Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Пушкин и #НеПушкин

Пушкин и #НеПушкин

Надо себя сжечь и превратиться в речь…

Моноспектакль Константина Райкина «Своим голосом»

Руководя театром, ставя спектакли, занимаясь с учениками, репетируя свои роли (главные, знаковые), Константин Райкин всегда вел параллельную артистическую жизнь – читал стихи. Добавлял их в каждое сольное выступление, когда для большей части советской публики, не знакомой с его театральными работами, он еще был в первую очередь «сыном Райкина», Труффальдино, фантастически пластичным и уморительно показывающим зверей с человеческими слабостями или абитуриентов с животной органикой, – самый беспроигрышный вариант блистательного лицедейства. Артист дарил зрителям то, что они ждали, но после первой победы резко менял тональность и интонацию и окончательно брал публику в плен поэзией: извлекал чистый дистиллят гармонии из того, что может быть дать человеку слово. «Во что бы то ни стало читай стихи, перед любой публикой», - напутствовал сына Аркадий Райкин, побывав на одном из таких концертов.

Работая со студентами, Константин Райкин давно объединяет свои поэтические выступления с первыми шагами на большой сцене своих учеников: и со своим первым курсом из Школы-студии МХАТ в «Азбуке артиста», и с нынешними студентами - и трудно переоценить значение такого партнёрства и такого камертона для начинающих артистов. Однажды стало очевидно, что и Москве, несмотря на ее театральное изобилие, такие спектакли нужны, как воздух, - и поэтический моноспектакль Константина Райкина вошел в репертуар. В первом варианте спектакля «Своим голосом» публику еще ждал легкий и приятный «аперитив», оставшийся от эстрадных концертов, - отточенный «экспромт» про поступление в театральный вуз (эпидемия хохота в зале гарантирована), лирические воспоминания об отце. Нынешний вариант, который продолжает все время меняться, посвящен только поэзии. И поэтам.

Микрофон, луч софита, открытый космос пустой сцены - без партнеров, предлагаемых обстоятельств, без режиссерских концепций, музыки, сценографии. Почти без эксцентрики, которой Райкин владеет, как, пожалуй, никто в нашем театре (но и она вдруг может оказаться лишней), - но с романтической приподнятостью и ликующим восторгом перед предельной, как нота в мелодии, точностью слова. Или – Слова, начала всех начал. Без фабулы, но с внутренним сюжетом про рай детства и ад века-волкодава, чья страшная тень падает на память о старых исчезнувших двориках и дорогих тебе событиях («… но как припомню долгий путь оттуда…»). Про бесценность простых вещей, про внятность сложнейших гармоний, про свободу и бессмертие в искусстве. Про дьявольские искушения сознания, про радость бытия, отвоеванную у его же, бытия, горя. Про бесстрашие любви, когда человек, наконец, становится равным себе.

В этом спектакле есть и «все оттенки» черного - дьявольски журчит голосок Мефистофеля в пушкинском «Отрывке из Фауста», сталью звенит отточенный сарказм в самойловском «Струфиане», с точностью до формулировок предсказавшем возвращение к безнадежной и мутной идеологии особого пути Руси при кознях Запада. Но чернота нужна, чтобы оттенять свет.

Артист признается, что иногда читает эти стихи просто самому себе – «они делают меня лучше, структурируют, как воду в крещенской Иордани». Самойлов и Мандельштам, Рубцов и Заболоцкий, Лопе де Вега и Пушкин. «...если бы мне пришлось вновь пережить свою жизнь, я установил бы для себя правило читать какое-то количество стихов и слушать какое-то количество музыки по крайней мере раз в неделю; быть может, путем такого постоянного упражнения мне удалось бы сохранить активность тех частей моего мозга, которые теперь атрофировались. Утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и, может быть, вредно отражается на умственных способностях, а еще вероятнее - на нравственных качествах, так как ослабляет эмоциональную сторону нашей природы …» - писал Чарльз Дарвин.

