Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Пушкин и #НеПушкин

Пушкин и #НеПушкин

Надо себя сжечь и превратиться в речь…

Моноспектакль Константина Райкина «Своим голосом»

Руководя театром, ставя спектакли, занимаясь с учениками, репетируя свои роли (главные, знаковые), Константин Райкин всегда вел параллельную артистическую жизнь – читал стихи. Добавлял их в каждое сольное выступление, когда для большей части советской публики, не знакомой с его театральными работами, он еще был в первую очередь «сыном Райкина», Труффальдино, фантастически пластичным и уморительно показывающим зверей с человеческими слабостями или абитуриентов с животной органикой, – самый беспроигрышный вариант блистательного лицедейства. Артист дарил зрителям то, что они ждали, но после первой победы резко менял тональность и интонацию и окончательно брал публику в плен поэзией: извлекал чистый дистиллят гармонии из того, что может быть дать человеку слово. «Во что бы то ни стало читай стихи, перед любой публикой», - напутствовал сына Аркадий Райкин, побывав на одном из таких концертов.

Работая со студентами, Константин Райкин давно объединяет свои поэтические выступления с первыми шагами на большой сцене своих учеников: и со своим первым курсом из Школы-студии МХАТ в «Азбуке артиста», и с нынешними студентами - и трудно переоценить значение такого партнёрства и такого камертона для начинающих артистов. Однажды стало очевидно, что и Москве, несмотря на ее театральное изобилие, такие спектакли нужны, как воздух, - и поэтический моноспектакль Константина Райкина вошел в репертуар. В первом варианте спектакля «Своим голосом» публику еще ждал легкий и приятный «аперитив», оставшийся от эстрадных концертов, - отточенный «экспромт» про поступление в театральный вуз (эпидемия хохота в зале гарантирована), лирические воспоминания об отце. Нынешний вариант, который продолжает все время меняться, посвящен только поэзии. И поэтам.

Микрофон, луч софита, открытый космос пустой сцены - без партнеров, предлагаемых обстоятельств, без режиссерских концепций, музыки, сценографии. Почти без эксцентрики, которой Райкин владеет, как, пожалуй, никто в нашем театре (но и она вдруг может оказаться лишней), - но с романтической приподнятостью и ликующим восторгом перед предельной, как нота в мелодии, точностью слова. Или – Слова, начала всех начал. Без фабулы, но с внутренним сюжетом про рай детства и ад века-волкодава, чья страшная тень падает на память о старых исчезнувших двориках и дорогих тебе событиях («… но как припомню долгий путь оттуда…»). Про бесценность простых вещей, про внятность сложнейших гармоний, про свободу и бессмертие в искусстве. Про дьявольские искушения сознания, про радость бытия, отвоеванную у его же, бытия, горя. Про бесстрашие любви, когда человек, наконец, становится равным себе.

В этом спектакле есть и «все оттенки» черного - дьявольски журчит голосок Мефистофеля в пушкинском «Отрывке из Фауста», сталью звенит отточенный сарказм в самойловском «Струфиане», с точностью до формулировок предсказавшем возвращение к безнадежной и мутной идеологии особого пути Руси при кознях Запада. Но чернота нужна, чтобы оттенять свет.

Артист признается, что иногда читает эти стихи просто самому себе – «они делают меня лучше, структурируют, как воду в крещенской Иордани». Самойлов и Мандельштам, Рубцов и Заболоцкий, Лопе де Вега и Пушкин. «...если бы мне пришлось вновь пережить свою жизнь, я установил бы для себя правило читать какое-то количество стихов и слушать какое-то количество музыки по крайней мере раз в неделю; быть может, путем такого постоянного упражнения мне удалось бы сохранить активность тех частей моего мозга, которые теперь атрофировались. Утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и, может быть, вредно отражается на умственных способностях, а еще вероятнее - на нравственных качествах, так как ослабляет эмоциональную сторону нашей природы …» - писал Чарльз Дарвин.

