Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Фестиваль Мал да удал

Фестиваль Мал да удал

В конце февраля 2020 в Новосибирске проходил IV Всероссийский фестиваль-конкурс камерных спектаклей «Один. Два. Три». Участвовали в нем спектакли со всей России, а в офф-программе была заявлена еще и пара иностранных перформансов. Добавим сюда лекции, мастер-классы, обсуждения, творческие встречи, и сразу станет понятно, почему небольшой, казалось бы, фестиваль привлек столь пристальное внимание не только сибирской театральной общественности. Подробнее о его специфике, программе и победителях – в материале Ники Пархомовской.

Обязательным условием участия в фестивале «Один. Два. Три» вот уже много лет является максимально возможное количество актеров (три) и участников приезжающей в Новосибирск постановочной команды (максимум шесть). Но на сей раз предельно допустимые значения в большинстве случаев даже не были достигнуты: лишь в двух из восьми спектаклей-участников основной программы выходили на сцену три актера, причем по забавному стечению обстоятельств оба поставлены в Новосибирске («Коромысли» Полины Кардымон в Мастерской Крикливого и Панькова, получившие в итоге приз Ассоциации театральных критиков за необыкновенно современное и своевременное обращение к русскому вокальному фольклору и песенной традиции, и тактильный эксперимент «Невидимый слон» местного Театра кукол «Пилигримы», поставленный режиссерским дуэтом Еленой и Владимиром Кузнецовыми по рассказу Анны Анисимовой). Еще в двух спектаклях актеров было двое (спектакль открытия «История медведей панда, рассказанная саксофонистом, у которого есть подружка во Франкфурте» режиссера Александра Баргмана, поставленный в петербургском «Таком театре» по абсурдистской, полной черного юмора пьесе Матея Вишнека и получивший специальный приз за лучший актерский дуэт екатеринбургский «Магазин» Дмитрия Зимина из «Центра современной драматургии»). Во всех же остальных участвовало по одному актеру, что, впрочем, никак не сказывалось на общей масштабности постановок или серьезности затронутых в них тем.

Так, в нижегородском спектакле Александра Ряписова «Говорит Москва» по пьесе Юлии Поспеловой, получившем в итоге приз за лучшую режиссуру, актриса Наталья Кузнецова в одиночку (с помощью одного лишь микрофона и аккомпаниатора) рассказывает жуткую до боли историю дочери Сталина Светланы Алиллуевой, не знавшей детства, родительской любви и хоть сколько-нибудь нормальных семейных отношений, а знавшей лишь крик, деспотизм и запреты. Спектакль решен аскетично и просто, но производит настолько тяжелое впечатление, что после него хочется забыть само имя вождя народов. Ничуть не легче «дается» зрителям петербургская «Сибирь» по одноименной пьесе Феликса Миттерера, поставленная Романом Кагановичем в его Театре Ненормативной Пластики. За роль одинокого, всеми (и прежде всего самим собой) брошенного и преданного старика актер Сергей Азеев получил уже не один десяток призов, и Новосибирск тут не стал исключением. Его исполнение – предельное натуралистичное и довольно жесткое – вызывает одновременно и сочувствие к главному герою, и какое-то почти животное омерзение, и ужас, что сам в старости будешь ничуть не лучше. Но, пожалуй, особенно сильное впечатление производит в одиночку разыгранная актером Ярославского государственного академического театра им. Федора Волкова Виталием Даушевым трагедия сошедшего с ума и разговаривающего с несуществующими собеседниками молодого плотника Сани. Пьеса Натальи Милантьевой «Пилорама плюс» в постановке режиссера Елизаветы Бондарь превращается в печальный и страшный разговор о любви и одержимости, насилии и агрессии. Будучи самым сильным и гармоничным спектаклем фестиваля, «Пилорама» совершенно заслуженно получила приз за лучшую постановку от жюри в составе театрального критика Татьяны Тихоновец, драматурга Алексея Житковского и педагога Яны Глембоцкой и вызвала – несмотря на тяжесть темы – бурную овацию в зале.

