта 2019

    Вавилон и ООН

    Кирилл Серебренников, продолжая оставаться под домашним арестом, 10 марта выпустил еще одну премьеру – «Набукко» Верди в Штаатсопере Гамбурга.
  • Ушел Владимир Этуш
    10 Марта 2019

    Ушел Владимир Этуш

    Не дожив трех лет до 100-летнего юбилея, ушел Владимир Этуш. Легенда театра и кино. Ветеран Великой Отечественной. Знаменитый ректор «Щуки». Кумир миллионов зрителей. И просто человек, которого любили.
  • Бенуа-2019 в Большом
    07 Марта 2019

    Бенуа-2019 в Большом

    21 и 22 мая на Исторической сцене Большого Театра России в 27-й раз пройдет Международный балетный Фестиваль «Бенуа де ла Данс». Зрители увидят самые яркие работы в области танца со всего мира
  • Ушла Майя Туровская
    06 Марта 2019

    Ушла Майя Туровская

    На 95-м году жизни в Мюнхене скончалась Майя Туровская - киновед, кинокритик, культуролог, писатель, драматург, великолепный знаток мирового кинопроцесса и человек безупречной профессиональной репутации.
  • 10 интригующих премьер
    05 Марта 2019

    10 интригующих премьер

    В Театре наций — новый спектакль Rimini Protokoll, в Театре Романа Виктюка — новый «Мелкий бес», Тимофей Кулябин ставит «Русалку» Дворжака в Большом, а Марк Розовский делает мюзикл по произведениям Конан Дойла.
  • Ваш билет, пожалуйста!
    04 Марта 2019

    Ваш билет, пожалуйста!

    На сцене Высшей школы сценических искусств состоялась премьера спектакля «Проводница».
  • Танцующая под дождем
    01 Марта 2019

    Танцующая под дождем

    В парижском театре Шайо состоялись гастроли танцспектаклей «Compact» и «Diagnostic F20.9» в постановке и исполнении Жан Галлуа — молодого хореографа, которой во Франции прочат большое будущее.
  • Опера строгого режима
    27 Февраля 2019

    Опера строгого режима

    Знаменитый маэстро и музыкальный руководитель Баварской государственной оперы Кирилл Петренко впервые продирижировал «Фиделио» Бетховена.
  • Ушел из жизни Андрейс Жагарс
    27 Февраля 2019

    Ушел из жизни Андрейс Жагарс

    Знаменитому театральному режиссеру, актеру, продюссеру и экс-директору Латвийской национальной оперы было 60 лет.
  • Минифест немецкой драмы
    26 Февраля 2019

    Минифест немецкой драмы

    Четыре новосибирских театра объединились, чтобы впервые презентовать новые немецкоязычные пьесы из антологии «ШАГ-5» для аудитории Сибири и Дальнего Востока.
  • "Хованщина" в Милане
    26 Февраля 2019

    "Хованщина" в Милане

    В миланском театре Ла Скала 27 февраля под руководством народного артиста России Валерия Гергиева состоится премьера оперы Модеста Мусоргского "Хованщина".
  • "Вечная Россия" в Вильнюсе
    25 Февраля 2019

    "Вечная Россия" в Вильнюсе

    В Вильнюсе с 12 по 14 апреля в рамках фестиваля "Утопические реальности" будет 8 раз показан спектакль Марины Давыдовой "Eternal Russia" ("Вечная Россия"), созданный в берлинском театре Hebbel am Ufer
  • Рейтинг театральных городов России
    25 Февраля 2019

    Рейтинг театральных городов России

    Аналитическое агентство ТурСтат составило рейтинг театральных городов России. В первую пятерку вошли Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань и Новосибирск.
  • Русская война Пекторалиса
    24 Февраля 2019

    Русская война Пекторалиса

    7, 8, 17 и 29 марта на сцене Московском театре Олега Табакова (сцена на Сухаревской) сыграют премьеру спектакля «Русская война Пекторалиса» в постановке Сергея Пускепалиса.
  • Объявлен шорт-лист VI Международного фестиваля моноспектаклей «МОНОfest»
    24 Февраля 2019

    Объявлен шорт-лист VI Международного фестиваля моноспектаклей «МОНОfest»

    Более полусотни спектаклей были представлены во время заявочного периода на суд экспертов фестиваля «МОНОfest». По результатам экспертного отбора в шорт-лист фестиваля попали 11 постановок.
  • Богомолов замахнулся на Булгакова
    22 Февраля 2019

    Богомолов замахнулся на Булгакова

    В Петербургском театре «Русская антреприза» имени Андрея Миронова готовится к постановке спектакль «Иван Васильевич» по пьесе Михаила Булгакова. Над ним работает Константин Богомолов.
  • Сны как предчувствие
    22 Февраля 2019

    Сны как предчувствие

    Пермский театр оперы и балета показал на фестивале «Золотая маска» «Щелкунчика» хореографа Алексея Мирошниченко.
  • Гид по классике
    21 Февраля 2019

    Гид по классике

    Чехов, Гоголь и Толстой: где посмотреть любимую классику. Самые главные произведения русских писателей на самых больших площадках страны.
  • Дьявольская премьера
    20 Февраля 2019

    Дьявольская премьера

    На основной сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко впервые за 30 лет поставили оперу нашего современника — «Влюбленный дьявол» Александра Вустина.
  • Богомолов на Таганке
    15 Февраля 2019

    Богомолов на Таганке

    Премьера в Театре на Таганке спектакля Константина Богомолова «Теллурия», поставленного по роману Владимира Сорокина.
  • Влюбленный дьявол
    15 Февраля 2019

    Влюбленный дьявол

    Премьера единственной оперы российского композитора Александра Вустина "Влюбленный дьявол" на сцене Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.
  • «Баядерка» возрождается
    13 Февраля 2019

    «Баядерка» возрождается

    На сцене Немецкой государственной оперы завершились премьерные показы главного спектакля балетного сезона — «Баядерки» Петипа, восстановленной Алексеем Ратманским по архивным документам.
  • Сакральный танец
    13 Февраля 2019

    Сакральный танец

    Приглашенный солист Баварского балета Сергей Полунин представит в Мариинском театре спектакль Sacre, поставленный японской танцовщицей и хореографом Юкой Оиши на музыку "Весны священной" Игоря Стравинского.
  • Совершенно невероятное событие
    11 Февраля 2019

    Совершенно невероятное событие

    6 марта на сцене Театрального центра «На Страстном» будет сыгран первый спектакль московского «Театра Новых Пьес» под руководством Николая Коляды «Женитьба или совершенно невероятное событие».
  • Реклама