Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > 35-й конгресс МИТ

35-й конгресс МИТ

В испанской Сеговии прошёл 35-й Всемирный конгресс Международного института театра, в котором приняли участие представители 56 стран. Его девизом стал призыв «Act!» («Действуй!»). 

Арабские дишдаши и бишты, индийские сари, африканские узоры на широких рубахах, строгие европейские костюмы и универсальный ширпотреб для жаркого лета – так выглядит «дресс-код» театральной команды Международного института театра, которая раз в два года собирается на свой Всемирный конгресс. Обменяться идеями и приглашениями, рассказать о своих проблемах, представить новый фестиваль, посмотреть спектакли, послушать корифеев, устроить мозговой штурм, чтобы понять, как жить дальше этой пёстрой банде комедиантов в разрозненном и глобальном мире... Как ни крути, МИТ – единственная в мире театральная организация, объединяющая людей театра со всех континентов.

Молодые должны защищать свои ценности

Одно из главных событий произошло «из-за такта» конгресса – на нём впервые прошёл студенческий фестиваль «Конгресс Пролог». Три дня в здании и во дворе бывшей женской тюрьмы, превращённой теперь в культурный центр La Carcel, а также на дворцовой площади и в церкви Св. Николаса студенты разных континентов играли свои спектакли, сходу вписывая их в предлагаемые обстоятельства «взрослого» конгресса и жёсткого пространства. На фестиваль приехали учащиеся из Бёрнской академии искусств («Театр вещей»), словенской школы UL AGRFT («Конференция птиц»), Джорджтаунского университета («Клянусь в верности»), испанской Paladio Arte («Нади»), Шанхайской театральной академии («Укрощение строптивой»), швейцарской театральной академии Dimitri («Старый жилец»), индийской школы JAPAR («Балансировка»), филиппинской Ateneo de Manila («Кафе на обочине»), Отделения драмы из Кейптауна («Фрекен Жюли») и, наконец, Университета Алисии Алонсо («Горькая кожура»). Спектакли плавно переходили в обсуждения, обсуждения – в спектакли: дворик La Carcel три дня кипел, как улей. Рассказывает Даниэль Бауш, профессор швейцарской академии Dimitri, идейный вдохновитель студенческого «Пролога»: «Прелесть его в том, что не было соревнования, всяких там призов и споров – чья школа и чьё образование лучше. Словенские актёры, которые были в начале, показали очень высокий профессиональный уровень. А актёры из Джорджтауна, хоть и не имеют классического образования, продемонстрировали честную, глубокую, искреннюю работу, и мы потом хорошо поговорили на волнующие их темы – о политике, миграции (в основном все родились в Америке, но цвет кожи у них разный). Вообще, на этом фестивале было очень важно услышать голоса именно студентов, не профессоров. Индусы приехали на конгресс с клоунским шоу – надо оговориться, что они не обучаются специально клоунаде, а сделали один такой проект. Позаимствовали у европейцев красные носы, привнесли свою культуру, сделали шоу для детской аудитории: и сразу понимаешь, что какие-то базовые, значимые понятия – хронометраж, работа с аудиторией, точность жеста – у нас похожи».

