Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Гастроли "Коляда-театра"

Гастроли "Коляда-театра"

Обычно провинциальные гастроли в столице ажиотажа не создают, так как велико предубеждение против нестоличного театра. Хотя в последние годы оно безосновательно: русский театр во многих регионах окреп, почувствовал самостоятельность, автономность своих художественных решений. Но это не случай "Коляда-театра": именно поэтому частный театр имеет возможность приезжать в Москву регулярно на целый месяц. На его спектаклях чувствуешь волну особой любви москвичей к этим артистам, зрители не только устраивают овации, но и взаимодействуют с артистами, дарят подарки, флешмобы. Ясно, что при всем разнообразии столичного репертуара, такой интонации, которую привозят уральцы в Москву, зрители в городе не находят.

От постановки романа Ильфа и Петрова стоило ожидать народной комедии, жанра легкого. Но не так у Коляды. Безусловно, веселье, карнавальская смелость, улыбки социальной сатиры - все это присутствует. Он, как и многие работы Николая Коляды по классике, построен на массовых мизансценах, агрессивном кордебалете и коллективном пении. Но возникает ощущение, что окружающий мир, становящийся полем деятельности артистичных мошенников, словно доволен тем, как весело и талантливо его обвели вокруг пальца. Русский человек любит праздник, где, в отличие от будней, можно ощутить большую степень свободы. Любовь к прохиндеям Осе и Кисе - это чувство обожания тех, кто способен устроить карнавал в первые годы советской России: мошенники не дают людям заскучать. Сценография и костюмы спектакля во множестве предъявляют изображения "котиков" - это не только отсылка к детскому прозвищу Воробьянинова Киса, но и известный интернет-мем. "Двенадцать стульев" Коляды - об обществе, которое любит обманываться, становиться необидчивой жертвой мошенников, прикрывающихся котиками. Своровал Ося стул и чайную ложечку, но явление Бендера для Грицацуевой, его недосягаемая бесстыжая свобода - самое значительное событие в ее унылой жизни.

Киса Воробьянинов в исполнении Николая Коляды входит на сцену озираясь. Выглядит как хорошо поживший доктор Чехов, призрак из XIX века, он в ужасе наблюдает за дикой, орущей, танцующей нэпмановской Россией. Опростившаяся толпа горланит подблюдные песни: "Лимончики у Сони на балкончике", "С добрым утром, тетя Хая" и "Маруся отравилась" и совершенно понятно, что для человека из прошлого такая пролетарская вольница в новинку. И Воробьянинов - барин облезлый, со слабо выраженными приметами былого лоска, - в эту новую жизнь не вписывается. Говорит, что гражданин РСФСР, и тут же крестится на всякий случай. Крах для такого героя обеспечен - не только потому, что любое преступление приманивает наказание, но и потому что гонятся барин даже не за деньгами, а за вчерашним днем, и по законам комедии жизнь его вышвыривает как устаревший тип. Восставший из могилы мертвец, смотрит разочарованным и усталым взглядом.

Тамара Зимина (мадам Петухова), рассказав секрет клада, уже не покидает сцену до конца спектакля - она словно призрак Пиковой дамы или ведьма в "Макбете" - постоянно при Воробьянинове. Она взваливает на его спину ношу явно не силам: гоняться за кладом - бремя для уставшего человека, рассредоточенного, растерянного, желающего поскорее на горшок, нежели гоняться за кладом. И за Бендера старик хватается как за костыль, за мотор, к которому он привяжется прицепом.

Когда Воробьянинова играет Олег Ягодин, его решение роли еще более обострено. Киса - не только морфинист, но и самозванец, недорезанная белая гвардия, ищущая вчерашний день. Особенно удается сцена тайного сговора общества "Меча и орала": Остап Бендер, говоря об "особе, приближенной к императору", так подымает вялые руки Кисы, что они одновременно напоминают и скелет двуликой птицы на гербе старой России, и снятого с креста. Тема вдруг неожиданно остро звучит в сегодняшнем времени, когда так много сегодня ряженых "особ, приближенных к императору", монархистов, традиционалистов, экс-дворян всех мастей в цацках и без. Осколки прошлого вдруг ощутили силу и точно так же собирают фонды, используя механизмы страха и тайны. Но как только такой Киса почувствует свою мощь, он тут же демонстрирует нам прихваты опытного "полового террориста", конвертирующего это прошлое в искусство незамысловатого флирта, "кобеляжа".

Остапа играет Сергей Колесов, и эта роль сделана артистом виртуозно. Отличное владение телом, постоянное присутствие в игре, подпрыгивающий гений интриги, он любитель театрального эффекта, виртуозной легкости жизни. Самозажигается, находится в стихии создания бесконечного текста, полотна жизнетворчества. Колесов - энергетический центр спектакля, закручивающий мир вокруг себя. Коляда изобретает для него клич: "Апропендос!" - словечко, которое может означать все, что угодно, от восторга до негодования.

