Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Другой театр «Футуроны и иноходцы»

Другой театр «Футуроны и иноходцы»

VI фестиваль «Протеатр. Международные встречи» за три вечера познакомил своих зрителей, которые уже не помещаются в проходах, с инклюзивными спектаклями из России, Индии, Бельгии, Италии и Нидерландов. Для нынешнего фестиваля придумали тему «презентация и репрезентация»: «рассказ о себе и рассказ о себе через сложную систему образов», - объяснила Наталья Попова, художественный руководитель интегрированной театральной студии «Круг», идейный вдохновитель и организатор «Протеатра» и героиня многих наших публикаций.

Как приглашающая сторона, «Круг» и открыл фестиваль спектаклем-эскизом «Футуроны. Единицы будущего» в постановке Дмитрия Мышкина и Натальи Поповой. Фантазия на тему уже проступающего будущего слегка напугала своих создателей, и они решили сублимировать свои тревоги в спектакль, чтобы «совсем не уйти в это будущее». Герои-футуроны под нежную музыку сфер (оркестрик над сценой) бороздят Космос. Голос вселенского диспетчера внушает им отпустить свой страх, поверить, что космос продлевает человеческую жизнь и открыт для любых решений, а Вселенная «биологически дружелюбна» человеку. Сквозь пропаганду космического оптимизма пробиваются отдельные голоса людей, собирающихся в Команду. Разных людей, выполняющих одинаковые задачи. Кто-то боится, что некуда будет вернуться, кто-то ябедничает на Капитана, до сих пор спящего с плюшевой игрушкой, кто-то тоскует о письмах, которые не получит. Полет в стратосферу, невесомость, выход астронавта в открытый Космос, огромные раскоординированные шаги по другой планете показаны через контактную импровизацию, которой в «Круге» уделяют огромное внимание. Тела его артистов, и особых, и нормотипичных, так же далеки от балетных стандартов, как и тела в любой толпе. Но поток их контактных импровизаций дает прекрасное представление о том, что такое умное тело – умение вписаться в любое пространство, заполнить его собой и при этом чувствовать себя свободно (репетиции «Круга» проходят в тесном зале, а театральную сцену они получают за несколько часов до выхода, когда надо выставить и свет, и звук), умение подхватить и развить любой импульс, идущий от партнера, и вернуть ему новый импульс, дар двигаться сразу набело, без движенческих «черновиков». А тем временем на Земле наступает «эпоха благоденствия и всеобщего контроля: ничего лишнего, все виды четко сертифицированы». Выбившихся за триста лет (Вселенная и впрямь оказалась биологически дружелюбна) из всех форматов астронавтов встречает гид, который в силу собственного несовершенства еще может настроиться на их волну и показать им новую Землю, пока элиты решают, к какому виду их отнести. В качестве зоопарка возвратившимся предлагается взглянуть на низший вид, который «выполняет техническую работу там, где жалко тратить энергию роботов, а их агрессия – внутривидовая и способствует регуляции численности». Загулявшие по просторам Вселенной астронавты получают присвоенный им номер вида и сами становятся объектом исследования. Сценарий об идеальном будущем мрачен, но, как признался режиссер Дмитрий Мышкин, он, возможно, такой оттого, что мы с грустью осознаем – в будущем нам не бывать. В любом случае, его можно переписать, потому что работа над спектаклем, как и над будущим, продолжится.

