Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Сад, где прыгают гимнасты

Сад, где прыгают гимнасты

На Второй сцене БДТ, в Каменноостровском театре, 22 и 23 мая пройдет премьера перформанса Владислава Наставшева «Сад, где прыгают гимнасты». В рамках экспериментальной программы «2 Сцена – To stage» режиссер представит положенные на электронную музыку стихи Блока, Пастернака и Бродского.

Вы уже показали недавно в Каменностровском театре свою программу советских песен о любви в собственной авторской аранжировке. И это была совсем не ностальгическая, а скорее ироничная программа.

В ней была и доля ирония, и доля абсурда — как еще сегодня можно исполнять и воспринимать эти песни?

Теперь вы специально для Петербурга подготовили перформанс на стихи Михаила Кузмина, Александра Блока, Осипа Мандельштама, Бориса Пастернака, Константина Бальмонта, Марины Цветаевой и Иосифа Бродского. Иронии на этот раз, видимо, не будет?

Учитывая тот факт, что стихи будут звучать под электронную музыку в стиле синти-попа на синтезаторах 1980-х, в этом уже есть что-то абсурдистское. Мне кажется, что сегодня эта некогда запрещенная или полузапрещенная поэзия, несмотря на ее нынешнюю доступность, остается непонятой и непрочитанной. И мы с моим соавтором музыкантом и композитором Иваном Лубенниковым решили приблизить ее к современности. У нас разделение труда — я сочинил музыку, а Иван получившиеся песни аранжировал, затеяв целый саунд-дизайн. Я обычно ухожу в тоску, а он всеми силами пытается с ней бороться. Для всех этих поэтов характерна интровертность, направленность вовнутрь себя — это, конечно, вообще свойство поэзии. У Бродского в его Нобелевской лекции говорится, что книга оперирует к каждому человеку в отдельности, и в этом ее отличие от пропаганды. Мы постарались убрать лирическое придыхание и славянскую душевность, характерные для традиционного чтения стихов со сцены. Нам с Иваном было интересно, положив уже классические тексты на электронную музыку, попробовать не мешать их восприятию – чтобы молодые люди, никогда не открывавшие книги этих поэтов, все-таки пришли их послушать.

Какова продолжительность перформанса?

Примерно час.

Столько же длилась и ваша программа «Я говорю, что люблю тебя». На мой взгляд, это идеальный для восприятия формат — и по хронометражу, и по отсутствию каких-бы то ни было подводок к песням. Почему вы его выбираете?

Лень. И мне, и зрителям лень делать что-то дольше, чем час. Я скромный человек, не считаю нужным обременять людей рассуждениями и привлекать излишнее внимание к своей персоне. Если уж собрался петь, надо петь, а не рассказывать о собственных переживаниях по этому поводу в промежутках между песнями. Тем более, что в таких случаях авторы обычно говорят какие-то глупости.

После Петербурга будете показывать перформанс в Москве и Риге?

Да, в Риге латыши ходят на мои концерты, даже не всегда понимая русский язык. Там я все-таки публичный человек, ставил в Новом Рижском, в Национальном театре. В Москве, после того как я выпустил четыре спектакля в «Гоголь-центре», меня, к моему удивлению, тоже знают и даже следят за мной. Как-то я встретил Чулпан Хаматову, и выяснилось, что она в курсе того, как обстояли у меня дела с постановкой спектакля в Таллине.

Кирилл Серебренников ставил свой спектакль в Риге, так вы и познакомились?

Да, он сходил на мою «Митину любовь», дал мне хорошие советы и я им последовал. Кирилл — мой ментор в смысле режиссуры, я многому у него научился. Прошло некоторое время после нашей встречи, он пришел в «Гоголь-центр» и пригласил туда меня. Москва всегда поднимает меня своей энергией, людьми — я приезжаю в нее со своим традиционным сплином, и она меня меняет.

Вы учились в Петербурге, но до сих пор ничего здесь не ставили.

