Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Дьявольская премьера

Дьявольская премьера

На основной сцене Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ) впервые за 30 лет поставили оперу нашего современника — «Влюбленный дьявол» Александра Вустина. Опера по мотивам повести Жака Казота, завершенная в 1989 году, создавалась на протяжении 14 лет. Еще тридцать прошло до нынешней мировой премьеры под управлением Владимира Юровского и с режиссурой Александра Тителя. Так сезон, посвященный столетию МАМТа, оказался украшен событием международного значения.

Об опере «Влюбленный дьявол» мне довелось впервые услышать в 2004 году от дирижера Льва Маркиза — маэстро дважды пытался организовать ее исполнение на нидерландском Holland Festival, и дважды проект срывался. К нынешней постановке привела цепь событий, в возможность которых в 2004 году никто бы, скорее всего, не поверил. Ни в то, что Госоркестр имени Светланова, по статусу главный в державе, возглавит вольнодумец и западник Владимир Юровский, учредив при оркестре должность «композитора в резиденции». Ни в то, что первым — и пока единственным — «резидентом» станет Александр Вустин, мастер камерных, негромких, непродолжительных партитур. Ни в то, что венцом этого яркого сотрудничества станет полноценная постановка оперы, написанной в стол и почти 30 лет там пролежавшей.

В результате выиграли все. И Вустин, до недавних пор уверенный в том, что его непрактичной партитуре никогда не увидеть света: в 75 лет он получил, возможно, главный подарок в своей жизни. И Юровский: реши он представить «Влюбленного дьявола» на концертной сцене, это могло бы выглядеть личной ностальгической инициативой в духе его исполнений «Мастера и Маргариты» и «Короля Лира» Слонимского, но у полноценной постановки, рассчитанной не на один сезон, совсем другой вес. И конечно, театр: не только потому, что с этим спектаклем здесь дебютировал один из сильнейших оперных дирижеров нашего времени, который 13 лет возглавлял Глайндборнский фестиваль и вскоре возглавит Баварскую оперу. Премьера в контексте столетия театра стала поводом для разговора о новой опере в его репертуаре, о том, как и почему меняются запросы публики и власти, о том, как отвечают на них композиторы, и о том, что значит подобная премьера сегодня.

Вспоминать, что нынешний МАМТ в свое время считался «лабораторией современной оперы», начали в ноябре, когда стартовал цикл лекций «Век современности», инициированный просветительским проектом МАМТа «Студия» и сайтом Stravinsky.online. Беседы о давних событиях находили отражения в современности, то неожиданные, то не очень: так, после рассказа о постановке полузабытой ныне оперы Дешевова «Лед и сталь» (1930) иные слушатели требовали немедленно показать ее на сцене театра. А упоминание «антиформалистической» кампании 1948 года, отбросившей отечественную музыку на десятилетия назад, давало печальный ответ на вопрос о том, почему публика наша до сих пор неохотно слушает оперы последнего столетия, включая те, что стали мировой классикой. Тем не менее «Влюбленного дьявола» слушали очень внимательно — а на премьере наряду с представителями «всей музыкальной Москвы» были и зрители, прежде не слышавшие ни Вустина, ни Берга с Шёнбергом.

Судя по единодушной реакции тех и других, все составляющие постановки сложились на редкость удачно: и сюжет повести Казота, где офицер дон Альвар вызывает дьявола, являющегося в образе юной Бьондетты, шаг за шагом губящей героя. И музыка Вустина, написанная в серийной технике, но выразительная именно по-оперному. И выбранный им состав оркестра, где есть скрипка, контрабас, рояль, клавесин, два синтезатора, девять духовых и множество ударных. И роскошный квартет — Антон Росицкий (дон Альвар), Дарья Терехова (Бьондетта), Роман Улыбин и Феликс Кудрявцев (Соберано и Бернардильо, в разных обличьях постоянно сопровождающие героя). И сценография Владимира Арефьева, создавшего целое пиршество образов с участием и гигантского носорога, и огромной черепахи, и постоянно качающегося маятника, откуда сыплется песок, и многого другого. И наконец, режиссура Александра Тителя, по духу во многом «восьмидесятническая», но именно в этом идеально соответствующая музыке. Не говоря уже о Владимире Юровском в красном цилиндре — герое вечера.

