Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Китайская головоломка

Китайская головоломка

Старейший и мощнейший из российских фестивалей открыли китайцы. В «Аптекарском огороде» был представлен спектакль «Пионовая беседка» режиссера Ли Сяопиня и Шанхайского центра оперы куньцюй. А на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Большой театр Шанхая и Шанхайский балет показали спектакль «Эхо вечности» в постановке европейской команды во главе с хореографом Патриком Де Бана. О балетном chinoiserie рассказывает Татьяна Кузнецова.

Раз в два года Чеховский фестиваль заполоняет спектаклями московскую афишу: идет он минимум два месяца, а спектр его интересов охватывает чуть ли не все театральные жанры. В этом году фестиваль продлится до 21 июля, а в его «Мировой серии» (так называется международная программа) участвуют 22 компании с разных концов света — от Канады до Кореи. Однако главным действующим лицом на сей раз будет Китай. По случаю 70-летия установления дипломатических отношений между СССР и КНР в Москву приедут пять ведущих китайских трупп, представляющих разные жанры, формы и виды искусства: своих культурных посланцев китайцы отбирали с особой тщательностью целых три года.

Но открытие фестиваля оказалось подмоченным — в самом буквальном смысле. Первый спектакль программы — «Пионовую беседку» в жанре куньцюй, одном из основных в 600-летней китайской опере,— традиционно играют на пленэре, точнее, на воде, в естественных декорациях, поскольку сюжет представления неразрывен с природой. Московской сценой был выбран «Аптекарский огород», на канале которого построили помост, а вокруг — более полутысячи стульев для публики. И если на открытии 14 июня погода только грозила испортить праздник, то к следующему вечеру дождь уже не щадил ни именитого исполнителя Чжан Цзюня, носящего титул «артист ЮНЕСКО во имя мира», ни его прелестную партнершу Сюй Сыцзя, ни обрамлявший представление женский кордебалет Музтеатра Станиславского, ни тем более зрителей. Но самые увлеченные отважно высидели-выстояли все представление.

Куда с большим комфортом внимала шанхайскому «Эху вечности» публика Музтеатра Станиславского, заполнившая немаленький зал. Долгий двухактный сюжетный балет Патрик Де Бана поставил на музыку европейских композиторов во главе с Филипом Глассом, внедрив в мозаику партитуры японские барабаны «Кодо». Впрочем, с музыкой хореограф демонстративно не совпадает: на барабаны, например, ставит лирический дуэт, на скорбные монотонности современных авторов — боевые сцены.

В основе балета — поэма «Вечная печаль» Бо Цзюйи, чиновника-реформатора и выдающегося поэта IX века, повествующая о конфликте между любовью властелина к наложнице — красавице Ян Гуйфэй — и его долгом правителя, о бунте войск, гибели девушки, неизбывном горе императора и посмертном воссоединении любящих сердец. Прекрасную китайскую love story на театральную сцену переводила интернациональная команда, постаравшаяся сделать ее еще прекраснее.

Индонезийский сценограф Джайя Ибрахим, в прологе распахнувший сцену до кирпичей, по ходу сюжета закрыл их живописными полотнами: тускло-пурпурные колонны дворца первого акта сменил почти монохромный серо-зеленый пейзаж второго, в финале на заднике закучерявились облака вечности. Этуаль Парижской оперы, а ныне дизайнер Аньес Летестю одела исполнителей с парижским шиком — в легчайшие стилизованные костюмы самых изысканных и разнообразных расцветок, выгодно подчеркивающие амплитуду движений и скрывающие несовершенства исполнения, благодаря чему не только солисты, но и вся труппа выглядит перворазрядной.

Француз Жан-Франсуа Вазель скомпоновал либретто из фрагментов поэмы, оставив голую поэзию без всяких сюжетных одежд. Постановщик Де Бана также не счел нужным разъяснять происходящее, поэтому потустороннюю Лунную фею, своей «шопеновской» белой воздушной юбкой напоминающую Мирту из «Жизели», многие зрительницы приняли за соперницу героини и в антракте живо обсуждали ее пассивность. Вражда двух военачальников тоже казалась не связанной с претензиями к чрезмерно влюбленному императору; лишь после многолюдного сражения, когда все рядовые воины во главе с победителем стали тыкать указательным пальцем в возлюбленную повелителя, стало ясно, что дело было не в карьерных амбициях их лидеров. Гибель же героини оказалась грациознейшим из самоубийств: она обернула вокруг шеи прозрачный белый шарф, вознесла один его конец к небесам и поникла головой.