Театральная академия Dimitri, которую представляет Даниэль Бауш, сама по себе явление уникальное. Носит имя одного из самых известных клоунов Швейцарии и Германии – Димитрия (этот ученик великого Марселя Марсо отметил своё 80-летие на арене; в прошлом году его, увы, не стало). Расположена в швейцарской деревушке кантона Тичино – до Лугано, с его кино- и джазовым фестивалями, маленькими театриками и уютными кафе, десять минут езды на машине, но зимой жизнь там замирает и студенты просто обречены на то, чтобы с головой уйти в занятия. Они начинаются в 7.30 – тайчи, акробатика, степ и далее по списку предметов, связанных с движением. В принципе, поступить в театральную академию Dimitri может и полный студент, и студент с особенностями – при условии, что он одержим театром и обожает движение. С девяти утра до пяти вечера – репетиции. «Я думаю, в России работают больше», – улыбается Даниэль. Общегуманитарных предметов, по сути, нет, только практика. «Много читать, в том числе по теории театра, они должны сами, – говорит профессор Бауш. – И, надо сказать, они это делают». Зато немало времени уделяется проектному менеджменту – студенты должны уметь описать проект и найти на него деньги. Станиславского, Гротовского, Михаила Чехова и других богов театральной науки изучают больше самостоятельно. Но серьёзно разрабатывают систему Рихарда Вебера, одного из сооснователей школы, чешского мима, который вместе со знаменитым Ладиславом Фиалкой создал пражский «Дивадло на Забрадли», где занимался развитием театра без слов (это часть мощного театрального явления, которое возникло из потребности обходить цензуру просоветских властей).

Но начинаются занятия с итальянского языка: две недели полного погружения, затем уроки в течение первого семестра – и вот уже студенты из Германии, Китая, России, Франции и многих других стран вполне сносно говорят по-итальянски. Сам Даниэль вырос в немецком городе Бохуме, который славится своим театром, где работали Цадек, Пайман и другие известные режиссёры. Так что решение заниматься театральным делом сложилось довольно рано. Несколько лет назад частная школа Dimitri, аффилированная с университетом в Лугано, начала выдавать дипломы государственного образца. «Не могу сказать, что театры так уж ждут наших выпускников, – продолжает профессор. – им самим нужно быть более креативными, они должны затевать что-то новое в профессии: делать шоу, проводить мастер-классы, налаживать социальные контакты, работать с детьми – создавать свою собственную профессию. Потому что та профессия, которой мы владели двадцать, даже пятнадцать лет назад, умирает. Старшее поколение режиссёров ориентируется на своих ровесников, а для молодых надо придумывать новый язык. Нынешние артисты должны чувствовать свою ответственность за выработку этого языка, защищать СВОИ ценности. И искать таких учителей, которые могли бы дать им толчок. Они ставят ногу на другую землю, а прежней больше нет».

Чувства и ритуалы

Ещё один мощный «сателлит» конгресса в Сеговии – Танцевальный симпозиум. Каждое утро все желающие могли посетить танцклассы. День же отдавался теории – на симпозиум приехали мастера самых разных театральных направлений. Испанец Винсент Махикес говорил о методе Франклина в танце, посвящённом взаимодействию тела и разума. Израильтянин Руби Эдельман обозначил тему своего мастер-класса следующим образом: «Акт публичной демонстрации как натуральный инстинкт». Бельгийка Колин Биллен пригласила на «Танец в лесу», а поляк Якуб Маргосяк – на «Танец с чувством и воображением». Индиец Гарди Малкани познакомил с разработками фонда TALEEM, которые связаны со здоровьем, выживанием, адаптацией. Испанка Изабель Аранс дала мастер-класс по джазовому танцу для драматических актёров. А француз Франсуа Вейрюне предложил рассматривать танец как форму отношений. 

