Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > К столетию Солженицына

К столетию Солженицына

В бывшем Камерном музыкальном театре имени Покровского, недавно вошедшем в состав Большого, состоялась первая премьера сезона: оперу «Один день Ивана Денисовича» Александра Чайковского поставил Георгий Исаакян. Спектакль посвящен столетию со дня рождения Александра Солженицына, которое отмечается сегодня.

Камерный театр был создан Борисом Покровским в 1972 году; одним из главных событий тогда стала постановка оперы «Нос» Шостаковича, не шедшей в СССР почти полвека. В основу ее легла повесть Гоголя, что начинается со слов «Марта 25 числа случилось в Петербурге необыкновенно странное происшествие». В декабре года 2018 странное случилось и в Москве: в театре между Лубянкой и Кремлем поставили «Один день Ивана Денисовича», музыку написал Чайковский, дирижировал Солженицын. Правда от первого до последнего слова, хотя звучит фантасмагорически; как и новое название театра, которое не так легко написать: то ли Камерная сцена Большого театра имени Покровского, то ли Камерная сцена имени Покровского Большого театра.

То, что дирижером-постановщиком спектакля выступил сын писателя Игнат Солженицын, вдвойне символично. Именно его конфликт с режиссером Михаилом Кисляровым положил начало периоду междуцарствия в театре, переставшем в итоге существовать как самостоятельная творческая единица. К худу ли, к добру ли, судить трудно; в любом случае один из героев спектакля — оркестр театра под управлением Солженицына, давно не звучавший так уверенно. По сравнению с составом, игравшим на премьере «Одного дня» в Перми (2009), оркестр уменьшен, и смена масштаба опере на пользу: сцена на Никольской меньше пермской и ближе духу рассказа Солженицына, сила которого среди прочего в его компактности.

Иные инструменты автор заменил синтезаторами — например, арфу, чьи вопросительно-тоскливые переборы составляют один из лейтмотивов оперы. Александр Чайковский говорит об ее замысле как о «продолжении "Катерины Измайловой"», и в музыке «Одного дня» слышно влияние и Шостаковича, и композиторов его круга — Бориса Чайковского, Мечислава Вайнберга. Ближе к финалу, когда конвой ищет «молдавана», слышатся отголоски «Рапсодии на молдавские темы» Вайнберга, неизбежны ассоциации и с его оперой «Пассажирка». Премьера «Одного дня» в Перми (режиссером там был также Георгий Исаакян, он же соавтор либретто) состоялась до постановки «Пассажирки» в Брегенце и ее триумфального шествия по миру, хотя и после ее премьеры в Москве (2006). Так или иначе «Пассажирка», знаковая опера о лагере смерти и исторической памяти, присутствует в поле зрения авторов «Одного дня», особенно теперь, когда ее дважды поставили в России.

Два сезона назад, когда в Москве были показаны обе «Пассажирки», стало ясно: «лобовые» сценические решения — с колючей проволокой и зловещими эсэсовцами — перестают работать, а высказывания о самом важном лучше удаются, когда они обставлены символически, а не буквально. Этот прямолинейный образный ряд эксплуатировала и недавняя «Фрау Шиндлер» в МАМТе, тем удивительнее, что почти через десять лет после мировой премьеры «Одного дня» Исаакян ставит во многом тот же спектакль. Художником пермского спектакля был Эрнст Гейдебрехт, московского — Алексей Вотяков; различия, разумеется, есть, но сходства заметнее.

В первую очередь прямолинейность: на протяжении двух часов мы видим заключенных в ватниках и ушанках с нашитыми номерами. Их пение — у театра Покровского появился хор — безусловно, трогает, но картинка напоминает ту, что была десять лет и несколько «Пассажирок» назад: неизменна буквальная ее составляющая, едва ли стала глубже символическая.