В коротких интермедиях Райкин обращается к публике напрямую - говорит о судьбах поэтах почти конспективно, но передавая ощущение личного ожога от их историй – с таким знанием уже нельзя жить по-другому, нельзя сфальшивить. Нельзя отмахнуться от сознания, что их трагедии не изжиты, не искуплены покаянием. «Я читаю много светлых стихов, - говорит Константин Райкин. - И люди, может быть, по старой памяти ждут от меня чего-то радостного. А мне хочется уводить их в какие-то глубины. Все мы сейчас ощущаем нависание чего-то непоправимого над нашим обществом. А я так просто чувствую вообще нечто апокалиптическое в существовании человека на земле. И если я читаю светлые стихи, я должен качнуть эти качели в другую сторону. Обязательно нужно знать про судьбу поэта, чтобы понимать его стихи. Но также надо понимать, что его стихи – его личный противовес обстоятельствам его жизни. Какие солнечные стихи у Мандельштама – а ведь свою «Скрипачку» он писал в воронежской ссылке».

Эта доверительная интонация разговора по душам тоже роднит его с отцом, который на каком-то этапе своего пути отказался от маски, от лицедейства, от скрытой седины – седой шут-мудрец выходил к публике с чужими незамысловатыми словами, но со своей болью и любовью. Теперь мы слышим ее в выступлениях Константина Райкина – сквозь лучшие строчки, написанные по-русски, - в его личном сопротивлении «утрате счастья».

 

За всех, кто когда-то жил

«НеПушкин» в постановке Марины Дровосековой и Сергея Сотникова вырос из дипломного экзамена по сценической речи первых выпускников-актеров Театральной школы Константина Райкина и стал репертуарным спектаклем «Сатирикона».

Они высыпают на сцену ватагой. Им явно еще хорошо всем вместе. Начесы, парики, ломаные силуэты платьев, зауженные брюки, пацанские очки, прикольные футболки со смайликами, хулиганский пролог «Очень даже, блин, как Пушкин, но не Пушкин, в общем, блин» – колючий молодой эпатаж. Электробалалайка, компьютер, звукоусилитель, винтажный радиоприемник – их нынешний «надежды маленький оркестрик» (доморощенная группа этого курса «Взаимно, Илья»).

Их «НеПушкин» – перекличка, пересмешка, перепляс, перепев, перестук, пересказ, переосмысление великой русской поэзии, которая, конечно же, никуда не делась, не умерла, не забылась, не закончилась, а продолжает жить.

Федор Сваровский с его апокалиптическими картинами жизни после жизни, после глобальной катастрофы, вне Земли, в отсутствие кислорода – но не без любви и не без молитвы. Андрей Родионов с его городскими балладами. И лихой Орлуша, певец свободы, хранящий верность стихотворным размерам.

Линор Горалик с короткими скетчами точно подслушанных с полуслова разговоров, где варится что-то темное, живучее, жгучее, глупое, светлое – женское. Нина Искренко с радостным абсурдом расцветающей любви, в которой помещается весь мир. Чувственная лава в стихах Александры Рыжаковой. И по-медицински точный анализ любовной зависимости в «Собаке Павлова» Александра Анашевича.

Ефим Бершин с его словесными трансформациями и реинкарнацией райского сада и Андрей Дельфинов с адом детского рабства в детском саду и телесного освобождения от него (такой опыт есть, пожалуй, у каждого первого в зале).

Ставшие уже классиками Тимур Кибиров, Вера Павлова и Дмитрий Александрович Пригов – и самый молодой из авторов «НеПушкина» Максим Жегалин, собственный поэт этой команды (а еще автор замечательных атмосферных зарисовок о детстве, которые пока можно прочитать только на его страничке в фейсбуке): он и стихи – печальную балладу «Черновик» Дмитрия Воденникова о прощании с молодостью – читает, как поэт, как собрат, как равный.

Эти и многие другие поэты, звучащие в спектакле, не собирают сегодня стадионы и даже большие концертные залы, их поэзия проиграла селевому потоку информации, но сохранилась - в сборниках с маленькими тиражами, интернет-сообществах, небольших конкурсах для посвященных. Спектакль с его отчаянным драйвом возвращает ей отдачу большого зала. Неровное дыхание ломаных строк – часто без размера и без рифм, поток сознания – часто без заглавных букв и знаков препинания, как будто без начала и конца, новорожденные слова, новая чувственность и новые темы (будь то лунные войны, чувства одушевленного робота или онкология у любимого человека): «НеПушкин» точно фиксирует рождение еще неизведанной поэзии – или реинкарнацию вечной.

