Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Фестиваль памяти

Фестиваль памяти

На десять дней артисты Театра. doc переместились на площадку киевского PostPlay Театра, где все эти десять дней представляли самые знаковые свои спектакли: гастрольный марафон получил название «Фестиваль памяти», в память о главных людях Театра. doc — Михаиле Угарове и Елене Греминой.

Открылся фестиваль спектаклем «Новая Антигона»: это последняя режиссерская работа Греминой. Он о событиях, произошедших в Беслане осенью 2016-го, когда несколько матерей погибших детей вышли в годовщину событий на мирный пикет к месту трагедии. Женщины были задержаны полицией и в тот же день привлечены к административному наказанию. Форма пьесы напоминает древнегреческие трагедии: реплики главных героев чередуются с партиями хора. Текстом хора в данном случае являются краткие справки о фигурантках дела. «Хор» монотонным неживым голосом озвучивает журналистка Елена Костюченко, «голосом подсудимых» стала Зарема Заутдинова. В основу пьесы легли данные судебных заседаний, расшифровки диктофонных записей, фрагменты трагедии «Антигона» Софокла. И хотя софокловский текст в спектакле звучит лишь дважды, параллели очевидны: система — человек — борьба за возмездие.

Площадка напоминает фрагмент амфитеатра — ступени, на которых хаотично расположены участники процесса. Возвышается над всеми судья (Олег Каменщиков), зачитывающий выдержки из статей, вопросы подсудимым, приговоры. Читает монотонно и неразборчиво — универсальный язык юридической сферы. Рядом свидетели — Алексей Маслодудов читает реплики за всех. Говорит сбивчиво, каждый раз смущенно «зажевывая» фразу «Путин — палач Беслана». Ступенью ниже — место подсудимым и хору, в самом низу —приглашенные из зала. На протяжении полутора часов слово дается всем присутствующим, затем судебное заседание объявляется закрытым. «ВОЗМЕЗДИЯ НЕ БУДЕТ» — финальный фрагмент пьесы, спектакля и, очевидно, всей этой истории в реальности: в стране, где массовое убийство детей — не миротворческая миссия, а политическая акция, о возмездии, кажется, не может быть и речи.

День второй, и — «Час 18» (режиссер Михаил Угаров, драматург Елена Гремина), спектакль о событиях девятилетней давности, когда был приговорен и доведен до смерти российский аудитор Сергей Магнитский, разоблачивший коррупционные схемы чиновников РФ. «Час 18» — еще одно судебное заседание, но уже по другому делу. Перед ним зрителям раздаются программки, где помимо исполнителей — подробная «Инструкция к спектаклю», в которой значится перечень лиц, причастных к смерти Магнитского.

В едва освещенном помещении на расставленных в ряд стульях сидят в ожидании слова участники процесса. Вступительное дается матери Магнитского (Анастасия Патлай), сдавленным голосом она произносит: «Я обвиняю…», и далее — список тех, кто обозначен в инструкции. За ее обвинением следует цепочка монологов ответчиков и свидетелей: по очереди перед «высшим судом» предстают и монстр-судья Сташина (Ольга Лысак), и медики (Ирина Вилкова, Дарья Башкирова, Аскольд Куров), дежурившие в тот день, и следователи (Алексей Жирков, Алексей Крижевский, Олег Каменщиков). В качестве промежуточных сцен фигурирует история о стакане кипятка, который судья Криворучко просит на «великом суде», как просил когда-то Магнитский, но ему отказывают. Своеобразная аллюзия-перевертыш на притчу Достоевского о луковице из «Братьев Карамазовых», дескать, хоть на том свете воздастся, раз на этом все не по справедливости.

Третьим гастрольным показом стал спектакль-сторителлинг «150 причин не защищать родину» (режиссер Елена Гремина) о падении Константинополя в XV веке. Пять историй мужчин (султан Мехмед, его визирь, император Константин, премьер Византии Лука Натарас и генуэзский кондотьер Джованни Джустиниани Лонго), рассказанных пятью женщинами (Полина Ауг, Варвара Фаэр, Татьяна Паршина, Анастасия Патлай, Наргис Абдуллаева соответственно). С одной стороны, это хроники конкретных государств — Османской империи и Византии, с другой — обнаруживаются очевидные параллели с иной «двуглавой державой»: помимо идентичного герба здесь и шаткая религиозная ситуация, и недоверие стран-соседей и т. п.

