VI фестиваль «Протеатр. Международные встречи» за три вечера познакомил своих зрителей, которые уже не помещаются в проходах, с инклюзивными спектаклями из России, Индии, Бельгии, Италии и Нидерландов. Для нынешнего фестиваля придумали тему «презентация и репрезентация»: «рассказ о себе и рассказ о себе через сложную систему образов», - объяснила Наталья Попова, художественный руководитель интегрированной театральной студии «Круг», идейный вдохновитель и организатор «Протеатра» и героиня многих наших публикаций.
Как приглашающая сторона, «Круг» и открыл фестиваль спектаклем-эскизом «Футуроны. Единицы будущего» в постановке Дмитрия Мышкина и Натальи Поповой. Фантазия на тему уже проступающего будущего слегка напугала своих создателей, и они решили сублимировать свои тревоги в спектакль, чтобы «совсем не уйти в это будущее». Герои-футуроны под нежную музыку сфер (оркестрик над сценой) бороздят Космос. Голос вселенского диспетчера внушает им отпустить свой страх, поверить, что космос продлевает человеческую жизнь и открыт для любых решений, а Вселенная «биологически дружелюбна» человеку. Сквозь пропаганду космического оптимизма пробиваются отдельные голоса людей, собирающихся в Команду. Разных людей, выполняющих одинаковые задачи. Кто-то боится, что некуда будет вернуться, кто-то ябедничает на Капитана, до сих пор спящего с плюшевой игрушкой, кто-то тоскует о письмах, которые не получит. Полет в стратосферу, невесомость, выход астронавта в открытый Космос, огромные раскоординированные шаги по другой планете показаны через контактную импровизацию, которой в «Круге» уделяют огромное внимание. Тела его артистов, и особых, и нормотипичных, так же далеки от балетных стандартов, как и тела в любой толпе. Но поток их контактных импровизаций дает прекрасное представление о том, что такое умное тело – умение вписаться в любое пространство, заполнить его собой и при этом чувствовать себя свободно (репетиции «Круга» проходят в тесном зале, а театральную сцену они получают за несколько часов до выхода, когда надо выставить и свет, и звук), умение подхватить и развить любой импульс, идущий от партнера, и вернуть ему новый импульс, дар двигаться сразу набело, без движенческих «черновиков». А тем временем на Земле наступает «эпоха благоденствия и всеобщего контроля: ничего лишнего, все виды четко сертифицированы». Выбившихся за триста лет (Вселенная и впрямь оказалась биологически дружелюбна) из всех форматов астронавтов встречает гид, который в силу собственного несовершенства еще может настроиться на их волну и показать им новую Землю, пока элиты решают, к какому виду их отнести. В качестве зоопарка возвратившимся предлагается взглянуть на низший вид, который «выполняет техническую работу там, где жалко тратить энергию роботов, а их агрессия – внутривидовая и способствует регуляции численности». Загулявшие по просторам Вселенной астронавты получают присвоенный им номер вида и сами становятся объектом исследования. Сценарий об идеальном будущем мрачен, но, как признался режиссер Дмитрий Мышкин, он, возможно, такой оттого, что мы с грустью осознаем – в будущем нам не бывать. В любом случае, его можно переписать, потому что работа над спектаклем, как и над будущим, продолжится.
Второй день фестиваля посвятили триумвирату солистов в поисках своей идентичности. «Эллиот» - пластический автопортрет особого актера Эллиота Баэца в постановке Антонио Килеса. Начав спектакль этаким кентавром (хорошее отношение к лошадям – дань детству, проведенному в деревне), еще не отделим от природы, актер в длинной юбке и привязанными к щиколоткам индийским колокольчиками проходит свой путь от природного существа до рефлексирующего человека, который пытается осознать себя, танцуя с огромным зеркалом свой нехитрый, но искренний танец.
