Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Лицедеи

Лицедеи

Пьеса Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вульф» у многих зрителей ассоциируется, прежде всего, с известным фильмом Майкла Николса с Элизабет Тэйлор в главной роли, а также со спектаклем Валерия Фокина в «Современнике». Стоит также вспомнить спектакль Романа Козака в Рижском театре русской драмы, привезенный на Чеховский фестиваль в 2005 году, а также недавнее театральное сочинение Камы Гинкаса в МТЮЗе. Историю сценических воплощений знаменитой пьесы продолжил спектакль Театра драмы им. Ф. Волкова (Ярославль).

Режиссер спектакля Евгений Марчелли назвал его «Нам не страшен серый волк», а жанр обозначил как психологический триллер. Спектакль, действительно, вызывает у зрителя «чувство тревожного ожидания, волнения и страха». Это странное, страшное, сумасшедшее, сумасбродное и, при этом, чувственное, остроумное и изысканное, похожее на смерч, действо потрясает, прежде всего, ощущением безысходности происходящего. Ты понимаешь, что главным героям - одиноким, мятущимся и неприкаянным людям - просто некуда деваться в этой жизни, вот они и придумывают  себе зловещие, но веселые игры, лицедействуя друг перед другом и перед случайными зрителями. И постоянно разнообразят драматургию своих представлений, порой доводя себя и партнера до шокового состояния. Герои ни на секунду не прекращают лицедействовать, и их страшные стычки, порой напоминающие грызню злобных хищников, тоже кажутся игрой. Они могут завестись с полоборота, накинуться друг на друга с оскорблениями, сдобренными смачными непечатными выражениями, но через секунду остыть и  как ни в чем не бывало продолжить милую «светскую» беседу. Но ты почти физически ощущаешь неизбывную тоску, изматывающую их души. Тоску людей, вынужденных находить хоть какие-то манки в выдуманном ими иллюзорном мире.

За эту пьесу Эдварда Олби есть смысл браться лишь при условии, что у тебя имеются сильные исполнители, способные создать хоть какое-то силовое поле на сцене. В данном случае речь может идти даже не о «силовом поле», а о мощном и опасном энергетическом излучении. «Разговорная» пьеса Олби у Евгения Марчелли превращается в захватывающее вихревое шоу, не дающее зрителю роздыху ни на минуту даже в антракте. Не помню, чтобы на «Золотую Маску» были  одновременно номинированы сам спектакль, его режиссер и все занятые в нем артисты. В этом году в случае с ярославским театром произошло именно так. Актеры волковского театра, действительно, превосходны. Обычно внимание публики привлекают, прежде всего, главные герои - Марта и Джордж, а молодые - Хани и Ник -  остаются как бы на втором плане, «подыгрывая» хозяевам дома и становясь объектами их «творческих экспериментов». В спектакле Евгения Марчелли молодые персонажи, конечно, не претендуют на лидерство, но, тем не менее, не теряются в тени главных героев и становятся полноценными участниками трагикомического фарса, а порой даже уверенно в нём солируют.    
Авантажный, крепкий и чуточку надменный Ник Ивана Щукина в первых сценах сдержан и немного скован. Но по ходу дела, изучая правила игры этого дома, он становится все более уверенным и жестким. И, в конце концов, немного поколебавшись, все же поддается натиску страстной хозяйки и ничтоже сумняшеся отправляется с ней в спальню. Хани Алёны Тертовой поначалу смешна, застенчива и даже нелепа. Но ты видишь, что за этой вкрадчивостью кроется глубоко спрятанная в её душе тайна. Хани, как и Ник, постепенно приходит в себя, осваивается с ситуацией. И немного погодя ты с удивлением обнаруживаешь, как в этой скромняге под влиянием коварной хозяйки дома, немеряных доз бренди и общей игры вдруг пробуждается вулканическая нереализованная энергия и страсть! В мановение ока «гадкий утенок» превращается в лебедя - прелестную сексапильную юную леди. Чего стоит только ее эротический и немного «потусторонний» танец под бетховенскую «Лунную сонату»! (В тот момент подумалось, что так могла танцевать Саломея!) Харизматическая, глубокая актриса ведет свою партию тонко, умно, с юмором, без всякого нажима и экзальтации.
Неуемный Джордж Алексея Кузьмина ошеломляет бешеной энергией, рефлексией и сжигающей его душу тоской. Эта тоска и становится причиной игры, в которую постоянно играют супруги. И, скорее всего, именно Джордж является её сценаристом и режиссером. Но события пережитой ночи (жутковатое лицедейство жены, ее измена, а потом и его интрижка с Хани), судя по всему, становятся последней каплей, переполнившей его терпение. И он, нарушая правила игры, в пароксизме ярости, желая отомстить жене, сообщает во всеуслышание о гибели их несуществующего сына, разбивая вдребезги царившую в доме многие годы иллюзию.

