Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Член аглицкого клуба

Член аглицкого клуба

Премьера оперы британского композитора Константина Боярского «Пушкин» в постановке дирижера Яна Латам-Кенига и режиссера Игоря Ушакова с огромным успехом прошла в «Новой опере». Представленная два года назад в концертном исполнении, опера обрела сценический вид — весьма интересный и адекватный высококлассному музыкальному и литературному материалу. «Пушкин» — один из редких образцов партитуры настоящей современной оперы, в которой актуальность музыкального языка не уничтожает законов самого жанра.

Сначала «Пушкин», сочиненный англичанами, вызвал недоверие. Ну ладно еще композитор, русский по происхождению, но автор либретто на английском (!!!) языке — самая настоящая англичанка Марита Филлипс. И хотя во всех пресс-релизах указано, что она потомок всех сразу — и Пушкина, и Гончаровой, и даже императора Николая I, — это вызвало еще большее подозрение: сумеют ли британская писательница и британский композитор «без клюквы» рассказать о «нашем всем»?

Оказалось — сумели. А в союзе с умной, интеллигентной режиссурой Игоря Ушакова и изящной, скупой сценографией Тимофея Ермолина вышло просто здорово. Даже английский язык пошел на пользу — как момент отстранения и даже остранения по Шкловскому.

Вспомним, что Пушкин в прежние времена не особо-то и появлялся в серьезном театре и кино как персонаж. Пошло это от Михаила Булгакова, написавшего пьесу «Последние дни» фактически без главного героя. А вот Пушкин в портретном гриме — особенно после безмерной эксплуатации темы 20 лет назад, когда 200-летие поэта вызвало шквал спекуляций на его памяти, а также не слишком триумфального выхода на экраны фильма с Сергеем Безруковым — штука рискованная. Легко впасть в пошлость и пародию.

В спектакле «Новой оперы» Пушкин в исполнении Станислава Мостового — без бакенбард, без тросточки, без цилиндра, без намека на ставший мемом облик. Да еще и англоязычный. Потому Александр Сергеевич здесь не штамп, а человек, наделенный гениальным даром, жестоко униженный лично императором. И потому буквально нарывавшийся на пулю Дантеса, чтобы покончить со всем этим: долгами, сплетнями, оскорблениями, мундиром камер-юнкера — тотальной несвободой. Кому-то такая версия может показаться спорной (она, кстати, весьма популярна в нашей пушкинистике), кому-то — очень близкой. Важно одно: авторы писали свою оперу с абсолютным пониманием гениальности и величия Пушкина, с преклонением перед ним, с любовью и сочувствием, с непримиримостью по отношению к его убийцам: как непосредственному — «белому человеку» (Дантес — Антон Бочкарев — на протяжении всего спектакля буквально ослепляет своей агрессивной белизной), так и к идеологу гибели поэта Николаю I (Артем Гарнов). Цыганка (Гаяне Бабаджанян), назвавшая Пушкину роковые цифры — 3 и 7, 37 лет, ровно столько ему суждено было прожить (а разве сам Пушкин не объявил эти трагические цифры в «Пиковой даме»?), — в финале проклинает Дом Романовых. И ведь все сбылось: прошло всего 80 лет, и династия была уничтожена.

Три сестры Гончаровы — режиссер вполне определенно обыгрывает эту чеховскую рифму — прекрасный женский разнохарактерный терцет: Екатерина, жена Дантеса, — Ирина Ромишевская, Александрина, единственный настоящий друг Пушкина в этой семье, — Анна Синицына и красавица Натали — Джульетта Аванесян. Их платья предельно скромны, если не бедны. Они бесприданницы. И им тоже несладко в этой жизни.

Сценография лаконична и выразительна: легкий эскиз, как на рисунках самого Пушкина, — намек, деталь, фрагмент… Иногда мы видим лишь черные силуэты артистов в контровом свете. Из этого неброского пазла каким-то удивительным образом складывается атмосфера эпохи — как мы ее сегодня представляем.