А по вечерам вступал в свои права танец-праздник: весь город собирался на площади у акведука (главная достопримечательность этого города-памятника и наиболее хорошо сохранившаяся часть гигантского акведука Римской империи – 28-метровое сооружение из камней, которое держится без грамма какой-либо скрепляющей смеси, за исключением сотен ласточкиных гнёзд). На фоне такого грандиозного «задника», а также в небольшом городке Ла Гранья недалеко от Сеговии студенты танцевального факультета Университета Алисии Алонсо каждый вечер показывали новую программу с обязательными, впрочем, отрывками из «Дон Кихота» (оммаж Испании и русской балетной школе) и «Жизели» (главный спектакль в многолетней – Алонсо танцевала до 75 лет – жизни) и, разумеется, с фламенко. Но было и немало интересных премьер современной хореографии – таких как «Исследование номер три: Взгляды» в постановке Алисии Сото, «Паук» хореографа и танцовщика Вирпи Пахинена, «Стул Антигона #2» в постановке и на музыку Франсуа Вейрюне, «Mimiosumasu» (что означает «начало понимания») в хореографии Руи Ишихары, «Урбанистический пейзаж» (музыка, костюмы и хореография Паримал Пхадке), «Чувство поверхности» в постановке Элин Кристофферсон, «Шум тишины» хореографа Окбауи Шейха, «Ритуал исхода – раненый глаз» хореографа Анмара Тахи и другие.
Но, наверное, главным событием Танцевального симпозиума стало появление самой легендарной Алисии Алонсо, которой получила ещё одну награду в свою бесконечную коллекцию орденов, медалей и титулов всех континентов. 97-летняя балерина давно уже не встаёт с инвалидного кресла, но до сих пор остаётся бессменным руководителем основанного ею Национального балета Кубы, замешанного на русской балетной школе (когда-то родители привели свою непрерывно танцующую девочку в частную школу балетмейстера Николая Яворского). Судьба поступила с ней жестоко, постепенно отобрав зрение, но своё несчастье «танцующая в темноте» сумела превратить в уникальную особенность: виртуозная мелкая пластика на месте, высокий полёт и плавное, плывущее движение по сцене. А в том, что танец всё ещё руководит её существом, убедились гости конгресса, увидев неподражаемые движения её рук.

По стопам Даниэля Штайна, переводчика

Ни один конгресс МИТ не обходится без собственной театральной программы. Испанцы, сосредоточившись на танце, отдали драматическую сцену гостям. 

Спектакль Пекинской оперы «Ужаснувшаяся душа» – квинтэссенция неповторимого китайского театра с оригинальными голосовыми модуляциями, трюками, битвами, говорящими деталями костюмов, многозначительными масками и умением изнутри наполнять застывшую маску эмоциональным напряжением. Среди участников конгресса были и такие, кто вживую увидел это искусство впервые, как, например, эстонская актриса Ану Ламп, которая не могла скрыть своего восторга. А многих зрителей удивило, что эта пьеса так похожа на шекспировского «Макбета». Разве что здесь молодого тщеславного победителя направляют на путь убийства не инфернальные ведьмы, а весёлые слуги просцениума. Когда же дело дошло до тронувшегося с места леса и обещания, что китайский Макбет падёт от руки человека, «не женщиной рождённого», не осталось сомнений, что китайские двигатели сюжета неплохо знакомы с трагедией Шекспира. Но финал, где генерал с самурайским мужеством пронзает себя отравленным мечом, избавив своего победителя от вины убийства, а себя от прежнего позора, проводит жирную черту между моралью Запада и Востока. 

Кубинский спектакль «10 миллионов» в постановке Карлоса Сельдрана, напротив, являл пример аскетизма и был больше похож на постановочную читку, которая, впрочем, не умаляла достоинства актёрских работ. История страны рассказана через историю распадающейся семьи (разные политические взгляды родителей играют в этом распаде важную роль), а всегда мучительный выбор сына-подростка между родителями усугубляется ещё и необходимостью нравственного выбора, собственной «идеологии». Отвергнутый матерью, тянущийся к отцу, он однажды с горечью узнаёт, что и отец стал предателем своих интересов.

Ольга Фукс

Дата публикации

14 Августа 2017

Другие материалы о театре и искусстве

  • Вверх по лестнице, ведущей вниз
    27 Июля 2018

    Вверх по лестнице, ведущей вниз

    В «Сатириконе» состоялась премьера «Дон Жуана» Ж.-Б. Мольера в версии режиссёра Егора Пегерудова.
  • Прощай, оружие
    26 Июля 2018

    Прощай, оружие

    Театральная компания «Римини-протокол» показала в Москве спектакль про вооружение.
  • "Гаянэ" в Большом
    25 Июля 2018