В коротких интермедиях Райкин обращается к публике напрямую - говорит о судьбах поэтах почти конспективно, но передавая ощущение личного ожога от их историй – с таким знанием уже нельзя жить по-другому, нельзя сфальшивить. Нельзя отмахнуться от сознания, что их трагедии не изжиты, не искуплены покаянием. «Я читаю много светлых стихов, - говорит Константин Райкин. - И люди, может быть, по старой памяти ждут от меня чего-то радостного. А мне хочется уводить их в какие-то глубины. Все мы сейчас ощущаем нависание чего-то непоправимого над нашим обществом. А я так просто чувствую вообще нечто апокалиптическое в существовании человека на земле. И если я читаю светлые стихи, я должен качнуть эти качели в другую сторону. Обязательно нужно знать про судьбу поэта, чтобы понимать его стихи. Но также надо понимать, что его стихи – его личный противовес обстоятельствам его жизни. Какие солнечные стихи у Мандельштама – а ведь свою «Скрипачку» он писал в воронежской ссылке».

Эта доверительная интонация разговора по душам тоже роднит его с отцом, который на каком-то этапе своего пути отказался от маски, от лицедейства, от скрытой седины – седой шут-мудрец выходил к публике с чужими незамысловатыми словами, но со своей болью и любовью. Теперь мы слышим ее в выступлениях Константина Райкина – сквозь лучшие строчки, написанные по-русски, - в его личном сопротивлении «утрате счастья».

 

За всех, кто когда-то жил

«НеПушкин» в постановке Марины Дровосековой и Сергея Сотникова вырос из дипломного экзамена по сценической речи первых выпускников-актеров Театральной школы Константина Райкина и стал репертуарным спектаклем «Сатирикона».

Они высыпают на сцену ватагой. Им явно еще хорошо всем вместе. Начесы, парики, ломаные силуэты платьев, зауженные брюки, пацанские очки, прикольные футболки со смайликами, хулиганский пролог «Очень даже, блин, как Пушкин, но не Пушкин, в общем, блин» – колючий молодой эпатаж. Электробалалайка, компьютер, звукоусилитель, винтажный радиоприемник – их нынешний «надежды маленький оркестрик» (доморощенная группа этого курса «Взаимно, Илья»).

Их «НеПушкин» – перекличка, пересмешка, перепляс, перепев, перестук, пересказ, переосмысление великой русской поэзии, которая, конечно же, никуда не делась, не умерла, не забылась, не закончилась, а продолжает жить.

Федор Сваровский с его апокалиптическими картинами жизни после жизни, после глобальной катастрофы, вне Земли, в отсутствие кислорода – но не без любви и не без молитвы. Андрей Родионов с его городскими балладами. И лихой Орлуша, певец свободы, хранящий верность стихотворным размерам.

Линор Горалик с короткими скетчами точно подслушанных с полуслова разговоров, где варится что-то темное, живучее, жгучее, глупое, светлое – женское. Нина Искренко с радостным абсурдом расцветающей любви, в которой помещается весь мир. Чувственная лава в стихах Александры Рыжаковой. И по-медицински точный анализ любовной зависимости в «Собаке Павлова» Александра Анашевича.

Ефим Бершин с его словесными трансформациями и реинкарнацией райского сада и Андрей Дельфинов с адом детского рабства в детском саду и телесного освобождения от него (такой опыт есть, пожалуй, у каждого первого в зале).

Ставшие уже классиками Тимур Кибиров, Вера Павлова и Дмитрий Александрович Пригов – и самый молодой из авторов «НеПушкина» Максим Жегалин, собственный поэт этой команды (а еще автор замечательных атмосферных зарисовок о детстве, которые пока можно прочитать только на его страничке в фейсбуке): он и стихи – печальную балладу «Черновик» Дмитрия Воденникова о прощании с молодостью – читает, как поэт, как собрат, как равный.

Эти и многие другие поэты, звучащие в спектакле, не собирают сегодня стадионы и даже большие концертные залы, их поэзия проиграла селевому потоку информации, но сохранилась - в сборниках с маленькими тиражами, интернет-сообществах, небольших конкурсах для посвященных. Спектакль с его отчаянным драйвом возвращает ей отдачу большого зала. Неровное дыхание ломаных строк – часто без размера и без рифм, поток сознания – часто без заглавных букв и знаков препинания, как будто без начала и конца, новорожденные слова, новая чувственность и новые темы (будь то лунные войны, чувства одушевленного робота или онкология у любимого человека): «НеПушкин» точно фиксирует рождение еще неизведанной поэзии – или реинкарнацию вечной.