И все же ничто не сравниться с финалом, опрокидывающим радостно-советскую разоблачительную позицию Ильфа и Петрова. Отсмеявшись над приключениями Оси и Кисы, Коляда дает своему герою осмотреться и осознать свою жизнь. И буквально сравнить себя с "мощным стариком". Воробьянинов подходит к стенам клуба, выстроенном на его наследство, и гладит их, прикасается к планшету сцены, выходит к зрителю, вглядывается в зал. Оживляет задушенного Бендера - ведь мы в театре, который есть машинка для реализации желаний, где возможно все, что невозможно в жизни.

Коляда выходит на мощнейшую коду. Создатель самого известного частного театра в России, теперь уже в Москве строящий свое четвертое здание, меценат для самого себя, драматург Николай Коляда рассказывает зрителю о собственной жизни, потраченной на театр, расстраченной для искусства. Если бы не тратил свои капиталы от постановок пьес, купался бы в золоте, но остался бедным Буратино - зато с театриком и окруженный учениками, которых вывел в люди. Единственное, во что стоит вкладывать деньги, - театр. Единственное место, где деньги окупаются, - театр. Жизнь распорядилась правильно и мудро. Но вот наступает время последней сцены, и Коляда - Киса - сам укладывается в ящик для реквизита как в гроб, который засыпают театральным хламом. Художник все роздал, ничего больше не осталось. Театр существует, но, помимо театра, жизни нет.

Веселый спектакль "Двенадцать стульев" оказывается исповедью о прожитой жизни, где радость обретения короткого счастья сопряжена с горечью постоянных потерь и невзгод театральной судьбы.

Павел Руднев

Дата публикации

05 Февраля 2018

Другие материалы о театре и искусстве

  • Путешествие в Реймс
    14 Декабря 2018

    Путешествие в Реймс

    На Исторической сцене Большого театра состоялась премьера главной новинки сезона — «Путешествия в Реймс» Джоаккино Россини в постановке Дамиано Микьелетто и Тугана Сохиева.
  • Последняя гастроль
    13 Декабря 2018

    Последняя гастроль

    На фестиваль NET приехал спектакль Кристофа Марталера «Мы берем это на себя». Московские гастроли стали последним его показом — после этого постановка уходит из репертуара цюрихского «Шаушпильхауса».
  • Золотое жюри
    13 Декабря 2018

    Золотое жюри

    Союз театральных деятелей России утвердил состав жюри итогового фестиваля-конкурса Российской национальной театральной премии "Золотая маска" — 2019.
  • К столетию Солженицына
    12 Декабря 2018

    К столетию Солженицына

    В бывшем Камерном музыкальном театре имени Покровского, недавно вошедшем в состав Большого, состоялась первая премьера сезона: оперу «Один день Ивана Денисовича» Александра Чайковского поставил Георгий Исаакян.
  • 240 лет "Ла Скала"
    12 Декабря 2018

    240 лет "Ла Скала"

    Оперный театр «Ла Скала» проведет выставку «Великолепная фабрика: от Пьермарини до Ботты», посвященную 240-летию с момента открытия театра.
  • Девять часов в Макондо
    11 Декабря 2018

    Девять часов в Макондо

    15, 16, 22 и 23 декабря в Студии театрального искусства Егор Перегудов представит девятичасовой спектакль "Один день в Макондо".
  • Робот по имени Жанна
    10 Декабря 2018

    Робот по имени Жанна

    В премьерном спектакле "Лолита/Жанна д'Арк" театра "Гешер" в Тель-Авиве ведущую женскую роль исполнил робот, сделанный в России.
  • Блиц-крик
    08 Декабря 2018

    Блиц-крик

    "Мизантроп" Дмитрия Быкова и Элмара Сенькова — премьера в "Гоголь-центре".
  • Призрак бродит
    07 Декабря 2018

    Призрак бродит

    Знаменитая "Баядерка" легедарного Мариуса Петипа в берлинской постановке Алексея Ратманского.
  • Фестиваль памяти
    06 Декабря 2018

    Фестиваль памяти

    На десять дней артисты Театра. doc переместились на площадку киевского PostPlay Театра, где все эти десять дней представляли самые знаковые свои спектакли.
  • Анонс Платоновского фестиваля
    05 Декабря 2018

    Анонс Платоновского фестиваля

    В девятом Платоновском фестивале поучаствуют более 500 артистов из 12 стран. Он пройдет в Воронеже с 1 по 16 июня 2019 года.
  • Новый худрук МХАТ
    04 Декабря 2018