    "Гаянэ" в Большом

    Национальный театр оперы и балета имени Спендиаряна привез в Москву из Еревана «Гаянэ» Хачатуряна.
  • Три плюс три сестры
    19 Июля 2018

    Три плюс три сестры

    Диалог двух постановок в СТИ и МХТ: Сергей Женовач и Константин Богомолов поставили своего Чехова.
  • Дочь фараона
    17 Июля 2018

    Дочь фараона

    Балет Мариуса Петипа на музыку Цезаря Пуни "Дочь фараона" после шестилетнего перерыва возвращается на Историческую сцену Большого театра.
  • Будапешт в Гатчине
    13 Июля 2018

    Будапешт в Гатчине

    13 июля начинает свою работу фестиваль «Оперетта-парк». Серия концертов с участием солистов Будапештского театра оперетты пройдет в живописных декорациях Гатчинского дворца и парка.
  • Опера - всем
    11 Июля 2018

    Опера - всем

    VII Международный фестиваль «Опера – всем» стартует 12 июля в Санкт-Петербурге. Фестиваль откроется оперой Римского-Корсакова «Царская невеста» на Соборной площади Петропавловской крепости.
  • Новосибирские гастроли
    11 Июля 2018

    Новосибирские гастроли

    Артисты знаменитого балета Парижской национальной оперы 11 и 12 июля выступят на сцене Новосибирского театра оперы и балета.
  • «Вдохновение» театром
    10 Июля 2018

    «Вдохновение» театром

    С 20 июля по 5 августа 2018 года на ВДНХ в четвертый раз пройдет международный фестиваль искусств «Вдохновение».
  • Юбилей Лии Ахеджаковой
    09 Июля 2018

    Юбилей Лии Ахеджаковой

    "Современник" поздравляет с юбилеем народную артистку России Лию Ахеджакову, которой сегодня исполняется 80 лет.
  • Театральный марафон
    02 Июля 2018

    Театральный марафон

    XVIII июльский Театральный марафон пройдет в театре Романа Виктюка, где течение месяца будут сыграны 16 спектаклей разных лет.
  • Премьера Баварской оперы
    29 Июня 2018

    Премьера Баварской оперы

    Премьерной постановкой Мюнхенского оперного фестиваля в этом году стал "Парсифаль" Рихарда Вагнера в постановке Пьера Ауди. В роли Парсифаля - Йонас Кауфман.
  • Кулябин здесь, Кулябин там
    28 Июня 2018

    Кулябин здесь, Кулябин там

    Знаменитые спектакли Тимофея Кулябина на международных гастролях.
  • "Золотой петушок" в Геликоне
    26 Июня 2018

    "Золотой петушок" в Геликоне

    Премьерная серия оперы Николая Римского-Корсакова "Золотой петушок" начнется во вторник в театре "Геликон-опера" в Москве. Об этом сообщили в пресс-службе музыкального театра.
  • Иран приглашает
    25 Июня 2018

    Иран приглашает

    Центр драматических искусств Ирана выпустил анонс трех крупных международных фестивалей, которые пройдут в стране с сентября 2018 года по февраль 2019 года.
  • Неизвестный Тургенев
    22 Июня 2018

    Неизвестный Тургенев

    В Орловском академическом театре представили малоизвестную пьесу для детей, написанную Полиной Виардо и Иваном Тургеневым.
  • "Утопия" в Театре Наций
    21 Июня 2018

    "Утопия" в Театре Наций

    Премьера в Театре Наций. Спектакль Марата Гацалова «Утопия» по одноимённой пьесе Михаила Дурненкова - это размышление о том, изменились ли мы с 90-х и можно ли вернуться назад.
  • Мюзикл отбит
    21 Июня 2018

    Мюзикл отбит

    Создание мюзикла о легендарном футбольном вратаре Льве Яшине, который планировалось представить к чемпионату мира в России, откладывается, пока вдова спортсмена не даст свое согласие.
  • Гинкас поставил "Макбета"
    20 Июня 2018

