Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Одиночество в пути

Одиночество в пути

К восемнадцатому сезону питерский фестиваль Dance Open стал надежным любимцем публики и одним из градообразующих культурных событий. Афиша этого года включает спектакли известных мировых трупп, премьеру Пермского балета, образовательную и детскую программы и праздник виртуозности в виде гала-концерта. Открыл программу «Зимний путь» Кристиана Шпука, поставленный полгода назад в Цюрихском балете.

Кристиану Шпуку в этом году исполнится пятьдесят. В его досье ворох удачных спектаклей, притом в балет он пришел поздно и, слава богу, осознанно, что видно в каждом опусе. Цюрихским балетом он руководит седьмой сезон, преследуя банальную для цивилизованного мира цель — привлечение в театр молодой публики. Так что он не заводит романов с академическим балетом, сосредотачиваясь на танцмысли последних двадцати лет от Форсайта и Килиана до Уэйна Макгрегора и действительно скромного себя. Типичный отличник предпочитает полный метр и не ищет простых историй (среди удач балеты «Лулу» в Цюрихе, «Воццек» в Осло, «Возвращение Улисса» в Королевском балете Фландрии, приобщился даже МАМТ с «Анной Карениной»). Притом уровень артистов его труппы не просто хороший — блистательный, позволяющий сочетать неоклассику с радикальным moving; способность труппы различать стили восхищает. Словом, ясно, что «Зимнему пути» в этот раз повезло. А учитывая, что премьере только полгода, его включение в афишу Dance Open — свидетельство большого профессионализма организаторов.

В логике сказанного саундтреком звучит не просто Шуберт, а «Зимний путь Шуберта» Ханса Цендера, уже использованный однажды Джоном Ноймайером и опрокидывающий романтический бидермейер в нашу реальность. Романтизма в нем совсем на донышке, зато трагизм разросся до тотального и экзистенциального, и люди из Цюриха смогли сложить все это в зрелищный плотный спектакль.

Два десятка артистов в партикулярных костюмах снуют в броуновском движении, сбиваются кучей, ложатся шеренгой на пол. Делятся на пары — не банальными М и Ж, а в логике рисунка танца. Пары выпадают из рядов и убеждают воочию, как легко любые отношения качает из ласки в насилие: мужчины все еще в костюмах, девушки в невесомых корсетах, открытые позы и острые пике арабесков венчают скрюченные, как в артрозе, кисти. Самое нежное прикосновение остается в колком контексте: размазанные по трем стенам артисты танцуют как заведенные — прижать к стене, оторвать, толкнуть оземь, поднять за шею одной рукой,— и умноженный на два десятка пар паттерн действует угнетающе. Угловатость продолжается текучестью, сказка — ночным кошмаром. Тут еще сценография пятидесяти оттенков серого тихо прирастает углами, и артисты один за другим упираются в эти углы носом, а обманчиво лиричные слова «цветы увяли, и трава поблекла» выводят на сцену танцовщиков с живописными вязанками дров за спиной.

Неизбежный в «Зимнем пути» снег, едва просыпавшись с театральных небес, иссякает, и артисты сыплют его вручную, рассекая сцену прыжковыми диагоналями. Снова складываются пары, но в калейдоскопе их движений чувственность уже обречена. И правда, живым барельефом из кулис снова выходят люди с ветками за спиной, и теперь эти ветки при минимуме движений — давящие засохшие корни и оборванные связи. Из-под сцены взмывает группка застывших в немом вопле танцовщиков с чучелами воронов в руках и рассыпается в гипнотическом шаге на пуантах, чтобы возникнуть из-под земли повторно уже на авансцене и никому не дать шанса спастись. Зловещие вороны и девы с залепленными скотчем глазами в какой-то момент уводят спектакль в триллер, но, как всегда в танце, не столько страшный, сколько обыденный.

По первому размышлению кажется, что «Зимний путь» построен по канону классической немецкой философии: идея изложена, дальше ее десять раз разжуют и дополнят. Но нет. Кристиан Шпук встряхивает разом рассудок и эмоции. Будто он начал составлять из льдинок слово «вечность», а сложил из веток слово «страсть». Чучела птиц и прочий Хичкок, словно сепией отдаленные неоклассическим балетным рисунком, адаптировали трагизм Шуберта для XXI века гораздо точнее музыкальных транскрипций. Вот они, конкретные, ныне измеряемые глубины человеческого сознания, в которые так страшно и неотвратимо тянет заглядывать. И кто бы мог подумать, что с такой задачей справится искусство беглости ног.

