Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Нелюбовь

Нелюбовь

Кирилл Пирогов в своей родной «Мастерской Петра Фоменко» поставил чеховскую «Чайку» - мрачноватую, но эффектную. Без особых режиссерских «приправ» и новаций, но не архаичную. Солидную, размеренную, но не тяжеловесную, а легкую и даже порой с юмором. С ожидаемым распределением ролей, но не без сюрпризов.

Николай Симонов придумал основательную, немного неприветливую декорацию, в самом начале перекрыв для зрителей импровизированным «залом на пленэре» обзор спектакля Константина Треплева о мировой душе. В том числе, его дивную героиню, которая во время своего монолога взлетит в роскошном белом платье ввысь к колосникам. Чуть позже мощная деревянная конструкция, украшенная бубном, погремушками и сковородой, оперативно демонтируется и взору откроется просторный двор усадьбы Сорина. Во втором акте после большого антракта, связанного с перемонтировкой, действие переместится в бывшую гостиную, ставшую кабинетом, на антресолях которого расположится пианино. В этом кабинете Треплев встретится в последний раз с Ниной, здесь же задумчиво с обреченной улыбкой на устах порвет свои рукописи. А Дорн произнесет свою роковую финальную реплику. Владислав Фролов отменно поставил свет, а Мария Данилова, как всегда, придумала оригинальные костюмы (прежде всего, конечно, женские). Отмечу и превосходную игру прекрасного музыканта Алексея Соколова.

В который раз поражаюсь бездонности великой пьесы и перебираю в памяти виденные за длинную зрительскую жизнь «Чайки». Нынешняя стала в моем списке 35-й по счету, и каждая из них отличалась какой-то особостью. Пирогов поставил спектакль о нелюбви. О человеческом равнодушии, о нежелании понять ближнего, о своей рубашке, которая всегда ближе к телу. Аркадиной совершенно наплевать на сына, его спектакль и писательские поползновения. Треплева интересуют только его литературные опыты, и даже Нину он «обихаживает» без особого вдохновения и страсти. А к окружающим относится в лучшем случае равнодушно. Заречная не очень-то и мечтает о любви нищего провинциала, она жаждет познакомиться со знаменитым писателем и прославиться. Полина Андреевна ни в грош не ставит своего в общем-то симпатичного хлопотуна-мужа и, чувствуя, что ее время уходит, маниакально преследует Дорна. Последний же явно болен нарциссизмом и с наслаждением грезит о временах, когда он был jeune premiere’ом и кумиром всех шести окрестных усадеб. Маша лениво порхает по усадьбе как птичка божия, не зная ни забот и ни труда. Тригорину, судя по всему, вообще наплевать на всех и вся, в том числе на свою писанину. (Кроме рыбалки, разумеется). И Медведенко под стать всем: не похоже, что ему приходится «вертеться», добывая хлеб насущный. Старик Сорин с огромной седой бородой беззлобен, но безразличен, а во второй части – анемичен, и ему вовсе не до заботы об окружающих. Иногда даже кажется, что у персонажей нет особой охоты общаться друг с другом и не частые сборища вызывают у них скуку. И тем не менее они тянутся друг к другу, ибо идти больше некуда.

Все это, как ни странно, придает спектаклю изюминку. В размеренном, неторопливом действе есть свой странный ритм и смысл. И тебе интересно следить за броуновским движением героев, хотя ты наперед знаешь, кто и что скажет. А привыкнув к стилистике спектакля, даже понимаешь, как именно произнесет свою реплику тот или иной персонаж. И тем не менее в исполнении знакомых замечательных артистов чеховский текст звучит в основном свежо и ярко.      

Точно и ярко играет Заречную молодая актриса Мария Большова, запомнившаяся автору этих строк своими виртуозными перевоплощениями в спектакле «Проклятый Север». Ослепительно красивая Нина с самого начала не кажется наивной девочкой. Она, судя по всему, вполне прагматична и расценивает свое участие в спектакле Треплева как возможный трамплин в карьере и в завоевании Тригорина. А Костю воспринимает как промежуточный этап на этом пути. Кирилл Пирогов не стал в финале делать из Нины надорвавшуюся от несчастий женщину. Напротив, она и в последней сцене вполне уверенна в себе, красива и элегантна. Хотя даже слишком: ее роскошное длинное концертное платье со шлейфом заставляет  сомневаться в том, что она остановилась именно в провинциальном постоялом дворе.