Петербург — немного закрытый. Я его считал своим, проучившись здесь пять лет в Театральной академии и имея тут много друзей, но затем на долгое время уехал. Когда я появился в городе впервые, он сразу меня принял, но вот все мои последующие попытки что-то поставить в Петербурге успехом не увенчались. Я поступил в Театральную академию к почтенному педагогу Галине Андреевне Барышевой на актерский курс, потом понял, что хотел бы поучиться режиссуре и на третьем курсе перевелся к Льву Абрамовичу Додину, где моими сокурсниками были Елизавета Боярская, Данила Козловский, Дмитрий Волкострелов, Семен Александровский. Поучился у него, и вернулся к Галине Андреевне — то есть диплом у меня актерский. Закончил Академию в 2004 году, а режиссуре учился в Англии в Централ Сент-Мартинз колледже — там есть театральное отделение. Хорошо было после Петербурга, с его очень академическим образованием, оказаться в Лондоне – здесь все-таки иногда возникало чувство придавленности авторитетами.

Ваш перформанс называется «Сад, где прыгают гимнасты» по строчке из стихотворения «Нездешние вечера» Михаила Кузмина. Вы множество раз обращались к его творчеству. А как вы его воспринимаете – как гениального, но недооцененного поэта?

В его стихах часто вроде бы банальность на банальности, но вдруг возникает какая-то строчка, которая все переворачивает — как вот эта строчка в «Нездешних вечерах». Я не отделяю поэта от его личности. Читаю дневники Кузмина, и возникает странное ощущение, что могу ему позвонить. Однажды у меня даже появилось ощущение некой миссии — чувство, что я должен вернуть его поэзию в наше время.

Дирижер Евгений Федорович Светланов как-то совершенно серьезно признался, что он – реинкарнация композитора Милия Алексеевича Балакирева. Вы верите в то, что поэт Михаил Кузмин мог выбрать вас для своей новой жизни?

Да, в какой-то момент у меня возникло такое ощущение. Нам всем ставили в Театральной академии оперные голоса, вместо того, чтобы подвигать студентов на поиски собственной манеры. Я стал читать его стихи и открыл для себе пение — с поразительной легкостью сочиняются песни на стихотворения Кузмина. И вот они как раз совсем не интровертные, направлены вовне, в них есть ирония, юмор, жизнь, рисовка. Умер он в нищете, так жалко его. Господи, как это страшно не попасть в свое время или пережить свое время! В «Гоголь-центре» я поставил спектакль «Кузмин. Форель разбивает лед», выпустил программу песен на его стихи. И не раз мысленно говорил, адресуясь к нему: «Спасибо, что даете заработать».

Источник

Дата публикации

17 Мая 2019

Другие материалы о театре и искусстве

  • День театра online
    26 Марта 2020

    День театра online

    Такого Дня театра мир еще не отмечал. Артисты на сцене, музыканты – в оркестровой яме, все службы – на рабочих местах. А зрители приникли к экранам мониторов у себя дома. 
  • Высокие технологии танца
    16 Марта 2020

    Высокие технологии танца

    14 и 15 марта 2020 года в Инновационном культурном центре Калуги состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие современного танца в регионах» для практиков и исследователей современного танца из разных уголков страны.
  • Только пианино не бросай
    25 Февраля 2020

    Только пианино не бросай

    «Борис» по А. Пушкину. Режиссер Дмитрий Крымов. Театральное агентство «Арт-Партнер-XXI». Музей Москвы
  • Игорь Костолевский сыграл постаревшего Мирою
    18 Февраля 2020

    Игорь Костолевский сыграл постаревшего Мирою

    А. Вамиплов. «Старший сын». Режиссер Анатолий Шульев. Театр им. Маяковского
  • Колдунья Мэб в подземном переходе
    18 Февраля 2020

    Колдунья Мэб в подземном переходе

    У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Режиссер Егор Перегудов. РАМТ
  • Выживет только Арлекин
    10 Февраля 2020

    Выживет только Арлекин

    Ж.-Б. Мольер. «Lё Тартюф. Комедия». Режиссер Юрий Муравицкий. Театр на Таганке
  • Семь пятниц на неделе
    07 Февраля 2020

