Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Нелюбовь

Нелюбовь

Кирилл Пирогов в своей родной «Мастерской Петра Фоменко» поставил чеховскую «Чайку» - мрачноватую, но эффектную. Без особых режиссерских «приправ» и новаций, но не архаичную. Солидную, размеренную, но не тяжеловесную, а легкую и даже порой с юмором. С ожидаемым распределением ролей, но не без сюрпризов.

Николай Симонов придумал основательную, немного неприветливую декорацию, в самом начале перекрыв для зрителей импровизированным «залом на пленэре» обзор спектакля Константина Треплева о мировой душе. В том числе, его дивную героиню, которая во время своего монолога взлетит в роскошном белом платье ввысь к колосникам. Чуть позже мощная деревянная конструкция, украшенная бубном, погремушками и сковородой, оперативно демонтируется и взору откроется просторный двор усадьбы Сорина. Во втором акте после большого антракта, связанного с перемонтировкой, действие переместится в бывшую гостиную, ставшую кабинетом, на антресолях которого расположится пианино. В этом кабинете Треплев встретится в последний раз с Ниной, здесь же задумчиво с обреченной улыбкой на устах порвет свои рукописи. А Дорн произнесет свою роковую финальную реплику. Владислав Фролов отменно поставил свет, а Мария Данилова, как всегда, придумала оригинальные костюмы (прежде всего, конечно, женские). Отмечу и превосходную игру прекрасного музыканта Алексея Соколова.

В который раз поражаюсь бездонности великой пьесы и перебираю в памяти виденные за длинную зрительскую жизнь «Чайки». Нынешняя стала в моем списке 35-й по счету, и каждая из них отличалась какой-то особостью. Пирогов поставил спектакль о нелюбви. О человеческом равнодушии, о нежелании понять ближнего, о своей рубашке, которая всегда ближе к телу. Аркадиной совершенно наплевать на сына, его спектакль и писательские поползновения. Треплева интересуют только его литературные опыты, и даже Нину он «обихаживает» без особого вдохновения и страсти. А к окружающим относится в лучшем случае равнодушно. Заречная не очень-то и мечтает о любви нищего провинциала, она жаждет познакомиться со знаменитым писателем и прославиться. Полина Андреевна ни в грош не ставит своего в общем-то симпатичного хлопотуна-мужа и, чувствуя, что ее время уходит, маниакально преследует Дорна. Последний же явно болен нарциссизмом и с наслаждением грезит о временах, когда он был jeune premiere’ом и кумиром всех шести окрестных усадеб. Маша лениво порхает по усадьбе как птичка божия, не зная ни забот и ни труда. Тригорину, судя по всему, вообще наплевать на всех и вся, в том числе на свою писанину. (Кроме рыбалки, разумеется). И Медведенко под стать всем: не похоже, что ему приходится «вертеться», добывая хлеб насущный. Старик Сорин с огромной седой бородой беззлобен, но безразличен, а во второй части – анемичен, и ему вовсе не до заботы об окружающих. Иногда даже кажется, что у персонажей нет особой охоты общаться друг с другом и не частые сборища вызывают у них скуку. И тем не менее они тянутся друг к другу, ибо идти больше некуда.

Все это, как ни странно, придает спектаклю изюминку. В размеренном, неторопливом действе есть свой странный ритм и смысл. И тебе интересно следить за броуновским движением героев, хотя ты наперед знаешь, кто и что скажет. А привыкнув к стилистике спектакля, даже понимаешь, как именно произнесет свою реплику тот или иной персонаж. И тем не менее в исполнении знакомых замечательных артистов чеховский текст звучит в основном свежо и ярко.      

Точно и ярко играет Заречную молодая актриса Мария Большова, запомнившаяся автору этих строк своими виртуозными перевоплощениями в спектакле «Проклятый Север». Ослепительно красивая Нина с самого начала не кажется наивной девочкой. Она, судя по всему, вполне прагматична и расценивает свое участие в спектакле Треплева как возможный трамплин в карьере и в завоевании Тригорина. А Костю воспринимает как промежуточный этап на этом пути. Кирилл Пирогов не стал в финале делать из Нины надорвавшуюся от несчастий женщину. Напротив, она и в последней сцене вполне уверенна в себе, красива и элегантна. Хотя даже слишком: ее роскошное длинное концертное платье со шлейфом заставляет  сомневаться в том, что она остановилась именно в провинциальном постоялом дворе.

