Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Леди, stuff и девочки

Леди, stuff и девочки

На фестивале NET, часть которого в этом году проходит в Санкт-Петербурге, показали мировую премьеру «Игрушек» датской компании Signa. Этот иммерсивный спектакль родился, прожил и умрет на территории Завода слоистых пластиков, успев наградить своих зрителей очень непростым и даже порой мучительным театральным опытом.

Отдельным квестом стала дорога до места спектакля – в промышленной зоне на пустыре на шоссе Революции в тех корпусах, где давно уже нет никаких слоистых пластиков, но потихоньку обживается музей стрит-арта, о чем свидетельствуют разрисованные райскими птицами и оптимистическими надписями бетонные корпуса рядом с остатками труб. Это место столь же депрессивное, сколь и позитивное, облюбовала для своего нового спектакля Сигна Серенсен-Кёстлер – создатель собственных театральных миров и провокаций – совместно с медиахудожником Артуром Кёстлером. Для участия в проекте приглашались перформеры отовсюду, к началу работы осталось около тридцати человек, которые поселились в этих городских катакомбах в условиях, приближенных к самому действу.

Сама Сигна – центр всего спектакля – играет Леди. Леди родилась болезненной девочкой в очень богатой семье. Мать, по происхождению русская, исчезла, когда девочке было пять лет, сестра погибла в автокатастрофе. Обожающий ее отец-австриец превратил жизнь единственной дочери в золотую клетку: ее постоянно лечили, оградив от жизни. «И я не знаю, что было страшнее, – мои болезни или этот плен». В сорок лет Леди потеряла отца и осталась одинокой смертельно больной обладательницей огромного состояния. Она отправилась на родину своей матери и стала собирать вокруг себя девочек, потерявших матерей в раннем возрасте. Ее подопечные («мои куколки») в будущем разделят ее огромное наследство, но не в равных долях – размер вознаграждения будет зависеть от количества баллов, которое наберут во время определенных состязаний девочки к моменту смерти Леди. Проводить соревнования (их тут называют «челленджами», калькируя с английского) ей помогает команда молодых мужчин (stuff) во главе с красивой и злобной начальницей в брючном костюме. Зрители становятся гостями девочек – то есть, в определенной степени, такими же «куколками», игрушками. Девочки могут сами выбрать себе гостей, чтобы увести их в свои домики. Малюсенькие – не развернуться – домики-кельи девочки делят на двоих-троих: ведут хозяйство, варят еду, метут бетонный пол, как могут украшают стены плакатами и игрушками. У девочек кукольные имена (Пиччи, Старлайт, Муншайн, Пэгги), «стаффы» вообще лишены имен, у них есть только номера. Девочки из кожи вон лезут, чтобы понравиться Леди, заработать побольше очков, но время идет, а Леди так и находится между жизнью и смертью, репетируя собственные похороны.

Зрителей ведут знакомиться с Леди сквозь строй девочек, поющих какой-то заунывный русский плач (иностранка с русскими корнями полюбила все русское, как, впрочем, и сама Сигна признается в любви к Достоевскому, которого с детства читал ей отец, и Кабакову). Затем выстраивают полукругом. Девочки из каждого «дома» выбирают себе «гостей» и уводят к себе. Я и две мои «партнерши» по этому спектаклю остаемся последними. Нас отбирают две девочки – блондинка Пиччи и брюнетка Старлайт – и уводят в пятый дом, который, как оказывается, на данный момент пребывает в лидерах по очкам, и задача нашей парочки – удержать победу. Их домик – самый маленький и самый теплый. Из угощения – чай, суп, водка и печенье. Девочки стараются развлекать нас рассказами. У них, как у сокамерниц, распределились внутренние роли – Пиччи старше, талантливее, наивнее, Старлайт – прозорливее и мрачнее, она хочет работать и учиться, старается руководить своей легкомысленной сосед-кой, которая ждет - не дождется наследства, чтобы рвануть в Америку и стать певицей. Они ведут с нами игру в «девочек» до полной гибели всерьез – и мы никогда не поймем, что они взяли от правды, а что от вымысла, чтобы играть свои роли. Впрочем, и мы, гости, включаясь в разговор, можем сыграть любую судьбу, а можем разоткровенничаться, как с соседом в купе.