Впрочем, вопрос не только к авторам спектакля — как воплощать Солженицына на оперной сцене. Так, в опере «В круге первом» композитор Жильбер Ами слишком буквально следует за текстом, что слушается неважно даже на благозвучном французском. В этом «Один день» выигрышнее: чего стоит блистательно решенный Чайковским «Лагерный словарь», где хор с серьезным видом разъясняет понятия «вертухай», «кум», «качать права» — впору смеяться и плакать одновременно.

Что режет слух — мысли автора об Иване Денисовиче, вложенные в уста самого героя; но и их Захар Ковалев, исполнитель сложнейшей партии Шухова, проживает и пропевает пронзительно. Эпизодическую роль Комполка превращает в трагический этюд большой силы Герман Юкавский, один из лучших артистов театра. Другой ветеран этой сцены, Алексей Мочалов, убедителен в роли Цезаря Марковича скорее драматически, чем вокально. И до слез трогает воображаемый диалог Шухова с женой (Анна Бауман). Накануне премьеры Игнат Солженицын своими руками установил на здании театра знак проекта «Последний адрес» в память о расстрелянных жителях дома. Табличка «Последнего адреса» с именем Ивана Денисовича стала и элементом афиши, украшающей фасад на Никольской; она встречает и провожает зрителей, достраивая образный ряд спектакля.


Источник

Дата публикации

12 Декабря 2018

Другие материалы о театре и искусстве

  • Теодор Курентзис больше не худрук Пермской оперы
    21 Июня 2019

    Теодор Курентзис больше не худрук Пермской оперы

    Теодор Курентзис прекращает работу в качестве худрука Пермского театра оперы и балета.
  • Зона Е
    20 Июня 2019

    Зона Е

    Пекинский Tao Dance Theater показал одноактные балеты «4» и «8» в постановке главного китайского авангардиста Тао Е.
  • Прощальный спектакль Линь Хуайминя
    18 Июня 2019

    Прощальный спектакль Линь Хуайминя

    Хореограф Лин Хвай-Мин представил свой прощальный спектакль на Чеховском фестивале.
  • Только спички оставьте
    17 Июня 2019

    Только спички оставьте

    «Вано и Нико» Роберта Стуруа на Чеховском фестивале.
  • Эдуард Кочергин получил Платоновскую премию
    14 Июня 2019

    Эдуард Кочергин получил Платоновскую премию

    Церемония вручения Платоновской премии прошла в Воронеже на IX Платоновском фестивале искусств.
  • Театральные экзерсисы
    13 Июня 2019

    Театральные экзерсисы

    Международный фестиваль уличных спектаклей "Театральные экзерсисы" откроется в Пензе 14 сентября.
  • Вход свободный
    12 Июня 2019

    Вход свободный

    Репетиции спектаклей впервые представят в московских парках. Они продлятся до 22 августа.
  • Сны cпящей красавицы
    11 Июня 2019

    Сны cпящей красавицы

    Диана Вишнева исполнит главную роль в шоу «Сны Спящей красавицы» осенью 2019 года вместе с солистом Штутгартского балета.
  • Снег и прах
    10 Июня 2019

    Снег и прах

    Спектакли Саймона Стоуна в России.
  • Член аглицкого клуба
    10 Июня 2019

    Член аглицкого клуба

    В «Новой опере» состоялась премьера английского «Пушкина».
  • Вано и Нико
    09 Июня 2019

    Вано и Нико

    Роберт Стуруа представит 8 и 9 июня в программе Чеховского фестиваля спектакль "Вано и Нико", поставленный по книге рассказов Эрлома Ахвледиани.
  • Средство Макропулоса
    07 Июня 2019

    Средство Макропулоса

    22 и 25 сентября в Цюрихском оперном театре пройдет премьера оперы Леоша Яначека «Средство Макропулоса» в постановке Дмитрия Чернякова.
  • Древо российского театра
    06 Июня 2019

    Древо российского театра

    Театральный музей имени Бахрушина посадил «Древо российского театра» в день рождения Пушкина.
  • Булгаков и пустота
    05 Июня 2019

