Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Культурные мосты Новое русское

Культурные мосты Новое русское

В начале года в Дрезденском фестивальном центре Hellerau прошла Программа современного российского театра Karussell.

Стоило дождаться этого события: представительная программа «новых русских» в знаменитом Hellerau, который был построен в 1911 году как образовательный центр в области музыки и ритма по инициативе швейцарского педагога и композитора Эмиля-Жака Далькроза. Афишу собрали Карина Шлевитт, арт-директор Hellerau с 2018 года, Йоханнес Кирстен и Мориц Лобек. Все они провели немало времени в России: и на весенних «сессиях» «золотомасочной» программы Russian Case, и за пределами Москвы, где сегодня бурно развивается новый театр. За три недели в январе в пригороде Дрездена (этот поселок для рабочих фабрики Deutsche Werkstatten придумал художник и предприниматель Карл Шмидт – как функциональный «город-сад») побывали опера Владимира Раннева и Марины Алексеевой «Проза» (Электротеатр Станиславский), «Дети солнца» Тимофея Кулябина (новосибирский «Красный факел»), «Квартира» Бориса Павловича (фонд Alma Mater, Петербург) и три спектакля театра post, «Сад» Дарьи Юрийчук, Кати Волковой и Наташи Жуковой, спектакль «147» художницы Ксении Шачневой в казанском «Углу» и «Чапаев и пустота» Максима Диденко из «Практики», новосибирский перформанс «Коромысли» Полины Кардымон и московский «Co-touch» Кристины Петровой, Кати Решетниковой и Веры Щелкиной. Художницы-активистки Дарья Серенко и Виктория Ломаско сделали инсталляционный док-проект в сотрудничестве со швейцарцем Матсом Штаубом; были выставки, лекции и дискуссии, в которых «новый русский театр» предстал в своем сегодняшнем и довольно редком обличьи – театра, создаваемого руками по большей части молодых и независимых художников. Публика «русской карусели» была честна и внимательна: скучно – уходили, смешно – как в казанском спектакле от лица женщины-писательницы – смеялись в голос, трогательно – как в «Коромыслях» – шумно вздыхали, захотелось танцевать вместе с «Диджеем Павлом» театра post и песнями 1980-х, любовно собранных Павлом Пряжко в пьесу, – встал танцевать абсолютно весь зал, радикально уничтожив границу между «актерами» и зрителями. Словом, на фоне охлаждения к России, связанного с ее внешней и внутренней политикой, русский фокус в Hellerau выглядел очень дружелюбным, симпатичным и миролюбивым жестом.

Институт Далькроза был построен архитектором Хенрихом Тессеновым в идеях итальянского режиссера и сценографа Адольфа Аппиа: со специальной системой освещения, функциональными и легко трансформируемыми залами, высокими переходами между просторными фойе и галереями. Сюда, на открытые показы оперных сочинений Далькроза, съезжались по несколько тысяч зрителей; в 1912, на «Орфея и Эвридику», приехала вся тогдашняя арт-элита, от Поля Клоделя до Макса Рейнхардта и Оскара Кокошки. Hellerau – один из примеров реально существовавшей театральной утопии, которую придумали и воплотили в жизнь люди, верившие в благотворное влияние искусства на жизнь и тело человека. Утопия прожила недолго: в 1914 году умер меценат Вольф, дававший деньги на Hellerau, Далькроз с Аппиа уехали в Швейцарию, из-за Первой мировой перестали ездить иностранные студенты.

В 1938 году центр переделали под полицейский колледж, а во время Второй мировой – под нужды СС. Когда Дрезден заняли советские войска, здесь были госпиталь и спортзал для парашютистов. На верхних этажах и сегодня сохранены батальные «панно» советских времен – на них в духе гарнизонной эстетики падают на бегу бойцы в касках, бегут медсестры и горят танки.