Очень выразительны хоровые и ансамблевые сцены. Особенно хоровой пролог, который задает тон этому спектаклю и является ключом к музыкальному стилю партитуры Константина Боярского. Молодой композитор, в детстве учившийся в ЦМШ, с начала 90-х живет в Великобритании. Первый альт оркестра Лондонского Ковент-Гарден. «Лучший молодой классический композитор Великобритании» по версии ресурса suite101.com 2010 года. И вот тут — важно: классический. Термин, который означает не столько связь с традицией, сколько область применения данного сегмента искусства — оперные театры и филармонические залы. Вот уже полвека, если не больше, эта «классическая область» все больше и больше кренится в сторону «авангарда» с его мертворожденными, бессмысленным формулами, которые то ли по инерции, то ли потому, что за ними легче прятаться бездарностям, стали занимать место современной «классики» и «академической музыки».

«Пушкин» Боярского — пример прямо противоположный. Это настоящая опера, построенная на принципах симфонического развития, насыщенная прекрасным мелодизмом и яркими, запоминающимися темами. Там, где нужно, есть опора на бытовой жанр, соответствующий эпохе и сюжету, — полонез, вальс, цыганская песня. Однако — что это за вальс и что песня! Ничего «винтажного»: все создано в XXI веке молодым автором, прекрасно слышащим звучащие в нашем мире музыкальные форматы. Там, где это необходимо — в конфликтных диалогах, например, — композитор прибегает и к более жестким звучаниям. Есть большие оркестровые фрагменты в постромантическом стиле, ассоциирующиеся с музыкой Малера или Рихарда Штрауса.

Оркестр театра под управлением маэстро Латам-Кенига играет эту музыку с явным удовольствием и самоотдачей. При всем разнообразии и демократичности в музыкальном материале нет ни эклектики, ни банальности, ни заимствований, ни вторичности. Более того, в партитуре немало мест, которые вполне могут быть названы хитами. Например, романс «Я вас любил», который при помощи Василия Гурылева прекрасно спел Барон Геккерен.

Рискну спрогнозировать, что оперу «Пушкин» ждет репертуарный успех. В том числе и потому, что авторы не пытаются шокировать публику «ревизией» хрестоматийной пушкинианы. Но в первую очередь потому, что музыка очень хорошая.

Источник

Дата публикации

10 Июня 2019

Другие материалы о театре и искусстве

  • Памяти Че Гевары
    03 Декабря 2019

    Памяти Че Гевары

    В Екатеринбурге прошла российская премьера оратории Ханса Вернера Хенце «Плот "Медузы"» в рамках пятого международного музыкального фестиваля «Евразия».
  • Мышкин-сан
    02 Декабря 2019

    Мышкин-сан

    Хореограф, танцовщик, режиссер, художник Сабуро Тэсигавара показал на сцене ТЮЗ им. Брянцева в рамках фестиваля «Дягилев P.S.» свою версию романа Достоевского «Идиот».
  • Лучшие пьесы 2019 года
    29 Ноября 2019

    Лучшие пьесы 2019 года

    Объявлен шорт-лист лучших пьес 2019 года на соискание премии "Кульминация" в области современной драматургии  
  • Вместо Курентзиса
    28 Ноября 2019

    Вместо Курентзиса

    Марат Гацалов с 1 декабря станет главным режиссером Пермского театра оперы и балета.
  • Свидания на Театральной
    26 Ноября 2019

    Свидания на Театральной

    Завершился IV Международный фестиваль спектаклей о любви «Свидания на Театральной».
  • Премия Станиславского
    25 Ноября 2019

    Премия Станиславского

    Серебренникову, Ширвиндту, Виктюку и Апфельбаум вручена Международная премия Станиславского
  • Премия Юрия Любимова
    18 Ноября 2019

    Премия Юрия Любимова

    Международная театральная премия имени Юрия Любимова была вручена в минувшую субботу выдающемуся японскому режиссеру Тадаши Судзуки в Александринском театре.
  • А вот и NET
    13 Ноября 2019

    А вот и NET

    Сегодня открывается XXI фестиваль Нового европейского театра. Впервые он проходит на два города – NET принимают Москва и Санкт-Петербург.
  • Бог тоже сирота
    05 Ноября 2019

    Бог тоже сирота

    Год без Някрошюса
  • Легко о тяжелом
    25 Октября 2019

    Легко о тяжелом

    Фестиваль «Территория», проходящий в этом году в рамках национального проекта «Культура», привез спектакль «Пять легких пьес» режиссера Мило Рау.
  • САТИРИКОНУ — 80!
    24 Октября 2019

    САТИРИКОНУ — 80!