Не считая антракта, опера идет около полутора часов, почти как «Воццек». Экономность лишь одна из заслуг автора, тем более что финал наступает неожиданно, когда слушать хочется еще. Однако у радости от премьеры есть и горьковатый привкус опоздания, как и в случае с партитурами Берио и Штокхаузена, впервые в постсоветской России исполненными в 2016 году Юровским. Через день после премьеры в театре прошла посвященная столетию конференция «Почему опера», в ней участвовали режиссеры, дирижеры, композиторы, певцы, критики — по преимуществу практики современного оперного процесса. Разговор шел оживленно, но с некоторым оттенком умолчания, будто его участники старались слегка приукрасить ситуацию в том деле, которому служат. На этом фоне было особенно заметно, что композитор Марк-Энтони Тёрнидж, автор успешных опер и балетов, сказал о своем полном разочаровании в оперном театре, всего же за четыре часа прозвучало куда меньше ответов, нежели вопросов. Отвечать на главные из них вовремя — достойная задача для МАМТа на следующие сто лет.

Источник

Дата публикации

20 Февраля 2019

Другие материалы о театре и искусстве

  • Игорь Костолевский сыграл постаревшего Мирою
    18 Февраля 2020

    Игорь Костолевский сыграл постаревшего Мирою

    А. Вамиплов. «Старший сын». Режиссер Анатолий Шульев. Театр им. Маяковского
  • Колдунья Мэб в подземном переходе
    18 Февраля 2020

    Колдунья Мэб в подземном переходе

    У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Режиссер Егор Перегудов. РАМТ
  • Выживет только Арлекин
    10 Февраля 2020

    Выживет только Арлекин

    Ж.-Б. Мольер. «Lё Тартюф. Комедия». Режиссер Юрий Муравицкий. Театр на Таганке
  • Семь пятниц на неделе
    07 Февраля 2020

    Семь пятниц на неделе

    А. Саморядов, Р. Михайлов. «Сказка про последнего ангела». Режиссер Андрей Могучий. Театр Наций.
  • Свидания на Театральной 2020
    04 Февраля 2020

    Свидания на Театральной 2020

    Рязанский театр драмы открыл прием заявок на V Международный форум «Свидания на Театральной», который состоится с 16 по 22 ноября 2020 года.
  • Без дублера
    02 Февраля 2020

    Без дублера

    С 29 января по 22 марта Театральный музей имени Бахрушина представляет выставку, посвященную 75-летию Николая Караченцова.
  • Чехов: Non-fiction
    01 Февраля 2020

    Чехов: Non-fiction

    В музее-заповеднике А. П. Чехова «Мелихово» в 2020 году стартует проект лаборатории для молодых драматургов «Чехов: Non-fiction».
  • За деньги не купишь
    30 Января 2020

    За деньги не купишь

    А. Островский. «Шутники». Режиссер Евгений Марчелли. Театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина.
  • Фестиваль Анатолия Васильева
    29 Января 2020

    Фестиваль Анатолия Васильева

    С 29 января по 15 февраля в БДТ пройдет фестиваль Анатолия Васильева — гуру и живой легенды отечественного и мирового театра.
  • Преемник Рыжакова
    28 Января 2020

    Преемник Рыжакова

    Дмитрий Волкострелов назначен художественным руководителем Центра имени Мейерхольда. Обязанности директора продолжит исполнять Елена Ковальская.
  • Может, супу?
    27 Января 2020

    Может, супу?

