Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Пушкин и #НеПушкин

Пушкин и #НеПушкин

Надо себя сжечь и превратиться в речь…

Моноспектакль Константина Райкина «Своим голосом»

Руководя театром, ставя спектакли, занимаясь с учениками, репетируя свои роли (главные, знаковые), Константин Райкин всегда вел параллельную артистическую жизнь – читал стихи. Добавлял их в каждое сольное выступление, когда для большей части советской публики, не знакомой с его театральными работами, он еще был в первую очередь «сыном Райкина», Труффальдино, фантастически пластичным и уморительно показывающим зверей с человеческими слабостями или абитуриентов с животной органикой, – самый беспроигрышный вариант блистательного лицедейства. Артист дарил зрителям то, что они ждали, но после первой победы резко менял тональность и интонацию и окончательно брал публику в плен поэзией: извлекал чистый дистиллят гармонии из того, что может быть дать человеку слово. «Во что бы то ни стало читай стихи, перед любой публикой», - напутствовал сына Аркадий Райкин, побывав на одном из таких концертов.

Работая со студентами, Константин Райкин давно объединяет свои поэтические выступления с первыми шагами на большой сцене своих учеников: и со своим первым курсом из Школы-студии МХАТ в «Азбуке артиста», и с нынешними студентами - и трудно переоценить значение такого партнёрства и такого камертона для начинающих артистов. Однажды стало очевидно, что и Москве, несмотря на ее театральное изобилие, такие спектакли нужны, как воздух, - и поэтический моноспектакль Константина Райкина вошел в репертуар. В первом варианте спектакля «Своим голосом» публику еще ждал легкий и приятный «аперитив», оставшийся от эстрадных концертов, - отточенный «экспромт» про поступление в театральный вуз (эпидемия хохота в зале гарантирована), лирические воспоминания об отце. Нынешний вариант, который продолжает все время меняться, посвящен только поэзии. И поэтам.

Микрофон, луч софита, открытый космос пустой сцены - без партнеров, предлагаемых обстоятельств, без режиссерских концепций, музыки, сценографии. Почти без эксцентрики, которой Райкин владеет, как, пожалуй, никто в нашем театре (но и она вдруг может оказаться лишней), - но с романтической приподнятостью и ликующим восторгом перед предельной, как нота в мелодии, точностью слова. Или – Слова, начала всех начал. Без фабулы, но с внутренним сюжетом про рай детства и ад века-волкодава, чья страшная тень падает на память о старых исчезнувших двориках и дорогих тебе событиях («… но как припомню долгий путь оттуда…»). Про бесценность простых вещей, про внятность сложнейших гармоний, про свободу и бессмертие в искусстве. Про дьявольские искушения сознания, про радость бытия, отвоеванную у его же, бытия, горя. Про бесстрашие любви, когда человек, наконец, становится равным себе.

В этом спектакле есть и «все оттенки» черного - дьявольски журчит голосок Мефистофеля в пушкинском «Отрывке из Фауста», сталью звенит отточенный сарказм в самойловском «Струфиане», с точностью до формулировок предсказавшем возвращение к безнадежной и мутной идеологии особого пути Руси при кознях Запада. Но чернота нужна, чтобы оттенять свет.

Артист признается, что иногда читает эти стихи просто самому себе – «они делают меня лучше, структурируют, как воду в крещенской Иордани». Самойлов и Мандельштам, Рубцов и Заболоцкий, Лопе де Вега и Пушкин. «...если бы мне пришлось вновь пережить свою жизнь, я установил бы для себя правило читать какое-то количество стихов и слушать какое-то количество музыки по крайней мере раз в неделю; быть может, путем такого постоянного упражнения мне удалось бы сохранить активность тех частей моего мозга, которые теперь атрофировались. Утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и, может быть, вредно отражается на умственных способностях, а еще вероятнее - на нравственных качествах, так как ослабляет эмоциональную сторону нашей природы …» - писал Чарльз Дарвин.