    Михаил Швыдкой — об Аркадии и Константине Райкиных и двух разных театрах, которые они создали.
  • Тюри-пури и дружочек
    22 Октября 2019

    Тюри-пури и дружочек

    В Московском музее современного искусства в Ермолаевском переулке открылась выставка «Человек размером с дом», посвященная Дмитрию Брусникину.
  • Из Сайгона в Хошимин
    15 Октября 2019

    Из Сайгона в Хошимин

    Спектакль «Сайгон» Каролин Нгуен на фестивале «Территория», которая в 2019 году проходит в рамках Национального проекта «Культура».
  • По ту сторону иронии
    09 Октября 2019

    По ту сторону иронии

    Павел Руднев – о поставленном в БДТ Константином Богомоловым спектакле "Слава", который вскоре увидят эстонские зрители "Золотой маски".
  • Быть или не быть
    07 Октября 2019

    Быть или не быть

    Т. Уильямс. «Кошка на раскаленной крыше». Режиссер Кама Гинкас. МТЮЗ.
  • Ушел из жизни Марк Захаров
    02 Октября 2019

    Ушел из жизни Марк Захаров

    Его боготворили артисты и обожали журналисты. Мудрый, ироничный, парадоксальный, способный и на гнев, и на нежность, вежливый, как университетский профессор позапрошлого века.
  • Птенцы Григоровича
    27 Сентября 2019

    Птенцы Григоровича

    Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов «Современный танец в музыкальном театре» состоялся в Ярославле.
  • Из вещества того же, что наши сны
    23 Сентября 2019

    Из вещества того же, что наши сны

    В Москве открылся VII Всероссийский фестиваль особый театров «Протеатр».
  • Луч света в царстве судебного произвола
    12 Сентября 2019

    Луч света в царстве судебного произвола

    Мещанский суд Москвы по собственной инициативе вернул обратно в Генпрокуратуру РФ дело "Седьмой студии" из-за нарушений и противоречий в ходе следствия.
  • После Бомбы
    22 Июля 2019

    После Бомбы

    На Чеховском фестивале состоялась мировая премьера новой версии спектакля Робера Лепажа «Семь притоков реки Ота».
  • Особый взгляд
    17 Июля 2019

    Особый взгляд

    Фестиваль социального и инклюзивного театра «Особый взгляд» пройдёт в Москве с 28 по 31 октября.
  • Акрам Хан перешел в лигу классиков
    15 Июля 2019

    Акрам Хан перешел в лигу классиков

    «Жизель» Английского национального балета на Чеховском фестивале.
  • Что такое быть мужчиной
    13 Июля 2019

    Что такое быть мужчиной

    Locker Room Talk в ЦИМе — спектакль, отправная точка которого — частные сексистские разговоры мужчин.
  •  125 лет Завадскому
    12 Июля 2019

    125 лет Завадскому

    Театр Моссовета открывает выставку к 125-летию со дня рождения легендарного Юрия Завадского.
  • Путь грека в варяги
    10 Июля 2019

    Путь грека в варяги

    Дирижер Теодор Курентзис после ухода с поста худрука Пермского театра оперы и балета будет работать в Санкт-Петербурге.
  • Ни правых, ни неправых нет
    08 Июля 2019

    Ни правых, ни неправых нет

    The Tiger Lillies вместе с Театром Републик из Копенгагена сыграли "Гамлета" на сцене Театра Моссовета в рамках Чеховского фестиваля.
  • Марчелли поставит «Шутники» Островского
    07 Июля 2019

    Марчелли поставит «Шутники» Островского

    Экс-худрук Волковского театра драмы Евгений Марчелли поставит пьесу Александра Островского «Шутники» в театре «Сатирикон».
  • В Москву привезут последний спектакль Някрошюса
    06 Июля 2019

