Программа праздничных мероприятий, которой Больший Драматический театр отметил в минувшем году столетний юбилей, завершилась встречей на его площадках трех театральных форумов – Театральной Олимпиады, проходившей в северной столице, проекта «Фанерный театр: программа современного искусства» и фестиваля Яна Фабра. Таким образом сложилось первое в России дефиле сразу нескольких спектаклей фламандского художника, во многом определившего эволюцию акционизма, современного сценического и пластического искусства.
Фабр вернулся в Санкт-Петербург через три года после творческого вмешательства в пространство Эрмитажа. Его провокативные перформансы и инсталляции 2016-го года в главном хранилище образцов классического искусства продолжились спустя два года знакомством с худруком БДТ - на Венецианской биеннале, где Русский павильон представлял Эрмитаж. От приглашения Андрея Могучего поставить спектакль на сцене вверенного ему театра до создания программы мини-фестиваля «Любовь – высшая сила» (Love is the power Supreme), посвященного сценическим воплощениям творческой мысли Фабра, прошло всего полгода – и уже в декабре российская публика смогла увидеть три спектакля Фабра и видеоинсталяцию Пьера Кулибёфа, принять участие в интеллектуальном марафоне, обсудившем вторжение пластических искусств на территорию театра, а также в конференции, посвященной феномену Фабра в контексте триумфального возвращения фламандских художников в зону contemporary art в конце минувшего века.
Фестиваль открылся видео-инсталляцией под названием «Воины красоты» (The Warriors of Beauty), созданной в 2006 году французским мастером видео-арта Пьером Кулебёфом, давним соратником Фабра. Бродя по лабиринту затемненной подвальной локации БДТ под названием «Пространство 59», зрители наблюдали снятые на фото и видео и лишенные очевидного смысла плотские ритуалы в исполнении актеров, единомышленников и персонажей Фабра, отсылающие к сюжетам древнегреческого мифа о Тесее и Ариадне, переплетенным с легендой об Икаре, который пытается вырваться из художественно выверенного лабиринта патологий окружающего социума. Непрерывная трансляция фильма, смущающего макабрической красотой разрушительных и саморазрушительных практик, стала контекстом для происходящего на сценах БДТ.
На Основной сцене Аннабель Шамбон гипнотизировала публику своим «Приготовлением к смерти» (Preparatio mortis), восставая из мертвых из-под толстого савана живых цветов, покрывающих могилу ее героини. Которая «дышала», вздымаемая движениями актрисы изнутри, осыпаясь колористическим буйством соцветий и постепенно обнажая фрагменты тела, ищущие воскрешения. Но воскрешение оказывается лишь репетицией смерти – выбравшееся из-под цветочного кургана тело в черном бикини безжалостно расправляется с цветами, напоминающими о погребении, но ему не удается достичь гармонии движений, свойственных жизни. В прозрачном саркофаге, где конвульсии завершают этот неизбежный жизненный акт, летают бабочки, с античных времен символизирующие бессмертие души в божественном круговороте смерти и воскресения. А в зал плывет грустный аромат мертвых, свежесрезанных цветов. «Каждый цветок, который мы задействовали в постановке, очень символичен. Они используются и в классической живописи и означают что-то определенное. Вы видите их и когда приходите на кладбище - это дань уважения смерти! Я сознательно использую запахи в своих постановках, потому что считаю, что хорошее искусство должно пахнуть или даже вонять», - говорит Ян Фабр.
Смерь для Фабра - одно из состояний тела, жизненные (или лишенные жизни) процессы которого являются для режиссера как раз предметом искусства – как глубинные причины человеческой сути. Физиологичная хореография, самоистязающая и вводящая в транс, в сочетании с переходящими в экзальтацию стонами и воплями стали основной тканью моноспектакля Стеллы Хёттлер «Воскрешение Кассандры». Актриса, работая в партнерстве со своими видеодвойниками - в аналогичных по фасону, на разных по цвету одеяниях – говорит от имени воскресшей прорицательницы, предвещающей гибель нынешней цивилизации. Стихия земли и огня, обломки тел и также нашествие черепах (не настоящих, но очень похожих) создают аллегорию мира, который оплакивает Кассандра.
