Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Не герои геройского времени

Не герои геройского времени

В Театр им. Вахтангова в рамках программы «Большие гастроли» приехал Омский театр драмы.

Сцены Театра им. Вахтангова выбраны не случайно – во время войны Театр им. Вахтангова был эвакуирован в Омск, и с тех пор между двумя театрами сохраняется связь, в которой заложено нечто большее, чем просто техническое сходство сцен. Омичи привезли в Москву шесть спектаклей последних лет: «Время секонд хэнд» по книге Светланы Алексиевич, «Искупление» Фридриха Горенштейна, «Incognito» по мотивам «Ревизора», пластическую «Синюю бороду», «Правда – хорошо, а счастье – лучше» и «Три товарища».

Гастроли открылись спектаклем «Время секонд хэнд» в постановке Дмитрия Егорова. Это вторая постановка книги нобелевского лауреата Светланы Алексиевич в Омской драме (Геннадий Тростянецкий ставил здесь «У войны не женское лицо») и четвертая, к которой обратился режиссёр Дмитрий Егоров, решивший поставить все пять частей её художественно-документального цикла «Голоса утопии» (осталась только «Чернобыльская молитва»).

«Время секонд хэнд» - возможно, наименее трагичная часть из всего цикла. Единственная, где речи идёт не о войне или смертельной катастрофе, как в «Чернобыльской молитве», а только о смене государственного строя, идеологии и парадигмы. Не о жизни на границе со смертью, а о жизни на границе выживания. Но даже этой «болезнью роста» люди переболели (или продолжают болеть) очень тяжело, точно банальный удар или грипп проявляют скрытую, тлеющую до поры гораздо более страшную хворь. Смена эпохи спровоцировала и усилила многие психологические травмы и отцов, и детей. Одни потеряли смысл жизни, другие окончательно похоронили надежду. Об этом – спектакль Дмитрия Егорова. «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» - эту библейскую фразу можно было бы сделать эпиграфом ко «Времени секонд хэнд». Отцы требовали возвышенного героизма, смерти за Родину, верности идеалам, которым не верили сами, передав детям какую-то генетическую неспособность к счастью. И потому один, более цельный и смелый, скручивает петлю из ремня, а другой мается на нелюбимой и скучной работе, в нелюбимой, точно не в своей жизни.
Светлана Алексиевич, как известно, выслушала тысячи историй о советском и постсоветском времени. Она стала своего рода психотерапевтом для целой страны. Записанные разговоры очистила от своих вопросов, оставила суть – историю, интонацию, строй фразы, характерные слова. Из тысяч голосов сложила полифонию – и огромная, раздираемая противоречиями страна обрела в её книгах голос.

Дмитрий Егоров, конечно, не стремился вместить в спектакль все голоса книги, а выбрал лишь несколько историй. Мамы мальчика, полезшего в петлю. Его одноклассников. Двух подруг, одна из которых защищала Белый дом в августе 91, а другая – коммунизм (а после вместе с коллегами по райкому сидела в кабинете, ждала указаний, боялась выйти на улицу – и долго потом не могла устроиться на работу). Сибирячки, тяжело выживающей и при социализме, и при капитализме. Постаревшей дочери семьи врага народа, которая и в старости не смогла разогнуться. Ее стареющего сына, который не смог жениться на хорошенькой внучке вертухая. Другого стареющего сына репрессированного, который нашёл в деле своего отца доносы друга семьи и родной тётки. Девчонки из автозака, которая пришла на митинг с друзьями, даже не предполагая, с какой жестокостью их будут избивать полицейские, среди которых бывшие одноклассники.
Монологи, монологи, исповеди. Режиссёр придумал им концептуальную рамку - молчаливые статисты конструируют прошлое из артефактов: оловянных солдатиков, значков, машинок. Другие статисты сгребают швабрами верхний «культурный слой» - разбросанные повсюду старые вещи, барахло эпохи. Балерины танцуют своё вечное «Лебединое» - главный русский балет, символ имперского величия, а с 91-го еще и синоним страха властей, которые не смели объявить о происходящем, прикрывшись великим искусством, опошлив даже его.