Марту играет Анастасия Светлова - актриса уникальная и непредсказуемая. Предсказуемо в спектаклях с ее участием, пожалуй, лишь то, что её роли  всегда оказываются непредсказуемыми и вызывают восторг! О безграничности ее творческого дарования, наверное, можно судить даже по тем персонажам, которых она сыграла. Среди них Настасья Филипповна, Зоя Денисовна Пельц в «Зойкиной квратире», Наталья Петровна в тургеневском «Месяце в деревне», Магдалена в «Доме Бернарды Альбы», Анна Петровна Войницева, Эльмира в мольеровском «Тартюфе», Ирина Николаевна Аркадина, etc. Анастасию всегда отличает изысканность манер и стиля, шарм, великолепная актерская техника, утонченная пластика, драйв, и  главное - нескрываемое наслаждение самим процессом игры! Не стала исключением и роль Марты. В этой странной, амбивалентной женщине намешано столько всего, сколько хватило бы на десяток персонажей. И на протяжении спектакля в ней то и дело «выстреливает» та или иная черта её необузданной натуры. В антракте кто-то  сказал, что эта Марта - самая настоящая стерва. Категорически не согласен! Вообще, применительно к этому персонажу однозначные характеристики не работают. Она может быть брутальной и нежной, лживой и «простой как правда», обворожительно сексапильной и брезгливой, смешной и хитрющей как лиса, коварной и взбалмошной. Но, при этом, в глубине ее души, как и у всех остальных героев, спрятана боль и тоска по несостоявшемуся счастью и несбывшимся надеждам. Поэтому в финале тебе становится безумно жаль эту несчастную красавицу, профукавшую свою никчемную жизнь…

Павел Подкладов

Дата публикации

15 Апреля 2019

Другие материалы о театре и искусстве

  • За заслуги перед Отечеством
    22 Мая 2019

    За заслуги перед Отечеством

    Сердечно поздравляем заслуженного работника культуры города Оренбурга Павла Леонидовича Церемпилова с награждением медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.
  • Китайская головоломка
    17 Мая 2019

    Китайская головоломка

    В Москве открылся Чеховский фестиваль.
  • Сад, где прыгают гимнасты
    17 Мая 2019

    Сад, где прыгают гимнасты

    На Второй сцене БДТ, в Каменноостровском театре, 22 и 23 мая пройдет премьера перформанса Владислава Наставшева «Сад, где прыгают гимнасты».
  • Новый фильм Серебренникова
    16 Мая 2019

    Новый фильм Серебренникова

    Режиссер Кирилл Серебренников снимет фильм по роману Алексея Сальникова "Петровы в гриппе и вокруг него".
  • Гамма небывалого адажио
    15 Мая 2019

    Гамма небывалого адажио

    В Петербурге идут показы программы балетов израильского хореографа Роя Ассафа. Из четырех одноактовок две – «Небелое адажио» и «Гамма» – созданы на музыку Олега Каравайчука.
  • Онегин возвращается
    14 Мая 2019

    Онегин возвращается

    С 15 по 19 мая на Исторической сцене Большого театра будет представлена новая постановка оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин».
  • Танцующие с дождем
    14 Мая 2019

    Танцующие с дождем

    Парижская опера пополнила свой репертуар балетами Пола Лайтфута, хореографа и художественного руководителя знаменитого Нидерландского театра танца.
  • Международный день танца
    29 Апреля 2019

    Международный день танца

    Обращение египетской танцовщицы, хореографа, педагога Каримы Мансур к Международному дню танца.
  • Ушла из жизни Элина Быстрицкая
    26 Апреля 2019

    Ушла из жизни Элина Быстрицкая

    Народная артистка СССР, актриса театра и кино Элина Быстрицкая умерла на 92-м году жизни.
  • "Декамерон" Серебренникова
    25 Апреля 2019

    "Декамерон" Серебренникова

    На прошлой неделе интендант берлинского Deutsches Theater Ульрих Куон и художественный руководитель Михаэль де Фифи встретились с режиссером в Москве.
  • Сумбур, месть и музыка
    24 Апреля 2019

    Сумбур, месть и музыка

    В парижской Opera Bastille прошла премьера оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» в постановке Кшиштофа Варликовского.
  • В пляс по кроличьей норе
    24 Апреля 2019