Если состоявшаяся на фестивале мировая премьера «Воскрешения Кассандры» репетировалось независимо от судьбоносной встречи двух режиссеров на биеннале, то российская версия спектакля «Ночной писатель» обязана своему появлению именно ей: «Когда Андрей Могучий предложил мне сделать какой-то проект с БДТ, моя первая реакция была: Нет! Потому что я работаю только со своей труппой - в других театрах не работаю. Но потом мы с моим директором вспомнили, что совсем недавно у нас вышел итальянский вариант «Ночного писателя», который прошел с огромным успехом в Италии. (Моноспектакль Лиино Музелло показывали на фестивале SOLO в Москве- прим. - ред.). И я подумал: почему бы не попробовать с русским актером?
Кастинг не проводил совершенно сознательно. Андрей Могучий предложил Андрея Феськова и Александра Молочникова, и я доверился ему - именно потому, что для меня это очень личное произведение, никто из актеров моей труппы не смог бы сыграть меня. Они все меня слишком хорошо знают, по 20 – 30 лет. А мне нужны были актеры, которые меня не знают, и могли бы со стороны, через расстояние сыграть именно по-актерски героя моих Дневников».
Первые показы русского «Ночного писателя» прошли в Фанерном театре БДТ - уникальном архитектурном объекте, созданным Александром Шишкиным-Хокусаем к 100-летнему юбилею театра. Подобно клину, пробивающему огромный зрительный зал классического театра ХIX в. на высоте ярусов, Фанерный театр завис над зрителями задних рядов, как символ вторжения в старый театр новых форм, – его сравнивают и с одним из архитектонов Малевича, и со снарядом, запущенным в будущее, и даже с носом буратино, который проткнул холст и открыл за ним новый театр. Символично, что личные откровения художника, эпатирующего мир новизной форм и видений, впервые прозвучали на русском именно в этом помещении, вмещающем всего 30 зрителей, с максимально сжатым сценическим пространством, вынуждающем тело актера, порой, сгибаться, минимизирующим сценографию. Александр Молочников сыграл шокирующие откровения и интимные мемуары лишенного природой ночного сна художника с разумной долей циничного юмора. Чем особенно растрогал публику.
Важной частью образовательной программы фестиваля стал интеллектуальный марафон под названием «Фанерный театр. Искусство, нарушающее границы». Будучи проектом Государственного Эрмитажа, проходящем регулярно в Эрмитажном театре уже не первый год, Марафон впервые вошел в зал Основной сцены БДТ – и с трудом вместил всех желающих в нем участвовать. Многочасовая дискуссия театральных художников, режиссеров, теоретиков театра и музейщиков коснулась, в частности, темы современного искусства и театра, - и Ян Фабр стал одним из ее участников. «Я, как человек, который сорок лет занимается, будучи художником, и пластическими искусствами, и писательским творчеством, и театральным искусством, всегда пытался соединять две разные аудитории и наводить мосты между жанрами. Поэтому то, что случилось в Петербурге по нашей инициативе с БДТ и Эрмитажем – для меня не случайно и очень интересно».
Светлана Полякова
-
19 Июля 2021
Театральная школа – Инклюзивный театр: новый уровень взаимодействия
5-19 июля 2021 года в Высшей школе сценических искусств прошли Курсы повышения квалификации «Управление инклюзивным театром. Устойчивое развитие: теория и практика». -
22 Августа 2020
Культурные мосты Новое русское
В начале года в Дрезденском фестивальном центре Hellerau прошла Программа современного российского театра Karussell. Стоило дождаться этого события: представительная программа «новых русских» в знаменитом Hellerau, который был построен в 1911 году как образовательный центр в области музыки и ритма. -
22 Августа 2020
БДТ в 1920-е: Игра. Судьба. Контекст.
Эта книга открывает серию, посвященную разбитой на десятилетия истории БДТ, задуманного, как театр «трагедии, романтической драмы и высокой комедии». Десять лет, двадцать спектаклей… От первой премьеры «Короля Лира» в здании на Фонтанке, 65. -
21 Августа 2020
Другой театр «Футуроны и иноходцы»
VI фестиваль «Протеатр. Международные встречи» за три вечера познакомил своих зрителей, которые уже не помещаются в проходах, с инклюзивными спектаклями из России, Индии, Бельгии, Италии и Нидерландов.