    Булгаков и пустота

    Сергей Женовач поставил «Бег» в МХТ.
  • Завершился XIII Дягилевский фестиваль
    04 Июня 2019

    Завершился XIII Дягилевский фестиваль

    Теодор Курентзис провел в Перми очередной Дягилевский фестиваль.
  • «Пер Гюнт»: демо версия
    03 Июня 2019

    «Пер Гюнт»: демо версия

    В Театре Вахтангова прошли предпоказы нового спецтакля Юрия Бутусова спектакля «Пер Гюнт».
  • Платоновский фестиваль открылся в Воронеже
    02 Июня 2019

    Платоновский фестиваль открылся в Воронеже

    Международный Платоновский фестиваль искусств открылся в Воронеже воздушным шоу испанского театрального коллектива "Grupo Puja!".
  • Нелюбовь
    01 Июня 2019

    Нелюбовь

    «Чайка» в «Мастерской Петра Фоменко» в постановке Кирилла Пирогова.
  • «Туганлык» назвал лауреатов
    31 Мая 2019

    «Туганлык» назвал лауреатов

    С 23 по 30 мая в Уфе проходил VII Международный фестиваль тюркоязычных театров «Туганлык».
  • Завершился Фестиваль театров малых городов России
    31 Мая 2019

    Завершился Фестиваль театров малых городов России

    В Камышине подошел к концу XVII театральный фестиваль.
  • Europe is lost
    29 Мая 2019

    Europe is lost

    «Буря» в постановке Йетте Штекель (Театр «Талия», Гамбург) на Чеховском фестивале.
  • Отлично, Константин
    28 Мая 2019

    Отлично, Константин

    Режиссер Константин Богомолов назначен новым художественным руководителем Московского драматического Театра на Малой Бронной.
  • Benois de la Danse 2019
    23 Мая 2019

    Benois de la Danse 2019

    Церемония вручения международного балетного приза Benois de la Danse состоялась на Исторической сцене Большого театра 21 мая 2019 года.
  • За заслуги перед Отечеством
    22 Мая 2019

    За заслуги перед Отечеством

    Сердечно поздравляем заслуженного работника культуры города Оренбурга Павла Леонидовича Церемпилова с награждением медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.
  • Китайская головоломка
    17 Мая 2019

    Китайская головоломка

    В Москве открылся Чеховский фестиваль.
  • Чеховские мотивы
    17 Мая 2019

    Чеховские мотивы

    12 сентября на малой сцене Русского театра Эстонии пройдет премьера спектакля «Дом Прозоровых. Сорок лет спустя» по мотивам Чехова. Автор идеи и режиссер — худрук Vene Teater Филипп Лось.
  • Сад, где прыгают гимнасты
    17 Мая 2019

    Сад, где прыгают гимнасты

    На Второй сцене БДТ, в Каменноостровском театре, 22 и 23 мая пройдет премьера перформанса Владислава Наставшева «Сад, где прыгают гимнасты».
  • Новый фильм Серебренникова
    16 Мая 2019

    Новый фильм Серебренникова

    Режиссер Кирилл Серебренников снимет фильм по роману Алексея Сальникова "Петровы в гриппе и вокруг него".
  • Что смотреть на Чеховском фестивале
    15 Мая 2019

    Что смотреть на Чеховском фестивале

    Гастроли зарубежных театров в Москве: что посмотреть с мая по июль. Семь необычных постановок со всего мира.
  • Гамма небывалого адажио
    15 Мая 2019

    Гамма небывалого адажио

    В Петербурге идут показы программы балетов израильского хореографа Роя Ассафа. Из четырех одноактовок две – «Небелое адажио» и «Гамма» – созданы на музыку Олега Каравайчука.
  • Онегин возвращается
    14 Мая 2019

    Онегин возвращается

    С 15 по 19 мая на Исторической сцене Большого театра будет представлена новая постановка оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин».
  • Танцующие с дождем
    14 Мая 2019

