Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > «Баядерка» возрождается

«Баядерка» возрождается

На сцене берлинской «Штаатсопер» завершились премьерные показы главного спектакля балетного сезона — «Баядерки» Петипа, восстановленной Алексеем Ратманским по архивным документам.

Алексей Ратманский пристрастился к реконструкциям старинных балетов лет пять назад, когда научился расшифровывать нотацию (сложную систему записи танца, разработанную в XIX веке петербургским танцовщиком-энтузиастом Степановым). «Баядерка» — пятая его работа; похоже, производство исторических спектаклей уже поставлено на поток. Можно гарантировать непривычно быстрые — аутентичные — темпы, обильную пантомиму, прелестные завитушки прихотливых комбинаций и кордебалетных групп, адажио не выше 90 градусов, вращения на полупальцах, прыжочки с подогнутыми «по-итальянски» коленями, исчезновение привычных анахронизмов, занесенных в балет ХХ веком, и явление новых танцев, извлеченных из небытия. И если отложить в сторону исследовательский интерес постановщика, то весь вопрос в том, делается ли спектакль от этого интереснее.

Немецкой «Баядерке» от возвращения к первоисточнику лучше не стало (Ратманский реконструировал спектакль по записям 1900 года, когда Петипа возобновил свой балет к 40-летию творческой деятельности Павла Гердта; Никией была Матильда Кшесинская). Первые две сцены оказались пантомимными: выход Никии и танец «Джампо» — вот все, чем приходится довольствоваться на протяжении первого получаса. Завязку трудно назвать энергичной: когда три раза разные персонажи, встав лицом к публике, простирают руку в сторону храма, поднимают палец, описывают овал вокруг лица, тычут себе в глаза, прикладывают руку к сердцу и, открыв рот, водят руками от горла вперед, кажется, что зрителя принимают за слабоумного.

Реконструированные демихарактерные танцы первого акта не отнесешь к шедеврам: бесконечные мелкие tombe баядерок из первой сцены повторяют в третьей девушки с опахалами и воины с пиками. Честно говоря, я бы предпочла увидеть прыжки Золотого божка, чем смотреть, как два мужика, обняв друг друга за талию, лирически припадают на одну ногу. Но, увы, вариацию божка сочинили в советские годы, так что в Берлине золотого истукана лишь пронесли на носилках. Нотация, конечно, не дает разгуляться мужчинам — романтическому любовнику Гердту в 1900 году было уже 55 лет. Однако в Берлине Ратманский, поступившись принципами, под конец балета все-таки подарил Солору вариацию в купированной в советские времена сцене свадьбы. Даниил Симкин, весь спектакль мимировавший так, будто злой учитель поставил ему двойку, радостно дорывается до танца: легко отбивает двойные кабриоли, делает по восемь пируэтов и даже просовывает под конец беззаконное двойное ассамбле. Впрочем, будто вспомнив о Гердте, высоких поддержек Ратманский герою не дает — Никию, являющуюся на свадьбу в виде привидения, поднимает наперсник Солора, хотя по сюжету привидение видит только герой.

В этом спектакле хватает несуразностей, которые трудно приписать Петипа. Например, раджа, его дочь и ее жених всю сцену помолвки восседают у задника, и подданные танцуют спиной к повелителю, проявляя верх непочтительности. В сцене «Теней» появилась пикантная поддержка: Солор отступает назад, неся вытянувшуюся «покойничком» Никию на уровне плеч. Ее длинная пачка накрывает лицо героя, и оголившиеся балеринские ноги нацелены прямо в зал. Наконец, в знаменитой вариации с шарфом партнер не ассистирует приме: шарф на толстом тросе прикреплен к колосникам, и Никия выделывает свои большие туры (все в одну сторону, по половине оборота) как на поводке. Едва ли Петипа допустил бы, чтобы трос был заметен: в его театре сценические иллюзии слишком ценились — фокус никогда не превращался в курьез.

