Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Дьявольская премьера

Дьявольская премьера

На основной сцене Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ) впервые за 30 лет поставили оперу нашего современника — «Влюбленный дьявол» Александра Вустина. Опера по мотивам повести Жака Казота, завершенная в 1989 году, создавалась на протяжении 14 лет. Еще тридцать прошло до нынешней мировой премьеры под управлением Владимира Юровского и с режиссурой Александра Тителя. Так сезон, посвященный столетию МАМТа, оказался украшен событием международного значения.

Об опере «Влюбленный дьявол» мне довелось впервые услышать в 2004 году от дирижера Льва Маркиза — маэстро дважды пытался организовать ее исполнение на нидерландском Holland Festival, и дважды проект срывался. К нынешней постановке привела цепь событий, в возможность которых в 2004 году никто бы, скорее всего, не поверил. Ни в то, что Госоркестр имени Светланова, по статусу главный в державе, возглавит вольнодумец и западник Владимир Юровский, учредив при оркестре должность «композитора в резиденции». Ни в то, что первым — и пока единственным — «резидентом» станет Александр Вустин, мастер камерных, негромких, непродолжительных партитур. Ни в то, что венцом этого яркого сотрудничества станет полноценная постановка оперы, написанной в стол и почти 30 лет там пролежавшей.

В результате выиграли все. И Вустин, до недавних пор уверенный в том, что его непрактичной партитуре никогда не увидеть света: в 75 лет он получил, возможно, главный подарок в своей жизни. И Юровский: реши он представить «Влюбленного дьявола» на концертной сцене, это могло бы выглядеть личной ностальгической инициативой в духе его исполнений «Мастера и Маргариты» и «Короля Лира» Слонимского, но у полноценной постановки, рассчитанной не на один сезон, совсем другой вес. И конечно, театр: не только потому, что с этим спектаклем здесь дебютировал один из сильнейших оперных дирижеров нашего времени, который 13 лет возглавлял Глайндборнский фестиваль и вскоре возглавит Баварскую оперу. Премьера в контексте столетия театра стала поводом для разговора о новой опере в его репертуаре, о том, как и почему меняются запросы публики и власти, о том, как отвечают на них композиторы, и о том, что значит подобная премьера сегодня.

Вспоминать, что нынешний МАМТ в свое время считался «лабораторией современной оперы», начали в ноябре, когда стартовал цикл лекций «Век современности», инициированный просветительским проектом МАМТа «Студия» и сайтом Stravinsky.online. Беседы о давних событиях находили отражения в современности, то неожиданные, то не очень: так, после рассказа о постановке полузабытой ныне оперы Дешевова «Лед и сталь» (1930) иные слушатели требовали немедленно показать ее на сцене театра. А упоминание «антиформалистической» кампании 1948 года, отбросившей отечественную музыку на десятилетия назад, давало печальный ответ на вопрос о том, почему публика наша до сих пор неохотно слушает оперы последнего столетия, включая те, что стали мировой классикой. Тем не менее «Влюбленного дьявола» слушали очень внимательно — а на премьере наряду с представителями «всей музыкальной Москвы» были и зрители, прежде не слышавшие ни Вустина, ни Берга с Шёнбергом.

Судя по единодушной реакции тех и других, все составляющие постановки сложились на редкость удачно: и сюжет повести Казота, где офицер дон Альвар вызывает дьявола, являющегося в образе юной Бьондетты, шаг за шагом губящей героя. И музыка Вустина, написанная в серийной технике, но выразительная именно по-оперному. И выбранный им состав оркестра, где есть скрипка, контрабас, рояль, клавесин, два синтезатора, девять духовых и множество ударных. И роскошный квартет — Антон Росицкий (дон Альвар), Дарья Терехова (Бьондетта), Роман Улыбин и Феликс Кудрявцев (Соберано и Бернардильо, в разных обличьях постоянно сопровождающие героя). И сценография Владимира Арефьева, создавшего целое пиршество образов с участием и гигантского носорога, и огромной черепахи, и постоянно качающегося маятника, откуда сыплется песок, и многого другого. И наконец, режиссура Александра Тителя, по духу во многом «восьмидесятническая», но именно в этом идеально соответствующая музыке. Не говоря уже о Владимире Юровском в красном цилиндре — герое вечера.