Что касается хореографии, то она полна банальностей и небогата по количеству движений, зато разнообразна по их происхождению — Патрик Де Бана явно бравирует принципиальной эклектичностью. Замедленную жестикуляцию его героев можно принять за японский буто, многократные повторы мизансцен — за американский минимализм, гладкие волны тел — за европейский contemporary, арабески и обводки из той же «Жизели» — за верность традиционной классике. Мелкие стремительные па-де-бурре на полупальцах отвечают за китайский колорит, а «цыганские» восьмерки, которые выписывает юбками женский кордебалет,— за характерный танец. Хореограф, умеющий быть приятным во всех отношениях (недаром так часто к его услугам обращаются балетные звезды, заказывающие для себя постановки), сочинил произведение в стиле chinoiserie, равно привлекательное для заказчиков-китайцев, получивших то, что они считают «настоящим европейским современным» балетом, и европейцев, полагающих, что видят подлинную восточную хореографическую поэзию. Совсем скоро Патрик Де Бана обольстит и русских клиентов: в Театре имени Сац появится его «Свадебка» в современном стиле a la russe (духовность плюс патриотизм): про безумие Нижинского и его неискоренимую любовь к родине.

Источник

Дата публикации

17 Мая 2019

Другие материалы о театре и искусстве

  • День театра online
    26 Марта 2020

    День театра online

    Такого Дня театра мир еще не отмечал. Артисты на сцене, музыканты – в оркестровой яме, все службы – на рабочих местах. А зрители приникли к экранам мониторов у себя дома. 
  • Высокие технологии танца
    16 Марта 2020

    Высокие технологии танца

    14 и 15 марта 2020 года в Инновационном культурном центре Калуги состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие современного танца в регионах» для практиков и исследователей современного танца из разных уголков страны.
  • Только пианино не бросай
    25 Февраля 2020

    Только пианино не бросай

    «Борис» по А. Пушкину. Режиссер Дмитрий Крымов. Театральное агентство «Арт-Партнер-XXI». Музей Москвы
  • Игорь Костолевский сыграл постаревшего Мирою
    18 Февраля 2020

    Игорь Костолевский сыграл постаревшего Мирою

    А. Вамиплов. «Старший сын». Режиссер Анатолий Шульев. Театр им. Маяковского
  • Колдунья Мэб в подземном переходе
    18 Февраля 2020

    Колдунья Мэб в подземном переходе

    У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Режиссер Егор Перегудов. РАМТ
  • Выживет только Арлекин
    10 Февраля 2020

    Выживет только Арлекин

    Ж.-Б. Мольер. «Lё Тартюф. Комедия». Режиссер Юрий Муравицкий. Театр на Таганке
  • Семь пятниц на неделе
    07 Февраля 2020

    Семь пятниц на неделе

    А. Саморядов, Р. Михайлов. «Сказка про последнего ангела». Режиссер Андрей Могучий. Театр Наций.
  • Свидания на Театральной 2020
    04 Февраля 2020

    Свидания на Театральной 2020

    Рязанский театр драмы открыл прием заявок на V Международный форум «Свидания на Театральной», который состоится с 16 по 22 ноября 2020 года.
  • Без дублера
    02 Февраля 2020

    Без дублера

    С 29 января по 22 марта Театральный музей имени Бахрушина представляет выставку, посвященную 75-летию Николая Караченцова.
  • Чехов: Non-fiction
    01 Февраля 2020

    Чехов: Non-fiction

    В музее-заповеднике А. П. Чехова «Мелихово» в 2020 году стартует проект лаборатории для молодых драматургов «Чехов: Non-fiction».
  • За деньги не купишь
    30 Января 2020

    За деньги не купишь

    А. Островский. «Шутники». Режиссер Евгений Марчелли. Театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина.
  • Фестиваль Анатолия Васильева
    29 Января 2020

    Фестиваль Анатолия Васильева

    С 29 января по 15 февраля в БДТ пройдет фестиваль Анатолия Васильева — гуру и живой легенды отечественного и мирового театра.
  • Преемник Рыжакова
    28 Января 2020

    Преемник Рыжакова

    Дмитрий Волкострелов назначен художественным руководителем Центра имени Мейерхольда. Обязанности директора продолжит исполнять Елена Ковальская.
  • Может, супу?
    27 Января 2020

    Может, супу?

