Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Долгожданная неожиданность

Долгожданная неожиданность

В Амстердаме прошел IV фестиваль OFF — Opera Forward Festival. Наряду с образовательной и лабораторной программами в его афише значились «Карузо на Кубе» Михи Хамела, «Второй скрипач» Доннахи Деннехи, «Homo Instrumentalis» на музыку Ноно, Апергиса и Кириакидеса плюс две оперы живых классиков: «Девушки Золотого Запада» Джона Адамса (впервые в Европе) и «Конец игры» Дьёрдя Куртага (впервые в Нидерландах).

«Конец игры» 93-летнего Куртага для современной оперы — знаменитый долгострой, почти как «Дау» для российского кино. Премьеру ждали в 2013 году в Зальцбурге, причем Куртаг отказался от контракта и аванса, но откладывали каждое лето. В 2016 году, когда праздновалось 90-летие Куртага, на юбилейном концерте впервые звучали фрагменты будущей оперы, что не мешало автору говорить: «Возможно, моя опера будет спать долго. Может быть, вечно». Однако в ноябре 2018 года в «Ла Скала» премьера все-таки состоялась.

Интрига ожидания состояла не только в том, будет ли закончен «Конец игры»: Эллиот Картер создал свою единственную оперу «What Next» на пороге 90-летия. И уже после 90 свою дописал Куртаг, известный в первую очередь как мастер миниатюры: даже масштабные его сочинения состоят зачастую из коротких фрагментов. Тем любопытнее было, как справится он с крупной формой. Подобной интриги не обещала новая опера Адамса, из чьих произведений известнее как раз большие: его «Эль Ниньо» исполнялась в 2016 году в Москве, а оперы «Никсон в Китае», «Смерть Клингхоффера», «Доктор Атом» любят во всем мире. Их либреттист и постановщик — Питер Селларс, с ним же Адамс работал над новой оперой. Это, казалось, гарантировало очередной хит и три часа напряженной, но радостной работы для глаз и ушей — однако ожидаемого блокбастера не случилось.

Главной проблемой «Девушек Золотого Запада» критики еще в 2017 году называли либретто — «сонное, громоздкое, затянутое». Селларс положил в его основу документы времен калифорнийской золотой лихорадки, включая газетные статьи, репортажи Марка Твена и письма Луизы Клапп о жестоких нравах Дикого Запада, судах Линча и межнациональной розни. Позже в либретто и музыку были внесены изменения, однако главный квазибрехтовский прием остался неизменным: происходящее не столько изображается, сколько «сообщается», а монологи, как и диалоги, «докладывают» залу солисты. Ни постановку, ни музыку это не оживляет, хотя и сообщает последней брехтовские черты: массовая сцена в баре отсылает к «Alabama Song» из оперы «Расцвет и падение города Махагони» Вайля—Брехта.

Тема Дикого Запада, казалось бы, дает бесконечный простор для фантазии, но результат напоминает о сериале «Доктор Куин, женщина-врач» и рассказах Джека Лондона, заставляя с грустью вспомнить братьев Коэн. Одна же из последних хоровых сцен и постановочно, и музыкально уныла настолько, будто ее совместно написали, разменяв девятый десяток, Пярт, Гласс и Пендерецкий, а не всегда ироничный Адамс. И здесь выдыхаются и хор, и Роттердамский филармонический оркестр с дирижером Грантом Гершоном. Не роняют планки лишь солисты — Джулия Буллок (госпожа Ширли, псевдоним Луизы Клапп), Дэвон Тайнс (бывший раб Нед Петерс, его убийство — одна из кульминаций оперы), Райан Маккинни (золотоискатель Кларенс) и другие.

Удивительно, до какой степени наоборот воспринимается опера Куртага, где будто ничего не происходит ни в лишенной перепадов музыке, ни на сцене. Интересно сравнить «Конец игры» с «Влюбленным дьяволом» Александра Вустина, также признанного мастера миниатюры: для единственной оперы он берет истинно оперный сюжет, который уже сам по себе как бы велит композитору отослать нас к десятку названий оперной классики. Куртаг же обращается к пьесе «Конец игры» Беккета: слепой инвалид Хамм (Фроде Ольсен), его безногие родители Нэлл и Нагг, живущие в мусорных баках (Хилари Саммерс и Леонардо Кортеллацци), присматривающий за Хаммом Клов (Ли Мелроуз) томятся от жизни, и именно это томление оживляет постановку Пьера Оди с Маркусом Штенцем за пультом Филармонического радиооркестра.