Возрождение центра, фасад которого украшает знак «инь-янь», произойдет только в 1996 году, после ухода советских войск из ГДР: сначала фестиваль Theater der Welt, потом центр современной музыки, Европейский центр искусств, с 2006 – резидентура DEREVO Антона Адасинского. Максим Диденко, участвовавший в программе этого года со своим спектаклем «Чапаев и Пустота», учился у Адасинского именно в Hellerau. Примерно в те же годы предприняли попытку восстановить хотя бы частично выдающуюся архитектуру Тессенова. Сегодня центр, представляющий собой по-школьному светлое и многофункциональное пространство, вокруг которого построены корпуса для работников и приглашенных художников, работает как площадка для фестивалей, программ современного танца, театра и визуальных искусств.

Как выглядит сегодняшний российский театр глазами немецких кураторов? Главным образом – как попытка аутентики, современной в средствах и точной в контакте с реальностью. Борис Павлович, сделавший проект «Квартира» с людьми с особенностями развития, занимался в Hellerau ежедневными тренингами – то есть присутствовал в своем уникальном качестве художника-педагога. Таким образом, у фестивальной публики была возможность увидеть процесс и результат, тренинг и спектакль. Кроме того, российский театр показал себя со стороны социально ответственного – довольно недавней для нас практики. Самыми большими спектаклями программы стали опера Владимира Раннева «Проза» и «Дачники» Тимофея Кулябина.

«Проза» – эстетский и экзистенциальный опыт разведения нескольких каналов, вокального, визуального, музыкального и драматического, на материале сугубо русском, повести Чехова «Степь» и рассказе Юрия Мамлеева «Жених». В драматургии «Прозы» глубоко и мрачно обнаруживается хтонический постсоветский ужас и светлая печаль исчезающего детства. Лирическая вещь Раннева и Марины Алексеевой сделана руками перфекционистов и исполнена вокально на очень высоком уровне, в чем безусловна заслуга хормейстера Арины Зверевой.

Новосибирские «Дачники» Кулябина представительствовали за весь драматический российский театр, сохраняющий психологическое русло, но обновляющий его в актуальном ключе. В расчерченной планировке квартиры живут и маются от тоски времени горьковские герои, которым режиссер вместе с очень хорошими актерами «Красного факела» попытался найти сегодняшнее соответствие.

Почти вся программа, за исключением этих двух спектаклей, представляла собой перформативный срез российского театра. «Сад» – телесное исследование гендерной природы, сочиненное Дарьей Юрийчук, Катей Волковой и Наташей Жуковой. Домашние растения в кадках и тряска разными частями тела вокруг них – ироническое постконцептуальное искусство феминистски окрашенных художниц звучало свежо в Дрездене, таких русских девушек от театра здесь еще не видели.

Про русское женское был и спектакль «147» казанского центра «Угол». Актриса Анастасия Радвогина смешно и обаятельно сыграла альтер эго казанской писательницы Радмилы Хаковой, сделавшей лайф-проект про свидания в разных точках мира и написавшей про это книгу. Немецкая публика смеялась над всеми шутками, открывающими хрупкий и незащищенный мир молодой женщины из России. Спектакль сделала художница Ксения Шачнева, это едва ли не ее режиссерский дебют, в котором угадывается желание уйти от формата и быть свободной в средствах, лаконичных, но пластичных. Немцы ликовали: в принципе, никакой разницы между девушкой из Казани, перемещающейся по миру в поисках любви, и такой же девушкой из Берлина, оказывается, нет.

