Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Оптика и образ

Оптика и образ

В конце апреля в Доме-музее Александра Николаевича Островского на Ордынке откроется выставка работ одного из лучших отечественных театральных фотографов Александра Иванишина.

Александр Логинович, когда и при каких обстоятельствах вы увлеклись именно театральной фотографией?

Первый фотоаппарат отец купил, когда мне было восемь лет - в 1962 году. Так я присоединился к многочисленной армии московских фотолюбителей. И оставался бы им по сей день, если бы в 1978 году художественный редактор «Театральной жизни» Роберт Табачников не предложил мне начать сотрудничество с журналом. К тому времени я уже окончил МВТУ и работал инженером. Но первая же моя опубликованная фотография круто изменила жизнь, я вдруг понял, что хочу стать профессионалом именно в этом деле. Так случилось чудо: увлечение стало работой, а работа увлечением, потому что я любил и театр, и фотографию.

Были ли какие-то ориентиры, образцы в профессии?

Конечно! Я же работал не в вакууме. Я познакомился с Виктором Баженовым, который оказался замечательным фотографом и прекрасным человеком. Он мне во многом помог. Ну а ориентиры задавал заказчик. Требования для журнала были одни, для газеты — другие, для портретной галереи театра — третьи. Цвет или ч/б – всё создавало рамки, внутри которых приходилось снимать. А образцы для подражания — нет, их не было. Я учился на работах других профессионалов.

Долго ли осваивали ремесло?

Я его до сих пор осваиваю. И рад, что сохранил и способность, и желание учиться. Хожу на выставки, покупаю альбомы, смотрю фотографии коллег.

Каковы, на ваш взгляд, основные принципы работы театрального фотографа?

Мое «железное» правило: в фотографии должен присутствовать образ спектакля.

Что для вас главное в театральной фотографии: фиксация конкретного момента или отображение эстетики спектакля в целом?

Понимаю это так: нужно постараться уловить замысел авторов постановки – драматурга, режиссера, сценографа. Он должен считываться на фотографии и быть привлекательным для зрителя. Что называется, цеплять за глаз.

Сколько фотографий вы делаете за одну сессию и каков процент выхода «полезного продукта»? Иначе говоря, какое их количество остается после отсева?

Прежде, в эпоху дефицита и дороговизны, когда цветной вечерний слайд КОДАК нужно было задорого «доставать», а не покупать, и потом проявлять через знакомых, я тратил на спектакль 12 кадров. Три спектакля на одной пленке. Больше не мог себе позволить. И все кадры шли в дело. Сейчас изменились и условия работы, и технология. Порой получается до двух тысяч цифровых кадров на съемку. Из них остается примерно две сотни. Такова расточительность цифровой эпохи. Зато количество четко переходит в качество.

Случалось ли, что ни один кадр вас не удовлетворял?

Чтобы получился один хороший, нужно сделать сто плохих. И понять, чем они плохи, чтобы не повторять ошибку. Если во время съемки вижу: что-то идет не так, корректирую ситуацию, меняю оптику, точку съемки, крупность плана и в итоге не остаюсь с пустыми руками. К слову, к этому меня приучила работа в газете «Сегодня». Нельзя было приходить в редакцию ни с чем. Принеси хоть один кадр, но проходной, ударный.

Можно ли одной фотографией передать суть и ауру всего спектакля?

Нет, уверен, с этой задачей никогда не справятся ни фото, ни видео, ни аудио, но… надо стараться. Именно такой кадр ждали от меня в газете. Яркий, привлекательный и информативный. Ведь, как правило, нужна была именно одна иллюстрация, но такая, чтобы читатель, заинтересовавшись, прочитал текстовый материал.

Удается ли вам оценить спектакль как зрителю? Или работа не позволяет?

Ничем не отличаюсь от остальных зрителей в зале. Только, может, я более опытен и технически вооружен. Так же переживаю происходящее на сцене. Как говорится, «и смеюсь, и плачу» вместе со всеми.

Есть ли у вас любимые спектакли, режиссеры, актеры?

Не только режиссеры, актеры и спектакли, а любимый театр целиком. Там любимое всё! Это Студия Театрального Искусства Сергея Женовача. Мне повезло: со дня основания работаю в команде потрясающих профессионалов, преданных театру.

Иногда приходится слышать, что фотографии Иванишина лучше тех спектаклей, которые он снимает. Такие отзывы вас радуют или огорчают?

Огорчают. Это значит, что я заигрался. Значит, наснимал какие-то свои штуки и фокусы, неоправданные замыслом постановки. Что называется, оторвался от действительности. Для меня это неуспех.