На этом фоне танцевальный стенд-ап солиста Челябинского театра современного танца Дениса Чернышова (приз за «я-высказывание в современном танце»), посвященный его службе в армии, показался зрителям легкой и приятной прогулкой, забавной историей, где дедовщина сочетается с ностальгией, а мрачные построения с легкомысленной раздачей сухпайка. В результате «Одуванчики» танцдраматурга Татьяны Гордеевой одновременно трогают и умиляют, ужасают и пугают, но от них есть ощущение света в конце туннеля. Как есть оно и от других танцевальных спектаклей программы, пусть и показанных вне конкурса. Первыми фестиваль открывали финские перформеры Мария Нурмела и Вилле Ойнонен, которые прилетели в Сибирь за несколько дней до спектакля, чтобы успеть провести тренинг с людьми старшего поколения и выбрать среди них своих будущих партнеров по сцене. В итоге их The days (или «Дни нашей жизни») почти всем без исключения зрителям показались человечными, позитивными и дарящими надежду. Швейцарский перформанс Buzz Riot об избытке цифровой и звуковой информации, существовании в Сети и правилах, наложенных на нас в связи с повсеместным распространением Интернета, конечно, был менее оптимистичным, но не менее интересным по форме и социальным по содержанию. К тому же после одного из двух показанных на малой сцене «Красного факела» спектаклей состоялось увлекательное обсуждение с участием перформеров Руди ван дер Мерве и Дины Хусейн.

Обсуждения, лекции и публичные разговоры вообще сильно украсили программу смотра. Они вызывали неизменный интерес и порой длились дольше самих спектаклей. Судя по тому, с какой готовностью новосибирские зрители откликались на предложенные фестивалем активности (особенно в области современного театра) несмотря на обилие театров, богатую театральную и фестивальную жизнь, в Сибири все равно не хватает постоянных зрительских клубов и мест для обмена мнениями об увиденном. Прекрасно, что «Один. Два. Три» справился и с этой задачей, но хочется надеяться, что во внефестивальные дни традиция разговоров о самом главном будет продолжена.

Ника Пархомовская

Фото Валентина Копалова

Дата публикации

31 Марта 2020

Другие материалы о театре и искусстве

  • Театральная школа – Инклюзивный театр: новый уровень взаимодействия
    19 Июля 2021

    Театральная школа – Инклюзивный театр: новый уровень взаимодействия

    5-19 июля 2021 года в Высшей школе сценических искусств прошли Курсы повышения квалификации «Управление инклюзивным театром. Устойчивое развитие: теория и практика».
  • Ни денег, ни жены
    27 Августа 2020

    Ни денег, ни жены

    «Капитал» Карла Маркса на Малой сцене Театра на Таганке
  • Актуальное имя Ян Фабр: «Хорошее искусство должно пахнуть»
    22 Августа 2020

    Актуальное имя Ян Фабр: «Хорошее искусство должно пахнуть»

    Программа праздничных мероприятий, которой Больший Драматический театр отметил в минувшем году столетний юбилей, завершилась встречей на его площадках трех театральных форумов – Театральной Олимпиады, проходившей в северной столице.
  • Культурные мосты Новое русское
    22 Августа 2020

    Культурные мосты Новое русское

    В начале года в Дрезденском фестивальном центре Hellerau прошла Программа современного российского театра Karussell. Стоило дождаться этого события: представительная программа «новых русских» в знаменитом Hellerau, который был построен в 1911 году как образовательный центр в области музыки и ритма.
  • БДТ в 1920-е: Игра. Судьба. Контекст.
    22 Августа 2020

    БДТ в 1920-е: Игра. Судьба. Контекст.

    Эта книга открывает серию, посвященную разбитой на десятилетия истории БДТ, задуманного, как театр «трагедии, романтической драмы и высокой комедии». Десять лет, двадцать спектаклей… От первой премьеры «Короля Лира» в здании на Фонтанке, 65.
  • Другой театр «Футуроны и иноходцы»
    21 Августа 2020

    Другой театр «Футуроны и иноходцы»

    VI фестиваль «Протеатр. Международные встречи» за три вечера познакомил своих зрителей, которые уже не помещаются в проходах, с инклюзивными спектаклями из России, Индии, Бельгии, Италии и Нидерландов.
  • Выставка «Принцесса-лебедь»
    01 Мая 2020

    Выставка «Принцесса-лебедь»

    Акварельный «Портрет Г.С. Улановой в роли Одетты» Артура Фонвизина из собрания Большого театра сейчас можно увидеть на выставке «Уланова» в Бахрушинском музее. Она посвящена 110-летию со дня рождения балерины
  • День театра online
    26 Марта 2020

    День театра online

    Такого Дня театра мир еще не отмечал. Артисты на сцене, музыканты – в оркестровой яме, все службы – на рабочих местах. А зрители приникли к экранам мониторов у себя дома. 
  • Высокие технологии танца
    16 Марта 2020

