Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > «Баядерка» возрождается

«Баядерка» возрождается

На сцене берлинской «Штаатсопер» завершились премьерные показы главного спектакля балетного сезона — «Баядерки» Петипа, восстановленной Алексеем Ратманским по архивным документам.

Алексей Ратманский пристрастился к реконструкциям старинных балетов лет пять назад, когда научился расшифровывать нотацию (сложную систему записи танца, разработанную в XIX веке петербургским танцовщиком-энтузиастом Степановым). «Баядерка» — пятая его работа; похоже, производство исторических спектаклей уже поставлено на поток. Можно гарантировать непривычно быстрые — аутентичные — темпы, обильную пантомиму, прелестные завитушки прихотливых комбинаций и кордебалетных групп, адажио не выше 90 градусов, вращения на полупальцах, прыжочки с подогнутыми «по-итальянски» коленями, исчезновение привычных анахронизмов, занесенных в балет ХХ веком, и явление новых танцев, извлеченных из небытия. И если отложить в сторону исследовательский интерес постановщика, то весь вопрос в том, делается ли спектакль от этого интереснее.

Немецкой «Баядерке» от возвращения к первоисточнику лучше не стало (Ратманский реконструировал спектакль по записям 1900 года, когда Петипа возобновил свой балет к 40-летию творческой деятельности Павла Гердта; Никией была Матильда Кшесинская). Первые две сцены оказались пантомимными: выход Никии и танец «Джампо» — вот все, чем приходится довольствоваться на протяжении первого получаса. Завязку трудно назвать энергичной: когда три раза разные персонажи, встав лицом к публике, простирают руку в сторону храма, поднимают палец, описывают овал вокруг лица, тычут себе в глаза, прикладывают руку к сердцу и, открыв рот, водят руками от горла вперед, кажется, что зрителя принимают за слабоумного.

Реконструированные демихарактерные танцы первого акта не отнесешь к шедеврам: бесконечные мелкие tombe баядерок из первой сцены повторяют в третьей девушки с опахалами и воины с пиками. Честно говоря, я бы предпочла увидеть прыжки Золотого божка, чем смотреть, как два мужика, обняв друг друга за талию, лирически припадают на одну ногу. Но, увы, вариацию божка сочинили в советские годы, так что в Берлине золотого истукана лишь пронесли на носилках. Нотация, конечно, не дает разгуляться мужчинам — романтическому любовнику Гердту в 1900 году было уже 55 лет. Однако в Берлине Ратманский, поступившись принципами, под конец балета все-таки подарил Солору вариацию в купированной в советские времена сцене свадьбы. Даниил Симкин, весь спектакль мимировавший так, будто злой учитель поставил ему двойку, радостно дорывается до танца: легко отбивает двойные кабриоли, делает по восемь пируэтов и даже просовывает под конец беззаконное двойное ассамбле. Впрочем, будто вспомнив о Гердте, высоких поддержек Ратманский герою не дает — Никию, являющуюся на свадьбу в виде привидения, поднимает наперсник Солора, хотя по сюжету привидение видит только герой.

В этом спектакле хватает несуразностей, которые трудно приписать Петипа. Например, раджа, его дочь и ее жених всю сцену помолвки восседают у задника, и подданные танцуют спиной к повелителю, проявляя верх непочтительности. В сцене «Теней» появилась пикантная поддержка: Солор отступает назад, неся вытянувшуюся «покойничком» Никию на уровне плеч. Ее длинная пачка накрывает лицо героя, и оголившиеся балеринские ноги нацелены прямо в зал. Наконец, в знаменитой вариации с шарфом партнер не ассистирует приме: шарф на толстом тросе прикреплен к колосникам, и Никия выделывает свои большие туры (все в одну сторону, по половине оборота) как на поводке. Едва ли Петипа допустил бы, чтобы трос был заметен: в его театре сценические иллюзии слишком ценились — фокус никогда не превращался в курьез.