Обворожительна, пластична и легка «как пух от уст Эола» золотоволосая красавица Маша Серафимы Огарёвой. Она пытается играть перед окружающими какую-то известную только ей роль загадочной и роковой женщины. Маша периодически принимает страстные позы, всеми силами стараясь продемонстрировать свою неразделенную и, скорее всего, придуманную любовь к Косте. Этой блистательной Маше явно не хватает воздуха в деревенской глуши, ее тяготит серость будней. И она в сердцах совершает необдуманные поступки, в том числе, выходя замуж за не очень-то умного, но доброго и бедного учителя. Но она отнюдь не теряет присутствия духа, со смаком пьет водочку и даже может иногда пошалить. Ее забавные прыжки по усадьбе в отместку зануде Аркадиной – очень остроумная находка режиссера! Хороша и Наталья Курдюбова в роли Полины Андреевны. Эта роковая, почти инфернальная дама вызывает священный трепет и даже оторопь. И ты понимаешь, почему Дорн так боязливо дистанцируется от нее: неровен час, вцепится такая в горло мертвой ведьминской хваткой!

Непредсказуемым оказался Тригорин Евгения Цыганова. Превосходный артист в очередной раз сделал весьма удачную попытку уйти от закрепившегося за ним в кино амплуа красавца-героя и секс-символа. Его Тригорин в затрапезном сереньком костюмчике напоминает другого героя Цыганова – униженного и оскорбленного Карандышева. Но в отличие от того, Тригорин никогда не унывает, любит пофилософствовать, и главное – порыбачить. И ты понимаешь, что совратить такого фетюка и подкаблучника для Нины не составит никакого труда.

Роскошно одетая Аркадина всегда в разные брючные костюмы Галины Тюниной – полновластная хозяйка положения, несмотря на то что ей каждое лето не дают лошадей. Такое впечатление, что она все знает наперед и заранее просчитывает свои и чужие поступки и слова. Очаровательная стерва Ирина Николаевна с ленивой игривостью устраивает обструкцию декадентскому зрелищу своего сына, а потом лицемерно спрашивает брата, что, мол, она такое особенное сказала Косте?! И столь же лицемерно после спектакля обнимает и хвалит Заречную, цепко наблюдая за ней и тюфяком-любовником, который по бесхарактерности может попасть в сети к востроглазой провинциальной красавице. (Осторожность никогда не помешает – видно, были прецеденты). Галина Тюнина блестяще играет длинную «тройную» сцену третьего действия – сначала с братом, потом с сыном и, наконец, с Тригориным. И только однажды теряет самообладание и срывается, скандаля с Костей. (Эта пронзительная, мощная открытая эмоция, обычно не очень свойственная тончайшей и трепетной актрисе, живо напомнила яростную сцену Галины в фильме Алексея Учителя «Дневник его жены»). Но через некоторое время после срыва Аркадина приходит в себя и ловко ставит на место своего невольника, который «из оков всечасно вырваться готов». Остроумно поставлен и сыгран эпизод, когда Аркадина с некоторой ленцой готовит мизансцену для окончательной атаки на любовника, бросая к его ногам свою роскошную, отороченную каракулевой смушкой тальму для того, чтобы и самой со вздохом улечься на нее и «припасть к его стопам».

Спустя почти 15 лет после премьеры «Трёх сестер» знаменитый театр вновь обратился к пьесе А.П. Чехова. Надо отдать должное Кириллу Пирогову, который отважился на неимоверно сложный и рискованный шаг. И этот риск оправдался. В его спектакле бережно сохранены театральные традиции и «лёгкое дыхание» «Мастерской П. Фоменко». Здесь нет аляповатой театральщины, формализма, режиссерских ухищрений, выворачивающих наизнанку суть великой пьесы. Немало в спектакле грустного юмора, столь свойственного театральным сочинениям Петра Наумовича Фоменко. Он не любил патетики, поэтому не буду употреблять высоких слов о дани памяти. Но нынешняя «Чайка» – это без сомнения поклон великому Мастеру.


Павел Подкладов

Дата публикации

01 Июня 2019

Другие материалы о театре и искусстве

  • Бартошевич, великий и прекрасный
    04 Декабря 2019

    Бартошевич, великий и прекрасный

    Легендарному историку мирового театра Алексею Вадимовичу Бартошевичу исполнилось 80 лет!
  • Памяти Че Гевары
    03 Декабря 2019

    Памяти Че Гевары

    В Екатеринбурге прошла российская премьера оратории Ханса Вернера Хенце «Плот "Медузы"» в рамках пятого международного музыкального фестиваля «Евразия».
  • Мышкин-сан
    02 Декабря 2019

    Мышкин-сан

    Хореограф, танцовщик, режиссер, художник Сабуро Тэсигавара показал на сцене ТЮЗ им. Брянцева в рамках фестиваля «Дягилев P.S.» свою версию романа Достоевского «Идиот».
  • Лучшие пьесы 2019 года
    29 Ноября 2019

