Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Дано мне тело

Дано мне тело

В Москве прошел IV фестиваль «Протеатр. Международные встречи», который в этом году был посвящен пластической выразительности и интерпретации классики в особом театре.

Фестиваль «Протеатр. Международные встречи» - очень важный «сателлит» фестиваля «Протеатр», который собирает в Москву со всей страны лучших представителей бурно развивающегося особого театра. «Международные встречи» помогает людям, выбравшим для себя путь в особом искусстве, понять мировой контекст и свое место в нем. Так, например, на этом фестивале место почетных гостей занимала команда колясочников из Екатеринбурга – участники прошлого «Протеатра». У такого особого фестиваля и публика особая – ни на одном обычном спектакле не встретишь такого количества колясочников, зрителей с ДЦП или с ментальными особенностями, кто бурно реагирует и громко обсуждает то, что видит на сцене. Можно только догадываться, как нечасто выбираются они в театр в силу своих проблем. И как нуждаются в нем.

В программе «Международных встреч» встретились четыре театра – и, пожалуй, никогда еще устроители этого маленького и молодого фестиваля не забирались так далеко в своих поисках. Добавим, что показ спектаклей – видимая широкой публике часть того айсберга, который представляет из себя фестиваль, где каждый день с утра до вечера заполнен мастер-классами и конференциями, посвященными особому театру.

Первый спектакль приехал аж из ЮАР – страны, с искусством которой мы в принципе знакомы совсем мало. Москва встретила южно-африканских актеров неласково, продержав долгое время в аэропорту. Зато зрители «Протеатра» восполнили этот недостаток вежливости горячей овацией. Спектакль Тембы Мбули и его Unimate Dance Company «Из-под пепла» посвящен 23-летнему опыту независимости и демократии страны. Пепел – эмоциональное состояние, выгорание, к которой привела страну политика апартеида. А еще – образ, почерпнутый после путешествия в Помпей. Но за социальной проблематикой встает общечеловеческая – южноафриканский театр рисует нам картину мира после глобальной катастрофы, жизнь после смерти. Безжизненные тела, присыпанные пеплом, скрюченные, безликие (лица в масках, имитирующих ожоги) по одному начинают шевелиться. В их «оживании» живые тела актеров «партнерствуют» с муляжами, здоровые – с травмированными, слышащие – с глухими. Одна актриса – колясочница, другой – без ноги, третий глух, хотя атлетически сложен (возможно, им тоже приходилось выбираться «из-под пепла»). Между живым и неживым, навсегда травмированным и только оглушенным очень хрупкая грань. Взаимопомощь идет рука об руку с насилием, сострадание - с отупением, боль – с жаждой мести. Южноафриканские актеры балансируют на этой зыбкой грани под пронзительное пение темнокожей женщины, которую после спектакля окрестили «душой Африки».  

Второй день фестиваля был отдан спектаклям из России и Великобритании. Принимающая сторона – Интегрированная театральная студия «Круг» - представила свою версию «Евгения Онегина», квинтэссенцию основных сцен романа, ее ключевые коды: бал, сон, гадания, письмо, дуэль. Из четверых главных героев – три особенных актера. Татьяна – Антонина Пяткова, которой еще с трудом дается речь, но пластической выразительности и радости от пребывания на сцене ей не занимать. Признается, что прочитать «Евгения Онегина» смогла не сразу, но работа над спектаклем ее сильно подстегнула. Онегин – Давид Чичилян, актер с синдромом Дауна, невысокий важный человечек («Онегин – человек, которого недолюбили в детстве. Или ему кажется, что недолюбили», - говорит постановщик спектакля Наталья Попова. – «Поэтому он ни с кем не может выстроить нормальные отношения. Возможно, мы все немного Онегины. В работе над спектаклем мы решили побороться с архетипами нашей культуры. И понимали, что только доведя все до красоты, почти до слащавости, мы можем позволить себе иронию»). Ленский – Александр Гоголев, уже известный поклонникам «Круга» в первую очередь по спектаклю «Слэш»: «Мои любимые сцены – интродукция и дуэль», - говорит он. «Дуэль» ведут четверо: рядом с Онегиным и Ленским – две его души. Душа Ленского (Яна Куликова) оплакивает его, точно провожает на фронт. Душа Онегина (Виктория Хренова) – заранее разгневана на Онегина, и после убийства Ленского он еще долго и тщетно пытается вернуть ее расположение…  

Хореограф из Великобритании Адам Бенджамин и компания Exim Dance Company показали спектакль «Рождение памяти». В нем заняты четверо актеров – колясочник Кевин Френч с довольно тяжелой формой ДЦП и трое танцовщиков, которые кажутся абсолютно здоровыми, если бы программка не уверяла бы нас, что телесная ограниченность есть у каждого танцовщика. Память считается прерогативой сознания, но хореограф точно задался целью поспорить с этим утверждением и разбудить память тела – не способного лукавить, сохранившего в своих импульсах даже то, что казалось утраченным с самого начала земной жизни. Так, «тяжелый» колясочник, который, казалось бы, почти не может двигаться, постепенно «вспоминает», что такое шаги, объятия, борьба, вступая во взаимодействие с другими людьми.

