В Москве прошел IV фестиваль «Протеатр. Международные встречи», который в этом году был посвящен пластической выразительности и интерпретации классики в особом театре.
Фестиваль «Протеатр. Международные встречи» - очень важный «сателлит» фестиваля «Протеатр», который собирает в Москву со всей страны лучших представителей бурно развивающегося особого театра. «Международные встречи» помогает людям, выбравшим для себя путь в особом искусстве, понять мировой контекст и свое место в нем. Так, например, на этом фестивале место почетных гостей занимала команда колясочников из Екатеринбурга – участники прошлого «Протеатра». У такого особого фестиваля и публика особая – ни на одном обычном спектакле не встретишь такого количества колясочников, зрителей с ДЦП или с ментальными особенностями, кто бурно реагирует и громко обсуждает то, что видит на сцене. Можно только догадываться, как нечасто выбираются они в театр в силу своих проблем. И как нуждаются в нем.
В программе «Международных встреч» встретились четыре театра – и, пожалуй, никогда еще устроители этого маленького и молодого фестиваля не забирались так далеко в своих поисках. Добавим, что показ спектаклей – видимая широкой публике часть того айсберга, который представляет из себя фестиваль, где каждый день с утра до вечера заполнен мастер-классами и конференциями, посвященными особому театру.
Первый спектакль приехал аж из ЮАР – страны, с искусством которой мы в принципе знакомы совсем мало. Москва встретила южно-африканских актеров неласково, продержав долгое время в аэропорту. Зато зрители «Протеатра» восполнили этот недостаток вежливости горячей овацией. Спектакль Тембы Мбули и его Unimate Dance Company «Из-под пепла» посвящен 23-летнему опыту независимости и демократии страны. Пепел – эмоциональное состояние, выгорание, к которой привела страну политика апартеида. А еще – образ, почерпнутый после путешествия в Помпей. Но за социальной проблематикой встает общечеловеческая – южноафриканский театр рисует нам картину мира после глобальной катастрофы, жизнь после смерти. Безжизненные тела, присыпанные пеплом, скрюченные, безликие (лица в масках, имитирующих ожоги) по одному начинают шевелиться. В их «оживании» живые тела актеров «партнерствуют» с муляжами, здоровые – с травмированными, слышащие – с глухими. Одна актриса – колясочница, другой – без ноги, третий глух, хотя атлетически сложен (возможно, им тоже приходилось выбираться «из-под пепла»). Между живым и неживым, навсегда травмированным и только оглушенным очень хрупкая грань. Взаимопомощь идет рука об руку с насилием, сострадание - с отупением, боль – с жаждой мести. Южноафриканские актеры балансируют на этой зыбкой грани под пронзительное пение темнокожей женщины, которую после спектакля окрестили «душой Африки».
Второй день фестиваля был отдан спектаклям из России и Великобритании. Принимающая сторона – Интегрированная театральная студия «Круг» - представила свою версию «Евгения Онегина», квинтэссенцию основных сцен романа, ее ключевые коды: бал, сон, гадания, письмо, дуэль. Из четверых главных героев – три особенных актера. Татьяна – Антонина Пяткова, которой еще с трудом дается речь, но пластической выразительности и радости от пребывания на сцене ей не занимать. Признается, что прочитать «Евгения Онегина» смогла не сразу, но работа над спектаклем ее сильно подстегнула. Онегин – Давид Чичилян, актер с синдромом Дауна, невысокий важный человечек («Онегин – человек, которого недолюбили в детстве. Или ему кажется, что недолюбили», - говорит постановщик спектакля Наталья Попова. – «Поэтому он ни с кем не может выстроить нормальные отношения. Возможно, мы все немного Онегины. В работе над спектаклем мы решили побороться с архетипами нашей культуры. И понимали, что только доведя все до красоты, почти до слащавости, мы можем позволить себе иронию»). Ленский – Александр Гоголев, уже известный поклонникам «Круга» в первую очередь по спектаклю «Слэш»: «Мои любимые сцены – интродукция и дуэль», - говорит он. «Дуэль» ведут четверо: рядом с Онегиным и Ленским – две его души. Душа Ленского (Яна Куликова) оплакивает его, точно провожает на фронт. Душа Онегина (Виктория Хренова) – заранее разгневана на Онегина, и после убийства Ленского он еще долго и тщетно пытается вернуть ее расположение…
Хореограф из Великобритании Адам Бенджамин и компания Exim Dance Company показали спектакль «Рождение памяти». В нем заняты четверо актеров – колясочник Кевин Френч с довольно тяжелой формой ДЦП и трое танцовщиков, которые кажутся абсолютно здоровыми, если бы программка не уверяла бы нас, что телесная ограниченность есть у каждого танцовщика. Память считается прерогативой сознания, но хореограф точно задался целью поспорить с этим утверждением и разбудить память тела – не способного лукавить, сохранившего в своих импульсах даже то, что казалось утраченным с самого начала земной жизни. Так, «тяжелый» колясочник, который, казалось бы, почти не может двигаться, постепенно «вспоминает», что такое шаги, объятия, борьба, вступая во взаимодействие с другими людьми.
И, наконец, последняя компания – знаменитый коллектив из Бремена Das Theaterensemble des Blaumeier-Ateliers. Здесь отдают должное всем жанрам – драме, опере, театру масок, клоунаде, площадному театра. И потому неудивительно, что особый театр тоже стал ему интересен – и довольно давно. Имке Бурма и Барбара Весте обратились к «Буре» – шекспировская сказка о событиях на мистическом острове Калибана как нельзя лучше подошла этой уникальной труппе. Калибана играет Франк Грабски – актер с неразвившимися руками и ногой, превращенный старания гримеров в абсолютно сказочного персонажа. В этой густонаселенной постановке чуть ли не половина актеров с особенностями и, пожалуй, нигде еще не приходилось видеть, чтобы они играли абсолютно «по Станиславскому». А когда Миранда (Денизе Штеймайер, актриса с синдромом Дауна, с радикальной лысиной и в вызывающе-откровенном костюме) и седой Фердинанд (Петра Мюллер) играют свою Встречу, они разбивают начисто все шаблоны красоты и нормы, доказывая, что любви всегда будет тесно в рамках какой бы то ни было нормы.
