Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Диктатура партитуры

Диктатура партитуры

Присутствие современной музыки в театральном поле давно вышло за границы формальных номинаций «Эксперимент» или «Работа композитора в музыкальном театре»: «Проза» Владимира Раннева, «Снегурочка» и «Сны Иакова» Александра Маноцкова соперничают за звание лучшего оперного спектакля, а их авторы-композиторы — за титул лучшего оперного режиссера. Все чаще можно услышать разговоры о новом явлении: Институт театра — образовательный проект фестиваля «Золотая маска» — недавно провел дискуссию о «театре композитора» с участием Петра Поспелова, Александра Маноцкова и Кирилла Широкова.

Театральные завоевания ХХ века приучили общество к тому, что идеальный оперный спектакль существует как единое целое, музыкальный пласт спаян с действием, а демиургом получившейся вселенной является режиссер. Такая иерархия неотделима от театра интерпретации: актуальность оперы как жанра перестала зависеть от создания новых партитур. Режиссеры отвечали на этический вызов современности, переосмысливая его эстетически. Но в последние годы композиторы составляют им конкуренцию, говоря об актуальном состоянии общества музыкальными средствами. Более того — ради целостности партитуры и интерпретации выступают в качестве режиссеров собственных сочинений. Впрочем, Александр Маноцков утверждает, что авторская ипостась и режиссерская для него различаются.

Математический расчет заканчивается, когда написана музыка: как постановщик, он, по его собственным словам, обращается к цирку и площадному балаганному театру. Однако в балагане Маноцков ищет не пестроты и яркости. Этот тип зрелища, существовавший задолго до рождения оперы, мобилен, не нуждается в сложной машинерии, оперирует только телом артиста и минимальным набором предметов, при этом действие нарочито депсихологизировано. Балаган — театр масок, где за каждым героем жестко закреплена манера поведения. И манера звукоизвлечения, в частности маркирующая сродство героев: режиссерское решение плотно сцеплено с композиторским.

Персонаж Екатерины Лейдер в «Снах Иакова» явно наделен другими свойствами, чем все прочие. Она единственная поет сольно и всегда отделена пространственно, единственная лишена собственного музыкального инструмента, ее высказывания императивны. Сомневающиеся и ищущие ангелы кроме голосов получают еще и клавишные гармоники (и вся опера построена на звучании не духовых, но связанных с воздухом инструментов).

За важностью манеры звукоизвлечения следует в «Снегурочке» и режиссер Елена Павлова: поющая Снегурочка может взаимодействовать только с Лелем, играющим на флейте, и с Бермятой, раздувающим мехи гармошки,— для всех троих принципиально движение воздуха, рождающее звук, в противовес перкуссии. С ее помощью изъясняются прочие персонажи (оркестровая палитра включает в себя пластиковую бутылку, бумажный пакет, медный таз, счеты и скрипку, издающую музыкально неоформленные звуки).

Современная опера умеет обходиться без оркестра, однако по-прежнему немыслима без пения. Главным в оперном жанре, разменявшем пятое столетие, остается человек, а значит — его голос и живое дыхание. Но парадоксальным образом для Маноцкова, оперирующего присущими жанру средствами, поющий артист перестает быть центром рассказываемой истории. Да и сама история, рассказанная последовательно и связно, теряет ценность.

Тотальная звуковая реальность мира, где значим каждый шорох и каждый вздох, словно упраздняет иерархичность персонажей, композиция не имеет одной точки фокуса. Для опер Маноцкова важны не обстоятельства и отношения, а постоянное движение и поиск, переход от эпизода к эпизоду. Впрочем, пока прокладываемый им путь еще имеет начало и конец: ангелы в «Сне Иакова» появляются по призывному сигналу валторны, а в финале застывают в небе, пока полифония медленно теряет свое богатство, завершаясь на одной ноте, спетой в унисон; мир оперы-путешествия «52», где по либретто «нарастает шум, становясь невыносимым», сгорает в пламени; тает Снегурочка, и с ее смертью берендеи обретают голос.

Возможно, в новых сочинениях Маноцков откажется от линейного нарратива вовсе. Возможно, нет: разомкнутая структура предполагает отказ от авторского диктата и пространство для импровизации. Маноцков же не упраздняет театральную иерархию, а только упрощает ее: для премьеры не нужны ни режиссер, ни дирижер, ни — зачастую — художник. Динамику целого обеспечивает не динамика отдельных элементов, а их последовательное включение: каждая из музыкальных масок работает словно один из инструментов рогового оркестра, где богатство звучания выглядит результатом идеального взаимопонимания участников, а на самом деле всецело диктуется записанной композитором партитурой.