«150 причин…» начинается с нескольких бессловесных минут: актрисы в разных уголках площадки перекатывают в ладонях фасоль, добавляя в нее то железные пробки от бутылок, то гвозди, то бусины. Шуршание семян разбавляется металлическим бряцанием, превращаясь в тихое медитативное позвякивание — длинная увертюра предваряет основное действо. Спектакль получился очень музыкальным и ритмичным в целом, и пьеса по мотивам стихов султана, суфийского поэта и записок янычара, слившись со звуковой партитурой, претворилась в объемное изображение событий XV века. Пиковой музыкальной точкой стала смесь невыносимого ультразвукового «верещания» датчиков с разрывающим перепонки звоном треугольников. За ними — гробовая тишина, в момент которой артистки выносят вперед белоснежные гипсовые головы византийских императоров и облачают их в вышитые тюркскими орнаментами чехлы — лаконичный жест, обозначающий падение величайшей державы.

После драмы Константинополя была представлена «драма пространства», как назвали спектакль «Двое в твоем доме» (режиссеры Михаил Угаров, Талгат Баталов) его создатели. Двое в доме — хозяева, двое других — их «конвоиры». Спектакль — документальная история о том, как белорусский поэт Владимир Некляев, баллотировавшийся в 2010 году в президенты, оказался под домашним арестом. Четыре месяца он с супругой Ольгой провел в заточении — в собственной квартире (на заднике распечатан план «двушки» с указанием жилой площади и комнат) под надзором сотрудников госбезопасности.

Главный герой Владимир — истинный интеллигент, немного заикающийся, неуверенный в себе, но свято верящий в человека и справедливость закона. В лице Максима Курочкина эта вера в «светлое, доброе, вечное» выглядит особенно убедительно. Жена (Ирина Савицкова) — полнейший его антипод: решительная, эмоциональная, властная, не так наивна в своих суждениях о людях. Она совсем не церемонится с новыми «соседями» (ну и что, что они «власть») и всеми способами не позволяет им устанавливать свои порядки. Домашний арест оборачивается бытовой историей с курьезными эпизодами в виде кэгэбэшников (Алексей Маслодудов, Олег Каменщиков, Иван Прилль), «сербающих» на кухне водку из чайных кружек под нелепые разговоры, и супругов, вместо секса нарочито громко обсуждающих покойную кошечку. Эта комичность, счастливый исход дела (Некляева отпустили) и пенная вечеринка в финале почти заглушают ужас, который вообще-то в историю заложен. «Почти» — потому что везение: в этот раз обошлось, а если бы нет?..

На четвертый день гастролеры давали «Лира», нет, не шекспировского — клещевского. «Лир-Клещ» (режиссер Варвара Фаэр) — автобиографическая история артистки Театра. doc Марины Клещевой от истоков до сегодня: от «двойных стандартов воспитания» до двойного тюремного срока, от растущих вместе с девочкой комплексов до растущих, уже у взрослой женщины, перспектив.

История поднесена с бесконечным чувством самоиронии, даже там, где явно было не до смеха. В спектакле звучат собственные песни и стихи Клещевой времен орловской колонии. Вместе с ними — цитаты из шекспировского «Короля Лира», в котором во время второго срока ей довелось исполнить главную роль. «Король Лир» стал тогда визитной карточкой тюремного театрального кружка, а «Лир-Клещ» — коронным моноспектаклем Клещевой в Театре. doc.

Пятый день фестиваля. «Правозащитники» (режиссеры Елена Гремина, Ольга Лысак, драматург Анна Добровольская). Место действия — офис в доме № 5 по Малому Казенному, реально соседствующем со зданием театра (когда тот был на Малом Казенном, 12), в нем некогда жил первый русский правозащитник Федор Гааз.

