Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Бог тоже сирота

Бог тоже сирота

20 ноября исполнится год, как ушел из жизни великий режиссер Эймунтас Някрошюс. Российские фестивали и продюсеры привезли в Россию его последние спектакли: «Территория» привезла в Москву спектакль "Цинк" по Светлане Алексиевич, поставленный в Молодежном театре Литвы совместно со своим театром «Meno Fortas» , агентство «Арт-партнер» – последний спектакль в Литве «Сукины дети» по Саулюсу Шальтянису, а фестиваль «Балтийский дом» провел целую программу «Някрошюс. Продолжение…», куда привез и его последний спектакль вообще – варшавское «Венчание» по Витольду Гомбровичу.

Саулюс Шальтянис был одним из первых авторов в репертуаре Някрошюса («Легенды Дуокишкиса» в Каунасской драме), а его роман «Сукины дети», который он инсценировал для этой постановки, – современный литовский эпос, главный герой которого – пастор и поэт Кристионас Донелайтис, живший в XVIII веке и положивший начало литовской художественной литературе (по его «Временам года» Някрошюс выпустил дилогию несколько лет назад). «Бог умер», – написал Ницше. «Кристионас умер», – точно восклицает весь спектакль Някрошюса, а сам Кристионас все время лежит на смертном одре, но… может и подогнуть колено, до смерти испугав одну из женщин, и даже привстать от негодования. Смерть и жизнь так тесно переплетены, граница между ними так призрачна, что мы чувствуем ее холод, а она согревается нашим теплом. Как не объяснить однозначно, что означают большие стеклянные банки с белым легким порошком внутри, взвивающимся от любого дуновения, – вьюга за окном? «законсервированная» сохраненная душа народа? Или тяжелый пень, который таскает за собой лирический герой автора (Дарюс Мешкаускас), – первородный грех, чья тяжесть постоянно физически ощутима? Грех лжесвидетельства, о котором говорится в спектакле? Собственные корни, которые хочется сохранить во что бы то ни стало?

Перекличка имени Кристионаса с именем Христа очевидна, как очевидна перекличка «Сукиных детей» с Библией – с первых же фраз: «Эй, смерть, где твой раздвоенный язык? Где твои зубы?» («Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?»). Меньше всего хочется рассказывать этот густой, замешанный на сказаниях, поверьях, мистицизме, исторических реалиях сюжет. Някрошюс создает чувственный образ маленькой страны, обочины, окраины, своего рода проходного двора для армий могущественных соседей, русских и немцев («Он пропил свой литовский язык и еще не обзавелся немецким», «Из всех народов литовцы умирают более спокойно на поле боя, потому что не испытывают более глубоких чувств. Им стыдно кричать, словно агнцу, забиваемому для рождественского стола. Они даже не осознают своего состояния, и это делает их наиболее пригодными для войны»). За эту маленькую больно и страшно, как за собственного ребенка – его пришел забрать господин Голод в сюртуке со ржавыми пуговицами, и мать выторговывает его у голода ценой собственной жизни и жизни своих дочерей. Она еще не знает и никогда не узнает, кем станет ее Кристианос.

В центре спектакля «Цинк» тоже стоит автор, писатель, но – редкий случай для Някрошюса – этот автор женщина, живущая в наше время. Не Донелайтис, Иов, Данте или Фауст. И – тоже редкий случай – материалом для спектакля стала не вечная литература, а документальная проза – две книги Светланы Алексиевич из цикла «Голоса утопии»: «Чернобыльская молитва» и «Цинковые мальчики».

Девочка «Швятлана» в гольфиках, стихотворение, выученное для Деда Мороза, пионерская клятва, мраморные слоники на комоде (в спектакле «слоники» картонные, огромные, почти уродливые, но эту странная примета времени действует беспроигрышно, как правильный пароль – свой, проходи) становится молодой привлекательной женщиной, не чуждой авантюрным приключениям. Дав героине Алдоны Бендорюте имя конкретного человека, Някрошюс вовсе не гонится за портретным сходством. Женщина на войне, женственность на войне, женское мужество на войне – мужество, не перечеркнувшее женственность, – становится еще одной неожиданной темой «Цинка». Литовская «Алексиевич» красит губы, представляет, как будет выглядеть во время публичного выступления, с отвращением натягивает резиновые безразмерные сапоги («сапоги, ну куда от них денешься?»), но… впрягается в свое «орудие» (тяжеленный катушечный магнитофон на перевернутой табуретке), как мамаша Кураж в свою тележку, и бредет на свою одинокую личную войну против лжи и забвения. Хотя формально, конечно, никакой войны здесь нет – афганская происходила относительно давно и относительно далеко (несколько лет и тысячи километров), Чернобыль был техногенной катастрофой. Но она впустила чужую войну в себя.