-
01 Мая 2020
Выставка «Принцесса-лебедь»
Акварельный «Портрет Г.С. Улановой в роли Одетты» Артура Фонвизина из собрания Большого театра сейчас можно увидеть на выставке «Уланова» в Бахрушинском музее. Она посвящена 110-летию со дня рождения балерины -
31 Марта 2020
Фестиваль Мал да удал
В конце февраля 2020 в Новосибирске проходил IV Всероссийский фестиваль-конкурс камерных спектаклей «Один. Два. Три». Участвовали в нем спектакли со всей России, а в офф-программе была заявлена еще и пара иностранных перформансов. -
26 Марта 2020
День театра online
Такого Дня театра мир еще не отмечал. Артисты на сцене, музыканты – в оркестровой яме, все службы – на рабочих местах. А зрители приникли к экранам мониторов у себя дома. -
16 Марта 2020
Высокие технологии танца
14 и 15 марта 2020 года в Инновационном культурном центре Калуги состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие современного танца в регионах» для практиков и исследователей современного танца из разных уголков страны. -
25 Февраля 2020
Только пианино не бросай
«Борис» по А. Пушкину. Режиссер Дмитрий Крымов. Театральное агентство «Арт-Партнер-XXI». Музей Москвы -
18 Февраля 2020
Игорь Костолевский сыграл постаревшего Мирою
А. Вамиплов. «Старший сын». Режиссер Анатолий Шульев. Театр им. Маяковского -
18 Февраля 2020
Колдунья Мэб в подземном переходе
У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Режиссер Егор Перегудов. РАМТ -
10 Февраля 2020
Выживет только Арлекин
Ж.-Б. Мольер. «Lё Тартюф. Комедия». Режиссер Юрий Муравицкий. Театр на Таганке -
07 Февраля 2020
Семь пятниц на неделе
А. Саморядов, Р. Михайлов. «Сказка про последнего ангела». Режиссер Андрей Могучий. Театр Наций. -
04 Февраля 2020
Свидания на Театральной 2020
Рязанский театр драмы открыл прием заявок на V Международный форум «Свидания на Театральной», который состоится с 16 по 22 ноября 2020 года. -
02 Февраля 2020
Без дублера
С 29 января по 22 марта Театральный музей имени Бахрушина представляет выставку, посвященную 75-летию Николая Караченцова. -
01 Февраля 2020
Чехов: Non-fiction
В музее-заповеднике А. П. Чехова «Мелихово» в 2020 году стартует проект лаборатории для молодых драматургов «Чехов: Non-fiction». -
30 Января 2020
За деньги не купишь
А. Островский. «Шутники». Режиссер Евгений Марчелли. Театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина. -
29 Января 2020
Фестиваль Анатолия Васильева
С 29 января по 15 февраля в БДТ пройдет фестиваль Анатолия Васильева — гуру и живой легенды отечественного и мирового театра. -
28 Января 2020
Преемник Рыжакова
Дмитрий Волкострелов назначен художественным руководителем Центра имени Мейерхольда. Обязанности директора продолжит исполнять Елена Ковальская. -
27 Января 2020
Может, супу?