«По-праздничному» сдвинутые столы с фруктово-колбасной нарезкой и выпивкой в одноразовой посуде, на соседнем столе — факс, то и дело выдающий отзывы о работе организации. Сотрудники (Григорий Перрель, Наргис Абдуллаева, Ольга Лысак, Марина Клещева, Константин Кожевников) растерянно слоняются по офису, но после небольшой, с выражением зачитанной биографической справки о Гаазе и первого тоста начинают диалог. Спектакль вышел абсолютно антитеатральным: весь он — разговор правозащитников, разыгранный в форме простенького офисного корпоратива. Поток реальных реплик перемежается с биографическими фактами о Гаазе и «листами из факса» и превращается в этакий экскурс по будням представителей самой неблагодарной и опасной «профессии», борющихся «за все хорошее».

Но и у хорошего есть обратная сторона. И далее речь ведется о другой всем известной профессии — сотрудник ФСБ. Проект «Твой календарь/Пытки» (режиссер Зарема Заудинова; исполнители Алексей Полихович, Егор Сковорода, Алексей «Сократ» Сутуга, Зарема Заудинова, Алина Ануфриенко) в деталях повествует о «способах общения» сотрудников полиции и ФСБ с задержанными (виновными или нет — не важно): пакет на голову, провода электрошокера к пальцам, банальное подвешивание и прочие «радости» трудовых будней госслужб. В «Пытки» вкрапляются раздирающая либо душу, либо перепонки музыка виолончели, мерцающие видеосправки о фигурантах дела и еще одна часть проекта — «Твой календарь»: между справочной информацией и демонстрацией «ласточек» и «конвертов» проектором на стену выводятся даты и соответствующие им в России праздники. Большая часть из них военные, все прочие — абсурд вроде «Дня пирожков с начинкой»: День театра перемешан с Днем артиллерии, малиновое варенье — с жертвами политических репрессий, пытки — с повседневностью. Такая вот картина современной России.

А за ближайшей границей — война. И следующий спектакль doc-марафона о ней. «Война близко» (режиссер Елена Гремина) — смесь страниц дневников луганчанина Дмитрия Бела о начале военных действий на востоке Украины, страниц текста «Ваши голоса» Марка Равенхилла о сирийских химических атаках и пьесы Елены Греминой «Помолвка», основанной на «деле крымских террористов». Все три части, безусловно, о войне, но собраны воедино как-то грубо, с резкими нелогичными переходами.

То, что заключено в первой части, дневниках, — жизнь каждого второго украинца того периода, когда важнее было не думать масштабами страны, а сохранить себя. Вот и главный герой (Николай Мулаков, Константин Кожевников) таков: несмотря ни на что пытается готовиться к выпускному дочери, откладывает деньги на ремонт, живет по инерции, в чем, кстати, похож на другого персонажа того времени — Жеку из спектакля «Донецк. 2-я площадка» Анатолия Праудина.

Герой говорит о революции в Киеве с уверенностью, что все это скоро закончится. И после аннексии думает, что скоро. Потом война врывается в его город, и вера в близкий финал исчезает. Он спасает чью-то собаку, празднует выпускной дочери «совсем не так», зачем-то ежедневно ездит в офис, пишет дневники — пережидает. И это «пережидание» тянется пятый год. За его спиной ходит Война (Григорий Перрель), разрушает дома (нарочито гремит, как во время ремонта), строит из обломков баррикады: посередине площадки, озвучивая при этом равенхилловские «сирийские сводки», воздвигает беспорядочную конструкцию из сломанных стульев. Возле/на/под эти нагромождения постоянно мостится «ватный» луганчанин: такая у человека природа — ко всему приспосабливаться.

Баррикады рушатся, воздвигаются Войной снова, и так до тех пор, пока две части спектакля не заканчиваются, не обрываются третьей — «Помолвкой». Тогда стулья рядами ставятся друг за другом, и — добро пожаловать в зал заседания по «делу крымских террористов».