Вопреки ожиданиям два часа музыки не звучат набором миниатюр и держат в постоянном напряжении, в том числе за счет пауз (а в негромком оркестре наряду с внушительным составом струнных и духовых есть цимбалы и пара аккордеонов). Как много диктует нашему восприятию французский язык: возникают ассоциации и с Дебюсси, и с Мессианом, хотя самая стойкая — цикл «Четыре песни, чтобы переступить порог» Жерара Гризе. Музыка не кажется ни бесстрастной, ни антивокальной, как часто у Куртага: один из монологов Нагга, мягко поддержанный медью, полон лирики, а финальное соло Клова поистине душераздирающе. По состоянию здоровья Куртаг и его жена, участвовавшая в работе, не смогли приехать ни в Милан, ни в Амстердам; в интервью они говорят, что эта опера — их личный «конец игры».

Источник

Дата публикации

20 Марта 2019

Другие материалы о театре и искусстве

  • Волнение Фрейндлих
    19 Апреля 2019

    Волнение Фрейндлих

    Народная артистка СССР Алиса Фрейндлих исполнила главную роль на премьере в БДТ спектакля "Волнение" по пьесе Ивана Вырыпаева, которую драматург написал специально для актрисы.
  • Юбилейная маска
    18 Апреля 2019

    Юбилейная маска

    На Исторической сцене Большого театра состоялась торжественная церемония вручения Премии «Золотая Маска», которая в этом году отметила свое 25-летие.
  • Одержимые
    16 Апреля 2019

    Одержимые

    «Пианисты» в постановке Бориса Павловича (Новосибирский театр «Глобус») получил премию «Золотая маска» за лучший драматический спектакль малой формы.
  • Лицедеи
    15 Апреля 2019

    Лицедеи

    «Нам не страшен серый волк» Евгения Марчелли по пьесе Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вульф» на фестивале «Золотая маска».
  • Я и не Я
    10 Апреля 2019

    Я и не Я

    «100% Воронеж» - еще одна точка, нанесенная на карту десятилетнего проекта «100% City» немецкой компании Rimini Protokoll. Этот спектакль участвует в номинации «Эксперимент» фестиваля «Золотая маска».
  • Оптика и образ
    09 Апреля 2019

    Оптика и образ

    В конце апреля в Доме-музее Александра Николаевича Островского на Ордынке откроется выставка работ одного из лучших отечественных театральных фотографов Александра Иванишина
  • Мосгорсуд освободил Кирилла Серебренникова
    08 Апреля 2019

    Мосгорсуд освободил Кирилла Серебренникова

    Мосгорсуд освободил из-под домашнего ареста Кирилла Серебренникова, Юрия Итина и Софью Апфельбаум.
  • Сплетни роз
    04 Апреля 2019

    Сплетни роз

    Режиссер Яна Тумина номинируется на «Золотую маску» с тремя спектаклями. «Комната Герды» и «Деревня канатоходцев» уже нашли своих поклонников среди московских зрителей.
  • Арест снова продлен
    02 Апреля 2019

    Арест снова продлен

    Мещанский суд Москвы продлил срок домашнего ареста режиссеру Кириллу Серебренникову до 4 июля. А также Юрий Итину и Софье Апфельбаум.
  • Let's go outside
    29 Марта 2019

    Let's go outside

    С 16 по 23 июля на Авиньонском фестивале пройдет премьера нового спектакля Кирилла Серебренникова «Outside». Информация об этом появилась на сайте фестиваля
  • Всем, кого касается
    29 Марта 2019

    Всем, кого касается

    3, 4 и 5 и 27 апреля в театре "Сатирикон" состоится премьера спектакля Константина Райкина "Всем кого касается" по новой пьесе современного драматурга Даны Сидерос.
  • Оборванец
    29 Марта 2019

    Оборванец

    В РАМТе выходит премьера "Оборванец" по пьесе Михаила Угарова и посвященная памяти самого Угарова и его жены Елены Греминой.
  • Объединение приостановлено
    29 Марта 2019

    Объединение приостановлено

    Премьер-министр России Дмитрий Медведев приостановил действие приказа Минкульта о создании Первого национального театра на базе Александринского театра и Театра имени Волкова
  • Первый национальный театр
    28 Марта 2019

    Первый национальный театр

    Министр культуры России Владимир Мединский заявил в среду на пресс-конференции в Музее им. Бахрушина об объединении Александринского и Волковского театров в первый российский национальный театр.
  • ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРА
    27 Марта 2019

    ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРА

    Обращение кубинского режиссера и драматурга Карлоса Селдрана к мировой театральной общественности, приуроченное к Всемирному дню театра.
  • Кошмарный ФЭСТ
    26 Марта 2019

    Кошмарный ФЭСТ

    Сотрудники Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД и следователи проводят во вторник обыски в театре драмы и комедии "ФЭСТ" в Мытищах.
  • Атом Солнца
    25 Марта 2019

    Атом Солнца

    Фестиваль памяти Олега Табакова "Атом Солнца", на котором состоятся мастер-классы и спектакли учеников режиссера, пройдет в Москве с октября по декабрь 2019 года.
  • Война еще началась
    22 Марта 2019

    Война еще началась

    25 марта на сцене Литовского драмтеатра уникальный латышский спектакль на русском языке «TWHYS. The war hasn‘t started yet. Война еще не началась» в постановке Леры Сурковой по одноименной пьесе Михаила Дурненкова.
  • Легкий воздух нулевых
    21 Марта 2019

    Легкий воздух нулевых

    Спектакль «Зоя» Екатеринбургского танцевального театра «Фора».
  • Крестный отец оттепели
    19 Марта 2019

    Крестный отец оттепели

    Антон Долин — памяти режиссера Марлена Хуциева.
  • Диктатура партитуры
    19 Марта 2019

    Диктатура партитуры

    Оперы Александра Маноцкова на «Золотой маске».
  • Недалекое плавание
    14 Марта 2019

    Недалекое плавание

    На сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Воронежский театр оперы и балета представил постановку Юрия Бурлаки — балет «Корсар» в трех актах с прологом и эпилогом, выдвинутый в пяти номинациях.
  •  «Русалка» Дворжака в Большом
    13 Марта 2019

    «Русалка» Дворжака в Большом

    В «Русалке» Большой театр вывел на сцену немоту. Режиссер Тимофей Кулябин использовал свой любимый прием, сполоснув его водичкой и музыкой Дворжака.
  • Сокровище VS пластинка
    12 Марта 2019

    Сокровище VS пластинка

    В театральной школе Константина Райкина прошел Всероссийский форум "Документальный театр в современной театральной школе".
  • Вавилон и ООН
    11 Марта 2019

    Вавилон и ООН

    Кирилл Серебренников, продолжая оставаться под домашним арестом, 10 марта выпустил еще одну премьеру – «Набукко» Верди в Штаатсопере Гамбурга.
  • Ушел Владимир Этуш
    10 Марта 2019

    Ушел Владимир Этуш

    Не дожив трех лет до 100-летнего юбилея, ушел Владимир Этуш. Легенда театра и кино. Ветеран Великой Отечественной. Знаменитый ректор «Щуки». Кумир миллионов зрителей. И просто человек, которого любили.
  • Бенуа-2019 в Большом
    07 Марта 2019

    Бенуа-2019 в Большом

    21 и 22 мая на Исторической сцене Большого Театра России в 27-й раз пройдет Международный балетный Фестиваль «Бенуа де ла Данс». Зрители увидят самые яркие работы в области танца со всего мира
  • Ушла Майя Туровская
    06 Марта 2019

    Ушла Майя Туровская

    На 95-м году жизни в Мюнхене скончалась Майя Туровская - киновед, кинокритик, культуролог, писатель, драматург, великолепный знаток мирового кинопроцесса и человек безупречной профессиональной репутации.
  • 10 интригующих премьер
    05 Марта 2019

    10 интригующих премьер

    В Театре наций — новый спектакль Rimini Protokoll, в Театре Романа Виктюка — новый «Мелкий бес», Тимофей Кулябин ставит «Русалку» Дворжака в Большом, а Марк Розовский делает мюзикл по произведениям Конан Дойла.
  • Ваш билет, пожалуйста!
    04 Марта 2019

    Ваш билет, пожалуйста!