    Высокие технологии танца

    14 и 15 марта 2020 года в Инновационном культурном центре Калуги состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие современного танца в регионах» для практиков и исследователей современного танца из разных уголков страны.
  • Только пианино не бросай
    25 Февраля 2020

    Только пианино не бросай

    «Борис» по А. Пушкину. Режиссер Дмитрий Крымов. Театральное агентство «Арт-Партнер-XXI». Музей Москвы
  • Игорь Костолевский сыграл постаревшего Мирою
    18 Февраля 2020

    Игорь Костолевский сыграл постаревшего Мирою

    А. Вамиплов. «Старший сын». Режиссер Анатолий Шульев. Театр им. Маяковского
  • Колдунья Мэб в подземном переходе
    18 Февраля 2020

    Колдунья Мэб в подземном переходе

    У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Режиссер Егор Перегудов. РАМТ
  • Выживет только Арлекин
    10 Февраля 2020

    Выживет только Арлекин

    Ж.-Б. Мольер. «Lё Тартюф. Комедия». Режиссер Юрий Муравицкий. Театр на Таганке
  • Семь пятниц на неделе
    07 Февраля 2020

    Семь пятниц на неделе

    А. Саморядов, Р. Михайлов. «Сказка про последнего ангела». Режиссер Андрей Могучий. Театр Наций.
  • Свидания на Театральной 2020
    04 Февраля 2020

    Свидания на Театральной 2020

    Рязанский театр драмы открыл прием заявок на V Международный форум «Свидания на Театральной», который состоится с 16 по 22 ноября 2020 года.
  • Без дублера
    02 Февраля 2020

    Без дублера

    С 29 января по 22 марта Театральный музей имени Бахрушина представляет выставку, посвященную 75-летию Николая Караченцова.
  • Чехов: Non-fiction
    01 Февраля 2020

    Чехов: Non-fiction

    В музее-заповеднике А. П. Чехова «Мелихово» в 2020 году стартует проект лаборатории для молодых драматургов «Чехов: Non-fiction».
  • За деньги не купишь
    30 Января 2020

    За деньги не купишь

    А. Островский. «Шутники». Режиссер Евгений Марчелли. Театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина.
  • Фестиваль Анатолия Васильева
    29 Января 2020

    Фестиваль Анатолия Васильева

    С 29 января по 15 февраля в БДТ пройдет фестиваль Анатолия Васильева — гуру и живой легенды отечественного и мирового театра.
  • Преемник Рыжакова
    28 Января 2020

    Преемник Рыжакова

    Дмитрий Волкострелов назначен художественным руководителем Центра имени Мейерхольда. Обязанности директора продолжит исполнять Елена Ковальская.
  • Может, супу?
    27 Января 2020

    Может, супу?

    А. Сальников. «Петровы в гриппе». Режиссер Антон Федоров. «Гоголь-центр».
  • Золотая маска – 2020
    23 Января 2020

    Золотая маска – 2020

    Конкурсная программа ХХVI Фестиваля "Золотая маска" откроется 25 января в Москве показом мюзикла "Стиляги" Театра наций.
  • Вершки и корешки
    22 Января 2020

    Вершки и корешки

    Алексей Житковкий. «Посадить дерево». Режиссер Марина Брусникина. Театр «Практика».
  • "Волнение" БДТ в Театре наций
    21 Января 2020

    "Волнение" БДТ в Театре наций

    БДТ открыл московские гастроли спектаклем "Волнение" с Алисой Фрейндлих на Основной сцене Театра наций.
  • Выставка Галины Улановой
    18 Января 2020

    Выставка Галины Улановой

    С 18 января по 22 марта Театральный музей имени Бахрушина представляет выставку к 110-летию со дня рождения Галины Улановой.
  • За хвостом птицы-тройки
    17 Января 2020

    За хвостом птицы-тройки

    С. Клычков. «Сахарный немец». Режиссер Уланбек Баялиев. МХТ им. Чехова.
  • «Я въехал в кровь уже так далеко…»
    14 Января 2020

    «Я въехал в кровь уже так далеко…»

    У. Шекспир. «Макбет». Театр «Школа драматического искусства». Режиссер Александр Огарёв.
  • Преемник Волчек
    30 Декабря 2019

    Преемник Волчек

    Глава Театрального центра имени Мейерхольда Виктор Рыжаков назначен художественным руководителем театра «Современник».
  • Ушла из жизни Галина Волчек
    27 Декабря 2019