Никии в этом спектакле вообще приходится нелегко. В первую очередь актерски: на первом свидании (вместо танцевального дуэта) она с религиозным экстазом должна клясться над жертвенником и тут же весьма безнравственно целоваться с Солором взасос (как-то не верится, что Павел Андреевич и Матильда Феликсовна позволяли себе на сцене такую вольность). Но непросто и технически: в знаменитом «танце со змеей» у балерины в руках ситар, который мешает горестно изгибаться и замирать на пуантах (отчего Никии ХХ века самовольно избавились от инструмента). Ксения Овсяник с поставленными задачами справилась вполне успешно, ей даже удалось изобразить укус так и не вылезшей из корзинки змеи, однако нельзя сказать, что балерина чувствовала себя непринужденно в предлагаемых обстоятельствах.

Что до труппы в целом, то «Баядерка» ей как бы на вырост. Даже в прямом смысле: по численности. Женщин с попугаями здесь всего восемь, с опахалами столько же, «теней» на моем спектакле было 24 вместо минимальных 32; Алексей Ратманский, столь чувствительный к стилю Петипа, отчего-то легко мирится с искажением пространственных композиций. С той же легкостью он относится к исторической достоверности облика спектакля, принимая как должное китчевое оформление своего постоянного сценографа Жерома Каплана: какой-нибудь восстановленный гаргуйяд хореографа волнует больше, чем мюзик-холльный костюмчик артистки, которая его исполняет. Впрочем, берлинцы только рады голым ножкам придворных танцовщиц и не сомневаются в научной основательности реконструкции. Трехактный классический балет с сюжетом, декорациями, яркими костюмами, экзотическими аксессуарами и красивыми танцами — слишком диковинный гость в продвинутой столице Германии, чтобы не покориться ему с чистосердечием первой любви.

Источник

Дата публикации

13 Февраля 2019

Другие материалы о театре и искусстве

  • Теодор Курентзис больше не худрук Пермской оперы
    21 Июня 2019

    Теодор Курентзис больше не худрук Пермской оперы

    Теодор Курентзис прекращает работу в качестве худрука Пермского театра оперы и балета.
  • Зона Е
    20 Июня 2019

    Зона Е

    Пекинский Tao Dance Theater показал одноактные балеты «4» и «8» в постановке главного китайского авангардиста Тао Е.
  • Прощальный спектакль Линь Хуайминя
    18 Июня 2019

    Прощальный спектакль Линь Хуайминя

    Хореограф Лин Хвай-Мин представил свой прощальный спектакль на Чеховском фестивале.
  • Только спички оставьте
    17 Июня 2019

    Только спички оставьте

    «Вано и Нико» Роберта Стуруа на Чеховском фестивале.
  • Эдуард Кочергин получил Платоновскую премию
    14 Июня 2019

    Эдуард Кочергин получил Платоновскую премию

    Церемония вручения Платоновской премии прошла в Воронеже на IX Платоновском фестивале искусств.
  • Театральные экзерсисы
    13 Июня 2019

    Театральные экзерсисы

    Международный фестиваль уличных спектаклей "Театральные экзерсисы" откроется в Пензе 14 сентября.
  • Вход свободный
    12 Июня 2019

    Вход свободный

    Репетиции спектаклей впервые представят в московских парках. Они продлятся до 22 августа.
  • Сны cпящей красавицы
    11 Июня 2019

    Сны cпящей красавицы

    Диана Вишнева исполнит главную роль в шоу «Сны Спящей красавицы» осенью 2019 года вместе с солистом Штутгартского балета.
  • Снег и прах
    10 Июня 2019

    Снег и прах

    Спектакли Саймона Стоуна в России.
  • Член аглицкого клуба
    10 Июня 2019

    Член аглицкого клуба

    В «Новой опере» состоялась премьера английского «Пушкина».
  • Вано и Нико
    09 Июня 2019

    Вано и Нико

    Роберт Стуруа представит 8 и 9 июня в программе Чеховского фестиваля спектакль "Вано и Нико", поставленный по книге рассказов Эрлома Ахвледиани.
  • Средство Макропулоса
    07 Июня 2019

    Средство Макропулоса

    22 и 25 сентября в Цюрихском оперном театре пройдет премьера оперы Леоша Яначека «Средство Макропулоса» в постановке Дмитрия Чернякова.
  • Древо российского театра
    06 Июня 2019