Бывает ли, что хороший спектакль оказывается не фотогеничным?

Нет. Случаются более или менее зрелищные спектакли. Значит, нужно поискать прием, сменить точку съемки, может, сосредоточиться на эмоциях актеров, жестах, на их взаимодействии. Иногда взгляд артиста, брошенный на партнера, может быть интересней целой мизансцены.

Есть ли фото, которыми вы гордитесь?

Есть памятные фотографии, которые мне дороги. А так, я лишь делаю свою работу, в меру отпущенных мне способностей, сил и времени.

Сейчас вы участвуете в пополнении фондов Центрального театрального музея имени Бахрушина. В чем специфика этой работы?

Здесь на первом месте стоит принцип документальности. Важно, чтобы на снимке присутствовала сценография, костюмы и основные мизансцены. Ключевая информация о постановке. А уже потом, так сказать, прочая красота.

Часто ли ваша работа требует обновления технической базы?

Без этого — никак. Фотография –технический вид творчества и современная аппаратура даёт новые изобразительные возможности. Не скажу, что постоянно, но база обновляется. Обходится недешево, зато можно делать более сложные, а значит, и интересные кадры.

В апреле начнет работу выставка ваших работ. Где она будет проходить и какова ее продолжительность?

Выставка откроется 24 апреля в Театральной галерее Дома-музея Александра Николаевича Островского на Ордынке. И продлится месяц.

По какому принципу вы отбираете фотографии для нее?

Принцип отбора заложен в названии: «Режиссер. Рождение спектакля». Если можно так выразиться, это «производственный» портрет режиссера, забытый жанр советских времен. Попытка показать зрителю, что прекрасен не только спектакль, но и его создание и создатели в процессе создания!

Павел Подкладов

Дата публикации

09 Апреля 2019

Другие материалы о театре и искусстве

  • За заслуги перед Отечеством
    22 Мая 2019

    За заслуги перед Отечеством

    Сердечно поздравляем заслуженного работника культуры города Оренбурга Павла Леонидовича Церемпилова с награждением медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.
  • Китайская головоломка
    17 Мая 2019

    Китайская головоломка

    В Москве открылся Чеховский фестиваль.
  • Сад, где прыгают гимнасты
    17 Мая 2019

    Сад, где прыгают гимнасты

    На Второй сцене БДТ, в Каменноостровском театре, 22 и 23 мая пройдет премьера перформанса Владислава Наставшева «Сад, где прыгают гимнасты».
  • Новый фильм Серебренникова
    16 Мая 2019

    Новый фильм Серебренникова

    Режиссер Кирилл Серебренников снимет фильм по роману Алексея Сальникова "Петровы в гриппе и вокруг него".
  • Гамма небывалого адажио
    15 Мая 2019

    Гамма небывалого адажио

    В Петербурге идут показы программы балетов израильского хореографа Роя Ассафа. Из четырех одноактовок две – «Небелое адажио» и «Гамма» – созданы на музыку Олега Каравайчука.
  • Онегин возвращается
    14 Мая 2019

    Онегин возвращается

    С 15 по 19 мая на Исторической сцене Большого театра будет представлена новая постановка оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин».
  • Танцующие с дождем
    14 Мая 2019

    Танцующие с дождем

    Парижская опера пополнила свой репертуар балетами Пола Лайтфута, хореографа и художественного руководителя знаменитого Нидерландского театра танца.
  • Международный день танца
    29 Апреля 2019

    Международный день танца

    Обращение египетской танцовщицы, хореографа, педагога Каримы Мансур к Международному дню танца.
  • Ушла из жизни Элина Быстрицкая
    26 Апреля 2019

    Ушла из жизни Элина Быстрицкая

    Народная артистка СССР, актриса театра и кино Элина Быстрицкая умерла на 92-м году жизни.
  • "Декамерон" Серебренникова
    25 Апреля 2019

    "Декамерон" Серебренникова

    На прошлой неделе интендант берлинского Deutsches Theater Ульрих Куон и художественный руководитель Михаэль де Фифи встретились с режиссером в Москве.
  • Сумбур, месть и музыка
    24 Апреля 2019

    Сумбур, месть и музыка

    В парижской Opera Bastille прошла премьера оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» в постановке Кшиштофа Варликовского.
  • В пляс по кроличьей норе
    24 Апреля 2019

