Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Актуальное имя Ян Фабр: «Хорошее искусство должно пахнуть»

Актуальное имя Ян Фабр: «Хорошее искусство должно пахнуть»

Программа праздничных мероприятий, которой Больший Драматический театр отметил в минувшем году столетний юбилей, завершилась встречей на его площадках трех театральных форумов – Театральной Олимпиады, проходившей в северной столице, проекта «Фанерный театр: программа современного искусства» и фестиваля Яна Фабра. Таким образом сложилось первое в России дефиле сразу нескольких спектаклей фламандского художника, во многом определившего эволюцию акционизма, современного сценического и пластического искусства.

Фабр вернулся в Санкт-Петербург через три года после творческого вмешательства в пространство Эрмитажа. Его провокативные перформансы и инсталляции 2016-го года в главном хранилище образцов классического искусства продолжились спустя два года знакомством с худруком БДТ - на Венецианской биеннале, где Русский павильон представлял Эрмитаж. От приглашения Андрея Могучего поставить спектакль на сцене вверенного ему театра до создания программы мини-фестиваля «Любовь – высшая сила» (Love is the power Supreme), посвященного сценическим воплощениям творческой мысли Фабра, прошло всего полгода – и уже в декабре российская публика смогла увидеть три спектакля Фабра и видеоинсталяцию Пьера Кулибёфа, принять участие в интеллектуальном марафоне, обсудившем вторжение пластических искусств на территорию театра, а также в конференции, посвященной феномену Фабра в контексте триумфального возвращения фламандских художников в зону contemporary art в конце минувшего века.

Фестиваль открылся видео-инсталляцией под названием «Воины красоты» (The Warriors of Beauty), созданной в 2006 году французским мастером видео-арта Пьером Кулебёфом, давним соратником Фабра. Бродя по лабиринту затемненной подвальной локации БДТ под названием «Пространство 59», зрители наблюдали снятые на фото и видео и лишенные очевидного смысла плотские ритуалы в исполнении актеров, единомышленников и персонажей Фабра, отсылающие к сюжетам древнегреческого мифа о Тесее и Ариадне, переплетенным с легендой об Икаре, который пытается вырваться из художественно выверенного лабиринта патологий окружающего социума. Непрерывная трансляция фильма, смущающего макабрической красотой разрушительных и саморазрушительных практик, стала контекстом для происходящего на сценах БДТ.

На Основной сцене Аннабель Шамбон гипнотизировала публику своим «Приготовлением к смерти» (Preparatio mortis), восставая из мертвых из-под толстого савана живых цветов, покрывающих могилу ее героини. Которая «дышала», вздымаемая движениями актрисы изнутри, осыпаясь колористическим буйством соцветий и постепенно обнажая фрагменты тела, ищущие воскрешения. Но воскрешение оказывается лишь репетицией смерти – выбравшееся из-под цветочного кургана тело в черном бикини безжалостно расправляется с цветами, напоминающими о погребении, но ему не удается достичь гармонии движений, свойственных жизни. В прозрачном саркофаге, где конвульсии завершают этот неизбежный жизненный акт, летают бабочки, с античных времен символизирующие бессмертие души в божественном круговороте смерти и воскресения. А в зал плывет грустный аромат мертвых, свежесрезанных цветов. «Каждый цветок, который мы задействовали в постановке, очень символичен. Они используются и в классической живописи и означают что-то определенное. Вы видите их и когда приходите на кладбище - это дань уважения смерти! Я сознательно использую запахи в своих постановках, потому что считаю, что хорошее искусство должно пахнуть или даже вонять», - говорит Ян Фабр.

Смерь для Фабра - одно из состояний тела, жизненные (или лишенные жизни) процессы которого являются для режиссера как раз предметом искусства – как глубинные причины человеческой сути. Физиологичная хореография, самоистязающая и вводящая в транс, в сочетании с переходящими в экзальтацию стонами и воплями стали основной тканью моноспектакля Стеллы Хёттлер «Воскрешение Кассандры». Актриса, работая в партнерстве со своими видеодвойниками - в аналогичных по фасону, на разных по цвету одеяниях – говорит от имени воскресшей прорицательницы, предвещающей гибель нынешней цивилизации. Стихия земли и огня, обломки тел и также нашествие черепах (не настоящих, но очень похожих) создают аллегорию мира, который оплакивает Кассандра.

Если состоявшаяся на фестивале мировая премьера «Воскрешения Кассандры» репетировалось независимо от судьбоносной встречи двух режиссеров на биеннале, то российская версия спектакля «Ночной писатель» обязана своему появлению именно ей: «Когда Андрей Могучий предложил мне сделать какой-то проект с БДТ, моя первая реакция была: Нет! Потому что я работаю только со своей труппой - в других театрах не работаю. Но потом мы с моим директором вспомнили, что совсем недавно у нас вышел итальянский вариант «Ночного писателя», который прошел с огромным успехом в Италии. (Моноспектакль Лиино Музелло показывали на фестивале SOLO в Москве- прим. - ред.). И я подумал: почему бы не попробовать с русским актером?