    Семь пятниц на неделе

    А. Саморядов, Р. Михайлов. «Сказка про последнего ангела». Режиссер Андрей Могучий. Театр Наций.
  • Свидания на Театральной 2020
    04 Февраля 2020

    Свидания на Театральной 2020

    Рязанский театр драмы открыл прием заявок на V Международный форум «Свидания на Театральной», который состоится с 16 по 22 ноября 2020 года.
  • Без дублера
    02 Февраля 2020

    Без дублера

    С 29 января по 22 марта Театральный музей имени Бахрушина представляет выставку, посвященную 75-летию Николая Караченцова.
  • Чехов: Non-fiction
    01 Февраля 2020

    Чехов: Non-fiction

    В музее-заповеднике А. П. Чехова «Мелихово» в 2020 году стартует проект лаборатории для молодых драматургов «Чехов: Non-fiction».
  • За деньги не купишь
    30 Января 2020

    За деньги не купишь

    А. Островский. «Шутники». Режиссер Евгений Марчелли. Театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина.
  • Фестиваль Анатолия Васильева
    29 Января 2020

    Фестиваль Анатолия Васильева

    С 29 января по 15 февраля в БДТ пройдет фестиваль Анатолия Васильева — гуру и живой легенды отечественного и мирового театра.
  • Преемник Рыжакова
    28 Января 2020

    Преемник Рыжакова

    Дмитрий Волкострелов назначен художественным руководителем Центра имени Мейерхольда. Обязанности директора продолжит исполнять Елена Ковальская.
  • Может, супу?
    27 Января 2020

    Может, супу?

    А. Сальников. «Петровы в гриппе». Режиссер Антон Федоров. «Гоголь-центр».
  • Золотая маска – 2020
    23 Января 2020

    Золотая маска – 2020

    Конкурсная программа ХХVI Фестиваля "Золотая маска" откроется 25 января в Москве показом мюзикла "Стиляги" Театра наций.
  • Вершки и корешки
    22 Января 2020

    Вершки и корешки

    Алексей Житковкий. «Посадить дерево». Режиссер Марина Брусникина. Театр «Практика».
  • "Волнение" БДТ в Театре наций
    21 Января 2020

    "Волнение" БДТ в Театре наций

    БДТ открыл московские гастроли спектаклем "Волнение" с Алисой Фрейндлих на Основной сцене Театра наций.
  • Выставка Галины Улановой
    18 Января 2020

    Выставка Галины Улановой

    С 18 января по 22 марта Театральный музей имени Бахрушина представляет выставку к 110-летию со дня рождения Галины Улановой.
  • За хвостом птицы-тройки
    17 Января 2020

    За хвостом птицы-тройки

    С. Клычков. «Сахарный немец». Режиссер Уланбек Баялиев. МХТ им. Чехова.
  • «Я въехал в кровь уже так далеко…»
    14 Января 2020

    «Я въехал в кровь уже так далеко…»

    У. Шекспир. «Макбет». Театр «Школа драматического искусства». Режиссер Александр Огарёв.
  • Преемник Волчек
    30 Декабря 2019

    Преемник Волчек

    Глава Театрального центра имени Мейерхольда Виктор Рыжаков назначен художественным руководителем театра «Современник».
  • Ушла из жизни Галина Волчек
    27 Декабря 2019

    Ушла из жизни Галина Волчек

    Вечером 26 декабря ушла из жизни художественный руководитель Московского театра «Современник» Галина Волчек. Ей было 86 лет.
  • Культура в опасности
    25 Декабря 2019

    Культура в опасности

    Балерины исполнили отрывок из балета Петра Чайковского «Лебединое озеро» на ступенях Оперы Гарнье в Париже в знак протеста против реформы пенсионной системы.
  • Лучшие пьесы 2019 года
    23 Декабря 2019

    Лучшие пьесы 2019 года

    Подведены итоги объединенного конкурса современной драматургии «Кульминация». Пьесой 2019 года стал «Исчезнувший велосипедист» драматурга Константина Костенко.
  • Первый Гамлет на Руси
    18 Декабря 2019

