Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Не герои геройского времени

Не герои геройского времени

В Театр им. Вахтангова в рамках программы «Большие гастроли» приехал Омский театр драмы.

Сцены Театра им. Вахтангова выбраны не случайно – во время войны Театр им. Вахтангова был эвакуирован в Омск, и с тех пор между двумя театрами сохраняется связь, в которой заложено нечто большее, чем просто техническое сходство сцен. Омичи привезли в Москву шесть спектаклей последних лет: «Время секонд хэнд» по книге Светланы Алексиевич, «Искупление» Фридриха Горенштейна, «Incognito» по мотивам «Ревизора», пластическую «Синюю бороду», «Правда – хорошо, а счастье – лучше» и «Три товарища».

Гастроли открылись спектаклем «Время секонд хэнд» в постановке Дмитрия Егорова. Это вторая постановка книги нобелевского лауреата Светланы Алексиевич в Омской драме (Геннадий Тростянецкий ставил здесь «У войны не женское лицо») и четвертая, к которой обратился режиссёр Дмитрий Егоров, решивший поставить все пять частей её художественно-документального цикла «Голоса утопии» (осталась только «Чернобыльская молитва»).

«Время секонд хэнд» - возможно, наименее трагичная часть из всего цикла. Единственная, где речи идёт не о войне или смертельной катастрофе, как в «Чернобыльской молитве», а только о смене государственного строя, идеологии и парадигмы. Не о жизни на границе со смертью, а о жизни на границе выживания. Но даже этой «болезнью роста» люди переболели (или продолжают болеть) очень тяжело, точно банальный удар или грипп проявляют скрытую, тлеющую до поры гораздо более страшную хворь. Смена эпохи спровоцировала и усилила многие психологические травмы и отцов, и детей. Одни потеряли смысл жизни, другие окончательно похоронили надежду. Об этом – спектакль Дмитрия Егорова. «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» - эту библейскую фразу можно было бы сделать эпиграфом ко «Времени секонд хэнд». Отцы требовали возвышенного героизма, смерти за Родину, верности идеалам, которым не верили сами, передав детям какую-то генетическую неспособность к счастью. И потому один, более цельный и смелый, скручивает петлю из ремня, а другой мается на нелюбимой и скучной работе, в нелюбимой, точно не в своей жизни.
Светлана Алексиевич, как известно, выслушала тысячи историй о советском и постсоветском времени. Она стала своего рода психотерапевтом для целой страны. Записанные разговоры очистила от своих вопросов, оставила суть – историю, интонацию, строй фразы, характерные слова. Из тысяч голосов сложила полифонию – и огромная, раздираемая противоречиями страна обрела в её книгах голос.

Дмитрий Егоров, конечно, не стремился вместить в спектакль все голоса книги, а выбрал лишь несколько историй. Мамы мальчика, полезшего в петлю. Его одноклассников. Двух подруг, одна из которых защищала Белый дом в августе 91, а другая – коммунизм (а после вместе с коллегами по райкому сидела в кабинете, ждала указаний, боялась выйти на улицу – и долго потом не могла устроиться на работу). Сибирячки, тяжело выживающей и при социализме, и при капитализме. Постаревшей дочери семьи врага народа, которая и в старости не смогла разогнуться. Ее стареющего сына, который не смог жениться на хорошенькой внучке вертухая. Другого стареющего сына репрессированного, который нашёл в деле своего отца доносы друга семьи и родной тётки. Девчонки из автозака, которая пришла на митинг с друзьями, даже не предполагая, с какой жестокостью их будут избивать полицейские, среди которых бывшие одноклассники.
Монологи, монологи, исповеди. Режиссёр придумал им концептуальную рамку - молчаливые статисты конструируют прошлое из артефактов: оловянных солдатиков, значков, машинок. Другие статисты сгребают швабрами верхний «культурный слой» - разбросанные повсюду старые вещи, барахло эпохи. Балерины танцуют своё вечное «Лебединое» - главный русский балет, символ имперского величия, а с 91-го еще и синоним страха властей, которые не смели объявить о происходящем, прикрывшись великим искусством, опошлив даже его.