А когда Илья Рогов в финале читает «Эпилог» Кибирова, он точно окончательно достраивает мостик, перекинутый к спектаклю их Мастера, к самойловскому образу утраченного рая детства.

Ольга Фукс

Дата публикации

09 Февраля 2018

Другие материалы о театре и искусстве

  • "Утопия" в Театре Наций
    21 Июня 2018

    "Утопия" в Театре Наций

    Премьера в Театре Наций. Спектакль Марата Гацалова «Утопия» по одноимённой пьесе Михаила Дурненкова - это размышление о том, изменились ли мы с 90-х и можно ли вернуться назад.
  • Мюзикл отбит
    21 Июня 2018

    Мюзикл отбит

    Создание мюзикла о легендарном футбольном вратаре Льве Яшине, который планировалось представить к чемпионату мира в России, откладывается, пока вдова спортсмена не даст свое согласие.
  • Гинкас поставил "Макбета"
    20 Июня 2018

    Гинкас поставил "Макбета"

    Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко представляет премьеру оперы Джузеппе Верди "Макбет" по одноименной трагедии Шекспира, постановку которой осуществил драматический режиссер Кама Гинкас.
  • Юбилей Домашнего театра
    20 Июня 2018

    Юбилей Домашнего театра

    Домашнему театру в Доме Щепкина исполнилось 10 лет. К юбилею театра в Доме-музее М.С. Щепкина открылась выставка «Всему своё время и время всякой вещи под небом».
  • Фестиваль уличных театров
    20 Июня 2018

    Фестиваль уличных театров

    Картонный оркестр под руководством тирана, глотание мечей, жонглирование стульями... В Архангельске открылся XXIV фестиваль уличных театров.
  • В Израиль 10 лет спустя
    19 Июня 2018

    В Израиль 10 лет спустя

    "Современник" во вторник отправился на гастроли в Израиль после десятилетнего перерыва, выступления пройдут с 20 по 25 июня в Тель-Авиве и Кирьят-Хаиме.
  • Михайловские гастроли
    19 Июня 2018

    Михайловские гастроли

    Солисты оперы Михайловского театра дадут серию концертов в городах Франции и Италии, выступления пройдут с 19 по 30 июня, сообщили в пресс-службе театра.
  • Ушёл внук Вахтангова
    19 Июня 2018

    Ушёл внук Вахтангова

    Театр имени Евгения Вахтангова сообщил о смерти внука основателя театра — художника Евгения Сергеевича Вахтангова. Церемония прощания состоится  22 июня в 12.00 в Церкви Успения Пресвятой Богородицы.
  • Чайковский в Берлине
    13 Июня 2018

    Чайковский в Берлине

    Артисты Санкт-Петербургского театра балета Бориса Эйфмана представили на сцене Театра на Потсдамской площади спектакль "Чайковский. PRO et CONTRA".
  • Лауреаты малых городов
    13 Июня 2018

    Лауреаты малых городов

    Лауреатов XVI Фестиваля театров малых городов России объявили в Новороссийске, где смотр проходил с 4 по 11 июня. По традиции спектакли-победители покажут в Москве, на сцене Театра наций.
  • Ушёл Игорь Охпулин
    09 Июня 2018

    Ушёл Игорь Охпулин

    Актёр Театра имени Маяковского Игорь Охлупин скончался в возрасте 79 лет, сообщает пресс-служба театра.
  • "Алеко" Рахманинова - 125!
    08 Июня 2018

    "Алеко" Рахманинова - 125!

    В московском театре «Геликон-опера» - премьера. Новое прочтение «Алеко», оперы молодого Сергея Рахманинова.
  • Итоги сезона № 54
    08 Июня 2018

    Итоги сезона № 54

    9 июня в Театральном музее им. А.А. Бахрушина откроется ежегодная выставка московских театральных художников "Итоги сезона № 54".
  • Толстой Weekend
    08 Июня 2018

    Толстой Weekend

    9 июня начнет свою работу Международный театральный фестиваль "Толстой Weekend", мероприятия которого будут проходить в Музее-усадьбе "Ясная Поляна".
  • Самая лёгкая лодка в мире
    07 Июня 2018