Второй день фестиваля посвятили триумвирату солистов в поисках своей идентичности. «Эллиот» - пластический автопортрет особого актера Эллиота Баэца в постановке Антонио Килеса. Начав спектакль этаким кентавром (хорошее отношение к лошадям – дань детству, проведенному в деревне), еще не отделим от природы, актер в длинной юбке и привязанными к щиколоткам индийским колокольчиками проходит свой путь от природного существа до рефлексирующего человека, который пытается осознать себя, танцуя с огромным зеркалом свой нехитрый, но искренний танец.
Зато уже следующий исполнитель поразил именно изощренностью своего танца. Шайлеш Бахоран не относится к особым артистам, но судьба начертила для него особый путь через континенты. Индиец по происхождению, он вырос в Суринаме, который называют еще Нидерландской Гвинеей, а как танцовщик сформировался в Нидерландах. Ритуалы и традиции, которые хранили его родители, поначалу вызывали у него лишь отторжение – настолько шли в разрез с окружающей действительностью. В 15 лет, прогуливаясь по торговому центру, он увидел выступление танцоров брейк-данса и пропал. Танцуя брейк-данс и хип-хоп, он все чаще слышал в свой адрес об особой пластике рук, загадочной плавности своих движений, особом стиле. Танец европейского мегаполиса заставил его в итоге задуматься о корнях, и он со страстью бросился изучать свои истоки. Его танец в спектакле «Наследие» – метания между полной темнотой и пятнами света – ни на что не похожий сплав брейк-данса, хип-хопа, катхака и личного экстаза.

Имя Шайлеша Бахорана значится на афише и третьего спектакля «Редо», но уже в качестве хореографа. «Редо» - Редуан Айн Читт, танцовщик с деформированными руками и ногой, влюбившийся в танец в том же возрасте, что и его учитель. Свои физические данные он не просто обратил в особенности хореографии, но и высветил с самого начала – буквально, фонариком. И каждую свою особенность обратил в собственный выигрыш, точно на баттле с фортуной, которая обделила его «нормальностью». Например, на руке без локтевого сустава очень удобно (так кажется по танцу Редуана) выполнять нижнее вращение. Яростный и очень мужской танец артиста – как попытка подраскрутить посильнее Землю, и достать до звезд, чтобы вздрогнули и заплясали по небу. И пусть Земля – всего лишь танцпол, а звезды – висящие лампочки, такой танец требует нечеловеческих усилий. «Я живу жизнью мечты, - говорит Редуан Айн Читт, - езжу по миру с выступлениями, провожу мастер-классы, участвую в соревнованиях. И благодарен судьбе за то, что мне пришлось это испытать».

Итальянские артисты (Театры La Ribalta и Lebencshilfe Südtirol) привезли спектакль «Преодолимый» Superable, посвященный бытовой жизни инвалидов – целой серии бесконечно маленьких побед, отвоеванных у болезни возможностей, которые никогда не сложатся в одну большую победу. Сценографией этому спектаклю послужила световая анимация, в которую «вписаны» живые актеры. Звуковым оформлением – своеобразный битбоксинг, который имитирует все звуки: шум воды в душе, ход шагов, пение птиц. В такой же комиксовой, веселой и горькой форме, «Преодолимый» рассказывает о преодолении ежедневных, ежеминутных проблем человека с инвалидностью: как принять ванну (в мультяшной ванне человек чуть не тонет, пока его отец отвлекся на что-то другое), как одеться, как совершить прогулку, уворачиваясь от любопытных, злобных, навязчиво-«добрых» людей. Как не разорваться между больным и здоровым, но обделенным вниманием, ребенком. Как, наконец, реализовать право подростка-инвалида на личную жизнь и личное пространство. В этом спектакле колясочники Матиас Даллингер и Мелани Голднер играют фактически сами себя, для самопрезентации им не нужны никакие образы.

Завершил фестиваль спектакль «Иноходец» из иркутского театра танца «ПРОдвижение» под руководством Владимира Лопаева. Диапозон возможностей его участников – от движения пальцев девочки с тяжелой формой ДЦП до возможностей атлета, который восполнял ей весь спектр недоступных ей вещей, вроде танца или полета. Зато диапозон эмоций – довольно узкий. Это сплошная радость, которую дарит движение – бег, прыжки, кружения, кувыркание, падение в мягкие мешки, полет в чужих руках.

Показ каждого спектакля сопровождался обсуждениями, где зрители перестали стесняться жестких вопросов, проверяя на прочность и этику, и эстетику особого театра. Что говорит о его безусловном взрослении.