Обворожительна, пластична и легка «как пух от уст Эола» золотоволосая красавица Маша Серафимы Огарёвой. Она пытается играть перед окружающими какую-то известную только ей роль загадочной и роковой женщины. Маша периодически принимает страстные позы, всеми силами стараясь продемонстрировать свою неразделенную и, скорее всего, придуманную любовь к Косте. Этой блистательной Маше явно не хватает воздуха в деревенской глуши, ее тяготит серость будней. И она в сердцах совершает необдуманные поступки, в том числе, выходя замуж за не очень-то умного, но доброго и бедного учителя. Но она отнюдь не теряет присутствия духа, со смаком пьет водочку и даже может иногда пошалить. Ее забавные прыжки по усадьбе в отместку зануде Аркадиной – очень остроумная находка режиссера! Хороша и Наталья Курдюбова в роли Полины Андреевны. Эта роковая, почти инфернальная дама вызывает священный трепет и даже оторопь. И ты понимаешь, почему Дорн так боязливо дистанцируется от нее: неровен час, вцепится такая в горло мертвой ведьминской хваткой!

Непредсказуемым оказался Тригорин Евгения Цыганова. Превосходный артист в очередной раз сделал весьма удачную попытку уйти от закрепившегося за ним в кино амплуа красавца-героя и секс-символа. Его Тригорин в затрапезном сереньком костюмчике напоминает другого героя Цыганова – униженного и оскорбленного Карандышева. Но в отличие от того, Тригорин никогда не унывает, любит пофилософствовать, и главное – порыбачить. И ты понимаешь, что совратить такого фетюка и подкаблучника для Нины не составит никакого труда.

Роскошно одетая Аркадина всегда в разные брючные костюмы Галины Тюниной – полновластная хозяйка положения, несмотря на то что ей каждое лето не дают лошадей. Такое впечатление, что она все знает наперед и заранее просчитывает свои и чужие поступки и слова. Очаровательная стерва Ирина Николаевна с ленивой игривостью устраивает обструкцию декадентскому зрелищу своего сына, а потом лицемерно спрашивает брата, что, мол, она такое особенное сказала Косте?! И столь же лицемерно после спектакля обнимает и хвалит Заречную, цепко наблюдая за ней и тюфяком-любовником, который по бесхарактерности может попасть в сети к востроглазой провинциальной красавице. (Осторожность никогда не помешает – видно, были прецеденты). Галина Тюнина блестяще играет длинную «тройную» сцену третьего действия – сначала с братом, потом с сыном и, наконец, с Тригориным. И только однажды теряет самообладание и срывается, скандаля с Костей. (Эта пронзительная, мощная открытая эмоция, обычно не очень свойственная тончайшей и трепетной актрисе, живо напомнила яростную сцену Галины в фильме Алексея Учителя «Дневник его жены»). Но через некоторое время после срыва Аркадина приходит в себя и ловко ставит на место своего невольника, который «из оков всечасно вырваться готов». Остроумно поставлен и сыгран эпизод, когда Аркадина с некоторой ленцой готовит мизансцену для окончательной атаки на любовника, бросая к его ногам свою роскошную, отороченную каракулевой смушкой тальму для того, чтобы и самой со вздохом улечься на нее и «припасть к его стопам».

Спустя почти 15 лет после премьеры «Трёх сестер» знаменитый театр вновь обратился к пьесе А.П. Чехова. Надо отдать должное Кириллу Пирогову, который отважился на неимоверно сложный и рискованный шаг. И этот риск оправдался. В его спектакле бережно сохранены театральные традиции и «лёгкое дыхание» «Мастерской П. Фоменко». Здесь нет аляповатой театральщины, формализма, режиссерских ухищрений, выворачивающих наизнанку суть великой пьесы. Немало в спектакле грустного юмора, столь свойственного театральным сочинениям Петра Наумовича Фоменко. Он не любил патетики, поэтому не буду употреблять высоких слов о дани памяти. Но нынешняя «Чайка» – это без сомнения поклон великому Мастеру.


Павел Подкладов

Дата публикации

01 Июня 2019

Другие материалы о театре и искусстве

  • Игорь Костолевский сыграл постаревшего Мирою
    18 Февраля 2020

    Игорь Костолевский сыграл постаревшего Мирою

    А. Вамиплов. «Старший сын». Режиссер Анатолий Шульев. Театр им. Маяковского
  • Колдунья Мэб в подземном переходе
    18 Февраля 2020

    Колдунья Мэб в подземном переходе

    У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Режиссер Егор Перегудов. РАМТ
  • Выживет только Арлекин
    10 Февраля 2020

    Выживет только Арлекин

    Ж.-Б. Мольер. «Lё Тартюф. Комедия». Режиссер Юрий Муравицкий. Театр на Таганке
  • Семь пятниц на неделе
    07 Февраля 2020

    Семь пятниц на неделе

    А. Саморядов, Р. Михайлов. «Сказка про последнего ангела». Режиссер Андрей Могучий. Театр Наций.
  • Свидания на Театральной 2020
    04 Февраля 2020