Появляется помощница Леди, похожая на медсестру Рэдчед из «Полета над гнездом кукушки», расспрашивает нас, «гостей», хорошо ли девочки обращаются с нами. И тут же бесцеремонно проверяет гладкость рук и форму ногтей и снижает балл за неухоженные руки (в других вариантах – проверяют, как почищены зубы, как сделаны прически). В этой гремучей смеси гостеприимства и секты нам предстоит прожить ближайшие 4 часа. Для спектаклей Сигны – срок небольшой (один ее проект, ради которого в Берлине была построена целая деревня, длился 250 часов). Для зрителей – довольно непростой. Для участников, проживших в нем два месяца, – тем более.

Из домика номер пять мы собираемся смотреть первый «челлендж» – танцы. Кружение по кругу под все убыстряющийся фортепианный пассаж. Девочки крутятся, подстегиваемые криками соседок и «стаффов», пока один за другим не вылетают из круга. Последней выдерживает кружение «наша» Пиччи. Пот катится с нее градом, пошлое синтетическое платье в рюшечках (форма всех девочек) насквозь мокрое, ноги сбиты в кровь. А впереди – следующий «челлендж», реслинг. На круглой кровати Леди устраиваются настоящие бои без правил: девочки, натеревшись маслом, чтобы избежать травм, должны уложить друг друга на лопатки. «Убей ее», – вопит Леди, которую возбуждает эта злая девчачья возня с яростью, слезами и криками. Надо ли говорить, что девочки дерутся абсолютно серьезно. «Мы должны уметь за себя постоять в жизни», – деловито объясняет черноглазая Старлайт, глядя исподлобья. – «Пиччи раньше вообще не умела».

Мы ходим друг другу в гости, пьем водку под печенье, болтаем с девочками, своими и чужими, поем с ними песни, поражаясь, как быстро милые лица превращаются в отвратительные и наоборот, постигаем сложную иерархию их фальшивой дружбы, замешанной на зависти и соперничестве, и их борьбы, замешанной на взаимовыручке, без которой в этом бетонном мирке можно про-пасть. Пытаемся понять, где проходит граница между вымыслом и реальностью, на чем основана такая подлинность, точно исполнительницы роли «девочек» действительно заинтересованы в выигрыше. Наша милая Пиччи вполне расчетливо крутит роман с Семнадцатым стаффом, а он набавляет ей баллы за пение и долго целуется после выступления под улюлюканье девочек. Старлайт, как сводница, оберегает ее милое бесстыдство.

А «челленджи» становятся все страшнее. Один из них называется «утешить папу»: в наш домик заваливается стафф и требует сыграть сцену, где он безутешный вдовец, а девочки в роли дочерей должны его приласкать. «Утешение папы» очень быстро становится похожим на инцест с Пиччи, во время которого мрачная Старлайт пытается отвлечь нас разговорами. «Отличный челлендж, десять баллов», выпаливает стафф и, пыхтя, пятится из комнаты. А в другом месте стафф не удовлетворяется утешением и сильно занижает балл. В третьем девочку стафф сечет ремнем за какую-то провинность, она кричит, нас тянут прочь. В четвертом – на девочке тренируются, как совершать омовение покойника. Вопрос в том, как долго ты сможешь «играть» в чужое унижение и насилие, уговаривая себя, что таковы правила игры, ничего, мол, не поделаешь. Вопрос в том, когда ты сам взбунтуешься против участи игрушки.