    Древо российского театра

    Театральный музей имени Бахрушина посадил «Древо российского театра» в день рождения Пушкина.
  • Булгаков и пустота
    05 Июня 2019

    Булгаков и пустота

    Сергей Женовач поставил «Бег» в МХТ.
  • Завершился XIII Дягилевский фестиваль
    04 Июня 2019

    Завершился XIII Дягилевский фестиваль

    Теодор Курентзис провел в Перми очередной Дягилевский фестиваль.
  • «Пер Гюнт»: демо версия
    03 Июня 2019

    «Пер Гюнт»: демо версия

    В Театре Вахтангова прошли предпоказы нового спецтакля Юрия Бутусова спектакля «Пер Гюнт».
  • Платоновский фестиваль открылся в Воронеже
    02 Июня 2019

    Платоновский фестиваль открылся в Воронеже

    Международный Платоновский фестиваль искусств открылся в Воронеже воздушным шоу испанского театрального коллектива "Grupo Puja!".
  • Нелюбовь
    01 Июня 2019

    Нелюбовь

    «Чайка» в «Мастерской Петра Фоменко» в постановке Кирилла Пирогова.
  • «Туганлык» назвал лауреатов
    31 Мая 2019

    «Туганлык» назвал лауреатов

    С 23 по 30 мая в Уфе проходил VII Международный фестиваль тюркоязычных театров «Туганлык».
  • Завершился Фестиваль театров малых городов России
    31 Мая 2019

    Завершился Фестиваль театров малых городов России

    В Камышине подошел к концу XVII театральный фестиваль.
  • Europe is lost
    29 Мая 2019

    Europe is lost

    «Буря» в постановке Йетте Штекель (Театр «Талия», Гамбург) на Чеховском фестивале.
  • Отлично, Константин
    28 Мая 2019

    Отлично, Константин

    Режиссер Константин Богомолов назначен новым художественным руководителем Московского драматического Театра на Малой Бронной.
  • Benois de la Danse 2019
    23 Мая 2019

    Benois de la Danse 2019

    Церемония вручения международного балетного приза Benois de la Danse состоялась на Исторической сцене Большого театра 21 мая 2019 года.
  • За заслуги перед Отечеством
    22 Мая 2019

    За заслуги перед Отечеством

    Сердечно поздравляем заслуженного работника культуры города Оренбурга Павла Леонидовича Церемпилова с награждением медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.
  • Китайская головоломка
    17 Мая 2019

    Китайская головоломка

    В Москве открылся Чеховский фестиваль.
  • Чеховские мотивы
    17 Мая 2019

    Чеховские мотивы

    12 сентября на малой сцене Русского театра Эстонии пройдет премьера спектакля «Дом Прозоровых. Сорок лет спустя» по мотивам Чехова. Автор идеи и режиссер — худрук Vene Teater Филипп Лось.
  • Сад, где прыгают гимнасты
    17 Мая 2019

    Сад, где прыгают гимнасты

    На Второй сцене БДТ, в Каменноостровском театре, 22 и 23 мая пройдет премьера перформанса Владислава Наставшева «Сад, где прыгают гимнасты».
  • Новый фильм Серебренникова
    16 Мая 2019

    Новый фильм Серебренникова

    Режиссер Кирилл Серебренников снимет фильм по роману Алексея Сальникова "Петровы в гриппе и вокруг него".
  • Что смотреть на Чеховском фестивале
    15 Мая 2019

    Что смотреть на Чеховском фестивале

    Гастроли зарубежных театров в Москве: что посмотреть с мая по июль. Семь необычных постановок со всего мира.
  • Гамма небывалого адажио
    15 Мая 2019

    Гамма небывалого адажио

    В Петербурге идут показы программы балетов израильского хореографа Роя Ассафа. Из четырех одноактовок две – «Небелое адажио» и «Гамма» – созданы на музыку Олега Каравайчука.
  • Онегин возвращается
    14 Мая 2019