«Транслируется» дело Сенцова: фигуранты, пытки, ложные показания и снова —как в «Новой Антигоне» — отсутствие справедливости, «суд оккупантов не может быть справедливым по определению». Двоих, оклеветавших режиссера, после допросов облачают в белоснежные майки с ядовито-розовой надписью «крымнаш» и принуждают дать — буквально надиктовывают — ложные показания. Первый — по сюжету Алексей Чирний (Кожевников) — покорно носит «форму», второй — Геннадий Афанасьев (Мулаков) — срывает с себя майку и отказывается от показаний, данных ранее. «Сенцов и Кольченко аплодируют». Заканчивается спектакль зачитанным последним словом Олега Сенцова с пожеланием «информированной части населения России научиться не бояться».

Не бояться ломать систему в том числе. Соображениями на этот счет Театр. doc поделился, продемонстрировав спектакль «Когда мы пришли к власти» (Елена Гремина, Михаил Угаров, Зарема Заудинова, Константин Кожевников) —"формулу идеального государства«, где Россией управляет гражданское общество.

Героев утопии пять: начальник ФСИН (Ольга Романова, Дарья Башкирова), министр культуры (Елена Ковальская), омбудсмен (Зоя Светова), министр образования (Андрей Демидов, Алексей Макаров), председатель Верховного суда (Анна Ставицкая). Стало быть, вот они — «три кита» госустройства. По каждой структуре была зачитана программа развития, после чего следовало обсуждение предложенной схемы со зрителем. Надо сказать, диалог с залом вышел довольно познавательным, местами, в силу политической ситуации, обостренным. Начиналась дискуссия с ФСИН, после слово было дано юристу и правозащитнику, завершали дискуссию министры образования и культуры.

В последний день «Фестиваля памяти» как постскриптум прозвучал лаконичный и трогательный «Миша — Лена». Текст был сложен Заремой Заудиновой из постов Греминой и Угарова в ЖЖ и Фейсбуке с 2005 по 2018 годы. Ироничные заметки Угарова, остроумные записи Греминой, вместе — безумно грустная картина реальности, где государство уничтожает художников, неугодных власти, и театр, который «апеллирует к норме».


Источник

Дата публикации

06 Декабря 2018

Другие материалы о театре и искусстве

  • Теодор Курентзис больше не худрук Пермской оперы
    21 Июня 2019

    Теодор Курентзис больше не худрук Пермской оперы

    Теодор Курентзис прекращает работу в качестве худрука Пермского театра оперы и балета.
  • Зона Е
    20 Июня 2019

    Зона Е

    Пекинский Tao Dance Theater показал одноактные балеты «4» и «8» в постановке главного китайского авангардиста Тао Е.
  • Прощальный спектакль Линь Хуайминя
    18 Июня 2019

    Прощальный спектакль Линь Хуайминя

    Хореограф Лин Хвай-Мин представил свой прощальный спектакль на Чеховском фестивале.
  • Только спички оставьте
    17 Июня 2019

    Только спички оставьте

    «Вано и Нико» Роберта Стуруа на Чеховском фестивале.
  • Эдуард Кочергин получил Платоновскую премию
    14 Июня 2019

    Эдуард Кочергин получил Платоновскую премию

    Церемония вручения Платоновской премии прошла в Воронеже на IX Платоновском фестивале искусств.
  • Театральные экзерсисы
    13 Июня 2019

    Театральные экзерсисы

    Международный фестиваль уличных спектаклей "Театральные экзерсисы" откроется в Пензе 14 сентября.
  • Вход свободный
    12 Июня 2019

    Вход свободный

    Репетиции спектаклей впервые представят в московских парках. Они продлятся до 22 августа.
  • Сны cпящей красавицы
    11 Июня 2019

    Сны cпящей красавицы

    Диана Вишнева исполнит главную роль в шоу «Сны Спящей красавицы» осенью 2019 года вместе с солистом Штутгартского балета.
  • Снег и прах
    10 Июня 2019

    Снег и прах

    Спектакли Саймона Стоуна в России.
  • Член аглицкого клуба
    10 Июня 2019

    Член аглицкого клуба

    В «Новой опере» состоялась премьера английского «Пушкина».
  • Вано и Нико
    09 Июня 2019

    Вано и Нико

    Роберт Стуруа представит 8 и 9 июня в программе Чеховского фестиваля спектакль "Вано и Нико", поставленный по книге рассказов Эрлома Ахвледиани.
  • Средство Макропулоса
    07 Июня 2019