    Лучшие пьесы 2019 года

    Объявлен шорт-лист лучших пьес 2019 года на соискание премии "Кульминация" в области современной драматургии  
  • Вместо Курентзиса
    28 Ноября 2019

    Вместо Курентзиса

    Марат Гацалов с 1 декабря станет главным режиссером Пермского театра оперы и балета.
  • Свидания на Театральной
    26 Ноября 2019

    Свидания на Театральной

    Завершился IV Международный фестиваль спектаклей о любви «Свидания на Театральной».
  • Премия Станиславского
    25 Ноября 2019

    Премия Станиславского

    Серебренникову, Ширвиндту, Виктюку и Апфельбаум вручена Международная премия Станиславского
  • Премия Юрия Любимова
    18 Ноября 2019

    Премия Юрия Любимова

    Международная театральная премия имени Юрия Любимова была вручена в минувшую субботу выдающемуся японскому режиссеру Тадаши Судзуки в Александринском театре.
  • А вот и NET
    13 Ноября 2019

    А вот и NET

    Сегодня открывается XXI фестиваль Нового европейского театра. Впервые он проходит на два города – NET принимают Москва и Санкт-Петербург.
  • Бог тоже сирота
    05 Ноября 2019

    Бог тоже сирота

    Год без Някрошюса
  • Легко о тяжелом
    25 Октября 2019

    Легко о тяжелом

    Фестиваль «Территория», проходящий в этом году в рамках национального проекта «Культура», привез спектакль «Пять легких пьес» режиссера Мило Рау.
  • САТИРИКОНУ — 80!
    24 Октября 2019

    САТИРИКОНУ — 80!

    Михаил Швыдкой — об Аркадии и Константине Райкиных и двух разных театрах, которые они создали.
  • Тюри-пури и дружочек
    22 Октября 2019

    Тюри-пури и дружочек

    В Московском музее современного искусства в Ермолаевском переулке открылась выставка «Человек размером с дом», посвященная Дмитрию Брусникину.
  • Из Сайгона в Хошимин
    15 Октября 2019

    Из Сайгона в Хошимин

    Спектакль «Сайгон» Каролин Нгуен на фестивале «Территория», которая в 2019 году проходит в рамках Национального проекта «Культура».
  • По ту сторону иронии
    09 Октября 2019

    По ту сторону иронии

    Павел Руднев – о поставленном в БДТ Константином Богомоловым спектакле "Слава", который вскоре увидят эстонские зрители "Золотой маски".
  • Быть или не быть
    07 Октября 2019

    Быть или не быть

    Т. Уильямс. «Кошка на раскаленной крыше». Режиссер Кама Гинкас. МТЮЗ.
  • Ушел из жизни Марк Захаров
    02 Октября 2019

    Ушел из жизни Марк Захаров

    Его боготворили артисты и обожали журналисты. Мудрый, ироничный, парадоксальный, способный и на гнев, и на нежность, вежливый, как университетский профессор позапрошлого века.
  • Птенцы Григоровича
    27 Сентября 2019

    Птенцы Григоровича

    Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов «Современный танец в музыкальном театре» состоялся в Ярославле.
  • Из вещества того же, что наши сны
    23 Сентября 2019

    Из вещества того же, что наши сны

    В Москве открылся VII Всероссийский фестиваль особый театров «Протеатр».
  • Луч света в царстве судебного произвола
    12 Сентября 2019

    Луч света в царстве судебного произвола

    Мещанский суд Москвы по собственной инициативе вернул обратно в Генпрокуратуру РФ дело "Седьмой студии" из-за нарушений и противоречий в ходе следствия.
  • После Бомбы
    22 Июля 2019

    После Бомбы

    На Чеховском фестивале состоялась мировая премьера новой версии спектакля Робера Лепажа «Семь притоков реки Ота».
  • Особый взгляд
    17 Июля 2019

    Особый взгляд

    Фестиваль социального и инклюзивного театра «Особый взгляд» пройдёт в Москве с 28 по 31 октября.
  • Акрам Хан перешел в лигу классиков
    15 Июля 2019

    Акрам Хан перешел в лигу классиков

    «Жизель» Английского национального балета на Чеховском фестивале.
  • Что такое быть мужчиной
    13 Июля 2019

    Что такое быть мужчиной

    Locker Room Talk в ЦИМе — спектакль, отправная точка которого — частные сексистские разговоры мужчин.
  •  125 лет Завадскому
    12 Июля 2019

    125 лет Завадскому

    Театр Моссовета открывает выставку к 125-летию со дня рождения легендарного Юрия Завадского.
  • Путь грека в варяги
    10 Июля 2019