Никии в этом спектакле вообще приходится нелегко. В первую очередь актерски: на первом свидании (вместо танцевального дуэта) она с религиозным экстазом должна клясться над жертвенником и тут же весьма безнравственно целоваться с Солором взасос (как-то не верится, что Павел Андреевич и Матильда Феликсовна позволяли себе на сцене такую вольность). Но непросто и технически: в знаменитом «танце со змеей» у балерины в руках ситар, который мешает горестно изгибаться и замирать на пуантах (отчего Никии ХХ века самовольно избавились от инструмента). Ксения Овсяник с поставленными задачами справилась вполне успешно, ей даже удалось изобразить укус так и не вылезшей из корзинки змеи, однако нельзя сказать, что балерина чувствовала себя непринужденно в предлагаемых обстоятельствах.

Что до труппы в целом, то «Баядерка» ей как бы на вырост. Даже в прямом смысле: по численности. Женщин с попугаями здесь всего восемь, с опахалами столько же, «теней» на моем спектакле было 24 вместо минимальных 32; Алексей Ратманский, столь чувствительный к стилю Петипа, отчего-то легко мирится с искажением пространственных композиций. С той же легкостью он относится к исторической достоверности облика спектакля, принимая как должное китчевое оформление своего постоянного сценографа Жерома Каплана: какой-нибудь восстановленный гаргуйяд хореографа волнует больше, чем мюзик-холльный костюмчик артистки, которая его исполняет. Впрочем, берлинцы только рады голым ножкам придворных танцовщиц и не сомневаются в научной основательности реконструкции. Трехактный классический балет с сюжетом, декорациями, яркими костюмами, экзотическими аксессуарами и красивыми танцами — слишком диковинный гость в продвинутой столице Германии, чтобы не покориться ему с чистосердечием первой любви.

Источник

Дата публикации

13 Февраля 2019

Другие материалы о театре и искусстве

  • Игорь Костолевский сыграл постаревшего Мирою
    18 Февраля 2020

    Игорь Костолевский сыграл постаревшего Мирою

    А. Вамиплов. «Старший сын». Режиссер Анатолий Шульев. Театр им. Маяковского
  • Колдунья Мэб в подземном переходе
    18 Февраля 2020

    Колдунья Мэб в подземном переходе

    У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Режиссер Егор Перегудов. РАМТ
  • Выживет только Арлекин
    10 Февраля 2020

    Выживет только Арлекин

    Ж.-Б. Мольер. «Lё Тартюф. Комедия». Режиссер Юрий Муравицкий. Театр на Таганке
  • Семь пятниц на неделе
    07 Февраля 2020

    Семь пятниц на неделе

    А. Саморядов, Р. Михайлов. «Сказка про последнего ангела». Режиссер Андрей Могучий. Театр Наций.
  • Свидания на Театральной 2020
    04 Февраля 2020

    Свидания на Театральной 2020

    Рязанский театр драмы открыл прием заявок на V Международный форум «Свидания на Театральной», который состоится с 16 по 22 ноября 2020 года.
  • Без дублера
    02 Февраля 2020

    Без дублера

    С 29 января по 22 марта Театральный музей имени Бахрушина представляет выставку, посвященную 75-летию Николая Караченцова.
  • Чехов: Non-fiction
    01 Февраля 2020

    Чехов: Non-fiction

    В музее-заповеднике А. П. Чехова «Мелихово» в 2020 году стартует проект лаборатории для молодых драматургов «Чехов: Non-fiction».
  • За деньги не купишь
    30 Января 2020

    За деньги не купишь

    А. Островский. «Шутники». Режиссер Евгений Марчелли. Театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина.
  • Фестиваль Анатолия Васильева
    29 Января 2020

    Фестиваль Анатолия Васильева

    С 29 января по 15 февраля в БДТ пройдет фестиваль Анатолия Васильева — гуру и живой легенды отечественного и мирового театра.
  • Преемник Рыжакова
    28 Января 2020

    Преемник Рыжакова

    Дмитрий Волкострелов назначен художественным руководителем Центра имени Мейерхольда. Обязанности директора продолжит исполнять Елена Ковальская.
  • Может, супу?
    27 Января 2020

    Может, супу?