В коротких интермедиях Райкин обращается к публике напрямую - говорит о судьбах поэтах почти конспективно, но передавая ощущение личного ожога от их историй – с таким знанием уже нельзя жить по-другому, нельзя сфальшивить. Нельзя отмахнуться от сознания, что их трагедии не изжиты, не искуплены покаянием. «Я читаю много светлых стихов, - говорит Константин Райкин. - И люди, может быть, по старой памяти ждут от меня чего-то радостного. А мне хочется уводить их в какие-то глубины. Все мы сейчас ощущаем нависание чего-то непоправимого над нашим обществом. А я так просто чувствую вообще нечто апокалиптическое в существовании человека на земле. И если я читаю светлые стихи, я должен качнуть эти качели в другую сторону. Обязательно нужно знать про судьбу поэта, чтобы понимать его стихи. Но также надо понимать, что его стихи – его личный противовес обстоятельствам его жизни. Какие солнечные стихи у Мандельштама – а ведь свою «Скрипачку» он писал в воронежской ссылке».

Эта доверительная интонация разговора по душам тоже роднит его с отцом, который на каком-то этапе своего пути отказался от маски, от лицедейства, от скрытой седины – седой шут-мудрец выходил к публике с чужими незамысловатыми словами, но со своей болью и любовью. Теперь мы слышим ее в выступлениях Константина Райкина – сквозь лучшие строчки, написанные по-русски, - в его личном сопротивлении «утрате счастья».

 

За всех, кто когда-то жил

«НеПушкин» в постановке Марины Дровосековой и Сергея Сотникова вырос из дипломного экзамена по сценической речи первых выпускников-актеров Театральной школы Константина Райкина и стал репертуарным спектаклем «Сатирикона».

Они высыпают на сцену ватагой. Им явно еще хорошо всем вместе. Начесы, парики, ломаные силуэты платьев, зауженные брюки, пацанские очки, прикольные футболки со смайликами, хулиганский пролог «Очень даже, блин, как Пушкин, но не Пушкин, в общем, блин» – колючий молодой эпатаж. Электробалалайка, компьютер, звукоусилитель, винтажный радиоприемник – их нынешний «надежды маленький оркестрик» (доморощенная группа этого курса «Взаимно, Илья»).

Их «НеПушкин» – перекличка, пересмешка, перепляс, перепев, перестук, пересказ, переосмысление великой русской поэзии, которая, конечно же, никуда не делась, не умерла, не забылась, не закончилась, а продолжает жить.

Федор Сваровский с его апокалиптическими картинами жизни после жизни, после глобальной катастрофы, вне Земли, в отсутствие кислорода – но не без любви и не без молитвы. Андрей Родионов с его городскими балладами. И лихой Орлуша, певец свободы, хранящий верность стихотворным размерам.

Линор Горалик с короткими скетчами точно подслушанных с полуслова разговоров, где варится что-то темное, живучее, жгучее, глупое, светлое – женское. Нина Искренко с радостным абсурдом расцветающей любви, в которой помещается весь мир. Чувственная лава в стихах Александры Рыжаковой. И по-медицински точный анализ любовной зависимости в «Собаке Павлова» Александра Анашевича.

Ефим Бершин с его словесными трансформациями и реинкарнацией райского сада и Андрей Дельфинов с адом детского рабства в детском саду и телесного освобождения от него (такой опыт есть, пожалуй, у каждого первого в зале).

Ставшие уже классиками Тимур Кибиров, Вера Павлова и Дмитрий Александрович Пригов – и самый молодой из авторов «НеПушкина» Максим Жегалин, собственный поэт этой команды (а еще автор замечательных атмосферных зарисовок о детстве, которые пока можно прочитать только на его страничке в фейсбуке): он и стихи – печальную балладу «Черновик» Дмитрия Воденникова о прощании с молодостью – читает, как поэт, как собрат, как равный.

Эти и многие другие поэты, звучащие в спектакле, не собирают сегодня стадионы и даже большие концертные залы, их поэзия проиграла селевому потоку информации, но сохранилась - в сборниках с маленькими тиражами, интернет-сообществах, небольших конкурсах для посвященных. Спектакль с его отчаянным драйвом возвращает ей отдачу большого зала. Неровное дыхание ломаных строк – часто без размера и без рифм, поток сознания – часто без заглавных букв и знаков препинания, как будто без начала и конца, новорожденные слова, новая чувственность и новые темы (будь то лунные войны, чувства одушевленного робота или онкология у любимого человека): «НеПушкин» точно фиксирует рождение еще неизведанной поэзии – или реинкарнацию вечной.