    Путь грека в варяги

    Дирижер Теодор Курентзис после ухода с поста худрука Пермского театра оперы и балета будет работать в Санкт-Петербурге.
  • Ни правых, ни неправых нет
    08 Июля 2019

    Ни правых, ни неправых нет

    The Tiger Lillies вместе с Театром Републик из Копенгагена сыграли "Гамлета" на сцене Театра Моссовета в рамках Чеховского фестиваля.
  • Марчелли поставит «Шутники» Островского
    07 Июля 2019

    Марчелли поставит «Шутники» Островского

    Экс-худрук Волковского театра драмы Евгений Марчелли поставит пьесу Александра Островского «Шутники» в театре «Сатирикон».
  • В Москву привезут последний спектакль Някрошюса
    06 Июля 2019

    В Москву привезут последний спектакль Някрошюса

    15 октября в Москве впервые сыграют спектакль Клайпедского драматического театра «Сукины дети» по пьесе Саулюса Шальтяниса.
  • Марчелли уволился из Волковского театра
    05 Июля 2019

    Марчелли уволился из Волковского театра

    Худрук Волковского театра Евгений Марчелли в результате конфликта с директором Алексеем Туркаловым написал заявление об уходе.
  • Вуди Аллен поставил комическую оперу Пуччини
    04 Июля 2019

    Вуди Аллен поставил комическую оперу Пуччини

    Американский кинорежиссер Вуди Аллен представит на сцене миланского театра "Ла Скала" оперу Пуччини "Джанни Скикки".
  • Театр по заслугам
    03 Июля 2019

    Театр по заслугам

    «Федор Волков. Театр, который мы заслужили» в «Студии историй» Константина Кожевникова
  • Дружить городами и театрами
    02 Июля 2019

    Дружить городами и театрами

    Российская Рязань и немецкий Мюнстер отметили 30-летие дружбы и договорились о совместном спектакле
  • Дворовое братство
    01 Июля 2019

    Дворовое братство

    «Зобеида» Карло Гоцци во дворике РАМТа.
  • Культура умнее политики
    28 Июня 2019

    Культура умнее политики

    В Воронеже завершился 9-й Платоновский фестиваль искусств, который в этом году длился более двух недель, с 1 по 16 июня.
  • Курентзис попрощался с труппой
    27 Июня 2019

    Курентзис попрощался с труппой

    Теодор Курентзис написал открытое прощальное письмо труппе Пермского театра оперы и балета.
  • Вудсток в голове
    26 Июня 2019

    Вудсток в голове

    В гамбургском театре «Талия» вышел «Checkpoint Woodstock» Марины Давыдовой.
  • Ушла из жизни Алла Покровская
    25 Июня 2019

    Ушла из жизни Алла Покровская

    На 81-м году ушла из жизни народная артистка России Алла Покровская.
  • Регистратор и другие
    24 Июня 2019

    Регистратор и другие

    Владимир Скворцов поставил свой первый спектакль на посту главного режиссера Московского театра «Человек».
  • Теодор Курентзис больше не худрук Пермской оперы
    21 Июня 2019

    Теодор Курентзис больше не худрук Пермской оперы

    Теодор Курентзис прекращает работу в качестве худрука Пермского театра оперы и балета.
  • Зона Е
    20 Июня 2019

    Зона Е

    Пекинский Tao Dance Theater показал одноактные балеты «4» и «8» в постановке главного китайского авангардиста Тао Е.
  • Прощальный спектакль Линь Хуайминя
    18 Июня 2019

    Прощальный спектакль Линь Хуайминя

    Хореограф Лин Хвай-Мин представил свой прощальный спектакль на Чеховском фестивале.
  • Только спички оставьте
    17 Июня 2019

    Только спички оставьте

    «Вано и Нико» Роберта Стуруа на Чеховском фестивале.
  • Эдуард Кочергин получил Платоновскую премию
    14 Июня 2019

    Эдуард Кочергин получил Платоновскую премию

    Церемония вручения Платоновской премии прошла в Воронеже на IX Платоновском фестивале искусств.
  • Театральные экзерсисы
    13 Июня 2019

    Театральные экзерсисы

    Международный фестиваль уличных спектаклей "Театральные экзерсисы" откроется в Пензе 14 сентября.
  • Вход свободный
    12 Июня 2019

    Вход свободный

    Репетиции спектаклей впервые представят в московских парках. Они продлятся до 22 августа.
  • Сны cпящей красавицы
    11 Июня 2019

    Сны cпящей красавицы

    Диана Вишнева исполнит главную роль в шоу «Сны Спящей красавицы» осенью 2019 года вместе с солистом Штутгартского балета.
  • Снег и прах
    10 Июня 2019

    Снег и прах

    Спектакли Саймона Стоуна в России.