    А. Сальников. «Петровы в гриппе». Режиссер Антон Федоров. «Гоголь-центр».
  • Золотая маска – 2020
    23 Января 2020

    Золотая маска – 2020

    Конкурсная программа ХХVI Фестиваля "Золотая маска" откроется 25 января в Москве показом мюзикла "Стиляги" Театра наций.
  • Вершки и корешки
    22 Января 2020

    Вершки и корешки

    Алексей Житковкий. «Посадить дерево». Режиссер Марина Брусникина. Театр «Практика».
  • "Волнение" БДТ в Театре наций
    21 Января 2020

    "Волнение" БДТ в Театре наций

    БДТ открыл московские гастроли спектаклем "Волнение" с Алисой Фрейндлих на Основной сцене Театра наций.
  • Выставка Галины Улановой
    18 Января 2020

    Выставка Галины Улановой

    С 18 января по 22 марта Театральный музей имени Бахрушина представляет выставку к 110-летию со дня рождения Галины Улановой.
  • За хвостом птицы-тройки
    17 Января 2020

    За хвостом птицы-тройки

    С. Клычков. «Сахарный немец». Режиссер Уланбек Баялиев. МХТ им. Чехова.
  • «Я въехал в кровь уже так далеко…»
    14 Января 2020

    «Я въехал в кровь уже так далеко…»

    У. Шекспир. «Макбет». Театр «Школа драматического искусства». Режиссер Александр Огарёв.
  • Преемник Волчек
    30 Декабря 2019

    Преемник Волчек

    Глава Театрального центра имени Мейерхольда Виктор Рыжаков назначен художественным руководителем театра «Современник».
  • Ушла из жизни Галина Волчек
    27 Декабря 2019

    Ушла из жизни Галина Волчек

    Вечером 26 декабря ушла из жизни художественный руководитель Московского театра «Современник» Галина Волчек. Ей было 86 лет.
  • Культура в опасности
    25 Декабря 2019

    Культура в опасности

    Балерины исполнили отрывок из балета Петра Чайковского «Лебединое озеро» на ступенях Оперы Гарнье в Париже в знак протеста против реформы пенсионной системы.
  • Лучшие пьесы 2019 года
    23 Декабря 2019

    Лучшие пьесы 2019 года

    Подведены итоги объединенного конкурса современной драматургии «Кульминация». Пьесой 2019 года стал «Исчезнувший велосипедист» драматурга Константина Костенко.
  • Первый Гамлет на Руси
    18 Декабря 2019

    Первый Гамлет на Руси

    Московский театр «Человек» выпустил премьеру по «Гамлету» в переводе Александра Сумарокова 1748 года.
  • Хореография документа
    17 Декабря 2019

    Хореография документа

    В российском YouTube открыт новый канал «Болит. Балет», где московские артисты создают пластические постановки по актуальным новостям.
  • Театр в сети Facebook
    16 Декабря 2019

    Театр в сети Facebook

    Компания Facebook выпустила «Путеводитель по театральному миру России», где собраны рекомендации пяти сообществ, пишущих о театре.
  • Ушла Екатерина Дурова
    13 Декабря 2019

    Ушла Екатерина Дурова

    Заслуженная артистка России Екатерина Дурова ушла из жизни в возрасте 60 лет после продолжительной болезни.
  • Леди, stuff и девочки
    12 Декабря 2019

    Леди, stuff и девочки

    На фестивале NET, на территории Завода слоистых пластиков в Санкт-Петербурге, показали мировую премьеру «Игрушек» датской компании Signa.
  • «Театральный роман»-2019
    11 Декабря 2019

    «Театральный роман»-2019

    10 декабря в «Новом Манеже» состоялась торжественная церемония вручения VI-й премии «Театральный роман»-2019.
  • Все о ее матери
    10 Декабря 2019

    Все о ее матери

    Фестиваль NET открыл для театралов Москвы и Санкт-Петербурга новое знаковое имя современного театра – Анхелику Лидделл.
  • У танца на краю
    09 Декабря 2019

    У танца на краю

    В Екатеринбурге завершился Международный фестиваль современного танца «На грани»
  • Бартошевич, великий и прекрасный
    04 Декабря 2019