    В пляс по кроличьей норе

    В Александринском театре прошел второй спектакль фестиваля Dance Open: Балет Дортмунда представил двухактную «Алису» в постановке Мауро Бигонцетти.
  • Интендантский час
    23 Апреля 2019

    Интендантский час

    Завершившийся в Зальцбурге Пасхальный фестиваль ознаменовался не только премьерами, но и полемикой вокруг его будущего.
  • Одиночество в пути
    23 Апреля 2019

    Одиночество в пути

    Фестиваль Dance Open открылся «Зимним путем» Цюрихского балета
  • Добро должно быть с башмаками
    20 Апреля 2019

    Добро должно быть с башмаками

    Пасхальный фестиваль в Зальцбурге открыли «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера в постановке Йенса-Даниэля Херцога.
  • Волнение Фрейндлих
    19 Апреля 2019

    Волнение Фрейндлих

    Народная артистка СССР Алиса Фрейндлих исполнила главную роль на премьере в БДТ спектакля "Волнение" по пьесе Ивана Вырыпаева, которую драматург написал специально для актрисы.
  • Юбилейная маска
    18 Апреля 2019

    Юбилейная маска

    На Исторической сцене Большого театра состоялась торжественная церемония вручения Премии «Золотая Маска», которая в этом году отметила свое 25-летие.
  • Одержимые
    16 Апреля 2019

    Одержимые

    «Пианисты» в постановке Бориса Павловича (Новосибирский театр «Глобус») получил премию «Золотая маска» за лучший драматический спектакль малой формы.
  • Я и не Я
    10 Апреля 2019

    Я и не Я

    «100% Воронеж» - еще одна точка, нанесенная на карту десятилетнего проекта «100% City» немецкой компании Rimini Protokoll. Этот спектакль участвует в номинации «Эксперимент» фестиваля «Золотая маска».
  • Оптика и образ
    09 Апреля 2019

    Оптика и образ

    В конце апреля в Доме-музее Александра Николаевича Островского на Ордынке откроется выставка работ одного из лучших отечественных театральных фотографов Александра Иванишина
  • Мосгорсуд освободил Кирилла Серебренникова
    08 Апреля 2019

    Мосгорсуд освободил Кирилла Серебренникова

    Мосгорсуд освободил из-под домашнего ареста Кирилла Серебренникова, Юрия Итина и Софью Апфельбаум.
  • Сплетни роз
    04 Апреля 2019

    Сплетни роз

    Режиссер Яна Тумина номинируется на «Золотую маску» с тремя спектаклями. «Комната Герды» и «Деревня канатоходцев» уже нашли своих поклонников среди московских зрителей.
  • Арест снова продлен
    02 Апреля 2019

    Арест снова продлен

    Мещанский суд Москвы продлил срок домашнего ареста режиссеру Кириллу Серебренникову до 4 июля. А также Юрий Итину и Софье Апфельбаум.
  • Let's go outside
    29 Марта 2019

    Let's go outside

    С 16 по 23 июля на Авиньонском фестивале пройдет премьера нового спектакля Кирилла Серебренникова «Outside». Информация об этом появилась на сайте фестиваля
  • Всем, кого касается
    29 Марта 2019

    Всем, кого касается

    3, 4 и 5 и 27 апреля в театре "Сатирикон" состоится премьера спектакля Константина Райкина "Всем кого касается" по новой пьесе современного драматурга Даны Сидерос.
  • Оборванец
    29 Марта 2019

    Оборванец

    В РАМТе выходит премьера "Оборванец" по пьесе Михаила Угарова и посвященная памяти самого Угарова и его жены Елены Греминой.
  • Объединение приостановлено
    29 Марта 2019

    Объединение приостановлено

    Премьер-министр России Дмитрий Медведев приостановил действие приказа Минкульта о создании Первого национального театра на базе Александринского театра и Театра имени Волкова
  • Первый национальный театр
    28 Марта 2019

    Первый национальный театр

    Министр культуры России Владимир Мединский заявил в среду на пресс-конференции в Музее им. Бахрушина об объединении Александринского и Волковского театров в первый российский национальный театр.
  • ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРА
    27 Марта 2019

    ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРА

    Обращение кубинского режиссера и драматурга Карлоса Селдрана к мировой театральной общественности, приуроченное к Всемирному дню театра.
  • Кошмарный ФЭСТ
    26 Марта 2019

    Кошмарный ФЭСТ

    Сотрудники Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД и следователи проводят во вторник обыски в театре драмы и комедии "ФЭСТ" в Мытищах.
  • Атом Солнца
    25 Марта 2019