    В пляс по кроличьей норе

    В Александринском театре прошел второй спектакль фестиваля Dance Open: Балет Дортмунда представил двухактную «Алису» в постановке Мауро Бигонцетти.
  • Интендантский час
    23 Апреля 2019

    Интендантский час

    Завершившийся в Зальцбурге Пасхальный фестиваль ознаменовался не только премьерами, но и полемикой вокруг его будущего.
  • Одиночество в пути
    23 Апреля 2019

    Одиночество в пути

    Фестиваль Dance Open открылся «Зимним путем» Цюрихского балета
  • Добро должно быть с башмаками
    20 Апреля 2019

    Добро должно быть с башмаками

    Пасхальный фестиваль в Зальцбурге открыли «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера в постановке Йенса-Даниэля Херцога.
  • Волнение Фрейндлих
    19 Апреля 2019

    Волнение Фрейндлих

    Народная артистка СССР Алиса Фрейндлих исполнила главную роль на премьере в БДТ спектакля "Волнение" по пьесе Ивана Вырыпаева, которую драматург написал специально для актрисы.
  • Юбилейная маска
    18 Апреля 2019

    Юбилейная маска

    На Исторической сцене Большого театра состоялась торжественная церемония вручения Премии «Золотая Маска», которая в этом году отметила свое 25-летие.
  • Одержимые
    16 Апреля 2019

    Одержимые

    «Пианисты» в постановке Бориса Павловича (Новосибирский театр «Глобус») получил премию «Золотая маска» за лучший драматический спектакль малой формы.
  • Лицедеи
    15 Апреля 2019

    Лицедеи

    «Нам не страшен серый волк» Евгения Марчелли по пьесе Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вульф» на фестивале «Золотая маска».
  • Я и не Я
    10 Апреля 2019

    Я и не Я

    «100% Воронеж» - еще одна точка, нанесенная на карту десятилетнего проекта «100% City» немецкой компании Rimini Protokoll. Этот спектакль участвует в номинации «Эксперимент» фестиваля «Золотая маска».
  • Мосгорсуд освободил Кирилла Серебренникова
    08 Апреля 2019

    Мосгорсуд освободил Кирилла Серебренникова

    Мосгорсуд освободил из-под домашнего ареста Кирилла Серебренникова, Юрия Итина и Софью Апфельбаум.
  • Сплетни роз
    04 Апреля 2019

    Сплетни роз

    Режиссер Яна Тумина номинируется на «Золотую маску» с тремя спектаклями. «Комната Герды» и «Деревня канатоходцев» уже нашли своих поклонников среди московских зрителей.
  • Арест снова продлен
    02 Апреля 2019

    Арест снова продлен

    Мещанский суд Москвы продлил срок домашнего ареста режиссеру Кириллу Серебренникову до 4 июля. А также Юрий Итину и Софье Апфельбаум.
  • Let's go outside
    29 Марта 2019

    Let's go outside

    С 16 по 23 июля на Авиньонском фестивале пройдет премьера нового спектакля Кирилла Серебренникова «Outside». Информация об этом появилась на сайте фестиваля
  • Всем, кого касается
    29 Марта 2019

    Всем, кого касается

    3, 4 и 5 и 27 апреля в театре "Сатирикон" состоится премьера спектакля Константина Райкина "Всем кого касается" по новой пьесе современного драматурга Даны Сидерос.
  • Оборванец
    29 Марта 2019

    Оборванец

    В РАМТе выходит премьера "Оборванец" по пьесе Михаила Угарова и посвященная памяти самого Угарова и его жены Елены Греминой.
  • Объединение приостановлено
    29 Марта 2019

    Объединение приостановлено

    Премьер-министр России Дмитрий Медведев приостановил действие приказа Минкульта о создании Первого национального театра на базе Александринского театра и Театра имени Волкова
  • Первый национальный театр
    28 Марта 2019

    Первый национальный театр

    Министр культуры России Владимир Мединский заявил в среду на пресс-конференции в Музее им. Бахрушина об объединении Александринского и Волковского театров в первый российский национальный театр.
  • ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРА
    27 Марта 2019

    ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРА

    Обращение кубинского режиссера и драматурга Карлоса Селдрана к мировой театральной общественности, приуроченное к Всемирному дню театра.
  • Кошмарный ФЭСТ
    26 Марта 2019

    Кошмарный ФЭСТ

    Сотрудники Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД и следователи проводят во вторник обыски в театре драмы и комедии "ФЭСТ" в Мытищах.
  • Атом Солнца
    25 Марта 2019

