Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Лицедеи

Лицедеи

Пьеса Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вульф» у многих зрителей ассоциируется, прежде всего, с известным фильмом Майкла Николса с Элизабет Тэйлор в главной роли, а также со спектаклем Валерия Фокина в «Современнике». Стоит также вспомнить спектакль Романа Козака в Рижском театре русской драмы, привезенный на Чеховский фестиваль в 2005 году, а также недавнее театральное сочинение Камы Гинкаса в МТЮЗе. Историю сценических воплощений знаменитой пьесы продолжил спектакль Театра драмы им. Ф. Волкова (Ярославль).

Режиссер спектакля Евгений Марчелли назвал его «Нам не страшен серый волк», а жанр обозначил как психологический триллер. Спектакль, действительно, вызывает у зрителя «чувство тревожного ожидания, волнения и страха». Это странное, страшное, сумасшедшее, сумасбродное и, при этом, чувственное, остроумное и изысканное, похожее на смерч, действо потрясает, прежде всего, ощущением безысходности происходящего. Ты понимаешь, что главным героям - одиноким, мятущимся и неприкаянным людям - просто некуда деваться в этой жизни, вот они и придумывают  себе зловещие, но веселые игры, лицедействуя друг перед другом и перед случайными зрителями. И постоянно разнообразят драматургию своих представлений, порой доводя себя и партнера до шокового состояния. Герои ни на секунду не прекращают лицедействовать, и их страшные стычки, порой напоминающие грызню злобных хищников, тоже кажутся игрой. Они могут завестись с полоборота, накинуться друг на друга с оскорблениями, сдобренными смачными непечатными выражениями, но через секунду остыть и  как ни в чем не бывало продолжить милую «светскую» беседу. Но ты почти физически ощущаешь неизбывную тоску, изматывающую их души. Тоску людей, вынужденных находить хоть какие-то манки в выдуманном ими иллюзорном мире.

За эту пьесу Эдварда Олби есть смысл браться лишь при условии, что у тебя имеются сильные исполнители, способные создать хоть какое-то силовое поле на сцене. В данном случае речь может идти даже не о «силовом поле», а о мощном и опасном энергетическом излучении. «Разговорная» пьеса Олби у Евгения Марчелли превращается в захватывающее вихревое шоу, не дающее зрителю роздыху ни на минуту даже в антракте. Не помню, чтобы на «Золотую Маску» были  одновременно номинированы сам спектакль, его режиссер и все занятые в нем артисты. В этом году в случае с ярославским театром произошло именно так. Актеры волковского театра, действительно, превосходны. Обычно внимание публики привлекают, прежде всего, главные герои - Марта и Джордж, а молодые - Хани и Ник -  остаются как бы на втором плане, «подыгрывая» хозяевам дома и становясь объектами их «творческих экспериментов». В спектакле Евгения Марчелли молодые персонажи, конечно, не претендуют на лидерство, но, тем не менее, не теряются в тени главных героев и становятся полноценными участниками трагикомического фарса, а порой даже уверенно в нём солируют.    
Авантажный, крепкий и чуточку надменный Ник Ивана Щукина в первых сценах сдержан и немного скован. Но по ходу дела, изучая правила игры этого дома, он становится все более уверенным и жестким. И, в конце концов, немного поколебавшись, все же поддается натиску страстной хозяйки и ничтоже сумняшеся отправляется с ней в спальню. Хани Алёны Тертовой поначалу смешна, застенчива и даже нелепа. Но ты видишь, что за этой вкрадчивостью кроется глубоко спрятанная в её душе тайна. Хани, как и Ник, постепенно приходит в себя, осваивается с ситуацией. И немного погодя ты с удивлением обнаруживаешь, как в этой скромняге под влиянием коварной хозяйки дома, немеряных доз бренди и общей игры вдруг пробуждается вулканическая нереализованная энергия и страсть! В мановение ока «гадкий утенок» превращается в лебедя - прелестную сексапильную юную леди. Чего стоит только ее эротический и немного «потусторонний» танец под бетховенскую «Лунную сонату»! (В тот момент подумалось, что так могла танцевать Саломея!) Харизматическая, глубокая актриса ведет свою партию тонко, умно, с юмором, без всякого нажима и экзальтации.
Неуемный Джордж Алексея Кузьмина ошеломляет бешеной энергией, рефлексией и сжигающей его душу тоской. Эта тоска и становится причиной игры, в которую постоянно играют супруги. И, скорее всего, именно Джордж является её сценаристом и режиссером. Но события пережитой ночи (жутковатое лицедейство жены, ее измена, а потом и его интрижка с Хани), судя по всему, становятся последней каплей, переполнившей его терпение. И он, нарушая правила игры, в пароксизме ярости, желая отомстить жене, сообщает во всеуслышание о гибели их несуществующего сына, разбивая вдребезги царившую в доме многие годы иллюзию.

