Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Булгаков и пустота

Булгаков и пустота

Интерес к Булгакову у Женовача давний, на сцене Студии театрального искусства (СТИ) идут его «Мастер и Маргарита» и «Записки покойника» («Театральный роман»). Именно Булгакова, «Белую гвардию», Женовач выбрал для дебюта на мхатовской сцене в 2004 году. «Бег» по отношению к той «Белой гвардии» образует естественное продолжение. И закрывает важный пробел: пьесу, написанную именно для МХТ, запретили в 1929 году, и за 90 лет она на этой сцене так больше и не появилась. В нынешней премьере парадоксом выглядит не то, что Женовач ставит «Бег», а то, что никто этого не сделал до него. Хотя цензурные соображения отпали уже довольно давно (в СССР пьеса шла с 1957 года), а вся остальная, перечисленная в программке спектакля, мхатовская «булгаковиана» более чем внушительна.

Героев «Бега», совсем несхожих, объединяет одно: страна, с которой была связана вся их жизнь, исчезает в лихой кровавой воронке гражданской войны, кто-то из них, как Хлудов и Чарнота, в эту воронку сам же крови и подливает. Вытолкнутые в стамбульскую эмиграцию, они продолжают переживать и проживать свою отобранную, проигранную, расстрелянную жизнь и «снег на Караванной». Впереди у них — судьба вечных чужаков, самоубийство или возвращение, практически равное самоубийству. Все, что происходит с героями пьесы, происходит в бреду тоски по утраченной стране, в которую можно вернуться, но которую при этом нельзя вернуть.

Есть своя логика в том, что финал исторической эпохи, оборачивающийся распадом частного сознания, не стал темой ни при Олеге Ефремове, ни при Олеге Табакове. В их творческих судьбах даже разруха и катастрофа означали начало чего-то нового, крушение империй и жизненных укладов в их время осмысляли, но от них не сходили с ума. Интересно, что тема возникла сейчас, после ухода обоих. Причем возникла сразу в двух ипостасях — выпущенный незадолго до «Бега» спектакль Юрия Бутусова «Человек из рыбы» поставлен по пьесе, которую Ася Волошина написала по мотивам бутусовского же спектакля «Бег». И по крайней мере одна рифма спектакль Женовача с «Человеком из рыбы» связывает наглядно: «сын профессора-идеалиста» Голубков в исполнении Андрея Бурковского буквальный двойник бутусовского антрополога Бенуа.

Однако естественнее все же сравнить этот «Бег» с той «Белой гвардией» самого Женовача, с памятным спектаклем 15-летней давности. Тем более что режиссер и сценограф Александр Боровский на это сравнение буквально напрашиваются. В «Белой гвардии» дом Турбиных был выстроен на длинном наклонном помосте, как бы съезжая к его нижнему краю. В «Беге» местом действия становится похожий помост, то ли перрон, то ли корабельная палуба. Только накренится он не сразу, а по ходу действия. На этом (и на участии в обоих спектаклях Михаила Пореченкова и Анатолия Белого) сходство заканчивается.

Вздыбленное пространство и время «Белой гвардии» было населено людьми, которых все объединяло: воспитание, детство, любовь, дружба, привычки и причуды. Здесь рушилась жизнь, но на ее краю герои продолжали петь под гитару, вкусно выпивать водку, спасать отмороженные руки и ноги, переживать личные драмы, совершать бестактности и заглаживать их. Заоконный ужас лишь теснее прижимал их друг к другу.

В нынешнем «Беге» каждого персонажа окружает пустота, не только бытовая, но и человеческая. Позади и впереди у героев черный провал. Сценографическая метафора подчиняет себе пространство: торчащий столб линии электропередачи, гигантский крест, с которого, как паруса с мачты, свисают оборванные провода, превращает помост в погост. Спектакль даже не черно-белый, а почти монохромный: слабо подсвеченные, темные на темном, одетые в униформы тела лежат вповалку, из бесформенной кучи время от времени выпрастываются отдельные фигуры, доносятся реплики. В одной из сцен лежащая куча поднимается и напирает на бредящего Хлудова (Анатолий Белый), буквально как команда зомби из какого-нибудь телевизионного хоррора средней руки.