Но главное здесь – не режиссерская рамка, а потрясающе точные портреты, нарисованные актёрами Омской драмы. Особенно – двойной портрет матери и сына в исполнении Валерии Прокоп и Александра Гончарука. Два монолога самых родных друг другу по крови людей, которые чувствуют свою отчужденность, но не чувствуют своего безусловного родства, с помощью видеопроекций превращены в диалог – лица матери и сына соединяются в одно и снова разделяются. Александр Гончарук ещё и проигрывает разговор с дедом своей невесты, от которой успел отказаться. Проигрывает, отвернувшись от зала, - только камера фиксирует его мгновенные превращения из вялого «героя нашего времени» в пламенного героя времени вчерашнего, не изжитого, притаившегося до срока, – вертухая, которому специальные врачи массировали правую руку, немеющую от бесконечных расстрелов. Валерия Прокоп (одна из ее премий – «Легенда Омской сцены» и её потрясающую игру-неигру действительно забыть невозможно) точно превращается в маленькую затравленную девочку, которая готова отдать последнюю порцию каши, чтобы попасть в барак к мамам – врагам народа, и надышаться их запахом (какой там запах может быть в бараке?). После этого детства, после огромного опыта выживания, но не жизни, она так и не может распрямиться эмоционально. Не успевшая пожить в любви живой матери (любовь чувствует только к мёртвой), не может полюбить и понять собственного сына, который несёт на себе дальше эту печать нелюбви…

Ольга Фукс

Дата публикации

12 Октября 2018

Другие материалы о театре и искусстве

  • Волнение Фрейндлих
    19 Апреля 2019

    Волнение Фрейндлих

    Народная артистка СССР Алиса Фрейндлих исполнила главную роль на премьере в БДТ спектакля "Волнение" по пьесе Ивана Вырыпаева, которую драматург написал специально для актрисы.
  • Юбилейная маска
    18 Апреля 2019

    Юбилейная маска

    На Исторической сцене Большого театра состоялась торжественная церемония вручения Премии «Золотая Маска», которая в этом году отметила свое 25-летие.
  • Одержимые
    16 Апреля 2019

    Одержимые

    «Пианисты» в постановке Бориса Павловича (Новосибирский театр «Глобус») получил премию «Золотая маска» за лучший драматический спектакль малой формы.
  • Лицедеи
    15 Апреля 2019

    Лицедеи

    «Нам не страшен серый волк» Евгения Марчелли по пьесе Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вульф» на фестивале «Золотая маска».
  • Я и не Я
    10 Апреля 2019

    Я и не Я

    «100% Воронеж» - еще одна точка, нанесенная на карту десятилетнего проекта «100% City» немецкой компании Rimini Protokoll. Этот спектакль участвует в номинации «Эксперимент» фестиваля «Золотая маска».
  • Оптика и образ
    09 Апреля 2019

    Оптика и образ

    В конце апреля в Доме-музее Александра Николаевича Островского на Ордынке откроется выставка работ одного из лучших отечественных театральных фотографов Александра Иванишина
  • Мосгорсуд освободил Кирилла Серебренникова
    08 Апреля 2019

    Мосгорсуд освободил Кирилла Серебренникова

    Мосгорсуд освободил из-под домашнего ареста Кирилла Серебренникова, Юрия Итина и Софью Апфельбаум.
  • Сплетни роз
    04 Апреля 2019

    Сплетни роз

    Режиссер Яна Тумина номинируется на «Золотую маску» с тремя спектаклями. «Комната Герды» и «Деревня канатоходцев» уже нашли своих поклонников среди московских зрителей.
  • Арест снова продлен
    02 Апреля 2019

    Арест снова продлен

    Мещанский суд Москвы продлил срок домашнего ареста режиссеру Кириллу Серебренникову до 4 июля. А также Юрий Итину и Софье Апфельбаум.
  • Let's go outside
    29 Марта 2019

    Let's go outside

    С 16 по 23 июля на Авиньонском фестивале пройдет премьера нового спектакля Кирилла Серебренникова «Outside». Информация об этом появилась на сайте фестиваля
  • Всем, кого касается
    29 Марта 2019

    Всем, кого касается

    3, 4 и 5 и 27 апреля в театре "Сатирикон" состоится премьера спектакля Константина Райкина "Всем кого касается" по новой пьесе современного драматурга Даны Сидерос.
  • Оборванец
    29 Марта 2019

    Оборванец

    В РАМТе выходит премьера "Оборванец" по пьесе Михаила Угарова и посвященная памяти самого Угарова и его жены Елены Греминой.
  • Объединение приостановлено
    29 Марта 2019

    Объединение приостановлено

    Премьер-министр России Дмитрий Медведев приостановил действие приказа Минкульта о создании Первого национального театра на базе Александринского театра и Театра имени Волкова
  • Первый национальный театр
    28 Марта 2019