Источник

Дата публикации

23 Апреля 2019

Другие материалы о театре и искусстве

  • День театра online
    26 Марта 2020

    День театра online

    Такого Дня театра мир еще не отмечал. Артисты на сцене, музыканты – в оркестровой яме, все службы – на рабочих местах. А зрители приникли к экранам мониторов у себя дома. 
  • Высокие технологии танца
    16 Марта 2020

    Высокие технологии танца

    14 и 15 марта 2020 года в Инновационном культурном центре Калуги состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие современного танца в регионах» для практиков и исследователей современного танца из разных уголков страны.
  • Только пианино не бросай
    25 Февраля 2020

    Только пианино не бросай

    «Борис» по А. Пушкину. Режиссер Дмитрий Крымов. Театральное агентство «Арт-Партнер-XXI». Музей Москвы
  • Игорь Костолевский сыграл постаревшего Мирою
    18 Февраля 2020

    Игорь Костолевский сыграл постаревшего Мирою

    А. Вамиплов. «Старший сын». Режиссер Анатолий Шульев. Театр им. Маяковского
  • Колдунья Мэб в подземном переходе
    18 Февраля 2020

    Колдунья Мэб в подземном переходе

    У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Режиссер Егор Перегудов. РАМТ
  • Выживет только Арлекин
    10 Февраля 2020

    Выживет только Арлекин

    Ж.-Б. Мольер. «Lё Тартюф. Комедия». Режиссер Юрий Муравицкий. Театр на Таганке
  • Семь пятниц на неделе
    07 Февраля 2020

    Семь пятниц на неделе

    А. Саморядов, Р. Михайлов. «Сказка про последнего ангела». Режиссер Андрей Могучий. Театр Наций.
  • Свидания на Театральной 2020
    04 Февраля 2020

    Свидания на Театральной 2020

    Рязанский театр драмы открыл прием заявок на V Международный форум «Свидания на Театральной», который состоится с 16 по 22 ноября 2020 года.
  • Без дублера
    02 Февраля 2020

    Без дублера

    С 29 января по 22 марта Театральный музей имени Бахрушина представляет выставку, посвященную 75-летию Николая Караченцова.
  • Чехов: Non-fiction
    01 Февраля 2020

    Чехов: Non-fiction

    В музее-заповеднике А. П. Чехова «Мелихово» в 2020 году стартует проект лаборатории для молодых драматургов «Чехов: Non-fiction».
  • За деньги не купишь
    30 Января 2020

    За деньги не купишь

    А. Островский. «Шутники». Режиссер Евгений Марчелли. Театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина.
  • Фестиваль Анатолия Васильева
    29 Января 2020

    Фестиваль Анатолия Васильева

    С 29 января по 15 февраля в БДТ пройдет фестиваль Анатолия Васильева — гуру и живой легенды отечественного и мирового театра.
  • Преемник Рыжакова
    28 Января 2020

    Преемник Рыжакова

    Дмитрий Волкострелов назначен художественным руководителем Центра имени Мейерхольда. Обязанности директора продолжит исполнять Елена Ковальская.
  • Может, супу?
    27 Января 2020

    Может, супу?

    А. Сальников. «Петровы в гриппе». Режиссер Антон Федоров. «Гоголь-центр».
  • Золотая маска – 2020
    23 Января 2020

    Золотая маска – 2020

    Конкурсная программа ХХVI Фестиваля "Золотая маска" откроется 25 января в Москве показом мюзикла "Стиляги" Театра наций.
  • Вершки и корешки
    22 Января 2020

    Вершки и корешки

    Алексей Житковкий. «Посадить дерево». Режиссер Марина Брусникина. Театр «Практика».
  • "Волнение" БДТ в Театре наций
    21 Января 2020

    "Волнение" БДТ в Театре наций

    БДТ открыл московские гастроли спектаклем "Волнение" с Алисой Фрейндлих на Основной сцене Театра наций.
  • Выставка Галины Улановой
    18 Января 2020

    Выставка Галины Улановой

    С 18 января по 22 марта Театральный музей имени Бахрушина представляет выставку к 110-летию со дня рождения Галины Улановой.
  • За хвостом птицы-тройки
    17 Января 2020

    За хвостом птицы-тройки

    С. Клычков. «Сахарный немец». Режиссер Уланбек Баялиев. МХТ им. Чехова.
  • «Я въехал в кровь уже так далеко…»
    14 Января 2020

    «Я въехал в кровь уже так далеко…»

    У. Шекспир. «Макбет». Театр «Школа драматического искусства». Режиссер Александр Огарёв.
  • Преемник Волчек
    30 Декабря 2019

    Преемник Волчек

    Глава Театрального центра имени Мейерхольда Виктор Рыжаков назначен художественным руководителем театра «Современник».
  • Ушла из жизни Галина Волчек
    27 Декабря 2019

    Ушла из жизни Галина Волчек

    Вечером 26 декабря ушла из жизни художественный руководитель Московского театра «Современник» Галина Волчек. Ей было 86 лет.
  • Культура в опасности
    25 Декабря 2019

    Культура в опасности

    Балерины исполнили отрывок из балета Петра Чайковского «Лебединое озеро» на ступенях Оперы Гарнье в Париже в знак протеста против реформы пенсионной системы.
  • Лучшие пьесы 2019 года
    23 Декабря 2019

    Лучшие пьесы 2019 года

    Подведены итоги объединенного конкурса современной драматургии «Кульминация». Пьесой 2019 года стал «Исчезнувший велосипедист» драматурга Константина Костенко.
  • Первый Гамлет на Руси
    18 Декабря 2019