Новосибирские «Коромысли» Полины Кардымон, ученицы режиссера Алексея Крикливого и начинающей перформеши, демонстрировали нашу сложную национальную идентичность – ту, к которой тщетно взывают патриоты и следы которой так трудно обнаружить в реальной, не пропагандистской жизни людей. Три девушки сидят перед зрителями и поют разные фольклорные русские песни, а за их спинами на экране появляются комментарии – как бы от лица самих героинь. В комментариях – признания о том, что они не понимают ни слова из того, что поется, что ритмически это очень сложная и далекая от нас музыка, что сюжеты этих песен дикие, хотя интересные. То есть проблематизируется непонимание, отделяющее нас сегодняшних от «исконно русских». Дезавуируется ложная «русскость», которую настойчиво продвигают из телевизора. Наконец, обнаруживается хаос в головах – ведь когда девушки вставляют в свой репертуар песню украинской «Даха Браха», их маневр не сразу распознается. Оказывается, мы на слух плохо различаем славянские языки, если они звучат в аутентичном варианте. Прекрасно придуманный перформанс Полины Кардымон точно диагностирует современное состояние умов, для которого характерно смешение, а не разделение, апатичное следование неверным лекалам, а не попытка исследовать вопрос.

Три спектакля театра post – «Поле» и «Я свободен» Дмитрия Волкострелова, и коллективное сочинение «Диджей Павел» – показали русское концептуальное, которое при этом и новое чувственное. «Диджей Павел» по аудио-пьесе Павла Пряжко, состоящей из двенадцати треков 1978 – 1983 годов рождения, был воспринят публикой как приглашение на вечеринку: с первой же песни, «Канатоходцев» Аллы Пугачевой, зал встал на ноги и растворил, как кислотой, участников-актеров «Диджея», отменив начисто границу между спектаклем и зрителем. Красивая толпа гедонистов разных поколений, молодых и взрослых немцев, помнящих что-то о старосоветском и ничего не знающих о нем, танцевала с удовольствием, которое можно наблюдать только на дискотеках, но не в театре. Как и новосибирские «Коромысли», так и питерский «Диджей» (Пряжко из Беларуси, правда) открыли чудесную возможность контакта между «русским» и европейским – причина успеха обоих проектов во многом лежит в деликатности, с которой их создатели обходятся и с контентом, и со зрителем. Немецкая публика «Диджея» откликнулась на художественный жест, придуманный умным Волкостреловым и его соавторами. Заключен этот жест в том, что ностальгический сентимент и сама реальность песен-ровесников родителей актеров театра post запаяны в концептуальную рамку «домашней вечеринки». Вместо ожидаемой иронии театр post с великим тщанием и максимально искренне слушает Михаила Боярского и Валерия Леонтьева и танцует под них так, как люди танцуют, когда на них никто не смотрит. Реальное пристутствие внутри дискотеки и было подхвачено немцами, с энергией и удовольствием. Показанный в Hellerau «Диджей Павел» стал триумфом дружбы на почве экстатического участия в межнациональной вечеринке.

Несколько дискуссий на фестивале Karussell были посвящены молодому русскому театру – независимым коллективам, работающим сегодня в разных российских городах так, как хочется им, а не начальникам. Краснодар, Москва, Питер, Казань сидели за одним столом и представительствовали за новое русское. Звучала, конечно, привычная критика в адрес менее прогрессивного старшего поколения театроведов и кураторов, или пустопорожние рассуждения о цензуре, но в целом этот разговор сложился как слепок с картины сегодняшнего российского театра. Пожалуй, сам облик этих метамодернистов или миллениалов – короче говоря, довольно молодых людей, двигающихся по пути горизонтального, полного внимания к повседневной жизни и неагрессивного искусства, был очень уместен в ситуации фестиваля в Hellerau. Немецкие кураторы хотели показать наш русский лик таким, каким его увидели – лишенным брутальности, открытым и при этом носящим специфические черты искусства, рождающегося на территории большой и сложно живущей страны. Иначе говоря – они пошли не от имиджа и не от ожиданий, а от реального впечатления, полученного из поездок, знакомств и исследований. Новое русское в Hellerau выглядело именно встречей с другим – без обязательств и навязываний, как мечтает Борис Павлович, делающий свой горизонтальный театр, чтобы прививать обществу привычку к хорошему. В этом смысле замечательно сделанная программа фестиваля в Hellerau была полезна и самим русским – посмотрите, в конце концов, какими хорошими мы можем быть.