Не считая антракта, опера идет около полутора часов, почти как «Воццек». Экономность лишь одна из заслуг автора, тем более что финал наступает неожиданно, когда слушать хочется еще. Однако у радости от премьеры есть и горьковатый привкус опоздания, как и в случае с партитурами Берио и Штокхаузена, впервые в постсоветской России исполненными в 2016 году Юровским. Через день после премьеры в театре прошла посвященная столетию конференция «Почему опера», в ней участвовали режиссеры, дирижеры, композиторы, певцы, критики — по преимуществу практики современного оперного процесса. Разговор шел оживленно, но с некоторым оттенком умолчания, будто его участники старались слегка приукрасить ситуацию в том деле, которому служат. На этом фоне было особенно заметно, что композитор Марк-Энтони Тёрнидж, автор успешных опер и балетов, сказал о своем полном разочаровании в оперном театре, всего же за четыре часа прозвучало куда меньше ответов, нежели вопросов. Отвечать на главные из них вовремя — достойная задача для МАМТа на следующие сто лет.

Источник

Дата публикации

20 Февраля 2019

Другие материалы о театре и искусстве

  • Теодор Курентзис больше не худрук Пермской оперы
    21 Июня 2019

    Теодор Курентзис больше не худрук Пермской оперы

    Теодор Курентзис прекращает работу в качестве худрука Пермского театра оперы и балета.
  • Зона Е
    20 Июня 2019

    Зона Е

    Пекинский Tao Dance Theater показал одноактные балеты «4» и «8» в постановке главного китайского авангардиста Тао Е.
  • Прощальный спектакль Линь Хуайминя
    18 Июня 2019

    Прощальный спектакль Линь Хуайминя

    Хореограф Лин Хвай-Мин представил свой прощальный спектакль на Чеховском фестивале.
  • Только спички оставьте
    17 Июня 2019

    Только спички оставьте

    «Вано и Нико» Роберта Стуруа на Чеховском фестивале.
  • Эдуард Кочергин получил Платоновскую премию
    14 Июня 2019

    Эдуард Кочергин получил Платоновскую премию

    Церемония вручения Платоновской премии прошла в Воронеже на IX Платоновском фестивале искусств.
  • Театральные экзерсисы
    13 Июня 2019

    Театральные экзерсисы

    Международный фестиваль уличных спектаклей "Театральные экзерсисы" откроется в Пензе 14 сентября.
  • Вход свободный
    12 Июня 2019

    Вход свободный

    Репетиции спектаклей впервые представят в московских парках. Они продлятся до 22 августа.
  • Сны cпящей красавицы
    11 Июня 2019

    Сны cпящей красавицы

    Диана Вишнева исполнит главную роль в шоу «Сны Спящей красавицы» осенью 2019 года вместе с солистом Штутгартского балета.
  • Снег и прах
    10 Июня 2019

    Снег и прах

    Спектакли Саймона Стоуна в России.
  • Член аглицкого клуба
    10 Июня 2019

    Член аглицкого клуба

    В «Новой опере» состоялась премьера английского «Пушкина».
  • Вано и Нико
    09 Июня 2019

    Вано и Нико

    Роберт Стуруа представит 8 и 9 июня в программе Чеховского фестиваля спектакль "Вано и Нико", поставленный по книге рассказов Эрлома Ахвледиани.
  • Средство Макропулоса
    07 Июня 2019

    Средство Макропулоса

    22 и 25 сентября в Цюрихском оперном театре пройдет премьера оперы Леоша Яначека «Средство Макропулоса» в постановке Дмитрия Чернякова.
  • Древо российского театра
    06 Июня 2019

    Древо российского театра

    Театральный музей имени Бахрушина посадил «Древо российского театра» в день рождения Пушкина.
  • Булгаков и пустота
    05 Июня 2019