    Первый Гамлет на Руси

    Московский театр «Человек» выпустил премьеру по «Гамлету» в переводе Александра Сумарокова 1748 года.
  • Хореография документа
    17 Декабря 2019

    Хореография документа

    В российском YouTube открыт новый канал «Болит. Балет», где московские артисты создают пластические постановки по актуальным новостям.
  • Театр в сети Facebook
    16 Декабря 2019

    Театр в сети Facebook

    Компания Facebook выпустила «Путеводитель по театральному миру России», где собраны рекомендации пяти сообществ, пишущих о театре.
  • Ушла Екатерина Дурова
    13 Декабря 2019

    Ушла Екатерина Дурова

    Заслуженная артистка России Екатерина Дурова ушла из жизни в возрасте 60 лет после продолжительной болезни.
  • Леди, stuff и девочки
    12 Декабря 2019

    Леди, stuff и девочки

    На фестивале NET, на территории Завода слоистых пластиков в Санкт-Петербурге, показали мировую премьеру «Игрушек» датской компании Signa.
  • «Театральный роман»-2019
    11 Декабря 2019

    «Театральный роман»-2019

    10 декабря в «Новом Манеже» состоялась торжественная церемония вручения VI-й премии «Театральный роман»-2019.
  • Все о ее матери
    10 Декабря 2019

    Все о ее матери

    Фестиваль NET открыл для театралов Москвы и Санкт-Петербурга новое знаковое имя современного театра – Анхелику Лидделл.
  • У танца на краю
    09 Декабря 2019

    У танца на краю

    В Екатеринбурге завершился Международный фестиваль современного танца «На грани»
  • Бартошевич, великий и прекрасный
    04 Декабря 2019

    Бартошевич, великий и прекрасный

    Легендарному историку мирового театра Алексею Вадимовичу Бартошевичу исполнилось 80 лет!
  • Памяти Че Гевары
    03 Декабря 2019

    Памяти Че Гевары

    В Екатеринбурге прошла российская премьера оратории Ханса Вернера Хенце «Плот "Медузы"» в рамках пятого международного музыкального фестиваля «Евразия».
  • Мышкин-сан
    02 Декабря 2019

    Мышкин-сан

    Хореограф, танцовщик, режиссер, художник Сабуро Тэсигавара показал на сцене ТЮЗ им. Брянцева в рамках фестиваля «Дягилев P.S.» свою версию романа Достоевского «Идиот».
  • Лучшие пьесы 2019 года
    29 Ноября 2019

    Лучшие пьесы 2019 года

    Объявлен шорт-лист лучших пьес 2019 года на соискание премии "Кульминация" в области современной драматургии  
  • Вместо Курентзиса
    28 Ноября 2019

    Вместо Курентзиса

    Марат Гацалов с 1 декабря станет главным режиссером Пермского театра оперы и балета.
  • Свидания на Театральной
    26 Ноября 2019

    Свидания на Театральной

    Завершился IV Международный фестиваль спектаклей о любви «Свидания на Театральной».
  • Премия Станиславского
    25 Ноября 2019

    Премия Станиславского

    Серебренникову, Ширвиндту, Виктюку и Апфельбаум вручена Международная премия Станиславского
  • Премия Юрия Любимова
    18 Ноября 2019

    Премия Юрия Любимова

    Международная театральная премия имени Юрия Любимова была вручена в минувшую субботу выдающемуся японскому режиссеру Тадаши Судзуки в Александринском театре.
  • А вот и NET
    13 Ноября 2019

    А вот и NET

    Сегодня открывается XXI фестиваль Нового европейского театра. Впервые он проходит на два города – NET принимают Москва и Санкт-Петербург.
  • Бог тоже сирота
    05 Ноября 2019

    Бог тоже сирота

    Год без Някрошюса
  • Легко о тяжелом
    25 Октября 2019

    Легко о тяжелом

    Фестиваль «Территория», проходящий в этом году в рамках национального проекта «Культура», привез спектакль «Пять легких пьес» режиссера Мило Рау.
  • САТИРИКОНУ — 80!
    24 Октября 2019

    САТИРИКОНУ — 80!

    Михаил Швыдкой — об Аркадии и Константине Райкиных и двух разных театрах, которые они создали.
  • Тюри-пури и дружочек
    22 Октября 2019

    Тюри-пури и дружочек

    В Московском музее современного искусства в Ермолаевском переулке открылась выставка «Человек размером с дом», посвященная Дмитрию Брусникину.
  • Из Сайгона в Хошимин
    15 Октября 2019

    Из Сайгона в Хошимин

    Спектакль «Сайгон» Каролин Нгуен на фестивале «Территория», которая в 2019 году проходит в рамках Национального проекта «Культура».
  • По ту сторону иронии
    09 Октября 2019

    По ту сторону иронии

    Павел Руднев – о поставленном в БДТ Константином Богомоловым спектакле "Слава", который вскоре увидят эстонские зрители "Золотой маски".
  • Быть или не быть
    07 Октября 2019

    Быть или не быть

    Т. Уильямс. «Кошка на раскаленной крыше». Режиссер Кама Гинкас. МТЮЗ.