Ольга Фукс

Дата публикации

21 Августа 2020

Другие материалы о театре и искусстве

  • Театральная школа – Инклюзивный театр: новый уровень взаимодействия
    19 Июля 2021

    Театральная школа – Инклюзивный театр: новый уровень взаимодействия

    5-19 июля 2021 года в Высшей школе сценических искусств прошли Курсы повышения квалификации «Управление инклюзивным театром. Устойчивое развитие: теория и практика».
  • Ни денег, ни жены
    27 Августа 2020

    Ни денег, ни жены

    «Капитал» Карла Маркса на Малой сцене Театра на Таганке
  • Актуальное имя Ян Фабр: «Хорошее искусство должно пахнуть»
    22 Августа 2020

    Актуальное имя Ян Фабр: «Хорошее искусство должно пахнуть»

    Программа праздничных мероприятий, которой Больший Драматический театр отметил в минувшем году столетний юбилей, завершилась встречей на его площадках трех театральных форумов – Театральной Олимпиады, проходившей в северной столице.
  • Культурные мосты Новое русское
    22 Августа 2020

    Культурные мосты Новое русское

    В начале года в Дрезденском фестивальном центре Hellerau прошла Программа современного российского театра Karussell. Стоило дождаться этого события: представительная программа «новых русских» в знаменитом Hellerau, который был построен в 1911 году как образовательный центр в области музыки и ритма.
  • БДТ в 1920-е: Игра. Судьба. Контекст.
    22 Августа 2020

    БДТ в 1920-е: Игра. Судьба. Контекст.

    Эта книга открывает серию, посвященную разбитой на десятилетия истории БДТ, задуманного, как театр «трагедии, романтической драмы и высокой комедии». Десять лет, двадцать спектаклей… От первой премьеры «Короля Лира» в здании на Фонтанке, 65.
  • Выставка «Принцесса-лебедь»
    01 Мая 2020

    Выставка «Принцесса-лебедь»

    Акварельный «Портрет Г.С. Улановой в роли Одетты» Артура Фонвизина из собрания Большого театра сейчас можно увидеть на выставке «Уланова» в Бахрушинском музее. Она посвящена 110-летию со дня рождения балерины
  • Фестиваль Мал да удал
    31 Марта 2020

    Фестиваль Мал да удал

    В конце февраля 2020 в Новосибирске проходил IV Всероссийский фестиваль-конкурс камерных спектаклей «Один. Два. Три». Участвовали в нем спектакли со всей России, а в офф-программе была заявлена еще и пара иностранных перформансов.
  • День театра online
    26 Марта 2020

    День театра online

    Такого Дня театра мир еще не отмечал. Артисты на сцене, музыканты – в оркестровой яме, все службы – на рабочих местах. А зрители приникли к экранам мониторов у себя дома. 
  • Высокие технологии танца
    16 Марта 2020

    Высокие технологии танца

    14 и 15 марта 2020 года в Инновационном культурном центре Калуги состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие современного танца в регионах» для практиков и исследователей современного танца из разных уголков страны.
  • Только пианино не бросай
    25 Февраля 2020

    Только пианино не бросай

    «Борис» по А. Пушкину. Режиссер Дмитрий Крымов. Театральное агентство «Арт-Партнер-XXI». Музей Москвы
  • Игорь Костолевский сыграл постаревшего Мирою
    18 Февраля 2020

    Игорь Костолевский сыграл постаревшего Мирою

    А. Вамиплов. «Старший сын». Режиссер Анатолий Шульев. Театр им. Маяковского
  • Колдунья Мэб в подземном переходе
    18 Февраля 2020

    Колдунья Мэб в подземном переходе

    У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Режиссер Егор Перегудов. РАМТ
  • Выживет только Арлекин
    10 Февраля 2020