А когда Илья Рогов в финале читает «Эпилог» Кибирова, он точно окончательно достраивает мостик, перекинутый к спектаклю их Мастера, к самойловскому образу утраченного рая детства.

Ольга Фукс

Дата публикации

09 Февраля 2018

Другие материалы о театре и искусстве

  • Путешествие в Реймс
    14 Декабря 2018

    Путешествие в Реймс

    На Исторической сцене Большого театра состоялась премьера главной новинки сезона — «Путешествия в Реймс» Джоаккино Россини в постановке Дамиано Микьелетто и Тугана Сохиева.
  • Последняя гастроль
    13 Декабря 2018

    Последняя гастроль

    На фестиваль NET приехал спектакль Кристофа Марталера «Мы берем это на себя». Московские гастроли стали последним его показом — после этого постановка уходит из репертуара цюрихского «Шаушпильхауса».
  • Золотое жюри
    13 Декабря 2018

    Золотое жюри

    Союз театральных деятелей России утвердил состав жюри итогового фестиваля-конкурса Российской национальной театральной премии "Золотая маска" — 2019.
  • К столетию Солженицына
    12 Декабря 2018

    К столетию Солженицына

    В бывшем Камерном музыкальном театре имени Покровского, недавно вошедшем в состав Большого, состоялась первая премьера сезона: оперу «Один день Ивана Денисовича» Александра Чайковского поставил Георгий Исаакян.
  • 240 лет "Ла Скала"
    12 Декабря 2018

    240 лет "Ла Скала"

    Оперный театр «Ла Скала» проведет выставку «Великолепная фабрика: от Пьермарини до Ботты», посвященную 240-летию с момента открытия театра.
  • Девять часов в Макондо
    11 Декабря 2018

    Девять часов в Макондо

    15, 16, 22 и 23 декабря в Студии театрального искусства Егор Перегудов представит девятичасовой спектакль "Один день в Макондо".
  • Робот по имени Жанна
    10 Декабря 2018

    Робот по имени Жанна

    В премьерном спектакле "Лолита/Жанна д'Арк" театра "Гешер" в Тель-Авиве ведущую женскую роль исполнил робот, сделанный в России.
  • Блиц-крик
    08 Декабря 2018

    Блиц-крик

    "Мизантроп" Дмитрия Быкова и Элмара Сенькова — премьера в "Гоголь-центре".
  • Призрак бродит
    07 Декабря 2018

    Призрак бродит

    Знаменитая "Баядерка" легедарного Мариуса Петипа в берлинской постановке Алексея Ратманского.
  • Фестиваль памяти
    06 Декабря 2018

    Фестиваль памяти

    На десять дней артисты Театра. doc переместились на площадку киевского PostPlay Театра, где все эти десять дней представляли самые знаковые свои спектакли.
  • Анонс Платоновского фестиваля
    05 Декабря 2018

    Анонс Платоновского фестиваля

    В девятом Платоновском фестивале поучаствуют более 500 артистов из 12 стран. Он пройдет в Воронеже с 1 по 16 июня 2019 года.
  • Новый худрук МХАТ
    04 Декабря 2018

    Новый худрук МХАТ

    Эдуард Бояков назначен новым художественным руководителем МХАТ имени Горького. Татьяна Доронина стала президентом театра.
  • Премьерные "Любовницы"
    03 Декабря 2018

    Премьерные "Любовницы"

    23 декабря на малой сцене Театра Наций в Москве состоится премьера спектакля по роману лауреата Нобелевской премии Эльфриды Елинек «Любовницы».
  • Манифест "Барокко"
    03 Декабря 2018

    Манифест "Барокко"

    25 и 26 декабря в «Гоголь-центре» выходит премьера «Барокко» Автором спектакля, пьесы, декораций и костюмов стал Кирилл Серебренников, а осуществил его замысел на сцене режиссер Евгений Кулагин.
  • Фестиваль "Территория" едет на Сахалин
    03 Декабря 2018

    Фестиваль "Территория" едет на Сахалин

    Фестиваль - школа современного искусства "Территория. Сахалин" начинает свою работу в Южно-Сахалинске. В программу вошли спектакли, выставка, концерт, а также образовательная программа.
  • Интервью Римаса Туминаса
    03 Декабря 2018