А когда Илья Рогов в финале читает «Эпилог» Кибирова, он точно окончательно достраивает мостик, перекинутый к спектаклю их Мастера, к самойловскому образу утраченного рая детства.

Ольга Фукс

Дата публикации

09 Февраля 2018

Другие материалы о театре и искусстве

  • Куклы всего мира в Екатеринбурге
    14 Сентября 2018

    Куклы всего мира в Екатеринбурге

    С 14 по 18 сентября в Екатеринбурге пройдет IX международный фестиваль театра кукол «Петрушка великий». Зрители смогут увидеть 19 спектаклей из 7 стран мира.
  • Финский фестиваль откроет сезон Большого театра
    13 Сентября 2018

    Финский фестиваль откроет сезон Большого театра

    Старейший оперный фестиваль в финском Савонлинна 14 сентября откроет сезон Большого театра на Новой сцене спектаклем "Отелло".
  • В Роттердаме стартует "Гергиев-фестиваль"
    13 Сентября 2018

    В Роттердаме стартует "Гергиев-фестиваль"

    C 13 по 16 сентября в Роттердаме пройдет "Гергиев-фестиваль", посвященный двум датам – 100-летию Роттердамского филармонического оркестра и 30-летию сотрудничества коллектива с Валерием Гергиевым,
  • Уроки русской истории от Орнеллы Мути
    11 Сентября 2018

    Уроки русской истории от Орнеллы Мути

    10 сентября в Государственном Кремлёвском Дворце состоялся единственный показ балета с элементами оперы «Хрустальный дворец».
  • Кабуки снова в России
    10 Сентября 2018

    Кабуки снова в России

    Традиционный японский театр кабуки начинает гастроли в Москве на сцене Театра имени Моссовета в рамках Международного театрального фестиваля имени Чехова.
  • Валерий Фокин - лауреат премии Европы
    07 Сентября 2018

    Валерий Фокин - лауреат премии Европы

    В Санкт-Петербурге назвали имена лауреатов XVII Европейской театральной премии.
  • Территория боли
    04 Сентября 2018

    Территория боли

    1 сентября открылся фестиваль молодой драматургии «Любимовка»
  • Третий звонок
    31 Августа 2018

    Третий звонок

    Московские театры открывают сезон и анонсируют будущие премьеры.
  • Театроведение и практика
    30 Августа 2018

    Театроведение и практика

    В Высшей школе сценических искусств открывается уникальная образовательная программа - Школа практического театроведения.
  • В гости на «VASARA»
    29 Августа 2018

    В гости на «VASARA»

    Оренбургский театр драмы стал участником Международного театрального фестиваля «VASARA» в Литве.
  • Круг света 2018
    28 Августа 2018

    Круг света 2018

    Фасады Большого, Малого театров и РАМТ создадут панорамную 270-градусную видеопроекцию  в рамках сеньтябрьского фестиваля "Круг света"
  • Ушёл Нил Саймон
    27 Августа 2018

    Ушёл Нил Саймон

    В воскресенье, 26 августа, в Нью-Йорке ушёл из жизни американский драматург, сценарист, обладатель Пулитцеровской премии Нил Саймон.
  • Вверх по лестнице, ведущей вниз
    27 Июля 2018

    Вверх по лестнице, ведущей вниз

    В «Сатириконе» состоялась премьера «Дон Жуана» Ж.-Б. Мольера в версии режиссёра Егора Пегерудова.
  • Прощай, оружие
    26 Июля 2018

    Прощай, оружие

    Театральная компания «Римини-протокол» показала в Москве спектакль про вооружение.
  • "Гаянэ" в Большом
    25 Июля 2018

    "Гаянэ" в Большом

    Национальный театр оперы и балета имени Спендиаряна привез в Москву из Еревана «Гаянэ» Хачатуряна.
  • Три плюс три сестры
    19 Июля 2018

    Три плюс три сестры

    Диалог двух постановок в СТИ и МХТ: Сергей Женовач и Константин Богомолов поставили своего Чехова.
  • Дочь фараона
    17 Июля 2018