    Средство Макропулоса

    22 и 25 сентября в Цюрихском оперном театре пройдет премьера оперы Леоша Яначека «Средство Макропулоса» в постановке Дмитрия Чернякова.
  • Древо российского театра
    06 Июня 2019

    Древо российского театра

    Театральный музей имени Бахрушина посадил «Древо российского театра» в день рождения Пушкина.
  • Булгаков и пустота
    05 Июня 2019

    Булгаков и пустота

    Сергей Женовач поставил «Бег» в МХТ.
  • Завершился XIII Дягилевский фестиваль
    04 Июня 2019

    Завершился XIII Дягилевский фестиваль

    Теодор Курентзис провел в Перми очередной Дягилевский фестиваль.
  • «Пер Гюнт»: демо версия
    03 Июня 2019

    «Пер Гюнт»: демо версия

    В Театре Вахтангова прошли предпоказы нового спецтакля Юрия Бутусова спектакля «Пер Гюнт».
  • Платоновский фестиваль открылся в Воронеже
    02 Июня 2019

    Платоновский фестиваль открылся в Воронеже

    Международный Платоновский фестиваль искусств открылся в Воронеже воздушным шоу испанского театрального коллектива "Grupo Puja!".
  • Нелюбовь
    01 Июня 2019

    Нелюбовь

    «Чайка» в «Мастерской Петра Фоменко» в постановке Кирилла Пирогова.
  • «Туганлык» назвал лауреатов
    31 Мая 2019

    «Туганлык» назвал лауреатов

    С 23 по 30 мая в Уфе проходил VII Международный фестиваль тюркоязычных театров «Туганлык».
  • Завершился Фестиваль театров малых городов России
    31 Мая 2019

    Завершился Фестиваль театров малых городов России

    В Камышине подошел к концу XVII театральный фестиваль.
  • Europe is lost
    29 Мая 2019

    Europe is lost

    «Буря» в постановке Йетте Штекель (Театр «Талия», Гамбург) на Чеховском фестивале.
  • Отлично, Константин
    28 Мая 2019

    Отлично, Константин

    Режиссер Константин Богомолов назначен новым художественным руководителем Московского драматического Театра на Малой Бронной.
  • Benois de la Danse 2019
    23 Мая 2019

    Benois de la Danse 2019

    Церемония вручения международного балетного приза Benois de la Danse состоялась на Исторической сцене Большого театра 21 мая 2019 года.
  • За заслуги перед Отечеством
    22 Мая 2019

    За заслуги перед Отечеством

    Сердечно поздравляем заслуженного работника культуры города Оренбурга Павла Леонидовича Церемпилова с награждением медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.
  • Китайская головоломка
    17 Мая 2019

    Китайская головоломка

    В Москве открылся Чеховский фестиваль.
  • Чеховские мотивы
    17 Мая 2019

    Чеховские мотивы

    12 сентября на малой сцене Русского театра Эстонии пройдет премьера спектакля «Дом Прозоровых. Сорок лет спустя» по мотивам Чехова. Автор идеи и режиссер — худрук Vene Teater Филипп Лось.
  • Сад, где прыгают гимнасты
    17 Мая 2019

    Сад, где прыгают гимнасты

    На Второй сцене БДТ, в Каменноостровском театре, 22 и 23 мая пройдет премьера перформанса Владислава Наставшева «Сад, где прыгают гимнасты».
  • Новый фильм Серебренникова
    16 Мая 2019

    Новый фильм Серебренникова

    Режиссер Кирилл Серебренников снимет фильм по роману Алексея Сальникова "Петровы в гриппе и вокруг него".
  • Что смотреть на Чеховском фестивале
    15 Мая 2019

    Что смотреть на Чеховском фестивале

    Гастроли зарубежных театров в Москве: что посмотреть с мая по июль. Семь необычных постановок со всего мира.
  • Гамма небывалого адажио
    15 Мая 2019

    Гамма небывалого адажио

    В Петербурге идут показы программы балетов израильского хореографа Роя Ассафа. Из четырех одноактовок две – «Небелое адажио» и «Гамма» – созданы на музыку Олега Каравайчука.
  • Онегин возвращается
    14 Мая 2019