Источник

Дата публикации

19 Марта 2019

Другие материалы о театре и искусстве

  • После Бомбы
    22 Июля 2019

    После Бомбы

    На Чеховском фестивале состоялась мировая премьера новой версии спектакля Робера Лепажа «Семь притоков реки Ота».
  • Особый взгляд
    17 Июля 2019

    Особый взгляд

    Фестиваль социального и инклюзивного театра «Особый взгляд» пройдёт в Москве с 28 по 31 октября.
  • Акрам Хан перешел в лигу классиков
    15 Июля 2019

    Акрам Хан перешел в лигу классиков

    «Жизель» Английского национального балета на Чеховском фестивале.
  • Что такое быть мужчиной
    13 Июля 2019

    Что такое быть мужчиной

    Locker Room Talk в ЦИМе — спектакль, отправная точка которого — частные сексистские разговоры мужчин.
  •  125 лет Завадскому
    12 Июля 2019

    125 лет Завадскому

    Театр Моссовета открывает выставку к 125-летию со дня рождения легендарного Юрия Завадского.
  • Путь грека в варяги
    10 Июля 2019

    Путь грека в варяги

    Дирижер Теодор Курентзис после ухода с поста худрука Пермского театра оперы и балета будет работать в Санкт-Петербурге.
  • Ни правых, ни неправых нет
    08 Июля 2019

    Ни правых, ни неправых нет

    The Tiger Lillies вместе с Театром Републик из Копенгагена сыграли "Гамлета" на сцене Театра Моссовета в рамках Чеховского фестиваля.
  • Марчелли поставит «Шутники» Островского
    07 Июля 2019

    Марчелли поставит «Шутники» Островского

    Экс-худрук Волковского театра драмы Евгений Марчелли поставит пьесу Александра Островского «Шутники» в театре «Сатирикон».
  • В Москву привезут последний спектакль Някрошюса
    06 Июля 2019

    В Москву привезут последний спектакль Някрошюса

    15 октября в Москве впервые сыграют спектакль Клайпедского драматического театра «Сукины дети» по пьесе Саулюса Шальтяниса.
  • Марчелли уволился из Волковского театра
    05 Июля 2019

    Марчелли уволился из Волковского театра

    Худрук Волковского театра Евгений Марчелли в результате конфликта с директором Алексеем Туркаловым написал заявление об уходе.
  • Вуди Аллен поставил комическую оперу Пуччини
    04 Июля 2019

    Вуди Аллен поставил комическую оперу Пуччини

    Американский кинорежиссер Вуди Аллен представит на сцене миланского театра "Ла Скала" оперу Пуччини "Джанни Скикки".
  • Театр по заслугам
    03 Июля 2019

    Театр по заслугам

    «Федор Волков. Театр, который мы заслужили» в «Студии историй» Константина Кожевникова
  • Дружить городами и театрами
    02 Июля 2019

    Дружить городами и театрами

    Российская Рязань и немецкий Мюнстер отметили 30-летие дружбы и договорились о совместном спектакле
  • Дворовое братство
    01 Июля 2019

    Дворовое братство

    «Зобеида» Карло Гоцци во дворике РАМТа.
  • Культура умнее политики
    28 Июня 2019

    Культура умнее политики

    В Воронеже завершился 9-й Платоновский фестиваль искусств, который в этом году длился более двух недель, с 1 по 16 июня.
  • Курентзис попрощался с труппой
    27 Июня 2019

    Курентзис попрощался с труппой

    Теодор Курентзис написал открытое прощальное письмо труппе Пермского театра оперы и балета.
  • Вудсток в голове
    26 Июня 2019

    Вудсток в голове

    В гамбургском театре «Талия» вышел «Checkpoint Woodstock» Марины Давыдовой.
  • Ушла из жизни Алла Покровская
    25 Июня 2019

    Ушла из жизни Алла Покровская

    На 81-м году ушла из жизни народная артистка России Алла Покровская.
  • Регистратор и другие
    24 Июня 2019

    Регистратор и другие

    Владимир Скворцов поставил свой первый спектакль на посту главного режиссера Московского театра «Человек».
  • Теодор Курентзис больше не худрук Пермской оперы
    21 Июня 2019

    Теодор Курентзис больше не худрук Пермской оперы

    Теодор Курентзис прекращает работу в качестве худрука Пермского театра оперы и балета.
  • Зона Е
    20 Июня 2019

    Зона Е

    Пекинский Tao Dance Theater показал одноактные балеты «4» и «8» в постановке главного китайского авангардиста Тао Е.
  • Прощальный спектакль Линь Хуайминя
    18 Июня 2019

    Прощальный спектакль Линь Хуайминя

    Хореограф Лин Хвай-Мин представил свой прощальный спектакль на Чеховском фестивале.
  • Только спички оставьте
    17 Июня 2019

    Только спички оставьте

    «Вано и Нико» Роберта Стуруа на Чеховском фестивале.
  • Эдуард Кочергин получил Платоновскую премию
    14 Июня 2019

    Эдуард Кочергин получил Платоновскую премию

    Церемония вручения Платоновской премии прошла в Воронеже на IX Платоновском фестивале искусств.
  • Театральные экзерсисы
    13 Июня 2019