    Свидания на Театральной 2020

    Рязанский театр драмы открыл прием заявок на V Международный форум «Свидания на Театральной», который состоится с 16 по 22 ноября 2020 года.
  • Без дублера
    02 Февраля 2020

    Без дублера

    С 29 января по 22 марта Театральный музей имени Бахрушина представляет выставку, посвященную 75-летию Николая Караченцова.
  • Чехов: Non-fiction
    01 Февраля 2020

    Чехов: Non-fiction

    В музее-заповеднике А. П. Чехова «Мелихово» в 2020 году стартует проект лаборатории для молодых драматургов «Чехов: Non-fiction».
  • За деньги не купишь
    30 Января 2020

    За деньги не купишь

    А. Островский. «Шутники». Режиссер Евгений Марчелли. Театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина.
  • Фестиваль Анатолия Васильева
    29 Января 2020

    Фестиваль Анатолия Васильева

    С 29 января по 15 февраля в БДТ пройдет фестиваль Анатолия Васильева — гуру и живой легенды отечественного и мирового театра.
  • Преемник Рыжакова
    28 Января 2020

    Преемник Рыжакова

    Дмитрий Волкострелов назначен художественным руководителем Центра имени Мейерхольда. Обязанности директора продолжит исполнять Елена Ковальская.
  • Может, супу?
    27 Января 2020

    Может, супу?

    А. Сальников. «Петровы в гриппе». Режиссер Антон Федоров. «Гоголь-центр».
  • Золотая маска – 2020
    23 Января 2020

    Золотая маска – 2020

    Конкурсная программа ХХVI Фестиваля "Золотая маска" откроется 25 января в Москве показом мюзикла "Стиляги" Театра наций.
  • Вершки и корешки
    22 Января 2020

    Вершки и корешки

    Алексей Житковкий. «Посадить дерево». Режиссер Марина Брусникина. Театр «Практика».
  • "Волнение" БДТ в Театре наций
    21 Января 2020

    "Волнение" БДТ в Театре наций

    БДТ открыл московские гастроли спектаклем "Волнение" с Алисой Фрейндлих на Основной сцене Театра наций.
  • Выставка Галины Улановой
    18 Января 2020

    Выставка Галины Улановой

    С 18 января по 22 марта Театральный музей имени Бахрушина представляет выставку к 110-летию со дня рождения Галины Улановой.
  • За хвостом птицы-тройки
    17 Января 2020

    За хвостом птицы-тройки

    С. Клычков. «Сахарный немец». Режиссер Уланбек Баялиев. МХТ им. Чехова.
  • «Я въехал в кровь уже так далеко…»
    14 Января 2020

    «Я въехал в кровь уже так далеко…»

    У. Шекспир. «Макбет». Театр «Школа драматического искусства». Режиссер Александр Огарёв.
  • Преемник Волчек
    30 Декабря 2019

    Преемник Волчек

    Глава Театрального центра имени Мейерхольда Виктор Рыжаков назначен художественным руководителем театра «Современник».
  • Ушла из жизни Галина Волчек
    27 Декабря 2019

    Ушла из жизни Галина Волчек

    Вечером 26 декабря ушла из жизни художественный руководитель Московского театра «Современник» Галина Волчек. Ей было 86 лет.
  • Культура в опасности
    25 Декабря 2019

    Культура в опасности

    Балерины исполнили отрывок из балета Петра Чайковского «Лебединое озеро» на ступенях Оперы Гарнье в Париже в знак протеста против реформы пенсионной системы.
  • Лучшие пьесы 2019 года
    23 Декабря 2019

    Лучшие пьесы 2019 года

    Подведены итоги объединенного конкурса современной драматургии «Кульминация». Пьесой 2019 года стал «Исчезнувший велосипедист» драматурга Константина Костенко.
  • Первый Гамлет на Руси
    18 Декабря 2019

    Первый Гамлет на Руси

    Московский театр «Человек» выпустил премьеру по «Гамлету» в переводе Александра Сумарокова 1748 года.
  • Хореография документа
    17 Декабря 2019

    Хореография документа

    В российском YouTube открыт новый канал «Болит. Балет», где московские артисты создают пластические постановки по актуальным новостям.
  • Театр в сети Facebook
    16 Декабря 2019

    Театр в сети Facebook

    Компания Facebook выпустила «Путеводитель по театральному миру России», где собраны рекомендации пяти сообществ, пишущих о театре.
  • Ушла Екатерина Дурова
    13 Декабря 2019

    Ушла Екатерина Дурова

    Заслуженная артистка России Екатерина Дурова ушла из жизни в возрасте 60 лет после продолжительной болезни.
  • Леди, stuff и девочки
    12 Декабря 2019

    Леди, stuff и девочки

    На фестивале NET, на территории Завода слоистых пластиков в Санкт-Петербурге, показали мировую премьеру «Игрушек» датской компании Signa.
  • «Театральный роман»-2019
    11 Декабря 2019