Но главное здесь – не режиссерская рамка, а потрясающе точные портреты, нарисованные актёрами Омской драмы. Особенно – двойной портрет матери и сына в исполнении Валерии Прокоп и Александра Гончарука. Два монолога самых родных друг другу по крови людей, которые чувствуют свою отчужденность, но не чувствуют своего безусловного родства, с помощью видеопроекций превращены в диалог – лица матери и сына соединяются в одно и снова разделяются. Александр Гончарук ещё и проигрывает разговор с дедом своей невесты, от которой успел отказаться. Проигрывает, отвернувшись от зала, - только камера фиксирует его мгновенные превращения из вялого «героя нашего времени» в пламенного героя времени вчерашнего, не изжитого, притаившегося до срока, – вертухая, которому специальные врачи массировали правую руку, немеющую от бесконечных расстрелов. Валерия Прокоп (одна из ее премий – «Легенда Омской сцены» и её потрясающую игру-неигру действительно забыть невозможно) точно превращается в маленькую затравленную девочку, которая готова отдать последнюю порцию каши, чтобы попасть в барак к мамам – врагам народа, и надышаться их запахом (какой там запах может быть в бараке?). После этого детства, после огромного опыта выживания, но не жизни, она так и не может распрямиться эмоционально. Не успевшая пожить в любви живой матери (любовь чувствует только к мёртвой), не может полюбить и понять собственного сына, который несёт на себе дальше эту печать нелюбви…

Ольга Фукс

Дата публикации

12 Октября 2018

Другие материалы о театре и искусстве

  • БДТ в Москве
    18 Января 2019

    БДТ в Москве

    Андрей Могучий: "Мы привозим в Москву пять спектаклей. Не знаю, лучшие они или нет, но в любом случае они отражают сегодняшний день БДТ."
  • Обыкновенная история
    17 Января 2019

    Обыкновенная история

    25-й Национальный фестиваль «Золотая маска» стартовал в Москве и Перми.
  • В Берлин, в Цюрих, в Женеву
    16 Января 2019

    В Берлин, в Цюрих, в Женеву

    17 января состоится первый из десяти показов «Трёх сестёр» Тимофея Кулябина в Женеве, далее артистов «Красного факела» ждут в Берлине и Цюрихе. Большой европейский тур спектакля продлится с января по март.
  • Гастроли БДТ
    11 Января 2019

    Гастроли БДТ

    С 19 по 29 января в Москве пройдут гастроли БДТ им. Товстоногова. Спектакли "Гроза", "Пьяные", "Губернатор", "Слава", "Алиса" будут сыграны на сценах МХТ им. Чехова и Малого театра.
  • Эффект Пигмалиона
    09 Января 2019

    Эффект Пигмалиона

    6 февраля 2019 года Театр балета Бориса Эйфмана сыграет премьеру "Эффект Пигмалиона" на сцене Александринского театра.
  • Гастроли эстонской оперы
    09 Января 2019

    Гастроли эстонской оперы

    Национальная опера "Эстония" даст пять представлений на исторической сцене Большого театра с 9 по 12 января.
  • Русские сезоны в Германии
    08 Января 2019

    Русские сезоны в Германии

    В Германии стартовали "Русские сезоны". Масштабный фестиваль, который продлится целый год, открыли оперная труппа, хор и симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.
  • Защита Ричарда
    27 Декабря 2018

    Защита Ричарда

    6 и 7 февраля на малой сцене БДТ пройдут гастроли спектакля «Игрок в шахматы». В главной роли — американский актер Ричард МакЭлвейн.
  • Игра в театр на Рождество
    27 Декабря 2018

    Игра в театр на Рождество

    В Мемориальной усадьбе Ф.И. Шаляпина расскажут о рождественских традициях семьи выдающегося баса.
  • Rimini Protocoll 2019
    25 Декабря 2018

    Rimini Protocoll 2019

    Валерий Фокин анонсировал спектакль Rimini Protocoll на 70 площадках Санкт-Петербурга в рамках Театральной олимпиады, которая пройдет в 2019 году
  • Премьера "Барокко"
    25 Декабря 2018

    Премьера "Барокко"

    В "Гоголь-центре" 25 и 26 декабря представят проект Кирилла Серебренникова "Барокко", который создавался без его присутствия в театре.
  • Поставленному верить
    24 Декабря 2018

    Поставленному верить

    Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко отпраздновал столетний юбилей.
  • Свой остров
    20 Декабря 2018

    Свой остров

    19 декабря празднует юбилей художественный руководитель Московского театра "Современник" Галина Волчек.
  • Шалом, премьера!
    20 Декабря 2018

    Шалом, премьера!