Някрошюс взял всего несколько монологов из обеих книг – они выглядят инкрустациями сильнейшего психологического театра в духе Бергмана. Конец ХХ века поставил над людьми чудовищные эксперименты. Разговор о них – своего рода душевная радиация, которую никогда не вывести из себя. На этой невидимой войне ей приходится принять и открытый бой – происходивший в реальности суд над писательницей по искам матерей солдат-афганцев, обвинивших ее в клевете, Някрошюс превратил в неравный матч между писательницей и толпой мстителей, безногих, агрессивных, погнавшихся за ней на своих ходунках-табуретках.

Финал «Цинка» – на сегодняшний день последняя някрошювская сцена, которую увидели московские зрители. Одинокая женская фигурка (сегодня Автор, Творец и Свидетель выглядит так) на фоне пятиконечной звезды из пожарного шланга, которую все больше заливает контровой свет. Тот нереальный свет, в который мы все однажды уйдем.

… – Я еще никогда не умирал. Я не умею.
– Никто не умеет умирать. Но всем же это как-то удается.

Ольга Фукс

Дата публикации

05 Ноября 2019

Другие материалы о театре и искусстве

  • Ни денег, ни жены
    27 Августа 2020

    Ни денег, ни жены

    «Капитал» Карла Маркса на Малой сцене Театра на Таганке
  • Актуальное имя Ян Фабр: «Хорошее искусство должно пахнуть»
    22 Августа 2020

    Актуальное имя Ян Фабр: «Хорошее искусство должно пахнуть»

    Программа праздничных мероприятий, которой Больший Драматический театр отметил в минувшем году столетний юбилей, завершилась встречей на его площадках трех театральных форумов – Театральной Олимпиады, проходившей в северной столице.
  • Культурные мосты Новое русское
    22 Августа 2020

    Культурные мосты Новое русское

    В начале года в Дрезденском фестивальном центре Hellerau прошла Программа современного российского театра Karussell. Стоило дождаться этого события: представительная программа «новых русских» в знаменитом Hellerau, который был построен в 1911 году как образовательный центр в области музыки и ритма.
  • БДТ в 1920-е: Игра. Судьба. Контекст.
    22 Августа 2020

    БДТ в 1920-е: Игра. Судьба. Контекст.

    Эта книга открывает серию, посвященную разбитой на десятилетия истории БДТ, задуманного, как театр «трагедии, романтической драмы и высокой комедии». Десять лет, двадцать спектаклей… От первой премьеры «Короля Лира» в здании на Фонтанке, 65.
  • Другой театр «Футуроны и иноходцы»
    21 Августа 2020

    Другой театр «Футуроны и иноходцы»

    VI фестиваль «Протеатр. Международные встречи» за три вечера познакомил своих зрителей, которые уже не помещаются в проходах, с инклюзивными спектаклями из России, Индии, Бельгии, Италии и Нидерландов.
  • Выставка «Принцесса-лебедь»
    01 Мая 2020

    Выставка «Принцесса-лебедь»

    Акварельный «Портрет Г.С. Улановой в роли Одетты» Артура Фонвизина из собрания Большого театра сейчас можно увидеть на выставке «Уланова» в Бахрушинском музее. Она посвящена 110-летию со дня рождения балерины
  • Фестиваль Мал да удал
    31 Марта 2020

    Фестиваль Мал да удал

    В конце февраля 2020 в Новосибирске проходил IV Всероссийский фестиваль-конкурс камерных спектаклей «Один. Два. Три». Участвовали в нем спектакли со всей России, а в офф-программе была заявлена еще и пара иностранных перформансов.
  • День театра online
    26 Марта 2020

    День театра online

    Такого Дня театра мир еще не отмечал. Артисты на сцене, музыканты – в оркестровой яме, все службы – на рабочих местах. А зрители приникли к экранам мониторов у себя дома. 
  • Высокие технологии танца
    16 Марта 2020