    Онегин возвращается

    С 15 по 19 мая на Исторической сцене Большого театра будет представлена новая постановка оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин».
  • Танцующие с дождем
    14 Мая 2019

    Танцующие с дождем

    Парижская опера пополнила свой репертуар балетами Пола Лайтфута, хореографа и художественного руководителя знаменитого Нидерландского театра танца.
  • Международный день танца
    29 Апреля 2019

    Международный день танца

    Обращение египетской танцовщицы, хореографа, педагога Каримы Мансур к Международному дню танца.
  • Ушла из жизни Элина Быстрицкая
    26 Апреля 2019

    Ушла из жизни Элина Быстрицкая

    Народная артистка СССР, актриса театра и кино Элина Быстрицкая умерла на 92-м году жизни.
  • "Декамерон" Серебренникова
    25 Апреля 2019

    "Декамерон" Серебренникова

    На прошлой неделе интендант берлинского Deutsches Theater Ульрих Куон и художественный руководитель Михаэль де Фифи встретились с режиссером в Москве.
  • Сумбур, месть и музыка
    24 Апреля 2019

    Сумбур, месть и музыка

    В парижской Opera Bastille прошла премьера оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» в постановке Кшиштофа Варликовского.
  • В пляс по кроличьей норе
    24 Апреля 2019

    В пляс по кроличьей норе

    В Александринском театре прошел второй спектакль фестиваля Dance Open: Балет Дортмунда представил двухактную «Алису» в постановке Мауро Бигонцетти.
  • Интендантский час
    23 Апреля 2019

    Интендантский час

    Завершившийся в Зальцбурге Пасхальный фестиваль ознаменовался не только премьерами, но и полемикой вокруг его будущего.
  • Одиночество в пути
    23 Апреля 2019

    Одиночество в пути

    Фестиваль Dance Open открылся «Зимним путем» Цюрихского балета
  • Добро должно быть с башмаками
    20 Апреля 2019

    Добро должно быть с башмаками

    Пасхальный фестиваль в Зальцбурге открыли «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера в постановке Йенса-Даниэля Херцога.
  • Волнение Фрейндлих
    19 Апреля 2019

    Волнение Фрейндлих

    Народная артистка СССР Алиса Фрейндлих исполнила главную роль на премьере в БДТ спектакля "Волнение" по пьесе Ивана Вырыпаева, которую драматург написал специально для актрисы.
  • Юбилейная маска
    18 Апреля 2019

    Юбилейная маска

    На Исторической сцене Большого театра состоялась торжественная церемония вручения Премии «Золотая Маска», которая в этом году отметила свое 25-летие.
  • Одержимые
    16 Апреля 2019

    Одержимые

    «Пианисты» в постановке Бориса Павловича (Новосибирский театр «Глобус») получил премию «Золотая маска» за лучший драматический спектакль малой формы.
  • Лицедеи
    15 Апреля 2019

    Лицедеи

    «Нам не страшен серый волк» Евгения Марчелли по пьесе Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вульф» на фестивале «Золотая маска».
  • Я и не Я
    10 Апреля 2019

    Я и не Я

    «100% Воронеж» - еще одна точка, нанесенная на карту десятилетнего проекта «100% City» немецкой компании Rimini Protokoll. Этот спектакль участвует в номинации «Эксперимент» фестиваля «Золотая маска».
  • Оптика и образ
    09 Апреля 2019

    Оптика и образ

    В конце апреля в Доме-музее Александра Николаевича Островского на Ордынке откроется выставка работ одного из лучших отечественных театральных фотографов Александра Иванишина
  • Мосгорсуд освободил Кирилла Серебренникова
    08 Апреля 2019

    Мосгорсуд освободил Кирилла Серебренникова

    Мосгорсуд освободил из-под домашнего ареста Кирилла Серебренникова, Юрия Итина и Софью Апфельбаум.
  • Сплетни роз
    04 Апреля 2019

    Сплетни роз

    Режиссер Яна Тумина номинируется на «Золотую маску» с тремя спектаклями. «Комната Герды» и «Деревня канатоходцев» уже нашли своих поклонников среди московских зрителей.
  • Реклама