    Онегин возвращается

    С 15 по 19 мая на Исторической сцене Большого театра будет представлена новая постановка оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин».
  • Танцующие с дождем
    14 Мая 2019

    Танцующие с дождем

    Парижская опера пополнила свой репертуар балетами Пола Лайтфута, хореографа и художественного руководителя знаменитого Нидерландского театра танца.
  • Международный день танца
    29 Апреля 2019

    Международный день танца

    Обращение египетской танцовщицы, хореографа, педагога Каримы Мансур к Международному дню танца.
  • Ушла из жизни Элина Быстрицкая
    26 Апреля 2019

    Ушла из жизни Элина Быстрицкая

    Народная артистка СССР, актриса театра и кино Элина Быстрицкая умерла на 92-м году жизни.
  • "Декамерон" Серебренникова
    25 Апреля 2019

    "Декамерон" Серебренникова

    На прошлой неделе интендант берлинского Deutsches Theater Ульрих Куон и художественный руководитель Михаэль де Фифи встретились с режиссером в Москве.
  • Сумбур, месть и музыка
    24 Апреля 2019

    Сумбур, месть и музыка

    В парижской Opera Bastille прошла премьера оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» в постановке Кшиштофа Варликовского.
  • В пляс по кроличьей норе
    24 Апреля 2019

    В пляс по кроличьей норе

    В Александринском театре прошел второй спектакль фестиваля Dance Open: Балет Дортмунда представил двухактную «Алису» в постановке Мауро Бигонцетти.
  • Интендантский час
    23 Апреля 2019

    Интендантский час

    Завершившийся в Зальцбурге Пасхальный фестиваль ознаменовался не только премьерами, но и полемикой вокруг его будущего.
  • Одиночество в пути
    23 Апреля 2019

    Одиночество в пути

    Фестиваль Dance Open открылся «Зимним путем» Цюрихского балета
  • Добро должно быть с башмаками
    20 Апреля 2019

    Добро должно быть с башмаками

    Пасхальный фестиваль в Зальцбурге открыли «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера в постановке Йенса-Даниэля Херцога.
  • Волнение Фрейндлих
    19 Апреля 2019

    Волнение Фрейндлих

    Народная артистка СССР Алиса Фрейндлих исполнила главную роль на премьере в БДТ спектакля "Волнение" по пьесе Ивана Вырыпаева, которую драматург написал специально для актрисы.
  • Юбилейная маска
    18 Апреля 2019

    Юбилейная маска

    На Исторической сцене Большого театра состоялась торжественная церемония вручения Премии «Золотая Маска», которая в этом году отметила свое 25-летие.
  • Одержимые
    16 Апреля 2019

    Одержимые

    «Пианисты» в постановке Бориса Павловича (Новосибирский театр «Глобус») получил премию «Золотая маска» за лучший драматический спектакль малой формы.
  • Лицедеи
    15 Апреля 2019

    Лицедеи

    «Нам не страшен серый волк» Евгения Марчелли по пьесе Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вульф» на фестивале «Золотая маска».
  • Я и не Я
    10 Апреля 2019

    Я и не Я

    «100% Воронеж» - еще одна точка, нанесенная на карту десятилетнего проекта «100% City» немецкой компании Rimini Protokoll. Этот спектакль участвует в номинации «Эксперимент» фестиваля «Золотая маска».
  • Оптика и образ
    09 Апреля 2019

    Оптика и образ

    В конце апреля в Доме-музее Александра Николаевича Островского на Ордынке откроется выставка работ одного из лучших отечественных театральных фотографов Александра Иванишина
  • Мосгорсуд освободил Кирилла Серебренникова
    08 Апреля 2019

    Мосгорсуд освободил Кирилла Серебренникова

    Мосгорсуд освободил из-под домашнего ареста Кирилла Серебренникова, Юрия Итина и Софью Апфельбаум.
  • Сплетни роз
    04 Апреля 2019

    Сплетни роз

    Режиссер Яна Тумина номинируется на «Золотую маску» с тремя спектаклями. «Комната Герды» и «Деревня канатоходцев» уже нашли своих поклонников среди московских зрителей.
  • Реклама