    Высокие технологии танца

    14 и 15 марта 2020 года в Инновационном культурном центре Калуги состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие современного танца в регионах» для практиков и исследователей современного танца из разных уголков страны.
  • Только пианино не бросай
    25 Февраля 2020

    Только пианино не бросай

    «Борис» по А. Пушкину. Режиссер Дмитрий Крымов. Театральное агентство «Арт-Партнер-XXI». Музей Москвы
  • Игорь Костолевский сыграл постаревшего Мирою
    18 Февраля 2020

    Игорь Костолевский сыграл постаревшего Мирою

    А. Вамиплов. «Старший сын». Режиссер Анатолий Шульев. Театр им. Маяковского
  • Колдунья Мэб в подземном переходе
    18 Февраля 2020

    Колдунья Мэб в подземном переходе

    У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Режиссер Егор Перегудов. РАМТ
  • Выживет только Арлекин
    10 Февраля 2020

    Выживет только Арлекин

    Ж.-Б. Мольер. «Lё Тартюф. Комедия». Режиссер Юрий Муравицкий. Театр на Таганке
  • Семь пятниц на неделе
    07 Февраля 2020

    Семь пятниц на неделе

    А. Саморядов, Р. Михайлов. «Сказка про последнего ангела». Режиссер Андрей Могучий. Театр Наций.
  • Свидания на Театральной 2020
    04 Февраля 2020

    Свидания на Театральной 2020

    Рязанский театр драмы открыл прием заявок на V Международный форум «Свидания на Театральной», который состоится с 16 по 22 ноября 2020 года.
  • Без дублера
    02 Февраля 2020

    Без дублера

    С 29 января по 22 марта Театральный музей имени Бахрушина представляет выставку, посвященную 75-летию Николая Караченцова.
  • Чехов: Non-fiction
    01 Февраля 2020

    Чехов: Non-fiction

    В музее-заповеднике А. П. Чехова «Мелихово» в 2020 году стартует проект лаборатории для молодых драматургов «Чехов: Non-fiction».
  • За деньги не купишь
    30 Января 2020

    За деньги не купишь

    А. Островский. «Шутники». Режиссер Евгений Марчелли. Театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина.
  • Фестиваль Анатолия Васильева
    29 Января 2020

    Фестиваль Анатолия Васильева

    С 29 января по 15 февраля в БДТ пройдет фестиваль Анатолия Васильева — гуру и живой легенды отечественного и мирового театра.
  • Преемник Рыжакова
    28 Января 2020

    Преемник Рыжакова

    Дмитрий Волкострелов назначен художественным руководителем Центра имени Мейерхольда. Обязанности директора продолжит исполнять Елена Ковальская.
  • Может, супу?
    27 Января 2020

    Может, супу?

    А. Сальников. «Петровы в гриппе». Режиссер Антон Федоров. «Гоголь-центр».
  • Золотая маска – 2020
    23 Января 2020

    Золотая маска – 2020

    Конкурсная программа ХХVI Фестиваля "Золотая маска" откроется 25 января в Москве показом мюзикла "Стиляги" Театра наций.
  • Вершки и корешки
    22 Января 2020

    Вершки и корешки

    Алексей Житковкий. «Посадить дерево». Режиссер Марина Брусникина. Театр «Практика».
  • "Волнение" БДТ в Театре наций
    21 Января 2020

    "Волнение" БДТ в Театре наций

    БДТ открыл московские гастроли спектаклем "Волнение" с Алисой Фрейндлих на Основной сцене Театра наций.
  • Выставка Галины Улановой
    18 Января 2020

    Выставка Галины Улановой

    С 18 января по 22 марта Театральный музей имени Бахрушина представляет выставку к 110-летию со дня рождения Галины Улановой.
  • За хвостом птицы-тройки
    17 Января 2020

    За хвостом птицы-тройки

    С. Клычков. «Сахарный немец». Режиссер Уланбек Баялиев. МХТ им. Чехова.
  • «Я въехал в кровь уже так далеко…»
    14 Января 2020

    «Я въехал в кровь уже так далеко…»

    У. Шекспир. «Макбет». Театр «Школа драматического искусства». Режиссер Александр Огарёв.
  • Преемник Волчек
    30 Декабря 2019

    Преемник Волчек

    Глава Театрального центра имени Мейерхольда Виктор Рыжаков назначен художественным руководителем театра «Современник».
  • Ушла из жизни Галина Волчек
    27 Декабря 2019