    А. Сальников. «Петровы в гриппе». Режиссер Антон Федоров. «Гоголь-центр».
  • Золотая маска – 2020
    23 Января 2020

    Золотая маска – 2020

    Конкурсная программа ХХVI Фестиваля "Золотая маска" откроется 25 января в Москве показом мюзикла "Стиляги" Театра наций.
  • Вершки и корешки
    22 Января 2020

    Вершки и корешки

    Алексей Житковкий. «Посадить дерево». Режиссер Марина Брусникина. Театр «Практика».
  • "Волнение" БДТ в Театре наций
    21 Января 2020

    "Волнение" БДТ в Театре наций

    БДТ открыл московские гастроли спектаклем "Волнение" с Алисой Фрейндлих на Основной сцене Театра наций.
  • Выставка Галины Улановой
    18 Января 2020

    Выставка Галины Улановой

    С 18 января по 22 марта Театральный музей имени Бахрушина представляет выставку к 110-летию со дня рождения Галины Улановой.
  • За хвостом птицы-тройки
    17 Января 2020

    За хвостом птицы-тройки

    С. Клычков. «Сахарный немец». Режиссер Уланбек Баялиев. МХТ им. Чехова.
  • «Я въехал в кровь уже так далеко…»
    14 Января 2020

    «Я въехал в кровь уже так далеко…»

    У. Шекспир. «Макбет». Театр «Школа драматического искусства». Режиссер Александр Огарёв.
  • Преемник Волчек
    30 Декабря 2019

    Преемник Волчек

    Глава Театрального центра имени Мейерхольда Виктор Рыжаков назначен художественным руководителем театра «Современник».
  • Ушла из жизни Галина Волчек
    27 Декабря 2019

    Ушла из жизни Галина Волчек

    Вечером 26 декабря ушла из жизни художественный руководитель Московского театра «Современник» Галина Волчек. Ей было 86 лет.
  • Культура в опасности
    25 Декабря 2019

    Культура в опасности

    Балерины исполнили отрывок из балета Петра Чайковского «Лебединое озеро» на ступенях Оперы Гарнье в Париже в знак протеста против реформы пенсионной системы.
  • Лучшие пьесы 2019 года
    23 Декабря 2019

    Лучшие пьесы 2019 года

    Подведены итоги объединенного конкурса современной драматургии «Кульминация». Пьесой 2019 года стал «Исчезнувший велосипедист» драматурга Константина Костенко.
  • Первый Гамлет на Руси
    18 Декабря 2019

    Первый Гамлет на Руси

    Московский театр «Человек» выпустил премьеру по «Гамлету» в переводе Александра Сумарокова 1748 года.
  • Хореография документа
    17 Декабря 2019

    Хореография документа

    В российском YouTube открыт новый канал «Болит. Балет», где московские артисты создают пластические постановки по актуальным новостям.
  • Театр в сети Facebook
    16 Декабря 2019

    Театр в сети Facebook

    Компания Facebook выпустила «Путеводитель по театральному миру России», где собраны рекомендации пяти сообществ, пишущих о театре.
  • Ушла Екатерина Дурова
    13 Декабря 2019

    Ушла Екатерина Дурова

    Заслуженная артистка России Екатерина Дурова ушла из жизни в возрасте 60 лет после продолжительной болезни.
  • Леди, stuff и девочки
    12 Декабря 2019

    Леди, stuff и девочки

    На фестивале NET, на территории Завода слоистых пластиков в Санкт-Петербурге, показали мировую премьеру «Игрушек» датской компании Signa.
  • «Театральный роман»-2019
    11 Декабря 2019

    «Театральный роман»-2019

    10 декабря в «Новом Манеже» состоялась торжественная церемония вручения VI-й премии «Театральный роман»-2019.
  • Все о ее матери
    10 Декабря 2019

    Все о ее матери

    Фестиваль NET открыл для театралов Москвы и Санкт-Петербурга новое знаковое имя современного театра – Анхелику Лидделл.
  • У танца на краю
    09 Декабря 2019

    У танца на краю

    В Екатеринбурге завершился Международный фестиваль современного танца «На грани»
  • Бартошевич, великий и прекрасный
    04 Декабря 2019