    Театральные экзерсисы

    Международный фестиваль уличных спектаклей "Театральные экзерсисы" откроется в Пензе 14 сентября.
  • Вход свободный
    12 Июня 2019

    Вход свободный

    Репетиции спектаклей впервые представят в московских парках. Они продлятся до 22 августа.
  • Сны cпящей красавицы
    11 Июня 2019

    Сны cпящей красавицы

    Диана Вишнева исполнит главную роль в шоу «Сны Спящей красавицы» осенью 2019 года вместе с солистом Штутгартского балета.
  • Снег и прах
    10 Июня 2019

    Снег и прах

    Спектакли Саймона Стоуна в России.
  • Член аглицкого клуба
    10 Июня 2019

    Член аглицкого клуба

    В «Новой опере» состоялась премьера английского «Пушкина».
  • Вано и Нико
    09 Июня 2019

    Вано и Нико

    Роберт Стуруа представит 8 и 9 июня в программе Чеховского фестиваля спектакль "Вано и Нико", поставленный по книге рассказов Эрлома Ахвледиани.
  • Средство Макропулоса
    07 Июня 2019

    Средство Макропулоса

    22 и 25 сентября в Цюрихском оперном театре пройдет премьера оперы Леоша Яначека «Средство Макропулоса» в постановке Дмитрия Чернякова.
  • Древо российского театра
    06 Июня 2019

    Древо российского театра

    Театральный музей имени Бахрушина посадил «Древо российского театра» в день рождения Пушкина.
  • Булгаков и пустота
    05 Июня 2019

    Булгаков и пустота

    Сергей Женовач поставил «Бег» в МХТ.
  • Завершился XIII Дягилевский фестиваль
    04 Июня 2019

    Завершился XIII Дягилевский фестиваль

    Теодор Курентзис провел в Перми очередной Дягилевский фестиваль.
  • «Пер Гюнт»: демо версия
    03 Июня 2019

    «Пер Гюнт»: демо версия

    В Театре Вахтангова прошли предпоказы нового спецтакля Юрия Бутусова спектакля «Пер Гюнт».
  • Платоновский фестиваль открылся в Воронеже
    02 Июня 2019

    Платоновский фестиваль открылся в Воронеже

    Международный Платоновский фестиваль искусств открылся в Воронеже воздушным шоу испанского театрального коллектива "Grupo Puja!".
  • Нелюбовь
    01 Июня 2019

    Нелюбовь

    «Чайка» в «Мастерской Петра Фоменко» в постановке Кирилла Пирогова.
  • «Туганлык» назвал лауреатов
    31 Мая 2019

    «Туганлык» назвал лауреатов

    С 23 по 30 мая в Уфе проходил VII Международный фестиваль тюркоязычных театров «Туганлык».
  • Завершился Фестиваль театров малых городов России
    31 Мая 2019

    Завершился Фестиваль театров малых городов России

    В Камышине подошел к концу XVII театральный фестиваль.
  • Europe is lost
    29 Мая 2019

    Europe is lost

    «Буря» в постановке Йетте Штекель (Театр «Талия», Гамбург) на Чеховском фестивале.
  • Отлично, Константин
    28 Мая 2019

    Отлично, Константин

    Режиссер Константин Богомолов назначен новым художественным руководителем Московского драматического Театра на Малой Бронной.
  • Benois de la Danse 2019
    23 Мая 2019

    Benois de la Danse 2019

    Церемония вручения международного балетного приза Benois de la Danse состоялась на Исторической сцене Большого театра 21 мая 2019 года.
  • За заслуги перед Отечеством
    22 Мая 2019

    За заслуги перед Отечеством

    Сердечно поздравляем заслуженного работника культуры города Оренбурга Павла Леонидовича Церемпилова с награждением медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.
  • Другой Театр
    21 Мая 2019

    Другой Театр

  • Китайская головоломка
    17 Мая 2019

    Китайская головоломка

    В Москве открылся Чеховский фестиваль.
  • Чеховские мотивы
    17 Мая 2019

    Чеховские мотивы

    12 сентября на малой сцене Русского театра Эстонии пройдет премьера спектакля «Дом Прозоровых. Сорок лет спустя» по мотивам Чехова. Автор идеи и режиссер — худрук Vene Teater Филипп Лось.
  • Сад, где прыгают гимнасты
    17 Мая 2019

    Сад, где прыгают гимнасты

    На Второй сцене БДТ, в Каменноостровском театре, 22 и 23 мая пройдет премьера перформанса Владислава Наставшева «Сад, где прыгают гимнасты».
  • Новый фильм Серебренникова
    16 Мая 2019

    Новый фильм Серебренникова

    Режиссер Кирилл Серебренников снимет фильм по роману Алексея Сальникова "Петровы в гриппе и вокруг него".
  • Реклама