    Булгаков и пустота

    Сергей Женовач поставил «Бег» в МХТ.
  • Завершился XIII Дягилевский фестиваль
    04 Июня 2019

    Завершился XIII Дягилевский фестиваль

    Теодор Курентзис провел в Перми очередной Дягилевский фестиваль.
  • «Пер Гюнт»: демо версия
    03 Июня 2019

    «Пер Гюнт»: демо версия

    В Театре Вахтангова прошли предпоказы нового спецтакля Юрия Бутусова спектакля «Пер Гюнт».
  • Платоновский фестиваль открылся в Воронеже
    02 Июня 2019

    Платоновский фестиваль открылся в Воронеже

    Международный Платоновский фестиваль искусств открылся в Воронеже воздушным шоу испанского театрального коллектива "Grupo Puja!".
  • Нелюбовь
    01 Июня 2019

    Нелюбовь

    «Чайка» в «Мастерской Петра Фоменко» в постановке Кирилла Пирогова.
  • «Туганлык» назвал лауреатов
    31 Мая 2019

    «Туганлык» назвал лауреатов

    С 23 по 30 мая в Уфе проходил VII Международный фестиваль тюркоязычных театров «Туганлык».
  • Завершился Фестиваль театров малых городов России
    31 Мая 2019

    Завершился Фестиваль театров малых городов России

    В Камышине подошел к концу XVII театральный фестиваль.
  • Europe is lost
    29 Мая 2019

    Europe is lost

    «Буря» в постановке Йетте Штекель (Театр «Талия», Гамбург) на Чеховском фестивале.
  • Отлично, Константин
    28 Мая 2019

    Отлично, Константин

    Режиссер Константин Богомолов назначен новым художественным руководителем Московского драматического Театра на Малой Бронной.
  • Benois de la Danse 2019
    23 Мая 2019

    Benois de la Danse 2019

    Церемония вручения международного балетного приза Benois de la Danse состоялась на Исторической сцене Большого театра 21 мая 2019 года.
  • За заслуги перед Отечеством
    22 Мая 2019

    За заслуги перед Отечеством

    Сердечно поздравляем заслуженного работника культуры города Оренбурга Павла Леонидовича Церемпилова с награждением медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.
  • Китайская головоломка
    17 Мая 2019

    Китайская головоломка

    В Москве открылся Чеховский фестиваль.
  • Чеховские мотивы
    17 Мая 2019

    Чеховские мотивы

    12 сентября на малой сцене Русского театра Эстонии пройдет премьера спектакля «Дом Прозоровых. Сорок лет спустя» по мотивам Чехова. Автор идеи и режиссер — худрук Vene Teater Филипп Лось.
  • Сад, где прыгают гимнасты
    17 Мая 2019

    Сад, где прыгают гимнасты

    На Второй сцене БДТ, в Каменноостровском театре, 22 и 23 мая пройдет премьера перформанса Владислава Наставшева «Сад, где прыгают гимнасты».
  • Новый фильм Серебренникова
    16 Мая 2019

    Новый фильм Серебренникова

    Режиссер Кирилл Серебренников снимет фильм по роману Алексея Сальникова "Петровы в гриппе и вокруг него".
  • Что смотреть на Чеховском фестивале
    15 Мая 2019

    Что смотреть на Чеховском фестивале

    Гастроли зарубежных театров в Москве: что посмотреть с мая по июль. Семь необычных постановок со всего мира.
  • Гамма небывалого адажио
    15 Мая 2019

    Гамма небывалого адажио

    В Петербурге идут показы программы балетов израильского хореографа Роя Ассафа. Из четырех одноактовок две – «Небелое адажио» и «Гамма» – созданы на музыку Олега Каравайчука.
  • Онегин возвращается
    14 Мая 2019

    Онегин возвращается

    С 15 по 19 мая на Исторической сцене Большого театра будет представлена новая постановка оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин».
  • Танцующие с дождем
    14 Мая 2019