    Гинкас поставил "Макбета"

    Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко представляет премьеру оперы Джузеппе Верди "Макбет" по одноименной трагедии Шекспира, постановку которой осуществил драматический режиссер Кама Гинкас.
  • Юбилей Домашнего театра
    20 Июня 2018

    Юбилей Домашнего театра

    Домашнему театру в Доме Щепкина исполнилось 10 лет. К юбилею театра в Доме-музее М.С. Щепкина открылась выставка «Всему своё время и время всякой вещи под небом».
  • Фестиваль уличных театров
    20 Июня 2018

    Фестиваль уличных театров

    Картонный оркестр под руководством тирана, глотание мечей, жонглирование стульями... В Архангельске открылся XXIV фестиваль уличных театров.
  • В Израиль 10 лет спустя
    19 Июня 2018

    В Израиль 10 лет спустя

    "Современник" во вторник отправился на гастроли в Израиль после десятилетнего перерыва, выступления пройдут с 20 по 25 июня в Тель-Авиве и Кирьят-Хаиме.
  • Михайловские гастроли
    19 Июня 2018

    Михайловские гастроли

    Солисты оперы Михайловского театра дадут серию концертов в городах Франции и Италии, выступления пройдут с 19 по 30 июня, сообщили в пресс-службе театра.
  • Ушёл внук Вахтангова
    19 Июня 2018

    Ушёл внук Вахтангова

    Театр имени Евгения Вахтангова сообщил о смерти внука основателя театра — художника Евгения Сергеевича Вахтангова. Церемония прощания состоится  22 июня в 12.00 в Церкви Успения Пресвятой Богородицы.
  • Чайковский в Берлине
    13 Июня 2018

    Чайковский в Берлине

    Артисты Санкт-Петербургского театра балета Бориса Эйфмана представили на сцене Театра на Потсдамской площади спектакль "Чайковский. PRO et CONTRA".
  • Лауреаты малых городов
    13 Июня 2018

    Лауреаты малых городов

    Лауреатов XVI Фестиваля театров малых городов России объявили в Новороссийске, где смотр проходил с 4 по 11 июня. По традиции спектакли-победители покажут в Москве, на сцене Театра наций.
  • "Алеко" Рахманинова - 125!
    08 Июня 2018

    "Алеко" Рахманинова - 125!

    В московском театре «Геликон-опера» - премьера. Новое прочтение «Алеко», оперы молодого Сергея Рахманинова.
  • Итоги сезона № 54
    08 Июня 2018

    Итоги сезона № 54

    9 июня в Театральном музее им. А.А. Бахрушина откроется ежегодная выставка московских театральных художников "Итоги сезона № 54".
  • Толстой Weekend
    08 Июня 2018

    Толстой Weekend

    9 июня начнет свою работу Международный театральный фестиваль "Толстой Weekend", мероприятия которого будут проходить в Музее-усадьбе "Ясная Поляна".
  • Самая лёгкая лодка в мире
    07 Июня 2018

    Самая лёгкая лодка в мире

    Премьера спектакля по повести одного из самых известных детских писателей Юрия Коваля "Самая легкая лодка в мире" прошла в Российском Молодежном театре.
  • VIII Платоновский фестиваль
    07 Июня 2018

    VIII Платоновский фестиваль

    VIII Платоновский международный фестиваль искусств открылся 6 июня документальным спектаклем "100% Воронеж", в котором 100 жителей города сыграли самих себя.
  • Футбольный балет
    06 Июня 2018

    Футбольный балет

    Премьера балета "На футбол", посвященного предстоящему чемпионату мира по футболу в России, состоится 30 июня в Башкирском театре оперы и балета.
  • Балетный Оскар
    05 Июня 2018

    Балетный Оскар

    5 и 6 июня на Исторической сцене Большого театра России пройдет XXVI Международный балетный фестиваль «Бенуа де ла Данс» (Benois de la Danse).
  • Посвящение Петипа
    01 Июня 2018