Кастинг не проводил совершенно сознательно. Андрей Могучий предложил Андрея Феськова и Александра Молочникова, и я доверился ему - именно потому, что для меня это очень личное произведение, никто из актеров моей труппы не смог бы сыграть меня. Они все меня слишком хорошо знают, по 20 – 30 лет. А мне нужны были актеры, которые меня не знают, и могли бы со стороны, через расстояние сыграть именно по-актерски героя моих Дневников».

Первые показы русского «Ночного писателя» прошли в Фанерном театре БДТ - уникальном архитектурном объекте, созданным Александром Шишкиным-Хокусаем к 100-летнему юбилею театра. Подобно клину, пробивающему огромный зрительный зал классического театра ХIX в. на высоте ярусов, Фанерный театр завис над зрителями задних рядов, как символ вторжения в старый театр новых форм, – его сравнивают и с одним из архитектонов Малевича, и со снарядом, запущенным в будущее, и даже с носом буратино, который проткнул холст и открыл за ним новый театр. Символично, что личные откровения художника, эпатирующего мир новизной форм и видений, впервые прозвучали на русском именно в этом помещении, вмещающем всего 30 зрителей, с максимально сжатым сценическим пространством, вынуждающем тело актера, порой, сгибаться, минимизирующим сценографию. Александр Молочников сыграл шокирующие откровения и интимные мемуары лишенного природой ночного сна художника с разумной долей циничного юмора. Чем особенно растрогал публику.

Важной частью образовательной программы фестиваля стал интеллектуальный марафон под названием «Фанерный театр. Искусство, нарушающее границы». Будучи проектом Государственного Эрмитажа, проходящем регулярно в Эрмитажном театре уже не первый год, Марафон впервые вошел в зал Основной сцены БДТ – и с трудом вместил всех желающих в нем участвовать. Многочасовая дискуссия театральных художников, режиссеров, теоретиков театра и музейщиков коснулась, в частности, темы современного искусства и театра, - и Ян Фабр стал одним из ее участников. «Я, как человек, который сорок лет занимается, будучи художником, и пластическими искусствами, и писательским творчеством, и театральным искусством, всегда пытался соединять две разные аудитории и наводить мосты между жанрами. Поэтому то, что случилось в Петербурге по нашей инициативе с БДТ и Эрмитажем – для меня не случайно и очень интересно».

Светлана Полякова

Дата публикации

22 Августа 2020

Другие материалы о театре и искусстве

  • Театральная школа – Инклюзивный театр: новый уровень взаимодействия
    19 Июля 2021

    Театральная школа – Инклюзивный театр: новый уровень взаимодействия

    5-19 июля 2021 года в Высшей школе сценических искусств прошли Курсы повышения квалификации «Управление инклюзивным театром. Устойчивое развитие: теория и практика».
  • Ни денег, ни жены
    27 Августа 2020

    Ни денег, ни жены

    «Капитал» Карла Маркса на Малой сцене Театра на Таганке
  • Культурные мосты Новое русское
    22 Августа 2020

    Культурные мосты Новое русское

    В начале года в Дрезденском фестивальном центре Hellerau прошла Программа современного российского театра Karussell. Стоило дождаться этого события: представительная программа «новых русских» в знаменитом Hellerau, который был построен в 1911 году как образовательный центр в области музыки и ритма.
  • БДТ в 1920-е: Игра. Судьба. Контекст.
    22 Августа 2020

    БДТ в 1920-е: Игра. Судьба. Контекст.

    Эта книга открывает серию, посвященную разбитой на десятилетия истории БДТ, задуманного, как театр «трагедии, романтической драмы и высокой комедии». Десять лет, двадцать спектаклей… От первой премьеры «Короля Лира» в здании на Фонтанке, 65.
  • Другой театр «Футуроны и иноходцы»
    21 Августа 2020

    Другой театр «Футуроны и иноходцы»

    VI фестиваль «Протеатр. Международные встречи» за три вечера познакомил своих зрителей, которые уже не помещаются в проходах, с инклюзивными спектаклями из России, Индии, Бельгии, Италии и Нидерландов.
  • Выставка «Принцесса-лебедь»
    01 Мая 2020

    Выставка «Принцесса-лебедь»

    Акварельный «Портрет Г.С. Улановой в роли Одетты» Артура Фонвизина из собрания Большого театра сейчас можно увидеть на выставке «Уланова» в Бахрушинском музее. Она посвящена 110-летию со дня рождения балерины
  • Фестиваль Мал да удал
    31 Марта 2020