    Выживет только Арлекин

    Ж.-Б. Мольер. «Lё Тартюф. Комедия». Режиссер Юрий Муравицкий. Театр на Таганке
  • Семь пятниц на неделе
    07 Февраля 2020

    Семь пятниц на неделе

    А. Саморядов, Р. Михайлов. «Сказка про последнего ангела». Режиссер Андрей Могучий. Театр Наций.
  • Свидания на Театральной 2020
    04 Февраля 2020

    Свидания на Театральной 2020

    Рязанский театр драмы открыл прием заявок на V Международный форум «Свидания на Театральной», который состоится с 16 по 22 ноября 2020 года.
  • Без дублера
    02 Февраля 2020

    Без дублера

    С 29 января по 22 марта Театральный музей имени Бахрушина представляет выставку, посвященную 75-летию Николая Караченцова.
  • Чехов: Non-fiction
    01 Февраля 2020

    Чехов: Non-fiction

    В музее-заповеднике А. П. Чехова «Мелихово» в 2020 году стартует проект лаборатории для молодых драматургов «Чехов: Non-fiction».
  • За деньги не купишь
    30 Января 2020

    За деньги не купишь

    А. Островский. «Шутники». Режиссер Евгений Марчелли. Театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина.
  • Фестиваль Анатолия Васильева
    29 Января 2020

    Фестиваль Анатолия Васильева

    С 29 января по 15 февраля в БДТ пройдет фестиваль Анатолия Васильева — гуру и живой легенды отечественного и мирового театра.
  • Преемник Рыжакова
    28 Января 2020

    Преемник Рыжакова

    Дмитрий Волкострелов назначен художественным руководителем Центра имени Мейерхольда. Обязанности директора продолжит исполнять Елена Ковальская.
  • Может, супу?
    27 Января 2020

    Может, супу?

    А. Сальников. «Петровы в гриппе». Режиссер Антон Федоров. «Гоголь-центр».
  • Золотая маска – 2020
    23 Января 2020

    Золотая маска – 2020

    Конкурсная программа ХХVI Фестиваля "Золотая маска" откроется 25 января в Москве показом мюзикла "Стиляги" Театра наций.
  • Вершки и корешки
    22 Января 2020

    Вершки и корешки

    Алексей Житковкий. «Посадить дерево». Режиссер Марина Брусникина. Театр «Практика».
  • "Волнение" БДТ в Театре наций
    21 Января 2020

    "Волнение" БДТ в Театре наций

    БДТ открыл московские гастроли спектаклем "Волнение" с Алисой Фрейндлих на Основной сцене Театра наций.
  • Выставка Галины Улановой
    18 Января 2020

    Выставка Галины Улановой

    С 18 января по 22 марта Театральный музей имени Бахрушина представляет выставку к 110-летию со дня рождения Галины Улановой.
  • За хвостом птицы-тройки
    17 Января 2020

    За хвостом птицы-тройки

    С. Клычков. «Сахарный немец». Режиссер Уланбек Баялиев. МХТ им. Чехова.
  • «Я въехал в кровь уже так далеко…»
    14 Января 2020

    «Я въехал в кровь уже так далеко…»

    У. Шекспир. «Макбет». Театр «Школа драматического искусства». Режиссер Александр Огарёв.
  • Преемник Волчек
    30 Декабря 2019

    Преемник Волчек

    Глава Театрального центра имени Мейерхольда Виктор Рыжаков назначен художественным руководителем театра «Современник».
  • Ушла из жизни Галина Волчек
    27 Декабря 2019

    Ушла из жизни Галина Волчек

    Вечером 26 декабря ушла из жизни художественный руководитель Московского театра «Современник» Галина Волчек. Ей было 86 лет.
  • Культура в опасности
    25 Декабря 2019

    Культура в опасности

    Балерины исполнили отрывок из балета Петра Чайковского «Лебединое озеро» на ступенях Оперы Гарнье в Париже в знак протеста против реформы пенсионной системы.
  • Лучшие пьесы 2019 года
    23 Декабря 2019