Марту играет Анастасия Светлова - актриса уникальная и непредсказуемая. Предсказуемо в спектаклях с ее участием, пожалуй, лишь то, что её роли  всегда оказываются непредсказуемыми и вызывают восторг! О безграничности ее творческого дарования, наверное, можно судить даже по тем персонажам, которых она сыграла. Среди них Настасья Филипповна, Зоя Денисовна Пельц в «Зойкиной квратире», Наталья Петровна в тургеневском «Месяце в деревне», Магдалена в «Доме Бернарды Альбы», Анна Петровна Войницева, Эльмира в мольеровском «Тартюфе», Ирина Николаевна Аркадина, etc. Анастасию всегда отличает изысканность манер и стиля, шарм, великолепная актерская техника, утонченная пластика, драйв, и  главное - нескрываемое наслаждение самим процессом игры! Не стала исключением и роль Марты. В этой странной, амбивалентной женщине намешано столько всего, сколько хватило бы на десяток персонажей. И на протяжении спектакля в ней то и дело «выстреливает» та или иная черта её необузданной натуры. В антракте кто-то  сказал, что эта Марта - самая настоящая стерва. Категорически не согласен! Вообще, применительно к этому персонажу однозначные характеристики не работают. Она может быть брутальной и нежной, лживой и «простой как правда», обворожительно сексапильной и брезгливой, смешной и хитрющей как лиса, коварной и взбалмошной. Но, при этом, в глубине ее души, как и у всех остальных героев, спрятана боль и тоска по несостоявшемуся счастью и несбывшимся надеждам. Поэтому в финале тебе становится безумно жаль эту несчастную красавицу, профукавшую свою никчемную жизнь…

Павел Подкладов

Дата публикации

15 Апреля 2019

Другие материалы о театре и искусстве

  • Памяти Че Гевары
    03 Декабря 2019

    Памяти Че Гевары

    В Екатеринбурге прошла российская премьера оратории Ханса Вернера Хенце «Плот "Медузы"» в рамках пятого международного музыкального фестиваля «Евразия».
  • Мышкин-сан
    02 Декабря 2019

    Мышкин-сан

    Хореограф, танцовщик, режиссер, художник Сабуро Тэсигавара показал на сцене ТЮЗ им. Брянцева в рамках фестиваля «Дягилев P.S.» свою версию романа Достоевского «Идиот».
  • Лучшие пьесы 2019 года
    29 Ноября 2019

    Лучшие пьесы 2019 года

    Объявлен шорт-лист лучших пьес 2019 года на соискание премии "Кульминация" в области современной драматургии  
  • Вместо Курентзиса
    28 Ноября 2019

    Вместо Курентзиса

    Марат Гацалов с 1 декабря станет главным режиссером Пермского театра оперы и балета.
  • Свидания на Театральной
    26 Ноября 2019

    Свидания на Театральной

    Завершился IV Международный фестиваль спектаклей о любви «Свидания на Театральной».
  • Премия Станиславского
    25 Ноября 2019

    Премия Станиславского

    Серебренникову, Ширвиндту, Виктюку и Апфельбаум вручена Международная премия Станиславского
  • Премия Юрия Любимова
    18 Ноября 2019

    Премия Юрия Любимова

    Международная театральная премия имени Юрия Любимова была вручена в минувшую субботу выдающемуся японскому режиссеру Тадаши Судзуки в Александринском театре.
  • А вот и NET
    13 Ноября 2019

    А вот и NET

    Сегодня открывается XXI фестиваль Нового европейского театра. Впервые он проходит на два города – NET принимают Москва и Санкт-Петербург.
  • Бог тоже сирота
    05 Ноября 2019

    Бог тоже сирота

    Год без Някрошюса
  • Легко о тяжелом
    25 Октября 2019

    Легко о тяжелом

    Фестиваль «Территория», проходящий в этом году в рамках национального проекта «Культура», привез спектакль «Пять легких пьес» режиссера Мило Рау.
  • САТИРИКОНУ — 80!
    24 Октября 2019

    САТИРИКОНУ — 80!

