Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Интервью Римаса Туминаса

Интервью Римаса Туминаса

Римас Владимирович, «Евгения Онегина» играли на многих прославленных сценах, но что для вас значит Театр Джорджо Стрелера?

Для меня есть два режиссера – Стрелер и Эфрос. В чем-то они схожи. В чистоте, в глубине, в эстетике. Спектакль Стрелера я впервые увидел еще студентом. Я тогда, конечно, не был с ним знаком, но он поразил меня, я в него влюбился и после всю жизнь следил за его творчеством. Театр Пикколо всегда был невероятной, недосягаемой звездой, непостижимой тайной. И вот, через много лет я здесь – и стало как-то спокойно. Как будто исполнилось то, о чем я всегда мечтал и думал. Я не скажу, что мы постигли тайну – нет; но наш приезд для меня естественен: я всегда чувствовал, что так и должно случиться. Сейчас мы как будто получаем благословение, мол, не волнуйтесь, все будет хорошо.

Знаете, снег, который идет и в «Маскараде», и в «Евгении Онегине», – это из Стрелера. Помню, как после московского показа я собрал немножко с авансцены – мне было интересно, как и из чего этот снег сделан. После мы разобрались и тоже придумали свою технологию. Так что, здесь я чувствую себя как дома. Эйфории нет, но есть покой и благодарность.

На репетиции вы обсуждали с Сергеем Маковецким первую сцену: «Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей…». «Евгений Онегин» идет уже довольно давно – казалось бы, все сложилось, но вы по-прежнему добавляете новые штрихи, ищете новые интонации…

Это происходит не специально. Просто я подмечаю что-то в жизни и приношу в спектакль. Опыт подсказывает. Порой перечитываешь Пушкина, и привычная фраза вдруг начинает звучать совершенно иначе, тогда я прихожу на репетицию и делюсь этим новым смыслом с артистами. Их я тоже всегда прошу почитать накануне спектакля – чтобы вновь соприкоснуться. Все эти будни, вечная беготня – невозможно просто прийти и сыграть вот так, сходу. Надо прежде успокоиться, сосредоточиться, вникнуть. И я чувствую, что актеры и сами испытывают такую потребность, потому что все притирается, покрывается пылью. А пыль надо чистить.

Я считаю, актеров нужно не заставлять, не изводить дисциплиной, а постоянно подпитывать. Как и себя. Это необходимо, чтобы спектакль оставался живым. Зачастую мы сами разваливаем спектакли. Мы – не время. Своим безволием, безответственностью, усталостью… Человек по природе своей ленив и рад себя обманывать. Но обман должен быть только художественный.

«Евгения Онегина» уже показывали на итальянской земле. Какие на этот раз у вас ощущения от зала, от публики?

Я был уверен, что не надо будет присматриваться, приспосабливаться, пытаться почувствовать атмосферу города и людей – я заранее понимал, что получится точное попадание. Итальянцы знают цену красоте, притом раненой, выстраданной красоте, которая исходит из глубокой драматической жизни. Они настолько остро чувствуют правду и ложь, что очень удивляются, если ты что-то скрываешь от них: «Зачем? Мы что, не может жить открыто, просто?». Такое у них мышление, поэтому у нас даже в мыслях не было схитрить и попытаться им понравиться – напротив, мы должны были быть такими же откровенными в признании своих слабостей, своих грехов и своей силы, как и всегда. Они это очень считывают и понимают.

Итальянцы открыты всему миру: их история и культура настолько богата, что они принимают всех и со всеми делятся своими сокровищами. Мы иногда рассуждаем так: «Это наше», а они говорят: «Это наше, но, пожалуйста, приезжайте, любуйтесь, наслаждайтесь, живите». Так что есть некое магическое поле на этой земле, одно это много значит для нас.

Давайте теперь к московской жизни вернемся. Недавно вы пригласили Юрия Бутусова на должность главного режиссера. Модель худрук плюс главный ежиссер – не новая, в том числе и для Театра Вахтангова. Почему вы сочли ее необходимой?