    «Театральный роман»-2019

    10 декабря в «Новом Манеже» состоялась торжественная церемония вручения VI-й премии «Театральный роман»-2019.
  • Все о ее матери
    10 Декабря 2019

    Все о ее матери

    Фестиваль NET открыл для театралов Москвы и Санкт-Петербурга новое знаковое имя современного театра – Анхелику Лидделл.
  • У танца на краю
    09 Декабря 2019

    У танца на краю

    В Екатеринбурге завершился Международный фестиваль современного танца «На грани»
  • Бартошевич, великий и прекрасный
    04 Декабря 2019

    Бартошевич, великий и прекрасный

    Легендарному историку мирового театра Алексею Вадимовичу Бартошевичу исполнилось 80 лет!
  • Памяти Че Гевары
    03 Декабря 2019

    Памяти Че Гевары

    В Екатеринбурге прошла российская премьера оратории Ханса Вернера Хенце «Плот "Медузы"» в рамках пятого международного музыкального фестиваля «Евразия».
  • Мышкин-сан
    02 Декабря 2019

    Мышкин-сан

    Хореограф, танцовщик, режиссер, художник Сабуро Тэсигавара показал на сцене ТЮЗ им. Брянцева в рамках фестиваля «Дягилев P.S.» свою версию романа Достоевского «Идиот».
  • Лучшие пьесы 2019 года
    29 Ноября 2019

    Лучшие пьесы 2019 года

    Объявлен шорт-лист лучших пьес 2019 года на соискание премии "Кульминация" в области современной драматургии  
  • Вместо Курентзиса
    28 Ноября 2019

    Вместо Курентзиса

    Марат Гацалов с 1 декабря станет главным режиссером Пермского театра оперы и балета.
  • Свидания на Театральной
    26 Ноября 2019

    Свидания на Театральной

    Завершился IV Международный фестиваль спектаклей о любви «Свидания на Театральной».
  • Премия Станиславского
    25 Ноября 2019

    Премия Станиславского

    Серебренникову, Ширвиндту, Виктюку и Апфельбаум вручена Международная премия Станиславского
  • Премия Юрия Любимова
    18 Ноября 2019

    Премия Юрия Любимова

    Международная театральная премия имени Юрия Любимова была вручена в минувшую субботу выдающемуся японскому режиссеру Тадаши Судзуки в Александринском театре.
  • А вот и NET
    13 Ноября 2019

    А вот и NET

    Сегодня открывается XXI фестиваль Нового европейского театра. Впервые он проходит на два города – NET принимают Москва и Санкт-Петербург.
  • Бог тоже сирота
    05 Ноября 2019

    Бог тоже сирота

    Год без Някрошюса
  • Легко о тяжелом
    25 Октября 2019

    Легко о тяжелом

    Фестиваль «Территория», проходящий в этом году в рамках национального проекта «Культура», привез спектакль «Пять легких пьес» режиссера Мило Рау.
  • САТИРИКОНУ — 80!
    24 Октября 2019

    САТИРИКОНУ — 80!

    Михаил Швыдкой — об Аркадии и Константине Райкиных и двух разных театрах, которые они создали.
  • Тюри-пури и дружочек
    22 Октября 2019

    Тюри-пури и дружочек

    В Московском музее современного искусства в Ермолаевском переулке открылась выставка «Человек размером с дом», посвященная Дмитрию Брусникину.
  • Из Сайгона в Хошимин
    15 Октября 2019

    Из Сайгона в Хошимин

    Спектакль «Сайгон» Каролин Нгуен на фестивале «Территория», которая в 2019 году проходит в рамках Национального проекта «Культура».
  • По ту сторону иронии
    09 Октября 2019

    По ту сторону иронии

    Павел Руднев – о поставленном в БДТ Константином Богомоловым спектакле "Слава", который вскоре увидят эстонские зрители "Золотой маски".
  • Быть или не быть
    07 Октября 2019

    Быть или не быть

    Т. Уильямс. «Кошка на раскаленной крыше». Режиссер Кама Гинкас. МТЮЗ.
  • Ушел из жизни Марк Захаров
    02 Октября 2019

    Ушел из жизни Марк Захаров

    Его боготворили артисты и обожали журналисты. Мудрый, ироничный, парадоксальный, способный и на гнев, и на нежность, вежливый, как университетский профессор позапрошлого века.
  • Птенцы Григоровича
    27 Сентября 2019

    Птенцы Григоровича

    Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов «Современный танец в музыкальном театре» состоялся в Ярославле.
  • Из вещества того же, что наши сны
    23 Сентября 2019

    Из вещества того же, что наши сны

    В Москве открылся VII Всероссийский фестиваль особый театров «Протеатр».