    Интервью Римаса Туминаса

    Труппа Театра Вахтангова вернулась из Милана, где 28 и 29 ноября в рамках проекта «Русские сезоны» представила спектакль «Евгений Онегин» на сцене театра «Пикколо ди Милано» Джорджо Стрелера.
  • В главной роли – "Чёрный квадрат"
    28 Ноября 2018

    В главной роли – "Чёрный квадрат"

    В Третьяковской галерее на Крымском валу состоялась мировая премьера оперы Ильи Демуцкого «Для Чёрного квадрата». Главным героем стал оригинал картины Малевича.
  • На стыке реальностей
    28 Ноября 2018

    На стыке реальностей

    В Петербурге в семнадцатый раз была вручена Европейская Театральная Премия и в пятнадцатый раз в ее рамках – премия “Театральная реальность”.
  • Гамлет в Стамбуле
    26 Ноября 2018

    Гамлет в Стамбуле

    Театр Наций показал в Стамбуле спектакль «Гамлет/Коллаж» Робера Лепажа. Гастроли стали частью совместного проекта фестиваля «Золотая маска» и Стамбульского фестиваля искусств.
  • Лучшая пьеса года
    23 Ноября 2018

    Лучшая пьеса года

    Лучшей пьесой 2018 года в России объявлена "Горка" Алексея Житковского.
  • Ушёл Эймунтас Някрошюс
    20 Ноября 2018

    Ушёл Эймунтас Някрошюс

    Накануне своего 66-летия скончался выдающийся литовский театральный режиссёр Эймунтас Някрошюс.
  • Открытое окно в Европу
    19 Ноября 2018

    Открытое окно в Европу

    В Санкт-Петербурге вручили 17-ю Европейскую театральную премию и показали работы нынешних лауреатов. Но не всех.
  • Встреча на Невском
    16 Ноября 2018

    Встреча на Невском

    Генеральный директор Международного института театра Тобиас Бьянконе выступил на VII Санкт-Петербургском международном культурном форуме.
  • Russischer Theaterfrühling
    07 Ноября 2018

    Russischer Theaterfrühling

    С 17 по 25 ноября в Берлине пройдёт фестиваль «Российская театральная весна». В этом году фестиваль посвящен Кириллу Серебренникову...
  • Чужой
    06 Ноября 2018

    Чужой

    На сцене Учебного театра Высшей школы сценических искусств прошли двухдневные гастроли берлинского театра «Русская сцена».
  • За мыльным пузырем
    02 Ноября 2018

    За мыльным пузырем

    А. Волошина. «Человек из рыбы». Режиссёр Юрий Бутусов. МХТ им. Чехова
  • А завтра была революция
    01 Ноября 2018

    А завтра была революция

    Премьера спектакля «Касатка» по пьесе А.Н. Толстого в постановке народного артиста РФ Рифката Исрафилова открыла 163-й театральный сезон в Оренбургском областном драматическом театре.
  • «Золотая маска» в 25-й раз
    31 Октября 2018

    «Золотая маска» в 25-й раз

    Фестиваль-премия «Золотая маска» объявили список номинантов.
  • Премия Станиславского
    24 Октября 2018

    Премия Станиславского

    Объявлены лауреаты Международной театральной премии имени Станиславского.
  • Новые короткие пьесы
    23 Октября 2018

    Новые короткие пьесы

    "Новые короткие пьесы" французского режиссера Филиппа Декуфле завершат XIII Международный фестиваль-школу современного искусства "Территория".
  • Куклы и тени
    22 Октября 2018

    Куклы и тени

    В дни школьных каникул в Москве пройдет первый ShadowFest – Международный фестиваль театров теней.
  • Прогуляй своё тело
    22 Октября 2018

    Прогуляй своё тело

    В Москву впервые приехал хореограф, перформер, танцовщик Оливье Дюбуа
  • Малый театр скорбит
    19 Октября 2018

    Малый театр скорбит

    19 октября ушёл из жизни актёр Малого театра Дмитрий Николаевич Солодовник.
  • «Русская сцена» на русской сцене
    19 Октября 2018