    Новый худрук МХАТ

    Эдуард Бояков назначен новым художественным руководителем МХАТ имени Горького. Татьяна Доронина стала президентом театра.
  • Премьерные "Любовницы"
    03 Декабря 2018

    Премьерные "Любовницы"

    23 декабря на малой сцене Театра Наций в Москве состоится премьера спектакля по роману лауреата Нобелевской премии Эльфриды Елинек «Любовницы».
  • Манифест "Барокко"
    03 Декабря 2018

    Манифест "Барокко"

    25 и 26 декабря в «Гоголь-центре» выходит премьера «Барокко» Автором спектакля, пьесы, декораций и костюмов стал Кирилл Серебренников, а осуществил его замысел на сцене режиссер Евгений Кулагин.
  • Фестиваль "Территория" едет на Сахалин
    03 Декабря 2018

    Фестиваль "Территория" едет на Сахалин

    Фестиваль - школа современного искусства "Территория. Сахалин" начинает свою работу в Южно-Сахалинске. В программу вошли спектакли, выставка, концерт, а также образовательная программа.
  • Интервью Римаса Туминаса
    03 Декабря 2018

    Интервью Римаса Туминаса

    Труппа Театра Вахтангова вернулась из Милана, где 28 и 29 ноября в рамках проекта «Русские сезоны» представила спектакль «Евгений Онегин» на сцене театра «Пикколо ди Милано» Джорджо Стрелера.
  • В главной роли – "Чёрный квадрат"
    28 Ноября 2018

    В главной роли – "Чёрный квадрат"

    В Третьяковской галерее на Крымском валу состоялась мировая премьера оперы Ильи Демуцкого «Для Чёрного квадрата». Главным героем стал оригинал картины Малевича.
  • На стыке реальностей
    28 Ноября 2018

    На стыке реальностей

    В Петербурге в семнадцатый раз была вручена Европейская Театральная Премия и в пятнадцатый раз в ее рамках – премия “Театральная реальность”.
  • Гамлет в Стамбуле
    26 Ноября 2018

    Гамлет в Стамбуле

    Театр Наций показал в Стамбуле спектакль «Гамлет/Коллаж» Робера Лепажа. Гастроли стали частью совместного проекта фестиваля «Золотая маска» и Стамбульского фестиваля искусств.
  • Лучшая пьеса года
    23 Ноября 2018

    Лучшая пьеса года

    Лучшей пьесой 2018 года в России объявлена "Горка" Алексея Житковского.
  • Ушёл Эймунтас Някрошюс
    20 Ноября 2018

    Ушёл Эймунтас Някрошюс

    Накануне своего 66-летия скончался выдающийся литовский театральный режиссёр Эймунтас Някрошюс.
  • Открытое окно в Европу
    19 Ноября 2018

    Открытое окно в Европу

    В Санкт-Петербурге вручили 17-ю Европейскую театральную премию и показали работы нынешних лауреатов. Но не всех.
  • Встреча на Невском
    16 Ноября 2018

    Встреча на Невском

    Генеральный директор Международного института театра Тобиас Бьянконе выступил на VII Санкт-Петербургском международном культурном форуме.
  • Russischer Theaterfrühling
    07 Ноября 2018

    Russischer Theaterfrühling

    С 17 по 25 ноября в Берлине пройдёт фестиваль «Российская театральная весна». В этом году фестиваль посвящен Кириллу Серебренникову...
  • Чужой
    06 Ноября 2018

    Чужой

    На сцене Учебного театра Высшей школы сценических искусств прошли двухдневные гастроли берлинского театра «Русская сцена».
  • За мыльным пузырем
    02 Ноября 2018

    За мыльным пузырем

    А. Волошина. «Человек из рыбы». Режиссёр Юрий Бутусов. МХТ им. Чехова
  • А завтра была революция
    01 Ноября 2018

    А завтра была революция

    Премьера спектакля «Касатка» по пьесе А.Н. Толстого в постановке народного артиста РФ Рифката Исрафилова открыла 163-й театральный сезон в Оренбургском областном драматическом театре.
  • «Золотая маска» в 25-й раз
    31 Октября 2018

    «Золотая маска» в 25-й раз

    Фестиваль-премия «Золотая маска» объявили список номинантов.
  • Премия Станиславского
    24 Октября 2018

    Премия Станиславского

    Объявлены лауреаты Международной театральной премии имени Станиславского.
  • Новые короткие пьесы
    23 Октября 2018

    Новые короткие пьесы

    "Новые короткие пьесы" французского режиссера Филиппа Декуфле завершат XIII Международный фестиваль-школу современного искусства "Территория".
  • Куклы и тени
    22 Октября 2018

    Куклы и тени

    В дни школьных каникул в Москве пройдет первый ShadowFest – Международный фестиваль театров теней.
  • Прогуляй своё тело
    22 Октября 2018