    Ушла из жизни Галина Волчек

    Вечером 26 декабря ушла из жизни художественный руководитель Московского театра «Современник» Галина Волчек. Ей было 86 лет.
  • Культура в опасности
    25 Декабря 2019

    Культура в опасности

    Балерины исполнили отрывок из балета Петра Чайковского «Лебединое озеро» на ступенях Оперы Гарнье в Париже в знак протеста против реформы пенсионной системы.
  • Лучшие пьесы 2019 года
    23 Декабря 2019

    Лучшие пьесы 2019 года

    Подведены итоги объединенного конкурса современной драматургии «Кульминация». Пьесой 2019 года стал «Исчезнувший велосипедист» драматурга Константина Костенко.
  • Первый Гамлет на Руси
    18 Декабря 2019

    Первый Гамлет на Руси

    Московский театр «Человек» выпустил премьеру по «Гамлету» в переводе Александра Сумарокова 1748 года.
  • Хореография документа
    17 Декабря 2019

    Хореография документа

    В российском YouTube открыт новый канал «Болит. Балет», где московские артисты создают пластические постановки по актуальным новостям.
  • Театр в сети Facebook
    16 Декабря 2019

    Театр в сети Facebook

    Компания Facebook выпустила «Путеводитель по театральному миру России», где собраны рекомендации пяти сообществ, пишущих о театре.
  • Ушла Екатерина Дурова
    13 Декабря 2019

    Ушла Екатерина Дурова

    Заслуженная артистка России Екатерина Дурова ушла из жизни в возрасте 60 лет после продолжительной болезни.
  • Леди, stuff и девочки
    12 Декабря 2019

    Леди, stuff и девочки

    На фестивале NET, на территории Завода слоистых пластиков в Санкт-Петербурге, показали мировую премьеру «Игрушек» датской компании Signa.
  • «Театральный роман»-2019
    11 Декабря 2019

    «Театральный роман»-2019

    10 декабря в «Новом Манеже» состоялась торжественная церемония вручения VI-й премии «Театральный роман»-2019.
  • Все о ее матери
    10 Декабря 2019

    Все о ее матери

    Фестиваль NET открыл для театралов Москвы и Санкт-Петербурга новое знаковое имя современного театра – Анхелику Лидделл.
  • У танца на краю
    09 Декабря 2019

    У танца на краю

    В Екатеринбурге завершился Международный фестиваль современного танца «На грани»
  • Бартошевич, великий и прекрасный
    04 Декабря 2019

    Бартошевич, великий и прекрасный

    Легендарному историку мирового театра Алексею Вадимовичу Бартошевичу исполнилось 80 лет!
  • Памяти Че Гевары
    03 Декабря 2019

    Памяти Че Гевары

    В Екатеринбурге прошла российская премьера оратории Ханса Вернера Хенце «Плот "Медузы"» в рамках пятого международного музыкального фестиваля «Евразия».
  • Мышкин-сан
    02 Декабря 2019

    Мышкин-сан

    Хореограф, танцовщик, режиссер, художник Сабуро Тэсигавара показал на сцене ТЮЗ им. Брянцева в рамках фестиваля «Дягилев P.S.» свою версию романа Достоевского «Идиот».
  • Лучшие пьесы 2019 года
    29 Ноября 2019

    Лучшие пьесы 2019 года

    Объявлен шорт-лист лучших пьес 2019 года на соискание премии "Кульминация" в области современной драматургии  
  • Вместо Курентзиса
    28 Ноября 2019

    Вместо Курентзиса

    Марат Гацалов с 1 декабря станет главным режиссером Пермского театра оперы и балета.
  • Свидания на Театральной
    26 Ноября 2019

    Свидания на Театральной

    Завершился IV Международный фестиваль спектаклей о любви «Свидания на Театральной».
  • Премия Станиславского
    25 Ноября 2019

    Премия Станиславского

    Серебренникову, Ширвиндту, Виктюку и Апфельбаум вручена Международная премия Станиславского
  • Премия Юрия Любимова
    18 Ноября 2019

    Премия Юрия Любимова

    Международная театральная премия имени Юрия Любимова была вручена в минувшую субботу выдающемуся японскому режиссеру Тадаши Судзуки в Александринском театре.
  • А вот и NET
    13 Ноября 2019

    А вот и NET

    Сегодня открывается XXI фестиваль Нового европейского театра. Впервые он проходит на два города – NET принимают Москва и Санкт-Петербург.