    На сцене Высшей школы сценических искусств состоялась премьера спектакля «Проводница».
  • Танцующая под дождем
    01 Марта 2019

    Танцующая под дождем

    В парижском театре Шайо состоялись гастроли танцспектаклей «Compact» и «Diagnostic F20.9» в постановке и исполнении Жан Галлуа — молодого хореографа, которой во Франции прочат большое будущее.
  • Опера строгого режима
    27 Февраля 2019

    Опера строгого режима

    Знаменитый маэстро и музыкальный руководитель Баварской государственной оперы Кирилл Петренко впервые продирижировал «Фиделио» Бетховена.
  • Ушел из жизни Андрейс Жагарс
    27 Февраля 2019

    Ушел из жизни Андрейс Жагарс

    Знаменитому театральному режиссеру, актеру, продюссеру и экс-директору Латвийской национальной оперы было 60 лет.
  • Минифест немецкой драмы
    26 Февраля 2019

    Минифест немецкой драмы

    Четыре новосибирских театра объединились, чтобы впервые презентовать новые немецкоязычные пьесы из антологии «ШАГ-5» для аудитории Сибири и Дальнего Востока.
  • "Хованщина" в Милане
    26 Февраля 2019

    "Хованщина" в Милане

    В миланском театре Ла Скала 27 февраля под руководством народного артиста России Валерия Гергиева состоится премьера оперы Модеста Мусоргского "Хованщина".
  • "Вечная Россия" в Вильнюсе
    25 Февраля 2019

    "Вечная Россия" в Вильнюсе

    В Вильнюсе с 12 по 14 апреля в рамках фестиваля "Утопические реальности" будет 8 раз показан спектакль Марины Давыдовой "Eternal Russia" ("Вечная Россия"), созданный в берлинском театре Hebbel am Ufer
  • Рейтинг театральных городов России
    25 Февраля 2019

    Рейтинг театральных городов России

    Аналитическое агентство ТурСтат составило рейтинг театральных городов России. В первую пятерку вошли Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань и Новосибирск.
  • Русская война Пекторалиса
    24 Февраля 2019

    Русская война Пекторалиса

    7, 8, 17 и 29 марта на сцене Московском театре Олега Табакова (сцена на Сухаревской) сыграют премьеру спектакля «Русская война Пекторалиса» в постановке Сергея Пускепалиса.
  • Объявлен шорт-лист VI Международного фестиваля моноспектаклей «МОНОfest»
    24 Февраля 2019

    Объявлен шорт-лист VI Международного фестиваля моноспектаклей «МОНОfest»

    Более полусотни спектаклей были представлены во время заявочного периода на суд экспертов фестиваля «МОНОfest». По результатам экспертного отбора в шорт-лист фестиваля попали 11 постановок.
  • Богомолов замахнулся на Булгакова
    22 Февраля 2019

    Богомолов замахнулся на Булгакова

    В Петербургском театре «Русская антреприза» имени Андрея Миронова готовится к постановке спектакль «Иван Васильевич» по пьесе Михаила Булгакова. Над ним работает Константин Богомолов.
  • Сны как предчувствие
    22 Февраля 2019

    Сны как предчувствие

    Пермский театр оперы и балета показал на фестивале «Золотая маска» «Щелкунчика» хореографа Алексея Мирошниченко.
  • Гид по классике
    21 Февраля 2019

    Гид по классике

    Чехов, Гоголь и Толстой: где посмотреть любимую классику. Самые главные произведения русских писателей на самых больших площадках страны.
  • Дьявольская премьера
    20 Февраля 2019

    Дьявольская премьера

    На основной сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко впервые за 30 лет поставили оперу нашего современника — «Влюбленный дьявол» Александра Вустина.
  • Богомолов на Таганке
    15 Февраля 2019

    Богомолов на Таганке

    Премьера в Театре на Таганке спектакля Константина Богомолова «Теллурия», поставленного по роману Владимира Сорокина.
  • Влюбленный дьявол
    15 Февраля 2019

    Влюбленный дьявол

    Премьера единственной оперы российского композитора Александра Вустина "Влюбленный дьявол" на сцене Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.
  • «Баядерка» возрождается
    13 Февраля 2019

    «Баядерка» возрождается

    На сцене Немецкой государственной оперы завершились премьерные показы главного спектакля балетного сезона — «Баядерки» Петипа, восстановленной Алексеем Ратманским по архивным документам.
  • Сакральный танец
    13 Февраля 2019

    Сакральный танец

    Приглашенный солист Баварского балета Сергей Полунин представит в Мариинском театре спектакль Sacre, поставленный японской танцовщицей и хореографом Юкой Оиши на музыку "Весны священной" Игоря Стравинского.
  • Совершенно невероятное событие
    11 Февраля 2019

    Совершенно невероятное событие

    6 марта на сцене Театрального центра «На Страстном» будет сыгран первый спектакль московского «Театра Новых Пьес» под руководством Николая Коляды «Женитьба или совершенно невероятное событие».
  • Реклама