Кристина Матвиенко

Дата публикации

22 Августа 2020

Другие материалы о театре и искусстве

  • Театральная школа – Инклюзивный театр: новый уровень взаимодействия
    19 Июля 2021

    Театральная школа – Инклюзивный театр: новый уровень взаимодействия

    5-19 июля 2021 года в Высшей школе сценических искусств прошли Курсы повышения квалификации «Управление инклюзивным театром. Устойчивое развитие: теория и практика».
  • Ни денег, ни жены
    27 Августа 2020

    Ни денег, ни жены

    «Капитал» Карла Маркса на Малой сцене Театра на Таганке
  • Актуальное имя Ян Фабр: «Хорошее искусство должно пахнуть»
    22 Августа 2020

    Актуальное имя Ян Фабр: «Хорошее искусство должно пахнуть»

    Программа праздничных мероприятий, которой Больший Драматический театр отметил в минувшем году столетний юбилей, завершилась встречей на его площадках трех театральных форумов – Театральной Олимпиады, проходившей в северной столице.
  • БДТ в 1920-е: Игра. Судьба. Контекст.
    22 Августа 2020

    БДТ в 1920-е: Игра. Судьба. Контекст.

    Эта книга открывает серию, посвященную разбитой на десятилетия истории БДТ, задуманного, как театр «трагедии, романтической драмы и высокой комедии». Десять лет, двадцать спектаклей… От первой премьеры «Короля Лира» в здании на Фонтанке, 65.
  • Другой театр «Футуроны и иноходцы»
    21 Августа 2020

    Другой театр «Футуроны и иноходцы»

    VI фестиваль «Протеатр. Международные встречи» за три вечера познакомил своих зрителей, которые уже не помещаются в проходах, с инклюзивными спектаклями из России, Индии, Бельгии, Италии и Нидерландов.
  • Выставка «Принцесса-лебедь»
    01 Мая 2020

    Выставка «Принцесса-лебедь»

    Акварельный «Портрет Г.С. Улановой в роли Одетты» Артура Фонвизина из собрания Большого театра сейчас можно увидеть на выставке «Уланова» в Бахрушинском музее. Она посвящена 110-летию со дня рождения балерины
  • Фестиваль Мал да удал
    31 Марта 2020

    Фестиваль Мал да удал

    В конце февраля 2020 в Новосибирске проходил IV Всероссийский фестиваль-конкурс камерных спектаклей «Один. Два. Три». Участвовали в нем спектакли со всей России, а в офф-программе была заявлена еще и пара иностранных перформансов.
  • День театра online
    26 Марта 2020

    День театра online

    Такого Дня театра мир еще не отмечал. Артисты на сцене, музыканты – в оркестровой яме, все службы – на рабочих местах. А зрители приникли к экранам мониторов у себя дома. 
  • Высокие технологии танца
    16 Марта 2020

    Высокие технологии танца

    14 и 15 марта 2020 года в Инновационном культурном центре Калуги состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие современного танца в регионах» для практиков и исследователей современного танца из разных уголков страны.
  • Только пианино не бросай
    25 Февраля 2020

    Только пианино не бросай

    «Борис» по А. Пушкину. Режиссер Дмитрий Крымов. Театральное агентство «Арт-Партнер-XXI». Музей Москвы
  • Игорь Костолевский сыграл постаревшего Мирою
    18 Февраля 2020

    Игорь Костолевский сыграл постаревшего Мирою

    А. Вамиплов. «Старший сын». Режиссер Анатолий Шульев. Театр им. Маяковского
  • Колдунья Мэб в подземном переходе
    18 Февраля 2020

    Колдунья Мэб в подземном переходе

    У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Режиссер Егор Перегудов. РАМТ
  • Выживет только Арлекин
    10 Февраля 2020

    Выживет только Арлекин

    Ж.-Б. Мольер. «Lё Тартюф. Комедия». Режиссер Юрий Муравицкий. Театр на Таганке
  • Семь пятниц на неделе
    07 Февраля 2020