И, наконец, последняя компания – знаменитый коллектив из Бремена Das Theaterensemble des Blaumeier-Ateliers. Здесь отдают должное всем жанрам – драме, опере, театру масок, клоунаде, площадному театра. И потому неудивительно, что особый театр тоже стал ему интересен – и довольно давно. Имке Бурма и Барбара Весте обратились к «Буре» – шекспировская сказка о событиях на мистическом острове Калибана как нельзя лучше подошла этой уникальной труппе. Калибана играет Франк Грабски – актер с неразвившимися руками и ногой, превращенный старания гримеров в абсолютно сказочного персонажа. В этой густонаселенной постановке чуть ли не половина актеров с особенностями и, пожалуй, нигде еще не приходилось видеть, чтобы они играли абсолютно «по Станиславскому». А когда Миранда (Денизе Штеймайер, актриса с синдромом Дауна, с радикальной лысиной и в вызывающе-откровенном костюме) и седой Фердинанд (Петра Мюллер) играют свою Встречу, они разбивают начисто все шаблоны красоты и нормы, доказывая, что любви всегда будет тесно в рамках какой бы то ни было нормы.

Дата публикации

19 Февраля 2018

Другие материалы о театре и искусстве

  • Ни денег, ни жены
    27 Августа 2020

    Ни денег, ни жены

    «Капитал» Карла Маркса на Малой сцене Театра на Таганке
  • Актуальное имя Ян Фабр: «Хорошее искусство должно пахнуть»
    22 Августа 2020

    Актуальное имя Ян Фабр: «Хорошее искусство должно пахнуть»

    Программа праздничных мероприятий, которой Больший Драматический театр отметил в минувшем году столетний юбилей, завершилась встречей на его площадках трех театральных форумов – Театральной Олимпиады, проходившей в северной столице.
  • Культурные мосты Новое русское
    22 Августа 2020

    Культурные мосты Новое русское

    В начале года в Дрезденском фестивальном центре Hellerau прошла Программа современного российского театра Karussell. Стоило дождаться этого события: представительная программа «новых русских» в знаменитом Hellerau, который был построен в 1911 году как образовательный центр в области музыки и ритма.
  • БДТ в 1920-е: Игра. Судьба. Контекст.
    22 Августа 2020

    БДТ в 1920-е: Игра. Судьба. Контекст.

    Эта книга открывает серию, посвященную разбитой на десятилетия истории БДТ, задуманного, как театр «трагедии, романтической драмы и высокой комедии». Десять лет, двадцать спектаклей… От первой премьеры «Короля Лира» в здании на Фонтанке, 65.
  • Другой театр «Футуроны и иноходцы»
    21 Августа 2020

    Другой театр «Футуроны и иноходцы»

    VI фестиваль «Протеатр. Международные встречи» за три вечера познакомил своих зрителей, которые уже не помещаются в проходах, с инклюзивными спектаклями из России, Индии, Бельгии, Италии и Нидерландов.
  • Выставка «Принцесса-лебедь»
    01 Мая 2020

    Выставка «Принцесса-лебедь»

    Акварельный «Портрет Г.С. Улановой в роли Одетты» Артура Фонвизина из собрания Большого театра сейчас можно увидеть на выставке «Уланова» в Бахрушинском музее. Она посвящена 110-летию со дня рождения балерины
  • Фестиваль Мал да удал
    31 Марта 2020

    Фестиваль Мал да удал

    В конце февраля 2020 в Новосибирске проходил IV Всероссийский фестиваль-конкурс камерных спектаклей «Один. Два. Три». Участвовали в нем спектакли со всей России, а в офф-программе была заявлена еще и пара иностранных перформансов.
  • День театра online
    26 Марта 2020

    День театра online

    Такого Дня театра мир еще не отмечал. Артисты на сцене, музыканты – в оркестровой яме, все службы – на рабочих местах. А зрители приникли к экранам мониторов у себя дома. 
  • Высокие технологии танца
    16 Марта 2020