    Бартошевич, великий и прекрасный

    Легендарному историку мирового театра Алексею Вадимовичу Бартошевичу исполнилось 80 лет!
  • Памяти Че Гевары
    03 Декабря 2019

    Памяти Че Гевары

    В Екатеринбурге прошла российская премьера оратории Ханса Вернера Хенце «Плот "Медузы"» в рамках пятого международного музыкального фестиваля «Евразия».
  • Мышкин-сан
    02 Декабря 2019

    Мышкин-сан

    Хореограф, танцовщик, режиссер, художник Сабуро Тэсигавара показал на сцене ТЮЗ им. Брянцева в рамках фестиваля «Дягилев P.S.» свою версию романа Достоевского «Идиот».
  • Лучшие пьесы 2019 года
    29 Ноября 2019

    Лучшие пьесы 2019 года

    Объявлен шорт-лист лучших пьес 2019 года на соискание премии "Кульминация" в области современной драматургии  
  • Вместо Курентзиса
    28 Ноября 2019

    Вместо Курентзиса

    Марат Гацалов с 1 декабря станет главным режиссером Пермского театра оперы и балета.
  • Свидания на Театральной
    26 Ноября 2019

    Свидания на Театральной

    Завершился IV Международный фестиваль спектаклей о любви «Свидания на Театральной».
  • Премия Станиславского
    25 Ноября 2019

    Премия Станиславского

    Серебренникову, Ширвиндту, Виктюку и Апфельбаум вручена Международная премия Станиславского
  • Премия Юрия Любимова
    18 Ноября 2019

    Премия Юрия Любимова

    Международная театральная премия имени Юрия Любимова была вручена в минувшую субботу выдающемуся японскому режиссеру Тадаши Судзуки в Александринском театре.
  • А вот и NET
    13 Ноября 2019

    А вот и NET

    Сегодня открывается XXI фестиваль Нового европейского театра. Впервые он проходит на два города – NET принимают Москва и Санкт-Петербург.
  • Бог тоже сирота
    05 Ноября 2019

    Бог тоже сирота

    Год без Някрошюса
  • Легко о тяжелом
    25 Октября 2019

    Легко о тяжелом

    Фестиваль «Территория», проходящий в этом году в рамках национального проекта «Культура», привез спектакль «Пять легких пьес» режиссера Мило Рау.
  • САТИРИКОНУ — 80!
    24 Октября 2019

    САТИРИКОНУ — 80!

    Михаил Швыдкой — об Аркадии и Константине Райкиных и двух разных театрах, которые они создали.
  • Тюри-пури и дружочек
    22 Октября 2019

    Тюри-пури и дружочек

    В Московском музее современного искусства в Ермолаевском переулке открылась выставка «Человек размером с дом», посвященная Дмитрию Брусникину.
  • Из Сайгона в Хошимин
    15 Октября 2019

    Из Сайгона в Хошимин

    Спектакль «Сайгон» Каролин Нгуен на фестивале «Территория», которая в 2019 году проходит в рамках Национального проекта «Культура».
  • По ту сторону иронии
    09 Октября 2019

    По ту сторону иронии

    Павел Руднев – о поставленном в БДТ Константином Богомоловым спектакле "Слава", который вскоре увидят эстонские зрители "Золотой маски".
  • Быть или не быть
    07 Октября 2019

    Быть или не быть

    Т. Уильямс. «Кошка на раскаленной крыше». Режиссер Кама Гинкас. МТЮЗ.
  • Ушел из жизни Марк Захаров
    02 Октября 2019

    Ушел из жизни Марк Захаров

    Его боготворили артисты и обожали журналисты. Мудрый, ироничный, парадоксальный, способный и на гнев, и на нежность, вежливый, как университетский профессор позапрошлого века.
  • Птенцы Григоровича
    27 Сентября 2019

    Птенцы Григоровича

    Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов «Современный танец в музыкальном театре» состоялся в Ярославле.
  • Из вещества того же, что наши сны
    23 Сентября 2019

    Из вещества того же, что наши сны

    В Москве открылся VII Всероссийский фестиваль особый театров «Протеатр».