    Ушла из жизни Галина Волчек

    Вечером 26 декабря ушла из жизни художественный руководитель Московского театра «Современник» Галина Волчек. Ей было 86 лет.
  • Культура в опасности
    25 Декабря 2019

    Культура в опасности

    Балерины исполнили отрывок из балета Петра Чайковского «Лебединое озеро» на ступенях Оперы Гарнье в Париже в знак протеста против реформы пенсионной системы.
  • Лучшие пьесы 2019 года
    23 Декабря 2019

    Лучшие пьесы 2019 года

    Подведены итоги объединенного конкурса современной драматургии «Кульминация». Пьесой 2019 года стал «Исчезнувший велосипедист» драматурга Константина Костенко.
  • Первый Гамлет на Руси
    18 Декабря 2019

    Первый Гамлет на Руси

    Московский театр «Человек» выпустил премьеру по «Гамлету» в переводе Александра Сумарокова 1748 года.
  • Хореография документа
    17 Декабря 2019

    Хореография документа

    В российском YouTube открыт новый канал «Болит. Балет», где московские артисты создают пластические постановки по актуальным новостям.
  • Театр в сети Facebook
    16 Декабря 2019

    Театр в сети Facebook

    Компания Facebook выпустила «Путеводитель по театральному миру России», где собраны рекомендации пяти сообществ, пишущих о театре.
  • Ушла Екатерина Дурова
    13 Декабря 2019

    Ушла Екатерина Дурова

    Заслуженная артистка России Екатерина Дурова ушла из жизни в возрасте 60 лет после продолжительной болезни.
  • Леди, stuff и девочки
    12 Декабря 2019

    Леди, stuff и девочки

    На фестивале NET, на территории Завода слоистых пластиков в Санкт-Петербурге, показали мировую премьеру «Игрушек» датской компании Signa.
  • «Театральный роман»-2019
    11 Декабря 2019

    «Театральный роман»-2019

    10 декабря в «Новом Манеже» состоялась торжественная церемония вручения VI-й премии «Театральный роман»-2019.
  • Все о ее матери
    10 Декабря 2019

    Все о ее матери

    Фестиваль NET открыл для театралов Москвы и Санкт-Петербурга новое знаковое имя современного театра – Анхелику Лидделл.
  • У танца на краю
    09 Декабря 2019

    У танца на краю

    В Екатеринбурге завершился Международный фестиваль современного танца «На грани»
  • Бартошевич, великий и прекрасный
    04 Декабря 2019

    Бартошевич, великий и прекрасный

    Легендарному историку мирового театра Алексею Вадимовичу Бартошевичу исполнилось 80 лет!
  • Памяти Че Гевары
    03 Декабря 2019

    Памяти Че Гевары

    В Екатеринбурге прошла российская премьера оратории Ханса Вернера Хенце «Плот "Медузы"» в рамках пятого международного музыкального фестиваля «Евразия».
  • Мышкин-сан
    02 Декабря 2019

    Мышкин-сан

    Хореограф, танцовщик, режиссер, художник Сабуро Тэсигавара показал на сцене ТЮЗ им. Брянцева в рамках фестиваля «Дягилев P.S.» свою версию романа Достоевского «Идиот».
  • Лучшие пьесы 2019 года
    29 Ноября 2019

    Лучшие пьесы 2019 года

    Объявлен шорт-лист лучших пьес 2019 года на соискание премии "Кульминация" в области современной драматургии  
  • Вместо Курентзиса
    28 Ноября 2019

    Вместо Курентзиса

    Марат Гацалов с 1 декабря станет главным режиссером Пермского театра оперы и балета.
  • Свидания на Театральной
    26 Ноября 2019

    Свидания на Театральной

    Завершился IV Международный фестиваль спектаклей о любви «Свидания на Театральной».
  • Премия Станиславского
    25 Ноября 2019

    Премия Станиславского

    Серебренникову, Ширвиндту, Виктюку и Апфельбаум вручена Международная премия Станиславского
  • Премия Юрия Любимова
    18 Ноября 2019

    Премия Юрия Любимова

    Международная театральная премия имени Юрия Любимова была вручена в минувшую субботу выдающемуся японскому режиссеру Тадаши Судзуки в Александринском театре.
  • А вот и NET
    13 Ноября 2019

    А вот и NET

    Сегодня открывается XXI фестиваль Нового европейского театра. Впервые он проходит на два города – NET принимают Москва и Санкт-Петербург.