    Фестиваль Мал да удал

    В конце февраля 2020 в Новосибирске проходил IV Всероссийский фестиваль-конкурс камерных спектаклей «Один. Два. Три». Участвовали в нем спектакли со всей России, а в офф-программе была заявлена еще и пара иностранных перформансов.
  • День театра online
    26 Марта 2020

    День театра online

    Такого Дня театра мир еще не отмечал. Артисты на сцене, музыканты – в оркестровой яме, все службы – на рабочих местах. А зрители приникли к экранам мониторов у себя дома. 
  • Высокие технологии танца
    16 Марта 2020

    Высокие технологии танца

    14 и 15 марта 2020 года в Инновационном культурном центре Калуги состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие современного танца в регионах» для практиков и исследователей современного танца из разных уголков страны.
  • Только пианино не бросай
    25 Февраля 2020

    Только пианино не бросай

    «Борис» по А. Пушкину. Режиссер Дмитрий Крымов. Театральное агентство «Арт-Партнер-XXI». Музей Москвы
  • Игорь Костолевский сыграл постаревшего Мирою
    18 Февраля 2020

    Игорь Костолевский сыграл постаревшего Мирою

    А. Вамиплов. «Старший сын». Режиссер Анатолий Шульев. Театр им. Маяковского
  • Колдунья Мэб в подземном переходе
    18 Февраля 2020

    Колдунья Мэб в подземном переходе

    У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Режиссер Егор Перегудов. РАМТ
  • Выживет только Арлекин
    10 Февраля 2020

    Выживет только Арлекин

    Ж.-Б. Мольер. «Lё Тартюф. Комедия». Режиссер Юрий Муравицкий. Театр на Таганке
  • Семь пятниц на неделе
    07 Февраля 2020

    Семь пятниц на неделе

    А. Саморядов, Р. Михайлов. «Сказка про последнего ангела». Режиссер Андрей Могучий. Театр Наций.
  • Свидания на Театральной 2020
    04 Февраля 2020

    Свидания на Театральной 2020

    Рязанский театр драмы открыл прием заявок на V Международный форум «Свидания на Театральной», который состоится с 16 по 22 ноября 2020 года.
  • Без дублера
    02 Февраля 2020

    Без дублера

    С 29 января по 22 марта Театральный музей имени Бахрушина представляет выставку, посвященную 75-летию Николая Караченцова.
  • Чехов: Non-fiction
    01 Февраля 2020

    Чехов: Non-fiction

    В музее-заповеднике А. П. Чехова «Мелихово» в 2020 году стартует проект лаборатории для молодых драматургов «Чехов: Non-fiction».
  • За деньги не купишь
    30 Января 2020

    За деньги не купишь

    А. Островский. «Шутники». Режиссер Евгений Марчелли. Театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина.
  • Фестиваль Анатолия Васильева
    29 Января 2020

    Фестиваль Анатолия Васильева

    С 29 января по 15 февраля в БДТ пройдет фестиваль Анатолия Васильева — гуру и живой легенды отечественного и мирового театра.
  • Преемник Рыжакова
    28 Января 2020

    Преемник Рыжакова

    Дмитрий Волкострелов назначен художественным руководителем Центра имени Мейерхольда. Обязанности директора продолжит исполнять Елена Ковальская.
  • Может, супу?
    27 Января 2020

    Может, супу?

    А. Сальников. «Петровы в гриппе». Режиссер Антон Федоров. «Гоголь-центр».
  • Золотая маска – 2020
    23 Января 2020

    Золотая маска – 2020

    Конкурсная программа ХХVI Фестиваля "Золотая маска" откроется 25 января в Москве показом мюзикла "Стиляги" Театра наций.
  • Вершки и корешки
    22 Января 2020

    Вершки и корешки

    Алексей Житковкий. «Посадить дерево». Режиссер Марина Брусникина. Театр «Практика».
  • "Волнение" БДТ в Театре наций
    21 Января 2020

    "Волнение" БДТ в Театре наций

    БДТ открыл московские гастроли спектаклем "Волнение" с Алисой Фрейндлих на Основной сцене Театра наций.
  • Выставка Галины Улановой
    18 Января 2020

    Выставка Галины Улановой

    С 18 января по 22 марта Театральный музей имени Бахрушина представляет выставку к 110-летию со дня рождения Галины Улановой.
  • За хвостом птицы-тройки
    17 Января 2020

    За хвостом птицы-тройки

    С. Клычков. «Сахарный немец». Режиссер Уланбек Баялиев. МХТ им. Чехова.
  • «Я въехал в кровь уже так далеко…»
    14 Января 2020

    «Я въехал в кровь уже так далеко…»