– Это было у нас еще при Ульянове. Когда Михаил Александрович собрался уходить, он предложил мне стать худруком. История эта удивительная. Я должен был приехать к нему на переговоры. Он говорил: вот сейчас Римас согласится, и я уйду. Я действительно приехал, но не затем, чтобы согласиться, а, напротив, чтобы извиниться и сказать, что не смогу. Я только вошел и даже еще не успел поблагодарить за это безумие (мне кажется, я тогда был первым иностранцем, которого пригласили руководить драматическим театром), а Ульянов уже посмотрел на меня, как на убийцу. Вроде бы он декларировал: «Уйду, уйду», но вот наступила та самая, решающая минута, и он вздрогнул. Потом он признался, что ему стало страшно за театр. Что я буду делать? Не уволю ли всех? На следующей встрече я предложил: зачем вам уходить? Пусть я буду рабочим режиссером, а вы – худруком, который сможет говорить «да» и «нет». Он ведь и был отцом театра. Сейчас мне эта история вспомнилась.

Почему вы выбрали именно Юрия Николаевича?

Большая часть труппы, особенно молодые актеры, любят и ценят Бутусова. Им нравится и «Бег», и спектакли, которые идут в других театрах Москвы и Петербурга.

Бутусов – очень интересная личность. Он представляется мне свободным. Поэтому я думаю, он только поможет театру. Мы с ним очень разные, но противоречия в этом нет. Я понимаю, что он делает, и мне это интересно, я бы так не смог. Он как доктор, с которым можно поделиться своими болями, к которому стоит прислушаться.

У Бутусова есть обязанности перед МХТ, но мне кажется, важно иметь дом, иметь базу. С другой стороны, его присутствие освежит театр. Конечно, оно внесет и интригу. Но куда без интриги? Жизнь покажет, но, вообще-то, мы относимся друг к другу спокойно – и с юмором, конечно. Я не вижу перспектив, чтобы мы могли разойтись по творческим причинам. Надеюсь, жизнь театра по-прежнему будет красивой и интересной.

Над чем теперь работает Юрий Николаевич?

Пока у нас есть сомнения по поводу материала, но мы должны будем разрешить их до Нового года. Сейчас ищем название.

– А вы сами на чем сосредоточились?

– На Толстом. Озвучил на сборе труппы «Войну и мир», а сам думаю: «Может, не надо?». Быть может, я немножко безответственно сказал. Но, с другой стороны, а что еще? Чехов, Пушкин, Софокл… Конечно, есть и другие гениальные произведения: «Божественная комедия» Данте, «Фауст» Гёте… Но как-то, знаете, привязалось. Так что я теперь уже вынужден.

Не нужно тратить жизнь впустую. Надо выбирать значительные вещи. Театр этого достоин. Да, может не получиться, но от этого никто не застрахован. Провалимся, не провалимся – не знаю, но время зря не пройдет. Не потеряем, а только приобретем. Но думаю и надеюсь – что-то прозвучит.

Сейчас главное – работа с текстом. Долгий подготовительный период. Это ведь не пьеса, в которой можно распределить роли, найти тему и пуститься с актерами в путешествие. Это огромный роман, и на него нужно время.

– У Театра Вахтангова теперь уже шесть площадок, вы активно приглашаете молодых режиссеров. Что вы им обычно говорите, как настраиваете?

– Одно говорю: забудьте себя. Не пытайтесь себя выразить. Кто вас об этом просил? Выразите другого. В театре все как в жизни – надо заниматься не собой, а пытаться понять ближнего. Хотя это очень трудно: театр – соблазнительная вещь. Непросто отказаться от своих амбиций и желаний, от будущего блеска и успеха. Но нет. Не себя – другого. Раскрыть другого, служить другому. Тогда и ты станешь собой. Никогда не считай себя первым.