    «Русская сцена» на русской сцене

    В Москву на гастроли приезжает берлинский русскоязычный театр «Русская сцена».
  • Ошибки ангелов
    15 Октября 2018

    Ошибки ангелов

    В Москве открылся XIII Международный фестиваль-школа «TERRITORIЯ»
  • Не герои геройского времени
    12 Октября 2018

    Не герои геройского времени

    В Театр им. Вахтангова в рамках программы «Большие гастроли» приехал Омский театр драмы.
  • Профессия и судьба
    04 Октября 2018

    Профессия и судьба

    2 октября в Большом зале Консерватории в четвёртый раз была вручена Общественная премия Юрия Любимова
  • Марина Давыдова отмечена спецпризом BITEF
    26 Сентября 2018

    Марина Давыдова отмечена спецпризом BITEF

    На 52-ом Международном фестивале BITEF в Белграде назвали имена лауреатов. Спецприз BITEF получил спектакль Марины Давыдовой ‘Eternal Russia’ («Вечная Россия»).
  • В Театре Российской Армии покажут "Красное колесо"
    25 Сентября 2018

    В Театре Российской Армии покажут "Красное колесо"

    В Театре Российской Армии всё готово к премьере. Спектаклем по роману Александра Солженицына «Красное колесо» 26 сентября откроется новый сезон.
  • Стартовал III Всероссийский фестиваль-конкурс любительских театров
    24 Сентября 2018

    Стартовал III Всероссийский фестиваль-конкурс любительских театров

    С 22 по 30 сентября на театральных площадках Петербурга пройдет III Всероссийский фестиваль-конкурс любительских театров «Невские театральные встречи».
  • Фестиваль "Круг света" стартует в Москве на пяти площадках
    21 Сентября 2018

    Фестиваль "Круг света" стартует в Москве на пяти площадках

    На Театральной площади для световых шоу будут задействованы фасады сразу трех театров: Большого, Малого и РАМТ. В дни фестиваля здесь продемонстрируют аллегорическую световую новеллу о Спартаке.
  • Сергей Юрский выступил в защиту Кирилла Серебренникова
    20 Сентября 2018

    Сергей Юрский выступил в защиту Кирилла Серебренникова

    Знаменитый актёр и режиссёр Сергей Юрский выступил в защиту Кирилла Серебренникова на церемонии вручения государственных наград в области культуры и искусства.
  • Во Владимире откроют памятник провинциальным артистам
    18 Сентября 2018

    Во Владимире откроют памятник провинциальным артистам

    Памятник провинциальным артистам откроют на Театральной площади Владимира 18 сентября, сообщили в пресс-службе Союза театральных деятелей России.
  • Новый главный режиссер Театра Вахтангова
    17 Сентября 2018

    Новый главный режиссер Театра Вахтангова

    Юрий Бутусов займет должность главного режиссера в Театре Вахтангова. Об этом на сборе труппы рассказали директор театра Кирилл Крок и художественный руководитель Римас Туминас.
  • Куклы всего мира в Екатеринбурге
    14 Сентября 2018

    Куклы всего мира в Екатеринбурге

    С 14 по 18 сентября в Екатеринбурге пройдет IX международный фестиваль театра кукол «Петрушка великий». Зрители смогут увидеть 19 спектаклей из 7 стран мира.
  • Худрук РГМДТ новый министр культуры Ингушетии
    14 Сентября 2018

    Худрук РГМДТ новый министр культуры Ингушетии

    Министром культуры в новом правительстве Ингушетии назначен художественный руководитель Русского государственного музыкально-драматического театра Ингушетии Микаэл Базоркин.
  • Финский фестиваль откроет сезон Большого театра
    13 Сентября 2018

    Финский фестиваль откроет сезон Большого театра

    Старейший оперный фестиваль в финском Савонлинна 14 сентября откроет сезон Большого театра на Новой сцене спектаклем "Отелло".
  • В Роттердаме стартует "Гергиев-фестиваль"
    13 Сентября 2018

    В Роттердаме стартует "Гергиев-фестиваль"

    C 13 по 16 сентября в Роттердаме пройдет "Гергиев-фестиваль", посвященный двум датам – 100-летию Роттердамского филармонического оркестра и 30-летию сотрудничества коллектива с Валерием Гергиевым,
  • Реклама