Стафф опять возвращается к нам в пятый дом, чтобы сыграть в лошадок (в исполнении наших хозяек). «Лошадки» в стойле безропотно должны показывать зубы, давать погладить «морду», расчесать «гриву», угоститься морковкой. Волосы Старлайт, залитые маслом после реслинга, давно уже превратились в нечесаный ком, который стафф грубо раздирает расческой. Неожиданно срываюсь с места, отбираю у него расческу, начинаю расчесывать ее по возможности осторожно. Стафф кидает им в рот морковку, куски падают на пол, он подбирает их, предлагает нам «покормить лошадок». «С пола – ни за что», – рявкаем мы, трое гостей, чуть ли не хором. В этот момент в нас рождается какое-то единое сопротивление. И когда девочки зовут нас на последний «челлендж» – отрепетировать похороны Леди, мы устраиваем свой собственный локальный бунт: в похороны не играют. Мы оказываемся единственными бунтарями среди всех зрителей, а наши хозяйки так хотят избежать поражения, что раскачивают себя до настоящих слез. Леди ставит им высший балл за подлинность, стафф снимает очки из-за нас – мы, наша принципиальность, не дали им дойти до победы, к которой они шли уже много дней. Пиччи обнимает нас на прощание, Старлайт, не глядя на нас, орет, что у нее не было такого выбора, как у нас. Мы уходим, не попрощавшись, унося с собой этот странный, ни на что не похожий театральный и человеческий опыт, навсегда закрывая за собой дверь.

Ольга Фукс





Дата публикации

12 Декабря 2019

Другие материалы о театре и искусстве

  • Театральная школа – Инклюзивный театр: новый уровень взаимодействия
    19 Июля 2021

    Театральная школа – Инклюзивный театр: новый уровень взаимодействия

    5-19 июля 2021 года в Высшей школе сценических искусств прошли Курсы повышения квалификации «Управление инклюзивным театром. Устойчивое развитие: теория и практика».
  • Ни денег, ни жены
    27 Августа 2020

    Ни денег, ни жены

    «Капитал» Карла Маркса на Малой сцене Театра на Таганке
  • Актуальное имя Ян Фабр: «Хорошее искусство должно пахнуть»
    22 Августа 2020

    Актуальное имя Ян Фабр: «Хорошее искусство должно пахнуть»

    Программа праздничных мероприятий, которой Больший Драматический театр отметил в минувшем году столетний юбилей, завершилась встречей на его площадках трех театральных форумов – Театральной Олимпиады, проходившей в северной столице.
  • Культурные мосты Новое русское
    22 Августа 2020

    Культурные мосты Новое русское

    В начале года в Дрезденском фестивальном центре Hellerau прошла Программа современного российского театра Karussell. Стоило дождаться этого события: представительная программа «новых русских» в знаменитом Hellerau, который был построен в 1911 году как образовательный центр в области музыки и ритма.
  • БДТ в 1920-е: Игра. Судьба. Контекст.
    22 Августа 2020

    БДТ в 1920-е: Игра. Судьба. Контекст.

    Эта книга открывает серию, посвященную разбитой на десятилетия истории БДТ, задуманного, как театр «трагедии, романтической драмы и высокой комедии». Десять лет, двадцать спектаклей… От первой премьеры «Короля Лира» в здании на Фонтанке, 65.
  • Другой театр «Футуроны и иноходцы»
    21 Августа 2020

    Другой театр «Футуроны и иноходцы»

    VI фестиваль «Протеатр. Международные встречи» за три вечера познакомил своих зрителей, которые уже не помещаются в проходах, с инклюзивными спектаклями из России, Индии, Бельгии, Италии и Нидерландов.
  • Выставка «Принцесса-лебедь»
    01 Мая 2020

    Выставка «Принцесса-лебедь»

    Акварельный «Портрет Г.С. Улановой в роли Одетты» Артура Фонвизина из собрания Большого театра сейчас можно увидеть на выставке «Уланова» в Бахрушинском музее. Она посвящена 110-летию со дня рождения балерины
  • Фестиваль Мал да удал
    31 Марта 2020

    Фестиваль Мал да удал

    В конце февраля 2020 в Новосибирске проходил IV Всероссийский фестиваль-конкурс камерных спектаклей «Один. Два. Три». Участвовали в нем спектакли со всей России, а в офф-программе была заявлена еще и пара иностранных перформансов.
  • День театра online
    26 Марта 2020

    День театра online

    Такого Дня театра мир еще не отмечал. Артисты на сцене, музыканты – в оркестровой яме, все службы – на рабочих местах. А зрители приникли к экранам мониторов у себя дома. 
  • Высокие технологии танца
    16 Марта 2020

    Высокие технологии танца

    14 и 15 марта 2020 года в Инновационном культурном центре Калуги состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие современного танца в регионах» для практиков и исследователей современного танца из разных уголков страны.
  • Только пианино не бросай
    25 Февраля 2020

