В этом году исполнится 20 лет существования фестиваля «Протеатр», который аккумулирует опыт и достижения в области инклюзивного и особого театра. В нем давно уже существует конкуренция: из восьмидесяти коллективов, приславших заявку на конкурс, в афишу фестиваля отобрали пятнадцать театров-участников из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Сыктывкара, Иркутска, Перми, Череповца и Ташкента. Впрочем, спектакли – это только вечерняя часть «Протеатра», где каждое утро начинается образовательная программа. Среди ее ведущих – режиссеры Евгений Писарев и Егор Перегудов, критике Кристина Матвиенко и Ника Пархомовская, драматург Саша Денисова, актеры-клоуны Олег Билик и Илья Боязный, сценограф Галина Солодовникова и многие другие.
А открывали «Протеатр» знаменитые уже на весь мир хулиганы из Санкт-Петербургского «Упсала-цирка». Придуманный изначально как социальный проект для беспризорных и трудных подростков, этот коллектив (ровесник «Протеатра») продолжает усложнять себе задачи и вовлекать в свою семью самых разных отверженных. Так уже несколько лет в нем существует группа «Лямуров» (от французского L’amour – любовь) для детей с синдромом Дауна. «Сны Пиросмани» - вторая совместная работа «хулиганов» и «лямуров», которая родилась после работы с детьми иммигрантов и поездки в Грузию. Картины Нико Пиросмани ожили в анимационном оформлении и духе этого спектакля – точно по Окуджаве: «Что происходит с нами, когда мы смотрим сны? Художник Пиросмани выходит из стены…» Прозрачный задник, скрывающий музыкантов, становится экраном для оживших полотен Пиросмани, а его овечки и жирафы и вовсе выходят к людям. Куклы, люди, видеопроекция, музыка, трюки – важные, но не единственные составляющие этого действа, целиком замешанного на любви и взаимопомощи. Цирковые снаряды и бутафория «Снов» - то, что может найтись в любом дворе: палки, лестница, канаты, бочки, прозрачные шарики. А сама команда – дворовое братство, рожденное там, где двери никогда не закрываются, любые праздники и проводы отмечают вместе и каждому человеку найдется место за общим столом, когда «вся земля ликует, пирует и поет».
«Лямуры» включены в это действо на общих правах с «хулиганами», которые могут конкурировать с профессиональными цирковыми артистами. Они вступили на цирковую дорогу – сложную, как путь по канату, - и изо всех сил тянутся за старшими, которые, в свою очередь, ни на секунду не забывают, ради кого все эти трюки. Убери из спектакля «лямуров», их всепоглощающую радость от пребывания на сцене, - и получится просто еще одно цирковое представление, вполне художественное, но совсем не уникальное. Но именно присутствие «солнечных детей», их простодушное ликование и трепетная серьезность в том, что они делают, придают обаятельному шоу основной смысл – общности и единения: люди за столом, животные крутятся под ногами и ждут «гостинца» и всюду Бог, который в этой горной деревне Пиросмани «живет не по углам».