И еще одно: в сегодняшнем безумии мира мы должны вернуться к слову, к звучанию поэзии. В слове есть и образ, и смысл. Нужно вдумчиво и постоянно открывать его. Иногда образы и мысли становятся нам неподвластны. Вот сейчас мы играем спектакль «Евгений Онегин» – и как будто кто-то указывает нам путь. Наверное, Пушкин ведет нас по своему роману…


Источник

Дата публикации

03 Декабря 2018

Другие материалы о театре и искусстве

  • Война еще началась
    22 Марта 2019

    Война еще началась

    25 марта на сцене Литовского драмтеатра уникальный латышский спектакль на русском языке «TWHYS. The war hasn‘t started yet. Война еще не началась» в постановке Леры Сурковой по одноименной пьесе Михаила Дурненкова.
  • Легкий воздух нулевых
    21 Марта 2019

    Легкий воздух нулевых

    Спектакль «Зоя» Екатеринбургского танцевального театра «Фора».
  • Долгожданная неожиданность
    20 Марта 2019

    Долгожданная неожиданность

    В Амстердаме прошел IV фестиваль OFF — Opera Forward Festival. Премьеры Дьёрдя Куртага и Джона Адамса в Нидерландской опере.
  • Крестный отец оттепели
    19 Марта 2019

    Крестный отец оттепели

    Антон Долин — памяти режиссера Марлена Хуциева.
  • Диктатура партитуры
    19 Марта 2019

    Диктатура партитуры

    Оперы Александра Маноцкова на «Золотой маске».
  • Недалекое плавание
    14 Марта 2019

    Недалекое плавание

    На сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Воронежский театр оперы и балета представил постановку Юрия Бурлаки — балет «Корсар» в трех актах с прологом и эпилогом, выдвинутый в пяти номинациях.
  •  «Русалка» Дворжака в Большом
    13 Марта 2019

    «Русалка» Дворжака в Большом

    В «Русалке» Большой театр вывел на сцену немоту. Режиссер Тимофей Кулябин использовал свой любимый прием, сполоснув его водичкой и музыкой Дворжака.
  • Вавилон и ООН
    11 Марта 2019

    Вавилон и ООН

    Кирилл Серебренников, продолжая оставаться под домашним арестом, 10 марта выпустил еще одну премьеру – «Набукко» Верди в Штаатсопере Гамбурга.
  • Ушел Владимир Этуш
    10 Марта 2019

    Ушел Владимир Этуш

    Не дожив трех лет до 100-летнего юбилея, ушел Владимир Этуш. Легенда театра и кино. Ветеран Великой Отечественной. Знаменитый ректор «Щуки». Кумир миллионов зрителей. И просто человек, которого любили.
  • Бенуа-2019 в Большом
    07 Марта 2019

    Бенуа-2019 в Большом

    21 и 22 мая на Исторической сцене Большого Театра России в 27-й раз пройдет Международный балетный Фестиваль «Бенуа де ла Данс». Зрители увидят самые яркие работы в области танца со всего мира
  • Ушла Майя Туровская
    06 Марта 2019

    Ушла Майя Туровская

    На 95-м году жизни в Мюнхене скончалась Майя Туровская - киновед, кинокритик, культуролог, писатель, драматург, великолепный знаток мирового кинопроцесса и человек безупречной профессиональной репутации.
  • 10 интригующих премьер
    05 Марта 2019

    10 интригующих премьер

    В Театре наций — новый спектакль Rimini Protokoll, в Театре Романа Виктюка — новый «Мелкий бес», Тимофей Кулябин ставит «Русалку» Дворжака в Большом, а Марк Розовский делает мюзикл по произведениям Конан Дойла.
  • Ваш билет, пожалуйста!
    04 Марта 2019

    Ваш билет, пожалуйста!

    На сцене Высшей школы сценических искусств состоялась премьера спектакля «Проводница».
  • Танцующая под дождем
    01 Марта 2019

    Танцующая под дождем

    В парижском театре Шайо состоялись гастроли танцспектаклей «Compact» и «Diagnostic F20.9» в постановке и исполнении Жан Галлуа — молодого хореографа, которой во Франции прочат большое будущее.
  • Опера строгого режима
    27 Февраля 2019

    Опера строгого режима

    Знаменитый маэстро и музыкальный руководитель Баварской государственной оперы Кирилл Петренко впервые продирижировал «Фиделио» Бетховена.
  • Ушел из жизни Андрейс Жагарс
    27 Февраля 2019

    Ушел из жизни Андрейс Жагарс

    Знаменитому театральному режиссеру, актеру, продюссеру и экс-директору Латвийской национальной оперы было 60 лет.
  • Минифест немецкой драмы
    26 Февраля 2019