Не жизненный уклад разрушен, а граница между живыми и мертвыми стерта. «Бег» у Сергея Женовача — парад полумертвых душ, то ли явь, то ли бред. И в этом бреду они одиноки. Будь то компанейский Чарнота (Михаил Пореченков), полупрозрачная Серафима (Яна Гладких), уже упомянутый Голубков (Андрей Бурковский), на сцене их ничего не связывает. О том, какие именно травмы и утраты сводят их с ума, можно только догадываться. Даже Ирина Пегова в роли Люськи, походной жены Чарноты, хоть и темпераментно наскакивает на окружающих, но мало их этим задевает.

Можно гадать, настаивал ли режиссер на этой отдельности или она сама собою выходит у актеров-солистов. Женовач, мастер ансамблевого театра, в последние годы сделал несколько постановок, в которых персонажи едва соприкасаются друг с другом, живя изолированной, монологичной жизнью (последний пример — «Три сестры» в СТИ). «Бег», пьеса с подзаголовком «восемь снов», дает режиссеру право на любую степень абстракции. Показательна сцена тараканьих бегов, та, где обманутый Чарнота окончательно проигрывается, поставив не на того таракана. У Булгакова трагическая метафора упакована в бытовую, водевильно заземленную ситуацию. Женовач подчеркнуто выбирает чисто метафорическое решение: по накренившемуся помосту тараканами ползут все те же безликие зомби в шинелях. Единственная сцена спектакля, где живая материя напоминает о себе — своего рода режиссерская автоцитата. Когда приехавшие в Париж Чарнота и Голубков обыгрывают экс-министра Корзухина (Игорь Верник) в карты, между героями Пореченкова и Верника внезапно и ненадолго вспыхивает целый фейерверк лукавства, азарта, легкости, партнерства. И это мгновенно вызывает в памяти гоголевских «Игроков», один из самых обаятельных спектаклей Сергея Женовача.

В своем первом спектакле на новом месте новый художественный руководитель МХТ свел воедино историю дома, собственные режиссерские линии и сегодняшний день с его тревожной погруженностью в призрачное прошлое. Получилась монументальная картина одиночества и разобщенности, картина переходного времени, неизбежного, но всегда конечного: если не для героев, то для их создателей бег продолжается.

Источник

Дата публикации

05 Июня 2019

Другие материалы о театре и искусстве

  • Бартошевич, великий и прекрасный
    04 Декабря 2019

    Бартошевич, великий и прекрасный

    Легендарному историку мирового театра Алексею Вадимовичу Бартошевичу исполнилось 80 лет!
  • Памяти Че Гевары
    03 Декабря 2019

    Памяти Че Гевары

    В Екатеринбурге прошла российская премьера оратории Ханса Вернера Хенце «Плот "Медузы"» в рамках пятого международного музыкального фестиваля «Евразия».
  • Мышкин-сан
    02 Декабря 2019

    Мышкин-сан

    Хореограф, танцовщик, режиссер, художник Сабуро Тэсигавара показал на сцене ТЮЗ им. Брянцева в рамках фестиваля «Дягилев P.S.» свою версию романа Достоевского «Идиот».
  • Лучшие пьесы 2019 года
    29 Ноября 2019

    Лучшие пьесы 2019 года

    Объявлен шорт-лист лучших пьес 2019 года на соискание премии "Кульминация" в области современной драматургии  
  • Вместо Курентзиса
    28 Ноября 2019

    Вместо Курентзиса

    Марат Гацалов с 1 декабря станет главным режиссером Пермского театра оперы и балета.
  • Свидания на Театральной
    26 Ноября 2019

    Свидания на Театральной

    Завершился IV Международный фестиваль спектаклей о любви «Свидания на Театральной».
  • Премия Станиславского
    25 Ноября 2019

    Премия Станиславского

    Серебренникову, Ширвиндту, Виктюку и Апфельбаум вручена Международная премия Станиславского
  • Премия Юрия Любимова
    18 Ноября 2019

    Премия Юрия Любимова

    Международная театральная премия имени Юрия Любимова была вручена в минувшую субботу выдающемуся японскому режиссеру Тадаши Судзуки в Александринском театре.
  • А вот и NET
    13 Ноября 2019