    Семь пятниц на неделе

    А. Саморядов, Р. Михайлов. «Сказка про последнего ангела». Режиссер Андрей Могучий. Театр Наций.
  • Свидания на Театральной 2020
    04 Февраля 2020

    Свидания на Театральной 2020

    Рязанский театр драмы открыл прием заявок на V Международный форум «Свидания на Театральной», который состоится с 16 по 22 ноября 2020 года.
  • Без дублера
    02 Февраля 2020

    Без дублера

    С 29 января по 22 марта Театральный музей имени Бахрушина представляет выставку, посвященную 75-летию Николая Караченцова.
  • Чехов: Non-fiction
    01 Февраля 2020

    Чехов: Non-fiction

    В музее-заповеднике А. П. Чехова «Мелихово» в 2020 году стартует проект лаборатории для молодых драматургов «Чехов: Non-fiction».
  • За деньги не купишь
    30 Января 2020

    За деньги не купишь

    А. Островский. «Шутники». Режиссер Евгений Марчелли. Театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина.
  • Фестиваль Анатолия Васильева
    29 Января 2020

    Фестиваль Анатолия Васильева

    С 29 января по 15 февраля в БДТ пройдет фестиваль Анатолия Васильева — гуру и живой легенды отечественного и мирового театра.
  • Преемник Рыжакова
    28 Января 2020

    Преемник Рыжакова

    Дмитрий Волкострелов назначен художественным руководителем Центра имени Мейерхольда. Обязанности директора продолжит исполнять Елена Ковальская.
  • Может, супу?
    27 Января 2020

    Может, супу?

    А. Сальников. «Петровы в гриппе». Режиссер Антон Федоров. «Гоголь-центр».
  • Золотая маска – 2020
    23 Января 2020

    Золотая маска – 2020

    Конкурсная программа ХХVI Фестиваля "Золотая маска" откроется 25 января в Москве показом мюзикла "Стиляги" Театра наций.
  • Вершки и корешки
    22 Января 2020

    Вершки и корешки

    Алексей Житковкий. «Посадить дерево». Режиссер Марина Брусникина. Театр «Практика».
  • "Волнение" БДТ в Театре наций
    21 Января 2020

    "Волнение" БДТ в Театре наций

    БДТ открыл московские гастроли спектаклем "Волнение" с Алисой Фрейндлих на Основной сцене Театра наций.
  • Выставка Галины Улановой
    18 Января 2020

    Выставка Галины Улановой

    С 18 января по 22 марта Театральный музей имени Бахрушина представляет выставку к 110-летию со дня рождения Галины Улановой.
  • За хвостом птицы-тройки
    17 Января 2020

    За хвостом птицы-тройки

    С. Клычков. «Сахарный немец». Режиссер Уланбек Баялиев. МХТ им. Чехова.
  • «Я въехал в кровь уже так далеко…»
    14 Января 2020

    «Я въехал в кровь уже так далеко…»

    У. Шекспир. «Макбет». Театр «Школа драматического искусства». Режиссер Александр Огарёв.
  • Преемник Волчек
    30 Декабря 2019

    Преемник Волчек

    Глава Театрального центра имени Мейерхольда Виктор Рыжаков назначен художественным руководителем театра «Современник».
  • Ушла из жизни Галина Волчек
    27 Декабря 2019

    Ушла из жизни Галина Волчек

    Вечером 26 декабря ушла из жизни художественный руководитель Московского театра «Современник» Галина Волчек. Ей было 86 лет.
  • Культура в опасности
    25 Декабря 2019

    Культура в опасности

    Балерины исполнили отрывок из балета Петра Чайковского «Лебединое озеро» на ступенях Оперы Гарнье в Париже в знак протеста против реформы пенсионной системы.
  • Лучшие пьесы 2019 года
    23 Декабря 2019