    Атом Солнца

    Фестиваль памяти Олега Табакова "Атом Солнца", на котором состоятся мастер-классы и спектакли учеников режиссера, пройдет в Москве с октября по декабрь 2019 года.
  • Война еще началась
    22 Марта 2019

    Война еще началась

    25 марта на сцене Литовского драмтеатра уникальный латышский спектакль на русском языке «TWHYS. The war hasn‘t started yet. Война еще не началась» в постановке Леры Сурковой по одноименной пьесе Михаила Дурненкова.
  • Легкий воздух нулевых
    21 Марта 2019

    Легкий воздух нулевых

    Спектакль «Зоя» Екатеринбургского танцевального театра «Фора».
  • Долгожданная неожиданность
    20 Марта 2019

    Долгожданная неожиданность

    В Амстердаме прошел IV фестиваль OFF — Opera Forward Festival. Премьеры Дьёрдя Куртага и Джона Адамса в Нидерландской опере.
  • Крестный отец оттепели
    19 Марта 2019

    Крестный отец оттепели

    Антон Долин — памяти режиссера Марлена Хуциева.
  • Диктатура партитуры
    19 Марта 2019

    Диктатура партитуры

    Оперы Александра Маноцкова на «Золотой маске».
  • Недалекое плавание
    14 Марта 2019

    Недалекое плавание

    На сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Воронежский театр оперы и балета представил постановку Юрия Бурлаки — балет «Корсар» в трех актах с прологом и эпилогом, выдвинутый в пяти номинациях.
  •  «Русалка» Дворжака в Большом
    13 Марта 2019

    «Русалка» Дворжака в Большом

    В «Русалке» Большой театр вывел на сцену немоту. Режиссер Тимофей Кулябин использовал свой любимый прием, сполоснув его водичкой и музыкой Дворжака.
  • Сокровище VS пластинка
    12 Марта 2019

    Сокровище VS пластинка

    В театральной школе Константина Райкина прошел Всероссийский форум "Документальный театр в современной театральной школе".
  • Вавилон и ООН
    11 Марта 2019

    Вавилон и ООН

    Кирилл Серебренников, продолжая оставаться под домашним арестом, 10 марта выпустил еще одну премьеру – «Набукко» Верди в Штаатсопере Гамбурга.
  • Ушел Владимир Этуш
    10 Марта 2019

    Ушел Владимир Этуш

    Не дожив трех лет до 100-летнего юбилея, ушел Владимир Этуш. Легенда театра и кино. Ветеран Великой Отечественной. Знаменитый ректор «Щуки». Кумир миллионов зрителей. И просто человек, которого любили.
  • Бенуа-2019 в Большом
    07 Марта 2019

    Бенуа-2019 в Большом

    21 и 22 мая на Исторической сцене Большого Театра России в 27-й раз пройдет Международный балетный Фестиваль «Бенуа де ла Данс». Зрители увидят самые яркие работы в области танца со всего мира
  • Ушла Майя Туровская
    06 Марта 2019

    Ушла Майя Туровская

    На 95-м году жизни в Мюнхене скончалась Майя Туровская - киновед, кинокритик, культуролог, писатель, драматург, великолепный знаток мирового кинопроцесса и человек безупречной профессиональной репутации.
  • 10 интригующих премьер
    05 Марта 2019

    10 интригующих премьер

    В Театре наций — новый спектакль Rimini Protokoll, в Театре Романа Виктюка — новый «Мелкий бес», Тимофей Кулябин ставит «Русалку» Дворжака в Большом, а Марк Розовский делает мюзикл по произведениям Конан Дойла.
  • Ваш билет, пожалуйста!
    04 Марта 2019

    Ваш билет, пожалуйста!

    На сцене Высшей школы сценических искусств состоялась премьера спектакля «Проводница».
  • Танцующая под дождем
    01 Марта 2019

    Танцующая под дождем

    В парижском театре Шайо состоялись гастроли танцспектаклей «Compact» и «Diagnostic F20.9» в постановке и исполнении Жан Галлуа — молодого хореографа, которой во Франции прочат большое будущее.
  • Опера строгого режима
    27 Февраля 2019

    Опера строгого режима

    Знаменитый маэстро и музыкальный руководитель Баварской государственной оперы Кирилл Петренко впервые продирижировал «Фиделио» Бетховена.
  • Ушел из жизни Андрейс Жагарс
    27 Февраля 2019

    Ушел из жизни Андрейс Жагарс

    Знаменитому театральному режиссеру, актеру, продюссеру и экс-директору Латвийской национальной оперы было 60 лет.
  • Реклама