    Только пианино не бросай

    «Борис» по А. Пушкину. Режиссер Дмитрий Крымов. Театральное агентство «Арт-Партнер-XXI». Музей Москвы
  • Игорь Костолевский сыграл постаревшего Мирою
    18 Февраля 2020

    Игорь Костолевский сыграл постаревшего Мирою

    А. Вамиплов. «Старший сын». Режиссер Анатолий Шульев. Театр им. Маяковского
  • Колдунья Мэб в подземном переходе
    18 Февраля 2020

    Колдунья Мэб в подземном переходе

    У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Режиссер Егор Перегудов. РАМТ
  • Выживет только Арлекин
    10 Февраля 2020

    Выживет только Арлекин

    Ж.-Б. Мольер. «Lё Тартюф. Комедия». Режиссер Юрий Муравицкий. Театр на Таганке
  • Семь пятниц на неделе
    07 Февраля 2020

    Семь пятниц на неделе

    А. Саморядов, Р. Михайлов. «Сказка про последнего ангела». Режиссер Андрей Могучий. Театр Наций.
  • Свидания на Театральной 2020
    04 Февраля 2020

    Свидания на Театральной 2020

    Рязанский театр драмы открыл прием заявок на V Международный форум «Свидания на Театральной», который состоится с 16 по 22 ноября 2020 года.
  • Без дублера
    02 Февраля 2020

    Без дублера

    С 29 января по 22 марта Театральный музей имени Бахрушина представляет выставку, посвященную 75-летию Николая Караченцова.
  • Чехов: Non-fiction
    01 Февраля 2020

    Чехов: Non-fiction

    В музее-заповеднике А. П. Чехова «Мелихово» в 2020 году стартует проект лаборатории для молодых драматургов «Чехов: Non-fiction».
  • За деньги не купишь
    30 Января 2020

    За деньги не купишь

    А. Островский. «Шутники». Режиссер Евгений Марчелли. Театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина.
  • Фестиваль Анатолия Васильева
    29 Января 2020

    Фестиваль Анатолия Васильева

    С 29 января по 15 февраля в БДТ пройдет фестиваль Анатолия Васильева — гуру и живой легенды отечественного и мирового театра.
  • Преемник Рыжакова
    28 Января 2020

    Преемник Рыжакова

    Дмитрий Волкострелов назначен художественным руководителем Центра имени Мейерхольда. Обязанности директора продолжит исполнять Елена Ковальская.
  • Может, супу?
    27 Января 2020

    Может, супу?

    А. Сальников. «Петровы в гриппе». Режиссер Антон Федоров. «Гоголь-центр».
  • Золотая маска – 2020
    23 Января 2020

    Золотая маска – 2020

    Конкурсная программа ХХVI Фестиваля "Золотая маска" откроется 25 января в Москве показом мюзикла "Стиляги" Театра наций.
  • Вершки и корешки
    22 Января 2020

    Вершки и корешки

    Алексей Житковкий. «Посадить дерево». Режиссер Марина Брусникина. Театр «Практика».
  • "Волнение" БДТ в Театре наций
    21 Января 2020

    "Волнение" БДТ в Театре наций

    БДТ открыл московские гастроли спектаклем "Волнение" с Алисой Фрейндлих на Основной сцене Театра наций.
  • Выставка Галины Улановой
    18 Января 2020

    Выставка Галины Улановой

    С 18 января по 22 марта Театральный музей имени Бахрушина представляет выставку к 110-летию со дня рождения Галины Улановой.
  • За хвостом птицы-тройки
    17 Января 2020

    За хвостом птицы-тройки

    С. Клычков. «Сахарный немец». Режиссер Уланбек Баялиев. МХТ им. Чехова.
  • «Я въехал в кровь уже так далеко…»
    14 Января 2020

    «Я въехал в кровь уже так далеко…»

    У. Шекспир. «Макбет». Театр «Школа драматического искусства». Режиссер Александр Огарёв.
  • Преемник Волчек
    30 Декабря 2019

    Преемник Волчек

    Глава Театрального центра имени Мейерхольда Виктор Рыжаков назначен художественным руководителем театра «Современник».
  • Ушла из жизни Галина Волчек
    27 Декабря 2019