    Бартошевич, великий и прекрасный

    Легендарному историку мирового театра Алексею Вадимовичу Бартошевичу исполнилось 80 лет!
  • Памяти Че Гевары
    03 Декабря 2019

    Памяти Че Гевары

    В Екатеринбурге прошла российская премьера оратории Ханса Вернера Хенце «Плот "Медузы"» в рамках пятого международного музыкального фестиваля «Евразия».
  • Мышкин-сан
    02 Декабря 2019

    Мышкин-сан

    Хореограф, танцовщик, режиссер, художник Сабуро Тэсигавара показал на сцене ТЮЗ им. Брянцева в рамках фестиваля «Дягилев P.S.» свою версию романа Достоевского «Идиот».
  • Лучшие пьесы 2019 года
    29 Ноября 2019

    Лучшие пьесы 2019 года

    Объявлен шорт-лист лучших пьес 2019 года на соискание премии "Кульминация" в области современной драматургии  
  • Вместо Курентзиса
    28 Ноября 2019

    Вместо Курентзиса

    Марат Гацалов с 1 декабря станет главным режиссером Пермского театра оперы и балета.
  • Свидания на Театральной
    26 Ноября 2019

    Свидания на Театральной

    Завершился IV Международный фестиваль спектаклей о любви «Свидания на Театральной».
  • Премия Станиславского
    25 Ноября 2019

    Премия Станиславского

    Серебренникову, Ширвиндту, Виктюку и Апфельбаум вручена Международная премия Станиславского
  • Премия Юрия Любимова
    18 Ноября 2019

    Премия Юрия Любимова

    Международная театральная премия имени Юрия Любимова была вручена в минувшую субботу выдающемуся японскому режиссеру Тадаши Судзуки в Александринском театре.
  • А вот и NET
    13 Ноября 2019

    А вот и NET

    Сегодня открывается XXI фестиваль Нового европейского театра. Впервые он проходит на два города – NET принимают Москва и Санкт-Петербург.
  • Бог тоже сирота
    05 Ноября 2019

    Бог тоже сирота

    Год без Някрошюса
  • Легко о тяжелом
    25 Октября 2019

    Легко о тяжелом

    Фестиваль «Территория», проходящий в этом году в рамках национального проекта «Культура», привез спектакль «Пять легких пьес» режиссера Мило Рау.
  • САТИРИКОНУ — 80!
    24 Октября 2019

    САТИРИКОНУ — 80!

    Михаил Швыдкой — об Аркадии и Константине Райкиных и двух разных театрах, которые они создали.
  • Тюри-пури и дружочек
    22 Октября 2019

    Тюри-пури и дружочек

    В Московском музее современного искусства в Ермолаевском переулке открылась выставка «Человек размером с дом», посвященная Дмитрию Брусникину.
  • Из Сайгона в Хошимин
    15 Октября 2019

    Из Сайгона в Хошимин

    Спектакль «Сайгон» Каролин Нгуен на фестивале «Территория», которая в 2019 году проходит в рамках Национального проекта «Культура».
  • По ту сторону иронии
    09 Октября 2019

    По ту сторону иронии

    Павел Руднев – о поставленном в БДТ Константином Богомоловым спектакле "Слава", который вскоре увидят эстонские зрители "Золотой маски".
  • Быть или не быть
    07 Октября 2019

    Быть или не быть

    Т. Уильямс. «Кошка на раскаленной крыше». Режиссер Кама Гинкас. МТЮЗ.
  • Ушел из жизни Марк Захаров
    02 Октября 2019

    Ушел из жизни Марк Захаров

    Его боготворили артисты и обожали журналисты. Мудрый, ироничный, парадоксальный, способный и на гнев, и на нежность, вежливый, как университетский профессор позапрошлого века.
  • Птенцы Григоровича
    27 Сентября 2019

    Птенцы Григоровича

    Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов «Современный танец в музыкальном театре» состоялся в Ярославле.
  • Из вещества того же, что наши сны
    23 Сентября 2019

    Из вещества того же, что наши сны

    В Москве открылся VII Всероссийский фестиваль особый театров «Протеатр».