Зато уже следующий исполнитель поразил именно изощренностью своего танца. Шайлеш Бахоран не относится к особым артистам, но судьба начертила для него особый путь через континенты. Индиец по происхождению, он вырос в Суринаме, который называют еще Нидерландской Гвинеей, а как танцовщик сформировался в Нидерландах. Ритуалы и традиции, которые хранили его родители, поначалу вызывали у него лишь отторжение – настолько шли в разрез с окружающей действительностью. В 15 лет, прогуливаясь по торговому центру, он увидел выступление танцоров брейк-данса и пропал. Танцуя брейк-данс и хип-хоп, он все чаще слышал в свой адрес об особой пластике рук, загадочной плавности своих движений, особом стиле. Танец европейского мегаполиса заставил его в итоге задуматься о корнях, и он со страстью бросился изучать свои истоки. Его танец в спектакле «Наследие» – метания между полной темнотой и пятнами света – ни на что не похожий сплав брейк-данса, хип-хопа, катхака и личного экстаза.
Имя Шайлеша Бахорана значится на афише и третьего спектакля «Редо», но уже в качестве хореографа. «Редо» - Редуан Айн Читт, танцовщик с деформированными руками и ногой, влюбившийся в танец в том же возрасте, что и его учитель. Свои физические данные он не просто обратил в особенности хореографии, но и высветил с самого начала – буквально, фонариком. И каждую свою особенность обратил в собственный выигрыш, точно на баттле с фортуной, которая обделила его «нормальностью». Например, на руке без локтевого сустава очень удобно (так кажется по танцу Редуана) выполнять нижнее вращение. Яростный и очень мужской танец артиста – как попытка подраскрутить посильнее Землю, и достать до звезд, чтобы вздрогнули и заплясали по небу. И пусть Земля – всего лишь танцпол, а звезды – висящие лампочки, такой танец требует нечеловеческих усилий. «Я живу жизнью мечты, - говорит Редуан Айн Читт, - езжу по миру с выступлениями, провожу мастер-классы, участвую в соревнованиях. И благодарен судьбе за то, что мне пришлось это испытать».
Итальянские артисты (Театры La Ribalta и Lebencshilfe Südtirol) привезли спектакль «Преодолимый» Superable, посвященный бытовой жизни инвалидов – целой серии бесконечно маленьких побед, отвоеванных у болезни возможностей, которые никогда не сложатся в одну большую победу. Сценографией этому спектаклю послужила световая анимация, в которую «вписаны» живые актеры. Звуковым оформлением – своеобразный битбоксинг, который имитирует все звуки: шум воды в душе, ход шагов, пение птиц. В такой же комиксовой, веселой и горькой форме, «Преодолимый» рассказывает о преодолении ежедневных, ежеминутных проблем человека с инвалидностью: как принять ванну (в мультяшной ванне человек чуть не тонет, пока его отец отвлекся на что-то другое), как одеться, как совершить прогулку, уворачиваясь от любопытных, злобных, навязчиво-«добрых» людей. Как не разорваться между больным и здоровым, но обделенным вниманием, ребенком. Как, наконец, реализовать право подростка-инвалида на личную жизнь и личное пространство. В этом спектакле колясочники Матиас Даллингер и Мелани Голднер играют фактически сами себя, для самопрезентации им не нужны никакие образы.
Завершил фестиваль спектакль «Иноходец» из иркутского театра танца «ПРОдвижение» под руководством Владимира Лопаева. Диапозон возможностей его участников – от движения пальцев девочки с тяжелой формой ДЦП до возможностей атлета, который восполнял ей весь спектр недоступных ей вещей, вроде танца или полета. Зато диапозон эмоций – довольно узкий. Это сплошная радость, которую дарит движение – бег, прыжки, кружения, кувыркание, падение в мягкие мешки, полет в чужих руках.
Показ каждого спектакля сопровождался обсуждениями, где зрители перестали стесняться жестких вопросов, проверяя на прочность и этику, и эстетику особого театра. Что говорит о его безусловном взрослении.
Ольга Фукс