    Ушла из жизни Галина Волчек

    Вечером 26 декабря ушла из жизни художественный руководитель Московского театра «Современник» Галина Волчек. Ей было 86 лет.
  • Культура в опасности
    25 Декабря 2019

    Культура в опасности

    Балерины исполнили отрывок из балета Петра Чайковского «Лебединое озеро» на ступенях Оперы Гарнье в Париже в знак протеста против реформы пенсионной системы.
  • Лучшие пьесы 2019 года
    23 Декабря 2019

    Лучшие пьесы 2019 года

    Подведены итоги объединенного конкурса современной драматургии «Кульминация». Пьесой 2019 года стал «Исчезнувший велосипедист» драматурга Константина Костенко.
  • Первый Гамлет на Руси
    18 Декабря 2019

    Первый Гамлет на Руси

    Московский театр «Человек» выпустил премьеру по «Гамлету» в переводе Александра Сумарокова 1748 года.
  • Хореография документа
    17 Декабря 2019

    Хореография документа

    В российском YouTube открыт новый канал «Болит. Балет», где московские артисты создают пластические постановки по актуальным новостям.
  • Театр в сети Facebook
    16 Декабря 2019

    Театр в сети Facebook

    Компания Facebook выпустила «Путеводитель по театральному миру России», где собраны рекомендации пяти сообществ, пишущих о театре.
  • Ушла Екатерина Дурова
    13 Декабря 2019

    Ушла Екатерина Дурова

    Заслуженная артистка России Екатерина Дурова ушла из жизни в возрасте 60 лет после продолжительной болезни.
  • «Театральный роман»-2019
    11 Декабря 2019

    «Театральный роман»-2019

    10 декабря в «Новом Манеже» состоялась торжественная церемония вручения VI-й премии «Театральный роман»-2019.
  • Все о ее матери
    10 Декабря 2019

    Все о ее матери

    Фестиваль NET открыл для театралов Москвы и Санкт-Петербурга новое знаковое имя современного театра – Анхелику Лидделл.
  • У танца на краю
    09 Декабря 2019

    У танца на краю

    В Екатеринбурге завершился Международный фестиваль современного танца «На грани»
  • Бартошевич, великий и прекрасный
    04 Декабря 2019

    Бартошевич, великий и прекрасный

    Легендарному историку мирового театра Алексею Вадимовичу Бартошевичу исполнилось 80 лет!
  • Памяти Че Гевары
    03 Декабря 2019

    Памяти Че Гевары

    В Екатеринбурге прошла российская премьера оратории Ханса Вернера Хенце «Плот "Медузы"» в рамках пятого международного музыкального фестиваля «Евразия».
  • Мышкин-сан
    02 Декабря 2019

    Мышкин-сан

    Хореограф, танцовщик, режиссер, художник Сабуро Тэсигавара показал на сцене ТЮЗ им. Брянцева в рамках фестиваля «Дягилев P.S.» свою версию романа Достоевского «Идиот».
  • Лучшие пьесы 2019 года
    29 Ноября 2019

    Лучшие пьесы 2019 года

    Объявлен шорт-лист лучших пьес 2019 года на соискание премии "Кульминация" в области современной драматургии  
  • Вместо Курентзиса
    28 Ноября 2019

    Вместо Курентзиса

    Марат Гацалов с 1 декабря станет главным режиссером Пермского театра оперы и балета.
  • Свидания на Театральной
    26 Ноября 2019

    Свидания на Театральной

    Завершился IV Международный фестиваль спектаклей о любви «Свидания на Театральной».
  • Премия Станиславского
    25 Ноября 2019

    Премия Станиславского

    Серебренникову, Ширвиндту, Виктюку и Апфельбаум вручена Международная премия Станиславского
  • Премия Юрия Любимова
    18 Ноября 2019

    Премия Юрия Любимова

    Международная театральная премия имени Юрия Любимова была вручена в минувшую субботу выдающемуся японскому режиссеру Тадаши Судзуки в Александринском театре.
  • А вот и NET
    13 Ноября 2019

    А вот и NET

    Сегодня открывается XXI фестиваль Нового европейского театра. Впервые он проходит на два города – NET принимают Москва и Санкт-Петербург.