    Герои американской пьесы «Плохие евреи» впервые заговорили по-русски. Премьера в московском театре "Шалом".
  • Лучшие спектакли года
    19 Декабря 2018

    Лучшие спектакли года

    В номинации «Спектакль года» по версии Ассоциации театральных критиков победила постановка Дмитрия Крымова «Му-Му» (Театр Наций).
  • Театральный роман 2018
    18 Декабря 2018

    Театральный роман 2018

    17 декабря в Каретном сарае Главного здания Театрального музея имени Бахрушина прошла торжественная церемония вручения ежегодной Премии в области литературы о театре «Театральный роман».
  • Родом из классики
    17 Декабря 2018

    Родом из классики

    В Большом театре состоялась премьера, объединившая два одноактных балета – “Артефакт-сюиту” живого классика Уильяма Форсайта и “Петрушку” в постановке руководителя Национального театра Словении Эдварда Клюга.
  • Новый куратор Vaba Lava
    16 Декабря 2018

    Новый куратор Vaba Lava

    Куратором эстонского центра сценических искусств Vaba Lava назначен литовский драматург и режиссер Мариус Ивашкявичус.
  • Путешествие в Реймс
    14 Декабря 2018

    Путешествие в Реймс

    На Исторической сцене Большого театра состоялась премьера главной новинки сезона — «Путешествия в Реймс» Джоаккино Россини в постановке Дамиано Микьелетто и Тугана Сохиева.
  • Последняя гастроль
    13 Декабря 2018

    Последняя гастроль

    На фестиваль NET приехал спектакль Кристофа Марталера «Мы берем это на себя». Московские гастроли стали последним его показом — после этого постановка уходит из репертуара цюрихского «Шаушпильхауса».
  • Золотое жюри
    13 Декабря 2018

    Золотое жюри

    Союз театральных деятелей России утвердил состав жюри итогового фестиваля-конкурса Российской национальной театральной премии "Золотая маска" — 2019.
  • К столетию Солженицына
    12 Декабря 2018

    К столетию Солженицына

    В бывшем Камерном музыкальном театре имени Покровского, недавно вошедшем в состав Большого, состоялась первая премьера сезона: оперу «Один день Ивана Денисовича» Александра Чайковского поставил Георгий Исаакян.
  • 240 лет "Ла Скала"
    12 Декабря 2018

    240 лет "Ла Скала"

    Оперный театр «Ла Скала» проведет выставку «Великолепная фабрика: от Пьермарини до Ботты», посвященную 240-летию с момента открытия театра.
  • Девять часов в Макондо
    11 Декабря 2018

    Девять часов в Макондо

    15, 16, 22 и 23 декабря в Студии театрального искусства Егор Перегудов представит девятичасовой спектакль "Один день в Макондо".
  • Робот по имени Жанна
    10 Декабря 2018

    Робот по имени Жанна

    В премьерном спектакле "Лолита/Жанна д'Арк" театра "Гешер" в Тель-Авиве ведущую женскую роль исполнил робот, сделанный в России.
  • Блиц-крик
    08 Декабря 2018

    Блиц-крик

    "Мизантроп" Дмитрия Быкова и Элмара Сенькова — премьера в "Гоголь-центре".
  • Призрак бродит
    07 Декабря 2018

    Призрак бродит

    Знаменитая "Баядерка" легедарного Мариуса Петипа в берлинской постановке Алексея Ратманского.
  • Фестиваль памяти
    06 Декабря 2018

    Фестиваль памяти

    На десять дней артисты Театра. doc переместились на площадку киевского PostPlay Театра, где все эти десять дней представляли самые знаковые свои спектакли.
  • Из Италии в Питер
    06 Декабря 2018

    Из Италии в Питер

    Итальянский Театр Стабиле Неаполя - театр Национале (Меркаданте) с успехом выступил 4 и 5 декабря в Петербурге со спектаклем "Шесть персонажей в поисках автора" по пьесе Нобелевского лауреата Луиджи Пиранделло.
  • Анонс Платоновского фестиваля
    05 Декабря 2018

    Анонс Платоновского фестиваля

    В девятом Платоновском фестивале поучаствуют более 500 артистов из 12 стран. Он пройдет в Воронеже с 1 по 16 июня 2019 года.
  • Новый худрук МХАТ
    04 Декабря 2018