    Лучшие пьесы 2019 года

    Подведены итоги объединенного конкурса современной драматургии «Кульминация». Пьесой 2019 года стал «Исчезнувший велосипедист» драматурга Константина Костенко.
  • Первый Гамлет на Руси
    18 Декабря 2019

    Первый Гамлет на Руси

    Московский театр «Человек» выпустил премьеру по «Гамлету» в переводе Александра Сумарокова 1748 года.
  • Хореография документа
    17 Декабря 2019

    Хореография документа

    В российском YouTube открыт новый канал «Болит. Балет», где московские артисты создают пластические постановки по актуальным новостям.
  • Театр в сети Facebook
    16 Декабря 2019

    Театр в сети Facebook

    Компания Facebook выпустила «Путеводитель по театральному миру России», где собраны рекомендации пяти сообществ, пишущих о театре.
  • Ушла Екатерина Дурова
    13 Декабря 2019

    Ушла Екатерина Дурова

    Заслуженная артистка России Екатерина Дурова ушла из жизни в возрасте 60 лет после продолжительной болезни.
  • Леди, stuff и девочки
    12 Декабря 2019

    Леди, stuff и девочки

    На фестивале NET, на территории Завода слоистых пластиков в Санкт-Петербурге, показали мировую премьеру «Игрушек» датской компании Signa.
  • «Театральный роман»-2019
    11 Декабря 2019

    «Театральный роман»-2019

    10 декабря в «Новом Манеже» состоялась торжественная церемония вручения VI-й премии «Театральный роман»-2019.
  • Все о ее матери
    10 Декабря 2019

    Все о ее матери

    Фестиваль NET открыл для театралов Москвы и Санкт-Петербурга новое знаковое имя современного театра – Анхелику Лидделл.
  • У танца на краю
    09 Декабря 2019

    У танца на краю

    В Екатеринбурге завершился Международный фестиваль современного танца «На грани»
  • Бартошевич, великий и прекрасный
    04 Декабря 2019

    Бартошевич, великий и прекрасный

    Легендарному историку мирового театра Алексею Вадимовичу Бартошевичу исполнилось 80 лет!
  • Памяти Че Гевары
    03 Декабря 2019

    Памяти Че Гевары

    В Екатеринбурге прошла российская премьера оратории Ханса Вернера Хенце «Плот "Медузы"» в рамках пятого международного музыкального фестиваля «Евразия».
  • Мышкин-сан
    02 Декабря 2019

    Мышкин-сан

    Хореограф, танцовщик, режиссер, художник Сабуро Тэсигавара показал на сцене ТЮЗ им. Брянцева в рамках фестиваля «Дягилев P.S.» свою версию романа Достоевского «Идиот».
  • Лучшие пьесы 2019 года
    29 Ноября 2019

    Лучшие пьесы 2019 года

    Объявлен шорт-лист лучших пьес 2019 года на соискание премии "Кульминация" в области современной драматургии  
  • Вместо Курентзиса
    28 Ноября 2019

    Вместо Курентзиса

    Марат Гацалов с 1 декабря станет главным режиссером Пермского театра оперы и балета.
  • Свидания на Театральной
    26 Ноября 2019

    Свидания на Театральной

    Завершился IV Международный фестиваль спектаклей о любви «Свидания на Театральной».
  • Премия Станиславского
    25 Ноября 2019

    Премия Станиславского

    Серебренникову, Ширвиндту, Виктюку и Апфельбаум вручена Международная премия Станиславского
  • Премия Юрия Любимова
    18 Ноября 2019

    Премия Юрия Любимова

    Международная театральная премия имени Юрия Любимова была вручена в минувшую субботу выдающемуся японскому режиссеру Тадаши Судзуки в Александринском театре.
  • А вот и NET
    13 Ноября 2019

    А вот и NET

    Сегодня открывается XXI фестиваль Нового европейского театра. Впервые он проходит на два города – NET принимают Москва и Санкт-Петербург.