    Минифест немецкой драмы

    Четыре новосибирских театра объединились, чтобы впервые презентовать новые немецкоязычные пьесы из антологии «ШАГ-5» для аудитории Сибири и Дальнего Востока.
  • "Хованщина" в Милане
    26 Февраля 2019

    "Хованщина" в Милане

    В миланском театре Ла Скала 27 февраля под руководством народного артиста России Валерия Гергиева состоится премьера оперы Модеста Мусоргского "Хованщина".
  • "Вечная Россия" в Вильнюсе
    25 Февраля 2019

    "Вечная Россия" в Вильнюсе

    В Вильнюсе с 12 по 14 апреля в рамках фестиваля "Утопические реальности" будет 8 раз показан спектакль Марины Давыдовой "Eternal Russia" ("Вечная Россия"), созданный в берлинском театре Hebbel am Ufer
  • Рейтинг театральных городов России
    25 Февраля 2019

    Рейтинг театральных городов России

    Аналитическое агентство ТурСтат составило рейтинг театральных городов России. В первую пятерку вошли Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань и Новосибирск.
  • Русская война Пекторалиса
    24 Февраля 2019

    Русская война Пекторалиса

    7, 8, 17 и 29 марта на сцене Московском театре Олега Табакова (сцена на Сухаревской) сыграют премьеру спектакля «Русская война Пекторалиса» в постановке Сергея Пускепалиса.
  • Объявлен шорт-лист VI Международного фестиваля моноспектаклей «МОНОfest»
    24 Февраля 2019

    Объявлен шорт-лист VI Международного фестиваля моноспектаклей «МОНОfest»

    Более полусотни спектаклей были представлены во время заявочного периода на суд экспертов фестиваля «МОНОfest». По результатам экспертного отбора в шорт-лист фестиваля попали 11 постановок.
  • Богомолов замахнулся на Булгакова
    22 Февраля 2019

    Богомолов замахнулся на Булгакова

    В Петербургском театре «Русская антреприза» имени Андрея Миронова готовится к постановке спектакль «Иван Васильевич» по пьесе Михаила Булгакова. Над ним работает Константин Богомолов.
  • Сны как предчувствие
    22 Февраля 2019

    Сны как предчувствие

    Пермский театр оперы и балета показал на фестивале «Золотая маска» «Щелкунчика» хореографа Алексея Мирошниченко.
  • Гид по классике
    21 Февраля 2019

    Гид по классике

    Чехов, Гоголь и Толстой: где посмотреть любимую классику. Самые главные произведения русских писателей на самых больших площадках страны.
  • Дьявольская премьера
    20 Февраля 2019

    Дьявольская премьера

    На основной сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко впервые за 30 лет поставили оперу нашего современника — «Влюбленный дьявол» Александра Вустина.
  • Богомолов на Таганке
    15 Февраля 2019

    Богомолов на Таганке

    Премьера в Театре на Таганке спектакля Константина Богомолова «Теллурия», поставленного по роману Владимира Сорокина.
  • Влюбленный дьявол
    15 Февраля 2019

    Влюбленный дьявол

    Премьера единственной оперы российского композитора Александра Вустина "Влюбленный дьявол" на сцене Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.
  • «Баядерка» возрождается
    13 Февраля 2019

    «Баядерка» возрождается

    На сцене Немецкой государственной оперы завершились премьерные показы главного спектакля балетного сезона — «Баядерки» Петипа, восстановленной Алексеем Ратманским по архивным документам.
  • Сакральный танец
    13 Февраля 2019

    Сакральный танец

    Приглашенный солист Баварского балета Сергей Полунин представит в Мариинском театре спектакль Sacre, поставленный японской танцовщицей и хореографом Юкой Оиши на музыку "Весны священной" Игоря Стравинского.
  • Совершенно невероятное событие
    11 Февраля 2019

    Совершенно невероятное событие

    6 марта на сцене Театрального центра «На Страстном» будет сыгран первый спектакль московского «Театра Новых Пьес» под руководством Николая Коляды «Женитьба или совершенно невероятное событие».
  • На вешалке крылья не мять
    08 Февраля 2019