    Михаил Швыдкой — об Аркадии и Константине Райкиных и двух разных театрах, которые они создали.
  • Тюри-пури и дружочек
    22 Октября 2019

    Тюри-пури и дружочек

    В Московском музее современного искусства в Ермолаевском переулке открылась выставка «Человек размером с дом», посвященная Дмитрию Брусникину.
  • Из Сайгона в Хошимин
    15 Октября 2019

    Из Сайгона в Хошимин

    Спектакль «Сайгон» Каролин Нгуен на фестивале «Территория», которая в 2019 году проходит в рамках Национального проекта «Культура».
  • По ту сторону иронии
    09 Октября 2019

    По ту сторону иронии

    Павел Руднев – о поставленном в БДТ Константином Богомоловым спектакле "Слава", который вскоре увидят эстонские зрители "Золотой маски".
  • Быть или не быть
    07 Октября 2019

    Быть или не быть

    Т. Уильямс. «Кошка на раскаленной крыше». Режиссер Кама Гинкас. МТЮЗ.
  • Ушел из жизни Марк Захаров
    02 Октября 2019

    Ушел из жизни Марк Захаров

    Его боготворили артисты и обожали журналисты. Мудрый, ироничный, парадоксальный, способный и на гнев, и на нежность, вежливый, как университетский профессор позапрошлого века.
  • Птенцы Григоровича
    27 Сентября 2019

    Птенцы Григоровича

    Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов «Современный танец в музыкальном театре» состоялся в Ярославле.
  • Из вещества того же, что наши сны
    23 Сентября 2019

    Из вещества того же, что наши сны

    В Москве открылся VII Всероссийский фестиваль особый театров «Протеатр».
  • Луч света в царстве судебного произвола
    12 Сентября 2019

    Луч света в царстве судебного произвола

    Мещанский суд Москвы по собственной инициативе вернул обратно в Генпрокуратуру РФ дело "Седьмой студии" из-за нарушений и противоречий в ходе следствия.
  • После Бомбы
    22 Июля 2019

    После Бомбы

    На Чеховском фестивале состоялась мировая премьера новой версии спектакля Робера Лепажа «Семь притоков реки Ота».
  • Особый взгляд
    17 Июля 2019

    Особый взгляд

    Фестиваль социального и инклюзивного театра «Особый взгляд» пройдёт в Москве с 28 по 31 октября.
  • Акрам Хан перешел в лигу классиков
    15 Июля 2019

    Акрам Хан перешел в лигу классиков

    «Жизель» Английского национального балета на Чеховском фестивале.
  • Что такое быть мужчиной
    13 Июля 2019

    Что такое быть мужчиной

    Locker Room Talk в ЦИМе — спектакль, отправная точка которого — частные сексистские разговоры мужчин.
  •  125 лет Завадскому
    12 Июля 2019

    125 лет Завадскому

    Театр Моссовета открывает выставку к 125-летию со дня рождения легендарного Юрия Завадского.
  • Путь грека в варяги
    10 Июля 2019

    Путь грека в варяги

    Дирижер Теодор Курентзис после ухода с поста худрука Пермского театра оперы и балета будет работать в Санкт-Петербурге.
  • Ни правых, ни неправых нет
    08 Июля 2019

    Ни правых, ни неправых нет

    The Tiger Lillies вместе с Театром Републик из Копенгагена сыграли "Гамлета" на сцене Театра Моссовета в рамках Чеховского фестиваля.
  • Марчелли поставит «Шутники» Островского
    07 Июля 2019

    Марчелли поставит «Шутники» Островского

    Экс-худрук Волковского театра драмы Евгений Марчелли поставит пьесу Александра Островского «Шутники» в театре «Сатирикон».
  • В Москву привезут последний спектакль Някрошюса
    06 Июля 2019