    Новый худрук МХАТ

    Эдуард Бояков назначен новым художественным руководителем МХАТ имени Горького. Татьяна Доронина стала президентом театра.
  • Премьерные "Любовницы"
    03 Декабря 2018

    Премьерные "Любовницы"

    23 декабря на малой сцене Театра Наций в Москве состоится премьера спектакля по роману лауреата Нобелевской премии Эльфриды Елинек «Любовницы».
  • Манифест "Барокко"
    03 Декабря 2018

    Манифест "Барокко"

    25 и 26 декабря в «Гоголь-центре» выходит премьера «Барокко» Автором спектакля, пьесы, декораций и костюмов стал Кирилл Серебренников, а осуществил его замысел на сцене режиссер Евгений Кулагин.
  • Фестиваль "Территория" едет на Сахалин
    03 Декабря 2018

    Фестиваль "Территория" едет на Сахалин

    Фестиваль - школа современного искусства "Территория. Сахалин" начинает свою работу в Южно-Сахалинске. В программу вошли спектакли, выставка, концерт, а также образовательная программа.
  • Интервью Римаса Туминаса
    03 Декабря 2018

    Интервью Римаса Туминаса

    Труппа Театра Вахтангова вернулась из Милана, где 28 и 29 ноября в рамках проекта «Русские сезоны» представила спектакль «Евгений Онегин» на сцене театра «Пикколо ди Милано» Джорджо Стрелера.
  • В главной роли – "Чёрный квадрат"
    28 Ноября 2018

    В главной роли – "Чёрный квадрат"

    В Третьяковской галерее на Крымском валу состоялась мировая премьера оперы Ильи Демуцкого «Для Чёрного квадрата». Главным героем стал оригинал картины Малевича.
  • На стыке реальностей
    28 Ноября 2018

    На стыке реальностей

    В Петербурге в семнадцатый раз была вручена Европейская Театральная Премия и в пятнадцатый раз в ее рамках – премия “Театральная реальность”.
  • Гамлет в Стамбуле
    26 Ноября 2018

    Гамлет в Стамбуле

    Театр Наций показал в Стамбуле спектакль «Гамлет/Коллаж» Робера Лепажа. Гастроли стали частью совместного проекта фестиваля «Золотая маска» и Стамбульского фестиваля искусств.
  • Лучшая пьеса года
    23 Ноября 2018

    Лучшая пьеса года

    Лучшей пьесой 2018 года в России объявлена "Горка" Алексея Житковского.
  • Ушёл Эймунтас Някрошюс
    20 Ноября 2018

    Ушёл Эймунтас Някрошюс

    Накануне своего 66-летия скончался выдающийся литовский театральный режиссёр Эймунтас Някрошюс.
  • Открытое окно в Европу
    19 Ноября 2018

    Открытое окно в Европу

    В Санкт-Петербурге вручили 17-ю Европейскую театральную премию и показали работы нынешних лауреатов. Но не всех.
  • Встреча на Невском
    16 Ноября 2018

    Встреча на Невском

    Генеральный директор Международного института театра Тобиас Бьянконе выступил на VII Санкт-Петербургском международном культурном форуме.
  • Russischer Theaterfrühling
    07 Ноября 2018

    Russischer Theaterfrühling

    С 17 по 25 ноября в Берлине пройдёт фестиваль «Российская театральная весна». В этом году фестиваль посвящен Кириллу Серебренникову...
  • Чужой
    06 Ноября 2018

    Чужой

    На сцене Учебного театра Высшей школы сценических искусств прошли двухдневные гастроли берлинского театра «Русская сцена».
  • За мыльным пузырем
    02 Ноября 2018

    За мыльным пузырем

    А. Волошина. «Человек из рыбы». Режиссёр Юрий Бутусов. МХТ им. Чехова
  • А завтра была революция
    01 Ноября 2018

    А завтра была революция

    Премьера спектакля «Касатка» по пьесе А.Н. Толстого в постановке народного артиста РФ Рифката Исрафилова открыла 163-й театральный сезон в Оренбургском областном драматическом театре.
  • «Золотая маска» в 25-й раз
    31 Октября 2018

    «Золотая маска» в 25-й раз

    Фестиваль-премия «Золотая маска» объявили список номинантов.
  • Премия Станиславского
    24 Октября 2018

    Премия Станиславского

    Объявлены лауреаты Международной театральной премии имени Станиславского.
  • Реклама