    В Москву привезут последний спектакль Някрошюса

    15 октября в Москве впервые сыграют спектакль Клайпедского драматического театра «Сукины дети» по пьесе Саулюса Шальтяниса.
  • Марчелли уволился из Волковского театра
    05 Июля 2019

    Марчелли уволился из Волковского театра

    Худрук Волковского театра Евгений Марчелли в результате конфликта с директором Алексеем Туркаловым написал заявление об уходе.
  • Вуди Аллен поставил комическую оперу Пуччини
    04 Июля 2019

    Вуди Аллен поставил комическую оперу Пуччини

    Американский кинорежиссер Вуди Аллен представит на сцене миланского театра "Ла Скала" оперу Пуччини "Джанни Скикки".
  • Театр по заслугам
    03 Июля 2019

    Театр по заслугам

    «Федор Волков. Театр, который мы заслужили» в «Студии историй» Константина Кожевникова
  • Дружить городами и театрами
    02 Июля 2019

    Дружить городами и театрами

    Российская Рязань и немецкий Мюнстер отметили 30-летие дружбы и договорились о совместном спектакле
  • Дворовое братство
    01 Июля 2019

    Дворовое братство

    «Зобеида» Карло Гоцци во дворике РАМТа.
  • Культура умнее политики
    28 Июня 2019

    Культура умнее политики

    В Воронеже завершился 9-й Платоновский фестиваль искусств, который в этом году длился более двух недель, с 1 по 16 июня.
  • Курентзис попрощался с труппой
    27 Июня 2019

    Курентзис попрощался с труппой

    Теодор Курентзис написал открытое прощальное письмо труппе Пермского театра оперы и балета.
  • Вудсток в голове
    26 Июня 2019

    Вудсток в голове

    В гамбургском театре «Талия» вышел «Checkpoint Woodstock» Марины Давыдовой.
  • Ушла из жизни Алла Покровская
    25 Июня 2019

    Ушла из жизни Алла Покровская

    На 81-м году ушла из жизни народная артистка России Алла Покровская.
  • Регистратор и другие
    24 Июня 2019

    Регистратор и другие

    Владимир Скворцов поставил свой первый спектакль на посту главного режиссера Московского театра «Человек».
  • Теодор Курентзис больше не худрук Пермской оперы
    21 Июня 2019

    Теодор Курентзис больше не худрук Пермской оперы

    Теодор Курентзис прекращает работу в качестве худрука Пермского театра оперы и балета.
  • Зона Е
    20 Июня 2019

    Зона Е

    Пекинский Tao Dance Theater показал одноактные балеты «4» и «8» в постановке главного китайского авангардиста Тао Е.
  • Прощальный спектакль Линь Хуайминя
    18 Июня 2019

    Прощальный спектакль Линь Хуайминя

    Хореограф Лин Хвай-Мин представил свой прощальный спектакль на Чеховском фестивале.
  • Только спички оставьте
    17 Июня 2019

    Только спички оставьте

    «Вано и Нико» Роберта Стуруа на Чеховском фестивале.
  • Эдуард Кочергин получил Платоновскую премию
    14 Июня 2019

    Эдуард Кочергин получил Платоновскую премию

    Церемония вручения Платоновской премии прошла в Воронеже на IX Платоновском фестивале искусств.
  • Театральные экзерсисы
    13 Июня 2019

    Театральные экзерсисы

    Международный фестиваль уличных спектаклей "Театральные экзерсисы" откроется в Пензе 14 сентября.
  • Вход свободный
    12 Июня 2019

    Вход свободный

    Репетиции спектаклей впервые представят в московских парках. Они продлятся до 22 августа.
  • Сны cпящей красавицы
    11 Июня 2019

    Сны cпящей красавицы

    Диана Вишнева исполнит главную роль в шоу «Сны Спящей красавицы» осенью 2019 года вместе с солистом Штутгартского балета.
  • Снег и прах
    10 Июня 2019

    Снег и прах

    Спектакли Саймона Стоуна в России.
  • Вано и Нико
    09 Июня 2019

    Вано и Нико

    Роберт Стуруа представит 8 и 9 июня в программе Чеховского фестиваля спектакль "Вано и Нико", поставленный по книге рассказов Эрлома Ахвледиани.