    А. Сальников. «Петровы в гриппе». Режиссер Антон Федоров. «Гоголь-центр».
  • Золотая маска – 2020
    23 Января 2020

    Золотая маска – 2020

    Конкурсная программа ХХVI Фестиваля "Золотая маска" откроется 25 января в Москве показом мюзикла "Стиляги" Театра наций.
  • Вершки и корешки
    22 Января 2020

    Вершки и корешки

    Алексей Житковкий. «Посадить дерево». Режиссер Марина Брусникина. Театр «Практика».
  • "Волнение" БДТ в Театре наций
    21 Января 2020

    "Волнение" БДТ в Театре наций

    БДТ открыл московские гастроли спектаклем "Волнение" с Алисой Фрейндлих на Основной сцене Театра наций.
  • Выставка Галины Улановой
    18 Января 2020

    Выставка Галины Улановой

    С 18 января по 22 марта Театральный музей имени Бахрушина представляет выставку к 110-летию со дня рождения Галины Улановой.
  • За хвостом птицы-тройки
    17 Января 2020

    За хвостом птицы-тройки

    С. Клычков. «Сахарный немец». Режиссер Уланбек Баялиев. МХТ им. Чехова.
  • «Я въехал в кровь уже так далеко…»
    14 Января 2020

    «Я въехал в кровь уже так далеко…»

    У. Шекспир. «Макбет». Театр «Школа драматического искусства». Режиссер Александр Огарёв.
  • Преемник Волчек
    30 Декабря 2019

    Преемник Волчек

    Глава Театрального центра имени Мейерхольда Виктор Рыжаков назначен художественным руководителем театра «Современник».
  • Ушла из жизни Галина Волчек
    27 Декабря 2019

    Ушла из жизни Галина Волчек

    Вечером 26 декабря ушла из жизни художественный руководитель Московского театра «Современник» Галина Волчек. Ей было 86 лет.
  • Культура в опасности
    25 Декабря 2019

    Культура в опасности

    Балерины исполнили отрывок из балета Петра Чайковского «Лебединое озеро» на ступенях Оперы Гарнье в Париже в знак протеста против реформы пенсионной системы.
  • Лучшие пьесы 2019 года
    23 Декабря 2019

    Лучшие пьесы 2019 года

    Подведены итоги объединенного конкурса современной драматургии «Кульминация». Пьесой 2019 года стал «Исчезнувший велосипедист» драматурга Константина Костенко.
  • Первый Гамлет на Руси
    18 Декабря 2019

    Первый Гамлет на Руси

    Московский театр «Человек» выпустил премьеру по «Гамлету» в переводе Александра Сумарокова 1748 года.
  • Хореография документа
    17 Декабря 2019

    Хореография документа

    В российском YouTube открыт новый канал «Болит. Балет», где московские артисты создают пластические постановки по актуальным новостям.
  • Театр в сети Facebook
    16 Декабря 2019

    Театр в сети Facebook

    Компания Facebook выпустила «Путеводитель по театральному миру России», где собраны рекомендации пяти сообществ, пишущих о театре.
  • Ушла Екатерина Дурова
    13 Декабря 2019

    Ушла Екатерина Дурова

    Заслуженная артистка России Екатерина Дурова ушла из жизни в возрасте 60 лет после продолжительной болезни.
  • Леди, stuff и девочки
    12 Декабря 2019

    Леди, stuff и девочки

    На фестивале NET, на территории Завода слоистых пластиков в Санкт-Петербурге, показали мировую премьеру «Игрушек» датской компании Signa.
  • «Театральный роман»-2019
    11 Декабря 2019