    Высокие технологии танца

    14 и 15 марта 2020 года в Инновационном культурном центре Калуги состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие современного танца в регионах» для практиков и исследователей современного танца из разных уголков страны.
  • Только пианино не бросай
    25 Февраля 2020

    Только пианино не бросай

    «Борис» по А. Пушкину. Режиссер Дмитрий Крымов. Театральное агентство «Арт-Партнер-XXI». Музей Москвы
  • Игорь Костолевский сыграл постаревшего Мирою
    18 Февраля 2020

    Игорь Костолевский сыграл постаревшего Мирою

    А. Вамиплов. «Старший сын». Режиссер Анатолий Шульев. Театр им. Маяковского
  • Колдунья Мэб в подземном переходе
    18 Февраля 2020

    Колдунья Мэб в подземном переходе

    У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Режиссер Егор Перегудов. РАМТ
  • Выживет только Арлекин
    10 Февраля 2020

    Выживет только Арлекин

    Ж.-Б. Мольер. «Lё Тартюф. Комедия». Режиссер Юрий Муравицкий. Театр на Таганке
  • Семь пятниц на неделе
    07 Февраля 2020

    Семь пятниц на неделе

    А. Саморядов, Р. Михайлов. «Сказка про последнего ангела». Режиссер Андрей Могучий. Театр Наций.
  • Свидания на Театральной 2020
    04 Февраля 2020

    Свидания на Театральной 2020

    Рязанский театр драмы открыл прием заявок на V Международный форум «Свидания на Театральной», который состоится с 16 по 22 ноября 2020 года.
  • Без дублера
    02 Февраля 2020

    Без дублера

    С 29 января по 22 марта Театральный музей имени Бахрушина представляет выставку, посвященную 75-летию Николая Караченцова.
  • Чехов: Non-fiction
    01 Февраля 2020

    Чехов: Non-fiction

    В музее-заповеднике А. П. Чехова «Мелихово» в 2020 году стартует проект лаборатории для молодых драматургов «Чехов: Non-fiction».
  • За деньги не купишь
    30 Января 2020

    За деньги не купишь

    А. Островский. «Шутники». Режиссер Евгений Марчелли. Театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина.
  • Фестиваль Анатолия Васильева
    29 Января 2020

    Фестиваль Анатолия Васильева

    С 29 января по 15 февраля в БДТ пройдет фестиваль Анатолия Васильева — гуру и живой легенды отечественного и мирового театра.
  • Преемник Рыжакова
    28 Января 2020

    Преемник Рыжакова

    Дмитрий Волкострелов назначен художественным руководителем Центра имени Мейерхольда. Обязанности директора продолжит исполнять Елена Ковальская.
  • Может, супу?
    27 Января 2020

    Может, супу?

    А. Сальников. «Петровы в гриппе». Режиссер Антон Федоров. «Гоголь-центр».
  • Золотая маска – 2020
    23 Января 2020

    Золотая маска – 2020

    Конкурсная программа ХХVI Фестиваля "Золотая маска" откроется 25 января в Москве показом мюзикла "Стиляги" Театра наций.
  • Вершки и корешки
    22 Января 2020

    Вершки и корешки

    Алексей Житковкий. «Посадить дерево». Режиссер Марина Брусникина. Театр «Практика».
  • "Волнение" БДТ в Театре наций
    21 Января 2020

    "Волнение" БДТ в Театре наций

    БДТ открыл московские гастроли спектаклем "Волнение" с Алисой Фрейндлих на Основной сцене Театра наций.
  • Выставка Галины Улановой
    18 Января 2020

    Выставка Галины Улановой

    С 18 января по 22 марта Театральный музей имени Бахрушина представляет выставку к 110-летию со дня рождения Галины Улановой.
  • За хвостом птицы-тройки
    17 Января 2020

    За хвостом птицы-тройки

    С. Клычков. «Сахарный немец». Режиссер Уланбек Баялиев. МХТ им. Чехова.
  • «Я въехал в кровь уже так далеко…»
    14 Января 2020

    «Я въехал в кровь уже так далеко…»

    У. Шекспир. «Макбет». Театр «Школа драматического искусства». Режиссер Александр Огарёв.
  • Преемник Волчек
    30 Декабря 2019

    Преемник Волчек

    Глава Театрального центра имени Мейерхольда Виктор Рыжаков назначен художественным руководителем театра «Современник».
  • Ушла из жизни Галина Волчек
    27 Декабря 2019