    Первый национальный театр

    Министр культуры России Владимир Мединский заявил в среду на пресс-конференции в Музее им. Бахрушина об объединении Александринского и Волковского театров в первый российский национальный театр.
  • ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРА
    27 Марта 2019

    ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРА

    Обращение кубинского режиссера и драматурга Карлоса Селдрана к мировой театральной общественности, приуроченное к Всемирному дню театра.
  • Кошмарный ФЭСТ
    26 Марта 2019

    Кошмарный ФЭСТ

    Сотрудники Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД и следователи проводят во вторник обыски в театре драмы и комедии "ФЭСТ" в Мытищах.
  • Атом Солнца
    25 Марта 2019

    Атом Солнца

    Фестиваль памяти Олега Табакова "Атом Солнца", на котором состоятся мастер-классы и спектакли учеников режиссера, пройдет в Москве с октября по декабрь 2019 года.
  • Война еще началась
    22 Марта 2019

    Война еще началась

    25 марта на сцене Литовского драмтеатра уникальный латышский спектакль на русском языке «TWHYS. The war hasn‘t started yet. Война еще не началась» в постановке Леры Сурковой по одноименной пьесе Михаила Дурненкова.
  • Легкий воздух нулевых
    21 Марта 2019

    Легкий воздух нулевых

    Спектакль «Зоя» Екатеринбургского танцевального театра «Фора».
  • Долгожданная неожиданность
    20 Марта 2019

    Долгожданная неожиданность

    В Амстердаме прошел IV фестиваль OFF — Opera Forward Festival. Премьеры Дьёрдя Куртага и Джона Адамса в Нидерландской опере.
  • Крестный отец оттепели
    19 Марта 2019

    Крестный отец оттепели

    Антон Долин — памяти режиссера Марлена Хуциева.
  • Диктатура партитуры
    19 Марта 2019

    Диктатура партитуры

    Оперы Александра Маноцкова на «Золотой маске».
  • Недалекое плавание
    14 Марта 2019

    Недалекое плавание

    На сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Воронежский театр оперы и балета представил постановку Юрия Бурлаки — балет «Корсар» в трех актах с прологом и эпилогом, выдвинутый в пяти номинациях.
  •  «Русалка» Дворжака в Большом
    13 Марта 2019

    «Русалка» Дворжака в Большом

    В «Русалке» Большой театр вывел на сцену немоту. Режиссер Тимофей Кулябин использовал свой любимый прием, сполоснув его водичкой и музыкой Дворжака.
  • Сокровище VS пластинка
    12 Марта 2019

    Сокровище VS пластинка

    В театральной школе Константина Райкина прошел Всероссийский форум "Документальный театр в современной театральной школе".
  • Вавилон и ООН
    11 Марта 2019

    Вавилон и ООН

    Кирилл Серебренников, продолжая оставаться под домашним арестом, 10 марта выпустил еще одну премьеру – «Набукко» Верди в Штаатсопере Гамбурга.
  • Ушел Владимир Этуш
    10 Марта 2019

    Ушел Владимир Этуш

    Не дожив трех лет до 100-летнего юбилея, ушел Владимир Этуш. Легенда театра и кино. Ветеран Великой Отечественной. Знаменитый ректор «Щуки». Кумир миллионов зрителей. И просто человек, которого любили.
  • Бенуа-2019 в Большом
    07 Марта 2019

    Бенуа-2019 в Большом

    21 и 22 мая на Исторической сцене Большого Театра России в 27-й раз пройдет Международный балетный Фестиваль «Бенуа де ла Данс». Зрители увидят самые яркие работы в области танца со всего мира
  • Ушла Майя Туровская
    06 Марта 2019

    Ушла Майя Туровская

    На 95-м году жизни в Мюнхене скончалась Майя Туровская - киновед, кинокритик, культуролог, писатель, драматург, великолепный знаток мирового кинопроцесса и человек безупречной профессиональной репутации.
  • 10 интригующих премьер
    05 Марта 2019

    10 интригующих премьер

    В Театре наций — новый спектакль Rimini Protokoll, в Театре Романа Виктюка — новый «Мелкий бес», Тимофей Кулябин ставит «Русалку» Дворжака в Большом, а Марк Розовский делает мюзикл по произведениям Конан Дойла.
  • Ваш билет, пожалуйста!
    04 Марта 2019

    Ваш билет, пожалуйста!