А. Сальников. «Петровы в гриппе». Режиссер Антон Федоров. «Гоголь-центр». -
23 Января 2020
Золотая маска – 2020
Конкурсная программа ХХVI Фестиваля "Золотая маска" откроется 25 января в Москве показом мюзикла "Стиляги" Театра наций. -
22 Января 2020
Вершки и корешки
Алексей Житковкий. «Посадить дерево». Режиссер Марина Брусникина. Театр «Практика». -
21 Января 2020
"Волнение" БДТ в Театре наций
БДТ открыл московские гастроли спектаклем "Волнение" с Алисой Фрейндлих на Основной сцене Театра наций. -
18 Января 2020
Выставка Галины Улановой
С 18 января по 22 марта Театральный музей имени Бахрушина представляет выставку к 110-летию со дня рождения Галины Улановой. -
17 Января 2020
За хвостом птицы-тройки
С. Клычков. «Сахарный немец». Режиссер Уланбек Баялиев. МХТ им. Чехова. -
14 Января 2020
«Я въехал в кровь уже так далеко…»
У. Шекспир. «Макбет». Театр «Школа драматического искусства». Режиссер Александр Огарёв. -
30 Декабря 2019
Преемник Волчек
Глава Театрального центра имени Мейерхольда Виктор Рыжаков назначен художественным руководителем театра «Современник». -
27 Декабря 2019
Ушла из жизни Галина Волчек
Вечером 26 декабря ушла из жизни художественный руководитель Московского театра «Современник» Галина Волчек. Ей было 86 лет. -
25 Декабря 2019
Культура в опасности
Балерины исполнили отрывок из балета Петра Чайковского «Лебединое озеро» на ступенях Оперы Гарнье в Париже в знак протеста против реформы пенсионной системы. -
23 Декабря 2019
Лучшие пьесы 2019 года
Подведены итоги объединенного конкурса современной драматургии «Кульминация». Пьесой 2019 года стал «Исчезнувший велосипедист» драматурга Константина Костенко. -
18 Декабря 2019
Первый Гамлет на Руси
Московский театр «Человек» выпустил премьеру по «Гамлету» в переводе Александра Сумарокова 1748 года. -
17 Декабря 2019
Хореография документа
В российском YouTube открыт новый канал «Болит. Балет», где московские артисты создают пластические постановки по актуальным новостям. -
16 Декабря 2019
Театр в сети Facebook
Компания Facebook выпустила «Путеводитель по театральному миру России», где собраны рекомендации пяти сообществ, пишущих о театре. -
13 Декабря 2019
Ушла Екатерина Дурова
Заслуженная артистка России Екатерина Дурова ушла из жизни в возрасте 60 лет после продолжительной болезни. -
12 Декабря 2019
Леди, stuff и девочки
На фестивале NET, на территории Завода слоистых пластиков в Санкт-Петербурге, показали мировую премьеру «Игрушек» датской компании Signa. -
11 Декабря 2019
«Театральный роман»-2019
10 декабря в «Новом Манеже» состоялась торжественная церемония вручения VI-й премии «Театральный роман»-2019.
-
10 Декабря 2019
Все о ее матери
Фестиваль NET открыл для театралов Москвы и Санкт-Петербурга новое знаковое имя современного театра – Анхелику Лидделл. -
09 Декабря 2019
У танца на краю
В Екатеринбурге завершился Международный фестиваль современного танца «На грани» -
04 Декабря 2019
Бартошевич, великий и прекрасный
Легендарному историку мирового театра Алексею Вадимовичу Бартошевичу исполнилось 80 лет! -
03 Декабря 2019
Памяти Че Гевары
В Екатеринбурге прошла российская премьера оратории Ханса Вернера Хенце «Плот "Медузы"» в рамках пятого международного музыкального фестиваля «Евразия». -
02 Декабря 2019
Мышкин-сан
Хореограф, танцовщик, режиссер, художник Сабуро Тэсигавара показал на сцене ТЮЗ им. Брянцева в рамках фестиваля «Дягилев P.S.» свою версию романа Достоевского «Идиот». -
29 Ноября 2019
Лучшие пьесы 2019 года
Объявлен шорт-лист лучших пьес 2019 года на соискание премии "Кульминация" в области современной драматургии -
28 Ноября 2019
Вместо Курентзиса
Марат Гацалов с 1 декабря станет главным режиссером Пермского театра оперы и балета. -
26 Ноября 2019
Свидания на Театральной
Завершился IV Международный фестиваль спектаклей о любви «Свидания на Театральной». -
25 Ноября 2019
Премия Станиславского
Серебренникову, Ширвиндту, Виктюку и Апфельбаум вручена Международная премия Станиславского -
18 Ноября 2019
Премия Юрия Любимова
Международная театральная премия имени Юрия Любимова была вручена в минувшую субботу выдающемуся японскому режиссеру Тадаши Судзуки в Александринском театре. -
13 Ноября 2019
А вот и NET
Сегодня открывается XXI фестиваль Нового европейского театра. Впервые он проходит на два города – NET принимают Москва и Санкт-Петербург.