    На вешалке крылья не мять

    В Театральном музее имени Бахрушина открылась персональная выставка театрального художника Юрия Кононенко «На вешалке крылья не мять», приуроченная к 80-летию со дня рождения автора.
  • Ушел Сергей Юрский
    08 Февраля 2019

    Ушел Сергей Юрский

    Сегодня, 8 февраля, в Москве в возрасте 83 лет умер актер и режиссер театра и кино Сергей Юрский.
  • "Серебренников забросил меня в мир балета"
    07 Февраля 2019

    "Серебренников забросил меня в мир балета"

    Интервью Ильи Демуцкого, автора музыки к балету «Анна Каренина», премьера которого в постановке Юрия Посохова пройдет в Чикаго 13 февраля.
  • Фрески социализма
    06 Февраля 2019

    Фрески социализма

    Башкирский драматический театр им. М. Гафури показал в Москве спектакль «Зулейха открывает глаза», выдвинутый в шести номинациях на премию «Золотая маска».
  • Джим Керри не сыграет Воланда
    06 Февраля 2019

    Джим Керри не сыграет Воланда

    Американский актер Джим Керри не сыграет Воланда в мюзикле "Мастер и Маргарита" в петербургском театре "ЛДМ. Новая сцена".
  • Джон Малкович возвращается в театр
    31 Января 2019

    Джон Малкович возвращается в театр

    7 июня в Театре Гаррика лондонского Вест-Энда состоится премьера спектакля «Горькая пшеница». Главного героя сыграет Джон Малкович.
  • Легкое дыхание
    30 Января 2019

    Легкое дыхание

    В Московском международном доме музыки прима-балерина лондонского Королевского балета «Ковент-Гарден» Наталья Осипова представила программу «Легкое дыхание».
  • Реконструкция воодушевления
    28 Января 2019

    Реконструкция воодушевления

    В Москве проходят гастроли спектаклей БДТ, посвященные столетию театра.
  • Башкирские гастроли
    25 Января 2019

    Башкирские гастроли

    С 4 по 6 февраля на основной сцене Театра имени А.С. Пушкина пройдут гастроли Башкирского театра драмы имени Мажита Гафури.
  • Действующие лица
    23 Января 2019

    Действующие лица

    Диана Вишнева и Ульяна Лопаткина вместе выступят на сцене Большого драматического театра имени Товстоногова в Санкт-Петербурге 25 февраля
  • Давняя мечта
    21 Января 2019

    Давняя мечта

    В 2019 году под руководством известного театрального критика Павла Руднева впервые на одном курсе Театральной школы Райкина будут вместе обучаться театроведы и драматурги.
  • БДТ в Москве
    18 Января 2019

    БДТ в Москве

    Андрей Могучий: "Мы привозим в Москву пять спектаклей. Не знаю, лучшие они или нет, но в любом случае они отражают сегодняшний день БДТ."
  • Обыкновенная история
    17 Января 2019

    Обыкновенная история

    25-й Национальный фестиваль «Золотая маска» стартовал в Москве и Перми.
  • В Берлин, в Цюрих, в Женеву
    16 Января 2019

    В Берлин, в Цюрих, в Женеву

    17 января состоится первый из десяти показов «Трёх сестёр» Тимофея Кулябина в Женеве, далее артистов «Красного факела» ждут в Берлине и Цюрихе. Большой европейский тур спектакля продлится с января по март.
  • Новый главреж
    14 Января 2019

    Новый главреж

    Главным режиссером Самарского академического театра драмы станет молодой и малоизвестный Миша Лебедев. Назначение на должность должно состояться в ближайшее время.
  • Гастроли БДТ
    11 Января 2019

    Гастроли БДТ

    С 19 по 29 января в Москве пройдут гастроли БДТ им. Товстоногова. Спектакли "Гроза", "Пьяные", "Губернатор", "Слава", "Алиса" будут сыграны на сценах МХТ им. Чехова и Малого театра.
  • Эффект Пигмалиона
    09 Января 2019

    Эффект Пигмалиона

    6 февраля 2019 года Театр балета Бориса Эйфмана сыграет премьеру "Эффект Пигмалиона" на сцене Александринского театра.
  • Реклама