    У. Шекспир. «Макбет». Театр «Школа драматического искусства». Режиссер Александр Огарёв.
  • Преемник Волчек
    30 Декабря 2019

    Преемник Волчек

    Глава Театрального центра имени Мейерхольда Виктор Рыжаков назначен художественным руководителем театра «Современник».
  • Ушла из жизни Галина Волчек
    27 Декабря 2019

    Ушла из жизни Галина Волчек

    Вечером 26 декабря ушла из жизни художественный руководитель Московского театра «Современник» Галина Волчек. Ей было 86 лет.
  • Культура в опасности
    25 Декабря 2019

    Культура в опасности

    Балерины исполнили отрывок из балета Петра Чайковского «Лебединое озеро» на ступенях Оперы Гарнье в Париже в знак протеста против реформы пенсионной системы.
  • Лучшие пьесы 2019 года
    23 Декабря 2019

    Лучшие пьесы 2019 года

    Подведены итоги объединенного конкурса современной драматургии «Кульминация». Пьесой 2019 года стал «Исчезнувший велосипедист» драматурга Константина Костенко.
  • Первый Гамлет на Руси
    18 Декабря 2019

    Первый Гамлет на Руси

    Московский театр «Человек» выпустил премьеру по «Гамлету» в переводе Александра Сумарокова 1748 года.
  • Хореография документа
    17 Декабря 2019

    Хореография документа

    В российском YouTube открыт новый канал «Болит. Балет», где московские артисты создают пластические постановки по актуальным новостям.
  • Театр в сети Facebook
    16 Декабря 2019

    Театр в сети Facebook

    Компания Facebook выпустила «Путеводитель по театральному миру России», где собраны рекомендации пяти сообществ, пишущих о театре.
  • Ушла Екатерина Дурова
    13 Декабря 2019

    Ушла Екатерина Дурова

    Заслуженная артистка России Екатерина Дурова ушла из жизни в возрасте 60 лет после продолжительной болезни.
  • Леди, stuff и девочки
    12 Декабря 2019

    Леди, stuff и девочки

    На фестивале NET, на территории Завода слоистых пластиков в Санкт-Петербурге, показали мировую премьеру «Игрушек» датской компании Signa.
  • «Театральный роман»-2019
    11 Декабря 2019

    «Театральный роман»-2019

    10 декабря в «Новом Манеже» состоялась торжественная церемония вручения VI-й премии «Театральный роман»-2019.
  • Все о ее матери
    10 Декабря 2019

    Все о ее матери

    Фестиваль NET открыл для театралов Москвы и Санкт-Петербурга новое знаковое имя современного театра – Анхелику Лидделл.
  • У танца на краю
    09 Декабря 2019

    У танца на краю

    В Екатеринбурге завершился Международный фестиваль современного танца «На грани»
  • Бартошевич, великий и прекрасный
    04 Декабря 2019

    Бартошевич, великий и прекрасный

    Легендарному историку мирового театра Алексею Вадимовичу Бартошевичу исполнилось 80 лет!
  • Памяти Че Гевары
    03 Декабря 2019

    Памяти Че Гевары

    В Екатеринбурге прошла российская премьера оратории Ханса Вернера Хенце «Плот "Медузы"» в рамках пятого международного музыкального фестиваля «Евразия».
  • Мышкин-сан
    02 Декабря 2019

    Мышкин-сан

    Хореограф, танцовщик, режиссер, художник Сабуро Тэсигавара показал на сцене ТЮЗ им. Брянцева в рамках фестиваля «Дягилев P.S.» свою версию романа Достоевского «Идиот».
  • Лучшие пьесы 2019 года
    29 Ноября 2019

    Лучшие пьесы 2019 года

    Объявлен шорт-лист лучших пьес 2019 года на соискание премии "Кульминация" в области современной драматургии  
  • Вместо Курентзиса
    28 Ноября 2019

    Вместо Курентзиса

    Марат Гацалов с 1 декабря станет главным режиссером Пермского театра оперы и балета.
  • Свидания на Театральной
    26 Ноября 2019

    Свидания на Театральной

    Завершился IV Международный фестиваль спектаклей о любви «Свидания на Театральной».
  • Премия Станиславского
    25 Ноября 2019

    Премия Станиславского

    Серебренникову, Ширвиндту, Виктюку и Апфельбаум вручена Международная премия Станиславского
  • Премия Юрия Любимова
    18 Ноября 2019

    Премия Юрия Любимова

    Международная театральная премия имени Юрия Любимова была вручена в минувшую субботу выдающемуся японскому режиссеру Тадаши Судзуки в Александринском театре.
  • А вот и NET
    13 Ноября 2019

    А вот и NET

    Сегодня открывается XXI фестиваль Нового европейского театра. Впервые он проходит на два города – NET принимают Москва и Санкт-Петербург.