    В Москву привезут последний спектакль Някрошюса

    15 октября в Москве впервые сыграют спектакль Клайпедского драматического театра «Сукины дети» по пьесе Саулюса Шальтяниса.
  • Марчелли уволился из Волковского театра
    05 Июля 2019

    Марчелли уволился из Волковского театра

    Худрук Волковского театра Евгений Марчелли в результате конфликта с директором Алексеем Туркаловым написал заявление об уходе.
  • Вуди Аллен поставил комическую оперу Пуччини
    04 Июля 2019

    Вуди Аллен поставил комическую оперу Пуччини

    Американский кинорежиссер Вуди Аллен представит на сцене миланского театра "Ла Скала" оперу Пуччини "Джанни Скикки".
  • Театр по заслугам
    03 Июля 2019

    Театр по заслугам

    «Федор Волков. Театр, который мы заслужили» в «Студии историй» Константина Кожевникова
  • Дружить городами и театрами
    02 Июля 2019

    Дружить городами и театрами

    Российская Рязань и немецкий Мюнстер отметили 30-летие дружбы и договорились о совместном спектакле
  • Дворовое братство
    01 Июля 2019

    Дворовое братство

    «Зобеида» Карло Гоцци во дворике РАМТа.
  • Культура умнее политики
    28 Июня 2019

    Культура умнее политики

    В Воронеже завершился 9-й Платоновский фестиваль искусств, который в этом году длился более двух недель, с 1 по 16 июня.
  • Курентзис попрощался с труппой
    27 Июня 2019

    Курентзис попрощался с труппой

    Теодор Курентзис написал открытое прощальное письмо труппе Пермского театра оперы и балета.
  • Вудсток в голове
    26 Июня 2019

    Вудсток в голове

    В гамбургском театре «Талия» вышел «Checkpoint Woodstock» Марины Давыдовой.
  • Ушла из жизни Алла Покровская
    25 Июня 2019

    Ушла из жизни Алла Покровская

    На 81-м году ушла из жизни народная артистка России Алла Покровская.
  • Регистратор и другие
    24 Июня 2019

    Регистратор и другие

    Владимир Скворцов поставил свой первый спектакль на посту главного режиссера Московского театра «Человек».
  • Теодор Курентзис больше не худрук Пермской оперы
    21 Июня 2019

    Теодор Курентзис больше не худрук Пермской оперы

    Теодор Курентзис прекращает работу в качестве худрука Пермского театра оперы и балета.
  • Зона Е
    20 Июня 2019

    Зона Е

    Пекинский Tao Dance Theater показал одноактные балеты «4» и «8» в постановке главного китайского авангардиста Тао Е.
  • Прощальный спектакль Линь Хуайминя
    18 Июня 2019

    Прощальный спектакль Линь Хуайминя

    Хореограф Лин Хвай-Мин представил свой прощальный спектакль на Чеховском фестивале.
  • Только спички оставьте
    17 Июня 2019

    Только спички оставьте

    «Вано и Нико» Роберта Стуруа на Чеховском фестивале.
  • Эдуард Кочергин получил Платоновскую премию
    14 Июня 2019

    Эдуард Кочергин получил Платоновскую премию

    Церемония вручения Платоновской премии прошла в Воронеже на IX Платоновском фестивале искусств.
  • Театральные экзерсисы
    13 Июня 2019

    Театральные экзерсисы

    Международный фестиваль уличных спектаклей "Театральные экзерсисы" откроется в Пензе 14 сентября.
  • Вход свободный
    12 Июня 2019

    Вход свободный

    Репетиции спектаклей впервые представят в московских парках. Они продлятся до 22 августа.
  • Сны cпящей красавицы
    11 Июня 2019

    Сны cпящей красавицы

    Диана Вишнева исполнит главную роль в шоу «Сны Спящей красавицы» осенью 2019 года вместе с солистом Штутгартского балета.
  • Снег и прах
    10 Июня 2019

    Снег и прах

    Спектакли Саймона Стоуна в России.
  • Член аглицкого клуба
    10 Июня 2019

    Член аглицкого клуба

    В «Новой опере» состоялась премьера английского «Пушкина».