    Самая лёгкая лодка в мире

    Премьера спектакля по повести одного из самых известных детских писателей Юрия Коваля "Самая легкая лодка в мире" прошла в Российском Молодежном театре.
  • VIII Платоновский фестиваль
    07 Июня 2018

    VIII Платоновский фестиваль

    VIII Платоновский международный фестиваль искусств открылся 6 июня документальным спектаклем "100% Воронеж", в котором 100 жителей города сыграли самих себя.
  • Футбольный балет
    06 Июня 2018

    Футбольный балет

    Премьера балета "На футбол", посвященного предстоящему чемпионату мира по футболу в России, состоится 30 июня в Башкирском театре оперы и балета.
  • Балетный Оскар
    05 Июня 2018

    Балетный Оскар

    5 и 6 июня на Исторической сцене Большого театра России пройдет XXVI Международный балетный фестиваль «Бенуа де ла Данс» (Benois de la Danse).
  • Посвящение Петипа
    01 Июня 2018

    Посвящение Петипа

    На гала-концерте "Посвящение Петипа", прошедшем в Большом театре в честь 200-летия со дня рождения знаменитого хореографа, выступили звёзды мирового балета.
  • Горькие дачники
    31 Мая 2018

    Горькие дачники

    В театре "Школа драматического искусства" 31 мая и 1 июня состоится премьера спектакля Александра Огарёва "Дачники" по одноимённой пьесе Максима Горького.
  • Дягилевский фестиваль – 2018
    31 Мая 2018

    Дягилевский фестиваль – 2018

    С 14 по 24 июня в Перми пройдет XII Международный Дягилевский фестиваль под художественным руководством Теодора Курентзиса и кураторством Марка де Мони.
  • Майоруна существуют
    30 Мая 2018

    Майоруна существуют

    Спектакль «Encounter» Саймона Макберни был сыгран в Москве в последний раз.
  • Вечер памяти Абдулова
    29 Мая 2018

    Вечер памяти Абдулова

    В день рождения Александра Абдулова, которому 29 мая исполнилось бы 65 лет, в его родном московском театре "Ленком" пройдет вечер памяти артиста.
  • Бурчуладзе в Михайловском
    29 Мая 2018

    Бурчуладзе в Михайловском

    Гала-концерт мировых звезд оперы, посвященный 40-летию творческой деятельности Паата Бурчуладзе, пройдет во вторник в Михайловском театре в Петербурге.
  • Ушёл Юрий Рашкин
    29 Мая 2018

    Ушёл Юрий Рашкин

    На 73-м году ушёл из жизни режиссёр, сценарист и актёр Юрий Рашкин. Об этом сообщается на официальной странице театра "Современник" в Facebook.

  • Оренбург и три мушкетёра
    28 Мая 2018

    Оренбург и три мушкетёра

    X Международный театральный фестиваль "Гостиный двор" открылся в Оренбурге мюзиклом "Три мушкетера" Оренбургского областного театра музыкальной комедии.
  • Бернстайн в черешневом лесу
    28 Мая 2018

    Бернстайн в черешневом лесу

    Концерт к столетию со дня рождения американского композитора Леонарда Бернстайна завершит программу XVIII Открытого фестиваля искусств "Черешневый лес" в Большом зале Московской консерватории.
  • Дни социального театра
    21 Мая 2018

    Дни социального театра

    С 22 по 24 мая 2018 года в Высшей школе сценических искусств состоится научно-практический семинар с международным участием «Социальный театр в ХХI веке».
  • Оратория Богомолова
    17 Мая 2018

    Оратория Богомолова

    Музыкальный театр имени Станиславского представляет премьеру оратории Генделя "Триумф Времени и Бесчувствия" в постановке Константина Богомолова.
  • Затмение "Гоголь-центра"
    17 Мая 2018

    Затмение "Гоголь-центра"

    17 мая на Большой сцене "Гоголь-центра" состоится премьера спектакля Евгения Кулагина "Две комнаты". В главных ролях Инга Оболдина и Чулпан Хаматова.
  • Фигаро на новый лад
    17 Мая 2018

    Фигаро на новый лад

    17 и 18 мая в московском театре "Геликон-опера" состоится премьера оперы Микаэла Таривердиева "Женитьба Фигаренко" по мотивам пьесы Бомарше.
  • Ушла из жизни Елена Гремина
    16 Мая 2018