    Дочь фараона

    Балет Мариуса Петипа на музыку Цезаря Пуни "Дочь фараона" после шестилетнего перерыва возвращается на Историческую сцену Большого театра.
  • Будапешт в Гатчине
    13 Июля 2018

    Будапешт в Гатчине

    13 июля начинает свою работу фестиваль «Оперетта-парк». Серия концертов с участием солистов Будапештского театра оперетты пройдет в живописных декорациях Гатчинского дворца и парка.
  • Опера - всем
    11 Июля 2018

    Опера - всем

    VII Международный фестиваль «Опера – всем» стартует 12 июля в Санкт-Петербурге. Фестиваль откроется оперой Римского-Корсакова «Царская невеста» на Соборной площади Петропавловской крепости.
  • Новосибирские гастроли
    11 Июля 2018

    Новосибирские гастроли

    Артисты знаменитого балета Парижской национальной оперы 11 и 12 июля выступят на сцене Новосибирского театра оперы и балета.
  • «Вдохновение» театром
    10 Июля 2018

    «Вдохновение» театром

    С 20 июля по 5 августа 2018 года на ВДНХ в четвертый раз пройдет международный фестиваль искусств «Вдохновение».
  • Юбилей Лии Ахеджаковой
    09 Июля 2018

    Юбилей Лии Ахеджаковой

    "Современник" поздравляет с юбилеем народную артистку России Лию Ахеджакову, которой сегодня исполняется 80 лет.
  • Театральный марафон
    02 Июля 2018

    Театральный марафон

    XVIII июльский Театральный марафон пройдет в театре Романа Виктюка, где течение месяца будут сыграны 16 спектаклей разных лет.
  • Премьера Баварской оперы
    29 Июня 2018

    Премьера Баварской оперы

    Премьерной постановкой Мюнхенского оперного фестиваля в этом году стал "Парсифаль" Рихарда Вагнера в постановке Пьера Ауди. В роли Парсифаля - Йонас Кауфман.
  • Кулябин здесь, Кулябин там
    28 Июня 2018

    Кулябин здесь, Кулябин там

    Знаменитые спектакли Тимофея Кулябина на международных гастролях.
  • "Золотой петушок" в Геликоне
    26 Июня 2018

    "Золотой петушок" в Геликоне

    Премьерная серия оперы Николая Римского-Корсакова "Золотой петушок" начнется во вторник в театре "Геликон-опера" в Москве. Об этом сообщили в пресс-службе музыкального театра.
  • Иран приглашает
    25 Июня 2018

    Иран приглашает

    Центр драматических искусств Ирана выпустил анонс трех крупных международных фестивалей, которые пройдут в стране с сентября 2018 года по февраль 2019 года.
  • Неизвестный Тургенев
    22 Июня 2018

    Неизвестный Тургенев

    В Орловском академическом театре представили малоизвестную пьесу для детей, написанную Полиной Виардо и Иваном Тургеневым.
  • "Утопия" в Театре Наций
    21 Июня 2018

    "Утопия" в Театре Наций

    Премьера в Театре Наций. Спектакль Марата Гацалова «Утопия» по одноимённой пьесе Михаила Дурненкова - это размышление о том, изменились ли мы с 90-х и можно ли вернуться назад.
  • Мюзикл отбит
    21 Июня 2018

    Мюзикл отбит

    Создание мюзикла о легендарном футбольном вратаре Льве Яшине, который планировалось представить к чемпионату мира в России, откладывается, пока вдова спортсмена не даст свое согласие.
  • Гинкас поставил "Макбета"
    20 Июня 2018

    Гинкас поставил "Макбета"

    Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко представляет премьеру оперы Джузеппе Верди "Макбет" по одноименной трагедии Шекспира, постановку которой осуществил драматический режиссер Кама Гинкас.
  • Юбилей Домашнего театра
    20 Июня 2018

    Юбилей Домашнего театра

    Домашнему театру в Доме Щепкина исполнилось 10 лет. К юбилею театра в Доме-музее М.С. Щепкина открылась выставка «Всему своё время и время всякой вещи под небом».
  • Фестиваль уличных театров
    20 Июня 2018