    Посвящение Петипа

    На гала-концерте "Посвящение Петипа", прошедшем в Большом театре в честь 200-летия со дня рождения знаменитого хореографа, выступили звёзды мирового балета.
  • Горькие дачники
    31 Мая 2018

    Горькие дачники

    В театре "Школа драматического искусства" 31 мая и 1 июня состоится премьера спектакля Александра Огарёва "Дачники" по одноимённой пьесе Максима Горького.
  • Дягилевский фестиваль – 2018
    31 Мая 2018

    Дягилевский фестиваль – 2018

    С 14 по 24 июня в Перми пройдет XII Международный Дягилевский фестиваль под художественным руководством Теодора Курентзиса и кураторством Марка де Мони.
  • Майоруна существуют
    30 Мая 2018

    Майоруна существуют

    Спектакль «Encounter» Саймона Макберни был сыгран в Москве в последний раз.
  • Вечер памяти Абдулова
    29 Мая 2018

    Вечер памяти Абдулова

    В день рождения Александра Абдулова, которому 29 мая исполнилось бы 65 лет, в его родном московском театре "Ленком" пройдет вечер памяти артиста.
  • Бурчуладзе в Михайловском
    29 Мая 2018

    Бурчуладзе в Михайловском

    Гала-концерт мировых звезд оперы, посвященный 40-летию творческой деятельности Паата Бурчуладзе, пройдет во вторник в Михайловском театре в Петербурге.
  • Ушёл Юрий Рашкин
    29 Мая 2018

    Ушёл Юрий Рашкин

    На 73-м году ушёл из жизни режиссёр, сценарист и актёр Юрий Рашкин. Об этом сообщается на официальной странице театра "Современник" в Facebook.

  • Оренбург и три мушкетёра
    28 Мая 2018

    Оренбург и три мушкетёра

    X Международный театральный фестиваль "Гостиный двор" открылся в Оренбурге мюзиклом "Три мушкетера" Оренбургского областного театра музыкальной комедии.
  • Бернстайн в черешневом лесу
    28 Мая 2018

    Бернстайн в черешневом лесу

    Концерт к столетию со дня рождения американского композитора Леонарда Бернстайна завершит программу XVIII Открытого фестиваля искусств "Черешневый лес" в Большом зале Московской консерватории.
  • Социальный театр МИТ
    25 Мая 2018

    Социальный театр МИТ

    Презентация программы МИТ по обучению социальному театру была отмечена трёхдневной российско-итальянской конференцией в стенах ВШСИ.
  • Дни социального театра
    21 Мая 2018

    Дни социального театра

    С 22 по 24 мая 2018 года в Высшей школе сценических искусств состоится научно-практический семинар с международным участием «Социальный театр в ХХI веке».
  • Оратория Богомолова
    17 Мая 2018

    Оратория Богомолова

    Музыкальный театр имени Станиславского представляет премьеру оратории Генделя "Триумф Времени и Бесчувствия" в постановке Константина Богомолова.
  • Затмение "Гоголь-центра"
    17 Мая 2018

    Затмение "Гоголь-центра"

    17 мая на Большой сцене "Гоголь-центра" состоится премьера спектакля Евгения Кулагина "Две комнаты". В главных ролях Инга Оболдина и Чулпан Хаматова.
  • Фигаро на новый лад
    17 Мая 2018

    Фигаро на новый лад

    17 и 18 мая в московском театре "Геликон-опера" состоится премьера оперы Микаэла Таривердиева "Женитьба Фигаренко" по мотивам пьесы Бомарше.
  • Ушла из жизни Елена Гремина
    16 Мая 2018

    Ушла из жизни Елена Гремина

    Руководитель и один из основателей Tеатра.doc. драматург и режиссёр Елена Гремина скоропостижно скончалась сегодня утром в московской больнице. Ей был 61 год.
  • Реклама