    Лучшие пьесы 2019 года

    Подведены итоги объединенного конкурса современной драматургии «Кульминация». Пьесой 2019 года стал «Исчезнувший велосипедист» драматурга Константина Костенко.
  • Первый Гамлет на Руси
    18 Декабря 2019

    Первый Гамлет на Руси

    Московский театр «Человек» выпустил премьеру по «Гамлету» в переводе Александра Сумарокова 1748 года.
  • Хореография документа
    17 Декабря 2019

    Хореография документа

    В российском YouTube открыт новый канал «Болит. Балет», где московские артисты создают пластические постановки по актуальным новостям.
  • Театр в сети Facebook
    16 Декабря 2019

    Театр в сети Facebook

    Компания Facebook выпустила «Путеводитель по театральному миру России», где собраны рекомендации пяти сообществ, пишущих о театре.
  • Ушла Екатерина Дурова
    13 Декабря 2019

    Ушла Екатерина Дурова

    Заслуженная артистка России Екатерина Дурова ушла из жизни в возрасте 60 лет после продолжительной болезни.
  • Леди, stuff и девочки
    12 Декабря 2019

    Леди, stuff и девочки

    На фестивале NET, на территории Завода слоистых пластиков в Санкт-Петербурге, показали мировую премьеру «Игрушек» датской компании Signa.
  • «Театральный роман»-2019
    11 Декабря 2019

    «Театральный роман»-2019

    10 декабря в «Новом Манеже» состоялась торжественная церемония вручения VI-й премии «Театральный роман»-2019.
  • Все о ее матери
    10 Декабря 2019

    Все о ее матери

    Фестиваль NET открыл для театралов Москвы и Санкт-Петербурга новое знаковое имя современного театра – Анхелику Лидделл.
  • У танца на краю
    09 Декабря 2019

    У танца на краю

    В Екатеринбурге завершился Международный фестиваль современного танца «На грани»
  • Бартошевич, великий и прекрасный
    04 Декабря 2019

    Бартошевич, великий и прекрасный

    Легендарному историку мирового театра Алексею Вадимовичу Бартошевичу исполнилось 80 лет!
  • Памяти Че Гевары
    03 Декабря 2019

    Памяти Че Гевары

    В Екатеринбурге прошла российская премьера оратории Ханса Вернера Хенце «Плот "Медузы"» в рамках пятого международного музыкального фестиваля «Евразия».
  • Мышкин-сан
    02 Декабря 2019

    Мышкин-сан

    Хореограф, танцовщик, режиссер, художник Сабуро Тэсигавара показал на сцене ТЮЗ им. Брянцева в рамках фестиваля «Дягилев P.S.» свою версию романа Достоевского «Идиот».
  • Лучшие пьесы 2019 года
    29 Ноября 2019

    Лучшие пьесы 2019 года

    Объявлен шорт-лист лучших пьес 2019 года на соискание премии "Кульминация" в области современной драматургии  
  • Вместо Курентзиса
    28 Ноября 2019

    Вместо Курентзиса

    Марат Гацалов с 1 декабря станет главным режиссером Пермского театра оперы и балета.
  • Свидания на Театральной
    26 Ноября 2019

    Свидания на Театральной

    Завершился IV Международный фестиваль спектаклей о любви «Свидания на Театральной».
  • Премия Станиславского
    25 Ноября 2019

    Премия Станиславского

    Серебренникову, Ширвиндту, Виктюку и Апфельбаум вручена Международная премия Станиславского
  • Премия Юрия Любимова
    18 Ноября 2019

    Премия Юрия Любимова

    Международная театральная премия имени Юрия Любимова была вручена в минувшую субботу выдающемуся японскому режиссеру Тадаши Судзуки в Александринском театре.
  • А вот и NET
    13 Ноября 2019

    А вот и NET

    Сегодня открывается XXI фестиваль Нового европейского театра. Впервые он проходит на два города – NET принимают Москва и Санкт-Петербург.