    Фестиваль уличных театров

    Картонный оркестр под руководством тирана, глотание мечей, жонглирование стульями... В Архангельске открылся XXIV фестиваль уличных театров.
  • В Израиль 10 лет спустя
    19 Июня 2018

    В Израиль 10 лет спустя

    "Современник" во вторник отправился на гастроли в Израиль после десятилетнего перерыва, выступления пройдут с 20 по 25 июня в Тель-Авиве и Кирьят-Хаиме.
  • Михайловские гастроли
    19 Июня 2018

    Михайловские гастроли

    Солисты оперы Михайловского театра дадут серию концертов в городах Франции и Италии, выступления пройдут с 19 по 30 июня, сообщили в пресс-службе театра.
  • Ушёл внук Вахтангова
    19 Июня 2018

    Ушёл внук Вахтангова

    Театр имени Евгения Вахтангова сообщил о смерти внука основателя театра — художника Евгения Сергеевича Вахтангова. Церемония прощания состоится  22 июня в 12.00 в Церкви Успения Пресвятой Богородицы.
  • Чайковский в Берлине
    13 Июня 2018

    Чайковский в Берлине

    Артисты Санкт-Петербургского театра балета Бориса Эйфмана представили на сцене Театра на Потсдамской площади спектакль "Чайковский. PRO et CONTRA".
  • Лауреаты малых городов
    13 Июня 2018

    Лауреаты малых городов

    Лауреатов XVI Фестиваля театров малых городов России объявили в Новороссийске, где смотр проходил с 4 по 11 июня. По традиции спектакли-победители покажут в Москве, на сцене Театра наций.
  • "Алеко" Рахманинова - 125!
    08 Июня 2018

    "Алеко" Рахманинова - 125!

    В московском театре «Геликон-опера» - премьера. Новое прочтение «Алеко», оперы молодого Сергея Рахманинова.
  • Итоги сезона № 54
    08 Июня 2018

    Итоги сезона № 54

    9 июня в Театральном музее им. А.А. Бахрушина откроется ежегодная выставка московских театральных художников "Итоги сезона № 54".
  • Толстой Weekend
    08 Июня 2018

    Толстой Weekend

    9 июня начнет свою работу Международный театральный фестиваль "Толстой Weekend", мероприятия которого будут проходить в Музее-усадьбе "Ясная Поляна".
  • Самая лёгкая лодка в мире
    07 Июня 2018

    Самая лёгкая лодка в мире

    Премьера спектакля по повести одного из самых известных детских писателей Юрия Коваля "Самая легкая лодка в мире" прошла в Российском Молодежном театре.
  • VIII Платоновский фестиваль
    07 Июня 2018

    VIII Платоновский фестиваль

    VIII Платоновский международный фестиваль искусств открылся 6 июня документальным спектаклем "100% Воронеж", в котором 100 жителей города сыграли самих себя.
  • Футбольный балет
    06 Июня 2018

    Футбольный балет

    Премьера балета "На футбол", посвященного предстоящему чемпионату мира по футболу в России, состоится 30 июня в Башкирском театре оперы и балета.
  • Балетный Оскар
    05 Июня 2018

    Балетный Оскар

    5 и 6 июня на Исторической сцене Большого театра России пройдет XXVI Международный балетный фестиваль «Бенуа де ла Данс» (Benois de la Danse).
  • Посвящение Петипа
    01 Июня 2018

    Посвящение Петипа

    На гала-концерте "Посвящение Петипа", прошедшем в Большом театре в честь 200-летия со дня рождения знаменитого хореографа, выступили звёзды мирового балета.
  • Горькие дачники
    31 Мая 2018

    Горькие дачники

    В театре "Школа драматического искусства" 31 мая и 1 июня состоится премьера спектакля Александра Огарёва "Дачники" по одноимённой пьесе Максима Горького.
  • Дягилевский фестиваль – 2018
    31 Мая 2018

    Дягилевский фестиваль – 2018

    С 14 по 24 июня в Перми пройдет XII Международный Дягилевский фестиваль под художественным руководством Теодора Курентзиса и кураторством Марка де Мони.
  • Реклама