    Прогуляй своё тело

    В Москву впервые приехал хореограф, перформер, танцовщик Оливье Дюбуа
  • Малый театр скорбит
    19 Октября 2018

    Малый театр скорбит

    19 октября ушёл из жизни актёр Малого театра Дмитрий Николаевич Солодовник.
  • «Русская сцена» на русской сцене
    19 Октября 2018

    «Русская сцена» на русской сцене

    В Москву на гастроли приезжает берлинский русскоязычный театр «Русская сцена».
  • Ошибки ангелов
    15 Октября 2018

    Ошибки ангелов

    В Москве открылся XIII Международный фестиваль-школа «TERRITORIЯ»
  • Не герои геройского времени
    12 Октября 2018

    Не герои геройского времени

    В Театр им. Вахтангова в рамках программы «Большие гастроли» приехал Омский театр драмы.
  • Профессия и судьба
    04 Октября 2018

    Профессия и судьба

    2 октября в Большом зале Консерватории в четвёртый раз была вручена Общественная премия Юрия Любимова
  • Марина Давыдова отмечена спецпризом BITEF
    26 Сентября 2018

    Марина Давыдова отмечена спецпризом BITEF

    На 52-ом Международном фестивале BITEF в Белграде назвали имена лауреатов. Спецприз BITEF получил спектакль Марины Давыдовой ‘Eternal Russia’ («Вечная Россия»).
  • В Театре Российской Армии покажут "Красное колесо"
    25 Сентября 2018

    В Театре Российской Армии покажут "Красное колесо"

    В Театре Российской Армии всё готово к премьере. Спектаклем по роману Александра Солженицына «Красное колесо» 26 сентября откроется новый сезон.
  • Стартовал III Всероссийский фестиваль-конкурс любительских театров
    24 Сентября 2018

    Стартовал III Всероссийский фестиваль-конкурс любительских театров

    С 22 по 30 сентября на театральных площадках Петербурга пройдет III Всероссийский фестиваль-конкурс любительских театров «Невские театральные встречи».
  • Фестиваль "Круг света" стартует в Москве на пяти площадках
    21 Сентября 2018

    Фестиваль "Круг света" стартует в Москве на пяти площадках

    На Театральной площади для световых шоу будут задействованы фасады сразу трех театров: Большого, Малого и РАМТ. В дни фестиваля здесь продемонстрируют аллегорическую световую новеллу о Спартаке.
  • Сергей Юрский выступил в защиту Кирилла Серебренникова
    20 Сентября 2018

    Сергей Юрский выступил в защиту Кирилла Серебренникова

    Знаменитый актёр и режиссёр Сергей Юрский выступил в защиту Кирилла Серебренникова на церемонии вручения государственных наград в области культуры и искусства.
  • Во Владимире откроют памятник провинциальным артистам
    18 Сентября 2018

    Во Владимире откроют памятник провинциальным артистам

    Памятник провинциальным артистам откроют на Театральной площади Владимира 18 сентября, сообщили в пресс-службе Союза театральных деятелей России.
  • Новый главный режиссер Театра Вахтангова
    17 Сентября 2018

    Новый главный режиссер Театра Вахтангова

    Юрий Бутусов займет должность главного режиссера в Театре Вахтангова. Об этом на сборе труппы рассказали директор театра Кирилл Крок и художественный руководитель Римас Туминас.
  • Куклы всего мира в Екатеринбурге
    14 Сентября 2018

    Куклы всего мира в Екатеринбурге

    С 14 по 18 сентября в Екатеринбурге пройдет IX международный фестиваль театра кукол «Петрушка великий». Зрители смогут увидеть 19 спектаклей из 7 стран мира.
  • Худрук РГМДТ новый министр культуры Ингушетии
    14 Сентября 2018

    Худрук РГМДТ новый министр культуры Ингушетии

    Министром культуры в новом правительстве Ингушетии назначен художественный руководитель Русского государственного музыкально-драматического театра Ингушетии Микаэл Базоркин.
  • Финский фестиваль откроет сезон Большого театра
    13 Сентября 2018

    Финский фестиваль откроет сезон Большого театра

    Старейший оперный фестиваль в финском Савонлинна 14 сентября откроет сезон Большого театра на Новой сцене спектаклем "Отелло".
  • В Роттердаме стартует "Гергиев-фестиваль"
    13 Сентября 2018

    В Роттердаме стартует "Гергиев-фестиваль"

    C 13 по 16 сентября в Роттердаме пройдет "Гергиев-фестиваль", посвященный двум датам – 100-летию Роттердамского филармонического оркестра и 30-летию сотрудничества коллектива с Валерием Гергиевым,
  • Реклама