    Ушла из жизни Галина Волчек

    Вечером 26 декабря ушла из жизни художественный руководитель Московского театра «Современник» Галина Волчек. Ей было 86 лет.
  • Культура в опасности
    25 Декабря 2019

    Культура в опасности

    Балерины исполнили отрывок из балета Петра Чайковского «Лебединое озеро» на ступенях Оперы Гарнье в Париже в знак протеста против реформы пенсионной системы.
  • Лучшие пьесы 2019 года
    23 Декабря 2019

    Лучшие пьесы 2019 года

    Подведены итоги объединенного конкурса современной драматургии «Кульминация». Пьесой 2019 года стал «Исчезнувший велосипедист» драматурга Константина Костенко.
  • Первый Гамлет на Руси
    18 Декабря 2019

    Первый Гамлет на Руси

    Московский театр «Человек» выпустил премьеру по «Гамлету» в переводе Александра Сумарокова 1748 года.
  • Хореография документа
    17 Декабря 2019

    Хореография документа

    В российском YouTube открыт новый канал «Болит. Балет», где московские артисты создают пластические постановки по актуальным новостям.
  • Театр в сети Facebook
    16 Декабря 2019

    Театр в сети Facebook

    Компания Facebook выпустила «Путеводитель по театральному миру России», где собраны рекомендации пяти сообществ, пишущих о театре.
  • Ушла Екатерина Дурова
    13 Декабря 2019

    Ушла Екатерина Дурова

    Заслуженная артистка России Екатерина Дурова ушла из жизни в возрасте 60 лет после продолжительной болезни.
  • Леди, stuff и девочки
    12 Декабря 2019

    Леди, stuff и девочки

    На фестивале NET, на территории Завода слоистых пластиков в Санкт-Петербурге, показали мировую премьеру «Игрушек» датской компании Signa.
  • «Театральный роман»-2019
    11 Декабря 2019

    «Театральный роман»-2019

    10 декабря в «Новом Манеже» состоялась торжественная церемония вручения VI-й премии «Театральный роман»-2019.
  • Все о ее матери
    10 Декабря 2019

    Все о ее матери

    Фестиваль NET открыл для театралов Москвы и Санкт-Петербурга новое знаковое имя современного театра – Анхелику Лидделл.
  • У танца на краю
    09 Декабря 2019

    У танца на краю

    В Екатеринбурге завершился Международный фестиваль современного танца «На грани»
  • Бартошевич, великий и прекрасный
    04 Декабря 2019

    Бартошевич, великий и прекрасный

    Легендарному историку мирового театра Алексею Вадимовичу Бартошевичу исполнилось 80 лет!
  • Памяти Че Гевары
    03 Декабря 2019

    Памяти Че Гевары

    В Екатеринбурге прошла российская премьера оратории Ханса Вернера Хенце «Плот "Медузы"» в рамках пятого международного музыкального фестиваля «Евразия».
  • Мышкин-сан
    02 Декабря 2019

    Мышкин-сан

    Хореограф, танцовщик, режиссер, художник Сабуро Тэсигавара показал на сцене ТЮЗ им. Брянцева в рамках фестиваля «Дягилев P.S.» свою версию романа Достоевского «Идиот».
  • Лучшие пьесы 2019 года
    29 Ноября 2019

    Лучшие пьесы 2019 года

    Объявлен шорт-лист лучших пьес 2019 года на соискание премии "Кульминация" в области современной драматургии  
  • Вместо Курентзиса
    28 Ноября 2019

    Вместо Курентзиса

    Марат Гацалов с 1 декабря станет главным режиссером Пермского театра оперы и балета.
  • Свидания на Театральной
    26 Ноября 2019

    Свидания на Театральной

    Завершился IV Международный фестиваль спектаклей о любви «Свидания на Театральной».
  • Премия Станиславского
    25 Ноября 2019

    Премия Станиславского

    Серебренникову, Ширвиндту, Виктюку и Апфельбаум вручена Международная премия Станиславского
  • Премия Юрия Любимова
    18 Ноября 2019

    Премия Юрия Любимова

    Международная театральная премия имени Юрия Любимова была вручена в минувшую субботу выдающемуся японскому режиссеру Тадаши Судзуки в Александринском театре.
  • А вот и NET
    13 Ноября 2019

    А вот и NET

    Сегодня открывается XXI фестиваль Нового европейского театра. Впервые он проходит на два города – NET принимают Москва и Санкт-Петербург.