    А вот и NET

    Сегодня открывается XXI фестиваль Нового европейского театра. Впервые он проходит на два города – NET принимают Москва и Санкт-Петербург.
  • Бог тоже сирота
    05 Ноября 2019

    Бог тоже сирота

    Год без Някрошюса
  • Легко о тяжелом
    25 Октября 2019

    Легко о тяжелом

    Фестиваль «Территория», проходящий в этом году в рамках национального проекта «Культура», привез спектакль «Пять легких пьес» режиссера Мило Рау.
  • САТИРИКОНУ — 80!
    24 Октября 2019

    САТИРИКОНУ — 80!

    Михаил Швыдкой — об Аркадии и Константине Райкиных и двух разных театрах, которые они создали.
  • Тюри-пури и дружочек
    22 Октября 2019

    Тюри-пури и дружочек

    В Московском музее современного искусства в Ермолаевском переулке открылась выставка «Человек размером с дом», посвященная Дмитрию Брусникину.
  • Из Сайгона в Хошимин
    15 Октября 2019

    Из Сайгона в Хошимин

    Спектакль «Сайгон» Каролин Нгуен на фестивале «Территория», которая в 2019 году проходит в рамках Национального проекта «Культура».
  • По ту сторону иронии
    09 Октября 2019

    По ту сторону иронии

    Павел Руднев – о поставленном в БДТ Константином Богомоловым спектакле "Слава", который вскоре увидят эстонские зрители "Золотой маски".
  • Быть или не быть
    07 Октября 2019

    Быть или не быть

    Т. Уильямс. «Кошка на раскаленной крыше». Режиссер Кама Гинкас. МТЮЗ.
  • Ушел из жизни Марк Захаров
    02 Октября 2019

    Ушел из жизни Марк Захаров

    Его боготворили артисты и обожали журналисты. Мудрый, ироничный, парадоксальный, способный и на гнев, и на нежность, вежливый, как университетский профессор позапрошлого века.
  • Птенцы Григоровича
    27 Сентября 2019

    Птенцы Григоровича

    Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов «Современный танец в музыкальном театре» состоялся в Ярославле.
  • Из вещества того же, что наши сны
    23 Сентября 2019

    Из вещества того же, что наши сны

    В Москве открылся VII Всероссийский фестиваль особый театров «Протеатр».
  • Луч света в царстве судебного произвола
    12 Сентября 2019

    Луч света в царстве судебного произвола

    Мещанский суд Москвы по собственной инициативе вернул обратно в Генпрокуратуру РФ дело "Седьмой студии" из-за нарушений и противоречий в ходе следствия.
  • После Бомбы
    22 Июля 2019

    После Бомбы

    На Чеховском фестивале состоялась мировая премьера новой версии спектакля Робера Лепажа «Семь притоков реки Ота».
  • Особый взгляд
    17 Июля 2019

    Особый взгляд

    Фестиваль социального и инклюзивного театра «Особый взгляд» пройдёт в Москве с 28 по 31 октября.
  • Акрам Хан перешел в лигу классиков
    15 Июля 2019

    Акрам Хан перешел в лигу классиков

    «Жизель» Английского национального балета на Чеховском фестивале.
  • Что такое быть мужчиной
    13 Июля 2019

    Что такое быть мужчиной

    Locker Room Talk в ЦИМе — спектакль, отправная точка которого — частные сексистские разговоры мужчин.
  •  125 лет Завадскому
    12 Июля 2019

    125 лет Завадскому

    Театр Моссовета открывает выставку к 125-летию со дня рождения легендарного Юрия Завадского.
  • Путь грека в варяги
    10 Июля 2019

    Путь грека в варяги

    Дирижер Теодор Курентзис после ухода с поста худрука Пермского театра оперы и балета будет работать в Санкт-Петербурге.
  • Ни правых, ни неправых нет
    08 Июля 2019

    Ни правых, ни неправых нет

    The Tiger Lillies вместе с Театром Републик из Копенгагена сыграли "Гамлета" на сцене Театра Моссовета в рамках Чеховского фестиваля.
  • Марчелли поставит «Шутники» Островского
    07 Июля 2019