    «Театральный роман»-2019

    10 декабря в «Новом Манеже» состоялась торжественная церемония вручения VI-й премии «Театральный роман»-2019.
  • Все о ее матери
    10 Декабря 2019

    Все о ее матери

    Фестиваль NET открыл для театралов Москвы и Санкт-Петербурга новое знаковое имя современного театра – Анхелику Лидделл.
  • У танца на краю
    09 Декабря 2019

    У танца на краю

    В Екатеринбурге завершился Международный фестиваль современного танца «На грани»
  • Бартошевич, великий и прекрасный
    04 Декабря 2019

    Бартошевич, великий и прекрасный

    Легендарному историку мирового театра Алексею Вадимовичу Бартошевичу исполнилось 80 лет!
  • Памяти Че Гевары
    03 Декабря 2019

    Памяти Че Гевары

    В Екатеринбурге прошла российская премьера оратории Ханса Вернера Хенце «Плот "Медузы"» в рамках пятого международного музыкального фестиваля «Евразия».
  • Мышкин-сан
    02 Декабря 2019

    Мышкин-сан

    Хореограф, танцовщик, режиссер, художник Сабуро Тэсигавара показал на сцене ТЮЗ им. Брянцева в рамках фестиваля «Дягилев P.S.» свою версию романа Достоевского «Идиот».
  • Лучшие пьесы 2019 года
    29 Ноября 2019

    Лучшие пьесы 2019 года

    Объявлен шорт-лист лучших пьес 2019 года на соискание премии "Кульминация" в области современной драматургии  
  • Вместо Курентзиса
    28 Ноября 2019

    Вместо Курентзиса

    Марат Гацалов с 1 декабря станет главным режиссером Пермского театра оперы и балета.
  • Свидания на Театральной
    26 Ноября 2019

    Свидания на Театральной

    Завершился IV Международный фестиваль спектаклей о любви «Свидания на Театральной».
  • Премия Станиславского
    25 Ноября 2019

    Премия Станиславского

    Серебренникову, Ширвиндту, Виктюку и Апфельбаум вручена Международная премия Станиславского
  • Премия Юрия Любимова
    18 Ноября 2019

    Премия Юрия Любимова

    Международная театральная премия имени Юрия Любимова была вручена в минувшую субботу выдающемуся японскому режиссеру Тадаши Судзуки в Александринском театре.
  • А вот и NET
    13 Ноября 2019

    А вот и NET

    Сегодня открывается XXI фестиваль Нового европейского театра. Впервые он проходит на два города – NET принимают Москва и Санкт-Петербург.
  • Бог тоже сирота
    05 Ноября 2019

    Бог тоже сирота

    Год без Някрошюса
  • Легко о тяжелом
    25 Октября 2019

    Легко о тяжелом

    Фестиваль «Территория», проходящий в этом году в рамках национального проекта «Культура», привез спектакль «Пять легких пьес» режиссера Мило Рау.
  • САТИРИКОНУ — 80!
    24 Октября 2019

    САТИРИКОНУ — 80!

    Михаил Швыдкой — об Аркадии и Константине Райкиных и двух разных театрах, которые они создали.
  • Тюри-пури и дружочек
    22 Октября 2019

    Тюри-пури и дружочек

    В Московском музее современного искусства в Ермолаевском переулке открылась выставка «Человек размером с дом», посвященная Дмитрию Брусникину.
  • Из Сайгона в Хошимин
    15 Октября 2019

    Из Сайгона в Хошимин

    Спектакль «Сайгон» Каролин Нгуен на фестивале «Территория», которая в 2019 году проходит в рамках Национального проекта «Культура».
  • По ту сторону иронии
    09 Октября 2019

    По ту сторону иронии

    Павел Руднев – о поставленном в БДТ Константином Богомоловым спектакле "Слава", который вскоре увидят эстонские зрители "Золотой маски".
  • Быть или не быть
    07 Октября 2019

    Быть или не быть

    Т. Уильямс. «Кошка на раскаленной крыше». Режиссер Кама Гинкас. МТЮЗ.