    Танцующие с дождем

    Парижская опера пополнила свой репертуар балетами Пола Лайтфута, хореографа и художественного руководителя знаменитого Нидерландского театра танца.
  • Международный день танца
    29 Апреля 2019

    Международный день танца

    Обращение египетской танцовщицы, хореографа, педагога Каримы Мансур к Международному дню танца.
  • Ушла из жизни Элина Быстрицкая
    26 Апреля 2019

    Ушла из жизни Элина Быстрицкая

    Народная артистка СССР, актриса театра и кино Элина Быстрицкая умерла на 92-м году жизни.
  • "Декамерон" Серебренникова
    25 Апреля 2019

    "Декамерон" Серебренникова

    На прошлой неделе интендант берлинского Deutsches Theater Ульрих Куон и художественный руководитель Михаэль де Фифи встретились с режиссером в Москве.
  • Сумбур, месть и музыка
    24 Апреля 2019

    Сумбур, месть и музыка

    В парижской Opera Bastille прошла премьера оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» в постановке Кшиштофа Варликовского.
  • В пляс по кроличьей норе
    24 Апреля 2019

    В пляс по кроличьей норе

    В Александринском театре прошел второй спектакль фестиваля Dance Open: Балет Дортмунда представил двухактную «Алису» в постановке Мауро Бигонцетти.
  • Интендантский час
    23 Апреля 2019

    Интендантский час

    Завершившийся в Зальцбурге Пасхальный фестиваль ознаменовался не только премьерами, но и полемикой вокруг его будущего.
  • Одиночество в пути
    23 Апреля 2019

    Одиночество в пути

    Фестиваль Dance Open открылся «Зимним путем» Цюрихского балета
  • Добро должно быть с башмаками
    20 Апреля 2019

    Добро должно быть с башмаками

    Пасхальный фестиваль в Зальцбурге открыли «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера в постановке Йенса-Даниэля Херцога.
  • Волнение Фрейндлих
    19 Апреля 2019

    Волнение Фрейндлих

    Народная артистка СССР Алиса Фрейндлих исполнила главную роль на премьере в БДТ спектакля "Волнение" по пьесе Ивана Вырыпаева, которую драматург написал специально для актрисы.
  • Юбилейная маска
    18 Апреля 2019

    Юбилейная маска

    На Исторической сцене Большого театра состоялась торжественная церемония вручения Премии «Золотая Маска», которая в этом году отметила свое 25-летие.
  • Одержимые
    16 Апреля 2019

    Одержимые

    «Пианисты» в постановке Бориса Павловича (Новосибирский театр «Глобус») получил премию «Золотая маска» за лучший драматический спектакль малой формы.
  • Лицедеи
    15 Апреля 2019

    Лицедеи

    «Нам не страшен серый волк» Евгения Марчелли по пьесе Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вульф» на фестивале «Золотая маска».
  • Я и не Я
    10 Апреля 2019

    Я и не Я

    «100% Воронеж» - еще одна точка, нанесенная на карту десятилетнего проекта «100% City» немецкой компании Rimini Protokoll. Этот спектакль участвует в номинации «Эксперимент» фестиваля «Золотая маска».
  • Оптика и образ
    09 Апреля 2019

    Оптика и образ

    В конце апреля в Доме-музее Александра Николаевича Островского на Ордынке откроется выставка работ одного из лучших отечественных театральных фотографов Александра Иванишина
  • Мосгорсуд освободил Кирилла Серебренникова
    08 Апреля 2019

    Мосгорсуд освободил Кирилла Серебренникова

    Мосгорсуд освободил из-под домашнего ареста Кирилла Серебренникова, Юрия Итина и Софью Апфельбаум.
  • Сплетни роз
    04 Апреля 2019

    Сплетни роз

    Режиссер Яна Тумина номинируется на «Золотую маску» с тремя спектаклями. «Комната Герды» и «Деревня канатоходцев» уже нашли своих поклонников среди московских зрителей.
  • Реклама