    На сцене Высшей школы сценических искусств состоялась премьера спектакля «Проводница».
  • Танцующая под дождем
    01 Марта 2019

    Танцующая под дождем

    В парижском театре Шайо состоялись гастроли танцспектаклей «Compact» и «Diagnostic F20.9» в постановке и исполнении Жан Галлуа — молодого хореографа, которой во Франции прочат большое будущее.
  • Опера строгого режима
    27 Февраля 2019

    Опера строгого режима

    Знаменитый маэстро и музыкальный руководитель Баварской государственной оперы Кирилл Петренко впервые продирижировал «Фиделио» Бетховена.
  • Ушел из жизни Андрейс Жагарс
    27 Февраля 2019

    Ушел из жизни Андрейс Жагарс

    Знаменитому театральному режиссеру, актеру, продюссеру и экс-директору Латвийской национальной оперы было 60 лет.
  • Минифест немецкой драмы
    26 Февраля 2019

    Минифест немецкой драмы

    Четыре новосибирских театра объединились, чтобы впервые презентовать новые немецкоязычные пьесы из антологии «ШАГ-5» для аудитории Сибири и Дальнего Востока.
  • "Хованщина" в Милане
    26 Февраля 2019

    "Хованщина" в Милане

    В миланском театре Ла Скала 27 февраля под руководством народного артиста России Валерия Гергиева состоится премьера оперы Модеста Мусоргского "Хованщина".
  • "Вечная Россия" в Вильнюсе
    25 Февраля 2019

    "Вечная Россия" в Вильнюсе

    В Вильнюсе с 12 по 14 апреля в рамках фестиваля "Утопические реальности" будет 8 раз показан спектакль Марины Давыдовой "Eternal Russia" ("Вечная Россия"), созданный в берлинском театре Hebbel am Ufer
  • Рейтинг театральных городов России
    25 Февраля 2019

    Рейтинг театральных городов России

    Аналитическое агентство ТурСтат составило рейтинг театральных городов России. В первую пятерку вошли Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань и Новосибирск.
  • Русская война Пекторалиса
    24 Февраля 2019

    Русская война Пекторалиса

    7, 8, 17 и 29 марта на сцене Московском театре Олега Табакова (сцена на Сухаревской) сыграют премьеру спектакля «Русская война Пекторалиса» в постановке Сергея Пускепалиса.
  • Объявлен шорт-лист VI Международного фестиваля моноспектаклей «МОНОfest»
    24 Февраля 2019

    Объявлен шорт-лист VI Международного фестиваля моноспектаклей «МОНОfest»

    Более полусотни спектаклей были представлены во время заявочного периода на суд экспертов фестиваля «МОНОfest». По результатам экспертного отбора в шорт-лист фестиваля попали 11 постановок.
  • Богомолов замахнулся на Булгакова
    22 Февраля 2019

    Богомолов замахнулся на Булгакова

    В Петербургском театре «Русская антреприза» имени Андрея Миронова готовится к постановке спектакль «Иван Васильевич» по пьесе Михаила Булгакова. Над ним работает Константин Богомолов.
  • Сны как предчувствие
    22 Февраля 2019

    Сны как предчувствие

    Пермский театр оперы и балета показал на фестивале «Золотая маска» «Щелкунчика» хореографа Алексея Мирошниченко.
  • Гид по классике
    21 Февраля 2019

    Гид по классике

    Чехов, Гоголь и Толстой: где посмотреть любимую классику. Самые главные произведения русских писателей на самых больших площадках страны.
  • Дьявольская премьера
    20 Февраля 2019

    Дьявольская премьера

    На основной сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко впервые за 30 лет поставили оперу нашего современника — «Влюбленный дьявол» Александра Вустина.
  • Богомолов на Таганке
    15 Февраля 2019

    Богомолов на Таганке

    Премьера в Театре на Таганке спектакля Константина Богомолова «Теллурия», поставленного по роману Владимира Сорокина.
  • Влюбленный дьявол
    15 Февраля 2019

    Влюбленный дьявол

    Премьера единственной оперы российского композитора Александра Вустина "Влюбленный дьявол" на сцене Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.
  • «Баядерка» возрождается
    13 Февраля 2019

    «Баядерка» возрождается

    На сцене Немецкой государственной оперы завершились премьерные показы главного спектакля балетного сезона — «Баядерки» Петипа, восстановленной Алексеем Ратманским по архивным документам.
  • Сакральный танец
    13 Февраля 2019

    Сакральный танец

    Приглашенный солист Баварского балета Сергей Полунин представит в Мариинском театре спектакль Sacre, поставленный японской танцовщицей и хореографом Юкой Оиши на музыку "Весны священной" Игоря Стравинского.
  • Реклама