    Атом Солнца

    Фестиваль памяти Олега Табакова "Атом Солнца", на котором состоятся мастер-классы и спектакли учеников режиссера, пройдет в Москве с октября по декабрь 2019 года.
  • Война еще началась
    22 Марта 2019

    Война еще началась

    25 марта на сцене Литовского драмтеатра уникальный латышский спектакль на русском языке «TWHYS. The war hasn‘t started yet. Война еще не началась» в постановке Леры Сурковой по одноименной пьесе Михаила Дурненкова.
  • Легкий воздух нулевых
    21 Марта 2019

    Легкий воздух нулевых

    Спектакль «Зоя» Екатеринбургского танцевального театра «Фора».
  • Долгожданная неожиданность
    20 Марта 2019

    Долгожданная неожиданность

    В Амстердаме прошел IV фестиваль OFF — Opera Forward Festival. Премьеры Дьёрдя Куртага и Джона Адамса в Нидерландской опере.
  • Крестный отец оттепели
    19 Марта 2019

    Крестный отец оттепели

    Антон Долин — памяти режиссера Марлена Хуциева.
  • Диктатура партитуры
    19 Марта 2019

    Диктатура партитуры

    Оперы Александра Маноцкова на «Золотой маске».
  • Недалекое плавание
    14 Марта 2019

    Недалекое плавание

    На сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Воронежский театр оперы и балета представил постановку Юрия Бурлаки — балет «Корсар» в трех актах с прологом и эпилогом, выдвинутый в пяти номинациях.
  •  «Русалка» Дворжака в Большом
    13 Марта 2019

    «Русалка» Дворжака в Большом

    В «Русалке» Большой театр вывел на сцену немоту. Режиссер Тимофей Кулябин использовал свой любимый прием, сполоснув его водичкой и музыкой Дворжака.
  • Сокровище VS пластинка
    12 Марта 2019

    Сокровище VS пластинка

    В театральной школе Константина Райкина прошел Всероссийский форум "Документальный театр в современной театральной школе".
  • Вавилон и ООН
    11 Марта 2019

    Вавилон и ООН

    Кирилл Серебренников, продолжая оставаться под домашним арестом, 10 марта выпустил еще одну премьеру – «Набукко» Верди в Штаатсопере Гамбурга.
  • Ушел Владимир Этуш
    10 Марта 2019

    Ушел Владимир Этуш

    Не дожив трех лет до 100-летнего юбилея, ушел Владимир Этуш. Легенда театра и кино. Ветеран Великой Отечественной. Знаменитый ректор «Щуки». Кумир миллионов зрителей. И просто человек, которого любили.
  • Бенуа-2019 в Большом
    07 Марта 2019

    Бенуа-2019 в Большом

    21 и 22 мая на Исторической сцене Большого Театра России в 27-й раз пройдет Международный балетный Фестиваль «Бенуа де ла Данс». Зрители увидят самые яркие работы в области танца со всего мира
  • Ушла Майя Туровская
    06 Марта 2019

    Ушла Майя Туровская

    На 95-м году жизни в Мюнхене скончалась Майя Туровская - киновед, кинокритик, культуролог, писатель, драматург, великолепный знаток мирового кинопроцесса и человек безупречной профессиональной репутации.
  • 10 интригующих премьер
    05 Марта 2019

    10 интригующих премьер

    В Театре наций — новый спектакль Rimini Protokoll, в Театре Романа Виктюка — новый «Мелкий бес», Тимофей Кулябин ставит «Русалку» Дворжака в Большом, а Марк Розовский делает мюзикл по произведениям Конан Дойла.
  • Ваш билет, пожалуйста!
    04 Марта 2019

    Ваш билет, пожалуйста!

    На сцене Высшей школы сценических искусств состоялась премьера спектакля «Проводница».
  • Танцующая под дождем
    01 Марта 2019

    Танцующая под дождем

    В парижском театре Шайо состоялись гастроли танцспектаклей «Compact» и «Diagnostic F20.9» в постановке и исполнении Жан Галлуа — молодого хореографа, которой во Франции прочат большое будущее.
  • Опера строгого режима
    27 Февраля 2019

    Опера строгого режима

    Знаменитый маэстро и музыкальный руководитель Баварской государственной оперы Кирилл Петренко впервые продирижировал «Фиделио» Бетховена.
  • Ушел из жизни Андрейс Жагарс
    27 Февраля 2019

    Ушел из жизни Андрейс Жагарс

    Знаменитому театральному режиссеру, актеру, продюссеру и экс-директору Латвийской национальной оперы было 60 лет.
  • Реклама