    Танцующие с дождем

    Парижская опера пополнила свой репертуар балетами Пола Лайтфута, хореографа и художественного руководителя знаменитого Нидерландского театра танца.
  • Международный день танца
    29 Апреля 2019

    Международный день танца

    Обращение египетской танцовщицы, хореографа, педагога Каримы Мансур к Международному дню танца.
  • Ушла из жизни Элина Быстрицкая
    26 Апреля 2019

    Ушла из жизни Элина Быстрицкая

    Народная артистка СССР, актриса театра и кино Элина Быстрицкая умерла на 92-м году жизни.
  • "Декамерон" Серебренникова
    25 Апреля 2019

    "Декамерон" Серебренникова

    На прошлой неделе интендант берлинского Deutsches Theater Ульрих Куон и художественный руководитель Михаэль де Фифи встретились с режиссером в Москве.
  • Сумбур, месть и музыка
    24 Апреля 2019

    Сумбур, месть и музыка

    В парижской Opera Bastille прошла премьера оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» в постановке Кшиштофа Варликовского.
  • В пляс по кроличьей норе
    24 Апреля 2019

    В пляс по кроличьей норе

    В Александринском театре прошел второй спектакль фестиваля Dance Open: Балет Дортмунда представил двухактную «Алису» в постановке Мауро Бигонцетти.
  • Интендантский час
    23 Апреля 2019

    Интендантский час

    Завершившийся в Зальцбурге Пасхальный фестиваль ознаменовался не только премьерами, но и полемикой вокруг его будущего.
  • Одиночество в пути
    23 Апреля 2019

    Одиночество в пути

    Фестиваль Dance Open открылся «Зимним путем» Цюрихского балета
  • Добро должно быть с башмаками
    20 Апреля 2019

    Добро должно быть с башмаками

    Пасхальный фестиваль в Зальцбурге открыли «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера в постановке Йенса-Даниэля Херцога.
  • Волнение Фрейндлих
    19 Апреля 2019

    Волнение Фрейндлих

    Народная артистка СССР Алиса Фрейндлих исполнила главную роль на премьере в БДТ спектакля "Волнение" по пьесе Ивана Вырыпаева, которую драматург написал специально для актрисы.
  • Юбилейная маска
    18 Апреля 2019

    Юбилейная маска

    На Исторической сцене Большого театра состоялась торжественная церемония вручения Премии «Золотая Маска», которая в этом году отметила свое 25-летие.
  • Одержимые
    16 Апреля 2019

    Одержимые

    «Пианисты» в постановке Бориса Павловича (Новосибирский театр «Глобус») получил премию «Золотая маска» за лучший драматический спектакль малой формы.
  • Лицедеи
    15 Апреля 2019

    Лицедеи

    «Нам не страшен серый волк» Евгения Марчелли по пьесе Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вульф» на фестивале «Золотая маска».
  • Я и не Я
    10 Апреля 2019

    Я и не Я

    «100% Воронеж» - еще одна точка, нанесенная на карту десятилетнего проекта «100% City» немецкой компании Rimini Protokoll. Этот спектакль участвует в номинации «Эксперимент» фестиваля «Золотая маска».
  • Оптика и образ
    09 Апреля 2019

    Оптика и образ

    В конце апреля в Доме-музее Александра Николаевича Островского на Ордынке откроется выставка работ одного из лучших отечественных театральных фотографов Александра Иванишина
  • Мосгорсуд освободил Кирилла Серебренникова
    08 Апреля 2019

    Мосгорсуд освободил Кирилла Серебренникова

    Мосгорсуд освободил из-под домашнего ареста Кирилла Серебренникова, Юрия Итина и Софью Апфельбаум.
  • Сплетни роз
    04 Апреля 2019

    Сплетни роз

    Режиссер Яна Тумина номинируется на «Золотую маску» с тремя спектаклями. «Комната Герды» и «Деревня канатоходцев» уже нашли своих поклонников среди московских зрителей.
  • Реклама