    Ушла из жизни Елена Гремина

    Руководитель и один из основателей Tеатра.doc. драматург и режиссёр Елена Гремина скоропостижно скончалась сегодня утром в московской больнице. Ей был 61 год.
  • Шекспир в театре Пушкина
    14 Мая 2018

    Шекспир в театре Пушкина

    Театр имени Пушкина представил 11 мая российскую премьеру спектакля "Влюбленный Шекспир" по сценарию Тома Стоппарда в постановке Евгения Писарева
  • Восточные гастроли
    13 Мая 2018

    Восточные гастроли

    Большой театр начинает масштабные гастроли в Китае и Южной Корее, которые продлятся с 14 по 29 мая.
  • В доме Островского
    11 Мая 2018

    В доме Островского

    Фестиваль "Островский в Доме Островского", приуроченный к 195-летию драматурга Александра Островского, пройдет в Малом театре с 11 по 17 мая.
  • Инфаркт Малобродского
    10 Мая 2018

    Инфаркт Малобродского

    Врач-кардиолог Ярослав Ашихмин на заседании Басманного суда диагностировал у Алексея Малобродского нестабильную стенокардию с подозрением на инфаркт миокарда.
  • Шанхайские гастроли
    07 Мая 2018

    Шанхайские гастроли

    Труппа Александринского театра отправилась на гастроли в Шанхай, где она представит постановки "Гамлет" и "Мамаша Кураж и ее дети".
  • Уход комедианта
    06 Мая 2018

    Уход комедианта

    В Германии на 62-м году году ушёл из жизни актёр и театральный режиссёр, одним из основателей театра "Приют комедианта" Юрий Томошевский.
  • Весна A Cappella
    26 Апреля 2018

    Весна A Cappella

    Около 100 мюзиклов, ревю и музыкальных спектаклей пройдет в рамках фестиваля "Московская весна А Cappella" в российской столице
  • Пьеса для него
    25 Апреля 2018

    Пьеса для него

    25 и 26 апреля на Новой сцене Большого театра состоится уникальное событие – вечер солистов балета «Пьеса для него».
  • Прощание с Дорошиной
    24 Апреля 2018

    Прощание с Дорошиной

    Несколько сотен человек пришли проститься с Ниной Дорошиной в театр "Современник", где она служила большую часть жизни.
  • В честь Петипа
    23 Апреля 2018

    В честь Петипа

    Вечер "В честь Петипа", посвященный 200-летию со дня рождения Мариуса Петипа, представляет музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко.
  • Ван Гог. Письма к брату
    23 Апреля 2018

    Ван Гог. Письма к брату

    Спектакль-концерт "Ван Гог. Письма к брату" в Театре Наций с участием Евгения Миронова и Юрия Башмета пройдет на основной сцене театра в понедельник 23 апреля.
  • Бенуа де ла данс
    19 Апреля 2018

    Бенуа де ла данс

    Кирилл Серебренников выдвинут как номинант на приз "Бенуа де ла данс" в категории сценографа за балет "Нуреев"
  • Тургенев. Версия Крымова
    17 Апреля 2018

    Тургенев. Версия Крымова

    «Муму» Дмитрия Крымова в Театре Наций – это не постановка классики, а своеобразный разговор о ней. Причем не только о «Муму», но и о «Записках охотника». А также о природе театра, любви, об абсурде окружающего мира.
  • Золотая маска 2018
    16 Апреля 2018

    Золотая маска 2018

    Двадцать четвертая церемония вручения национальной театральной премии "Золотая Маска" состоялась в воскресенье 15 апреля в Большом театре.
  • Возвращение в Будапешт
    10 Апреля 2018

    Возвращение в Будапешт

    Спектакль Александринского театра в постановке Валерия Фокина "Швейк. Возвращение" откроет программу Международного театрального фестиваля имени Имре Мадача (MITEM) в Будапеште.

  • Четыре богатыря и Матушка
    09 Апреля 2018

    Четыре богатыря и Матушка

    Наталья Шумилкина поставила в РАМТе спектакль «Четвертый богатырь» по пьесе драматурга Родиона Белецкого.
  • Реклама