    Марчелли поставит «Шутники» Островского

    Экс-худрук Волковского театра драмы Евгений Марчелли поставит пьесу Александра Островского «Шутники» в театре «Сатирикон».
  • В Москву привезут последний спектакль Някрошюса
    06 Июля 2019

    В Москву привезут последний спектакль Някрошюса

    15 октября в Москве впервые сыграют спектакль Клайпедского драматического театра «Сукины дети» по пьесе Саулюса Шальтяниса.
  • Марчелли уволился из Волковского театра
    05 Июля 2019

    Марчелли уволился из Волковского театра

    Худрук Волковского театра Евгений Марчелли в результате конфликта с директором Алексеем Туркаловым написал заявление об уходе.
  • Вуди Аллен поставил комическую оперу Пуччини
    04 Июля 2019

    Вуди Аллен поставил комическую оперу Пуччини

    Американский кинорежиссер Вуди Аллен представит на сцене миланского театра "Ла Скала" оперу Пуччини "Джанни Скикки".
  • Театр по заслугам
    03 Июля 2019

    Театр по заслугам

    «Федор Волков. Театр, который мы заслужили» в «Студии историй» Константина Кожевникова
  • Дружить городами и театрами
    02 Июля 2019

    Дружить городами и театрами

    Российская Рязань и немецкий Мюнстер отметили 30-летие дружбы и договорились о совместном спектакле
  • Дворовое братство
    01 Июля 2019

    Дворовое братство

    «Зобеида» Карло Гоцци во дворике РАМТа.
  • Культура умнее политики
    28 Июня 2019

    Культура умнее политики

    В Воронеже завершился 9-й Платоновский фестиваль искусств, который в этом году длился более двух недель, с 1 по 16 июня.
  • Курентзис попрощался с труппой
    27 Июня 2019

    Курентзис попрощался с труппой

    Теодор Курентзис написал открытое прощальное письмо труппе Пермского театра оперы и балета.
  • Вудсток в голове
    26 Июня 2019

    Вудсток в голове

    В гамбургском театре «Талия» вышел «Checkpoint Woodstock» Марины Давыдовой.
  • Ушла из жизни Алла Покровская
    25 Июня 2019

    Ушла из жизни Алла Покровская

    На 81-м году ушла из жизни народная артистка России Алла Покровская.
  • Регистратор и другие
    24 Июня 2019

    Регистратор и другие

    Владимир Скворцов поставил свой первый спектакль на посту главного режиссера Московского театра «Человек».
  • Теодор Курентзис больше не худрук Пермской оперы
    21 Июня 2019

    Теодор Курентзис больше не худрук Пермской оперы

    Теодор Курентзис прекращает работу в качестве худрука Пермского театра оперы и балета.
  • Зона Е
    20 Июня 2019

    Зона Е

    Пекинский Tao Dance Theater показал одноактные балеты «4» и «8» в постановке главного китайского авангардиста Тао Е.
  • Прощальный спектакль Линь Хуайминя
    18 Июня 2019

    Прощальный спектакль Линь Хуайминя

    Хореограф Лин Хвай-Мин представил свой прощальный спектакль на Чеховском фестивале.
  • Только спички оставьте
    17 Июня 2019

    Только спички оставьте

    «Вано и Нико» Роберта Стуруа на Чеховском фестивале.
  • Эдуард Кочергин получил Платоновскую премию
    14 Июня 2019

    Эдуард Кочергин получил Платоновскую премию

    Церемония вручения Платоновской премии прошла в Воронеже на IX Платоновском фестивале искусств.
  • Театральные экзерсисы
    13 Июня 2019

    Театральные экзерсисы

    Международный фестиваль уличных спектаклей "Театральные экзерсисы" откроется в Пензе 14 сентября.
  • Вход свободный
    12 Июня 2019

    Вход свободный

    Репетиции спектаклей впервые представят в московских парках. Они продлятся до 22 августа.
  • Сны cпящей красавицы
    11 Июня 2019

    Сны cпящей красавицы

    Диана Вишнева исполнит главную роль в шоу «Сны Спящей красавицы» осенью 2019 года вместе с солистом Штутгартского балета.
  • Снег и прах
    10 Июня 2019

    Снег и прах

    Спектакли Саймона Стоуна в России.