    Первый Гамлет на Руси

    Московский театр «Человек» выпустил премьеру по «Гамлету» в переводе Александра Сумарокова 1748 года.
  • Хореография документа
    17 Декабря 2019

    Хореография документа

    В российском YouTube открыт новый канал «Болит. Балет», где московские артисты создают пластические постановки по актуальным новостям.
  • Театр в сети Facebook
    16 Декабря 2019

    Театр в сети Facebook

    Компания Facebook выпустила «Путеводитель по театральному миру России», где собраны рекомендации пяти сообществ, пишущих о театре.
  • Ушла Екатерина Дурова
    13 Декабря 2019

    Ушла Екатерина Дурова

    Заслуженная артистка России Екатерина Дурова ушла из жизни в возрасте 60 лет после продолжительной болезни.
  • Леди, stuff и девочки
    12 Декабря 2019

    Леди, stuff и девочки

    На фестивале NET, на территории Завода слоистых пластиков в Санкт-Петербурге, показали мировую премьеру «Игрушек» датской компании Signa.
  • «Театральный роман»-2019
    11 Декабря 2019

    «Театральный роман»-2019

    10 декабря в «Новом Манеже» состоялась торжественная церемония вручения VI-й премии «Театральный роман»-2019.
  • Все о ее матери
    10 Декабря 2019

    Все о ее матери

    Фестиваль NET открыл для театралов Москвы и Санкт-Петербурга новое знаковое имя современного театра – Анхелику Лидделл.
  • У танца на краю
    09 Декабря 2019

    У танца на краю

    В Екатеринбурге завершился Международный фестиваль современного танца «На грани»
  • Бартошевич, великий и прекрасный
    04 Декабря 2019

    Бартошевич, великий и прекрасный

    Легендарному историку мирового театра Алексею Вадимовичу Бартошевичу исполнилось 80 лет!
  • Памяти Че Гевары
    03 Декабря 2019

    Памяти Че Гевары

    В Екатеринбурге прошла российская премьера оратории Ханса Вернера Хенце «Плот "Медузы"» в рамках пятого международного музыкального фестиваля «Евразия».
  • Мышкин-сан
    02 Декабря 2019

    Мышкин-сан

    Хореограф, танцовщик, режиссер, художник Сабуро Тэсигавара показал на сцене ТЮЗ им. Брянцева в рамках фестиваля «Дягилев P.S.» свою версию романа Достоевского «Идиот».
  • Лучшие пьесы 2019 года
    29 Ноября 2019

    Лучшие пьесы 2019 года

    Объявлен шорт-лист лучших пьес 2019 года на соискание премии "Кульминация" в области современной драматургии  
  • Вместо Курентзиса
    28 Ноября 2019

    Вместо Курентзиса

    Марат Гацалов с 1 декабря станет главным режиссером Пермского театра оперы и балета.
  • Свидания на Театральной
    26 Ноября 2019

    Свидания на Театральной

    Завершился IV Международный фестиваль спектаклей о любви «Свидания на Театральной».
  • Премия Станиславского
    25 Ноября 2019

    Премия Станиславского

    Серебренникову, Ширвиндту, Виктюку и Апфельбаум вручена Международная премия Станиславского
  • Премия Юрия Любимова
    18 Ноября 2019

    Премия Юрия Любимова

    Международная театральная премия имени Юрия Любимова была вручена в минувшую субботу выдающемуся японскому режиссеру Тадаши Судзуки в Александринском театре.
  • А вот и NET
    13 Ноября 2019

    А вот и NET

    Сегодня открывается XXI фестиваль Нового европейского театра. Впервые он проходит на два города – NET принимают Москва и Санкт-Петербург.
  • Бог тоже сирота
    05 Ноября 2019

    Бог тоже сирота

    Год без Някрошюса
  • Легко о тяжелом
    25 Октября 2019

    Легко о тяжелом

    Фестиваль «Территория», проходящий в этом году в рамках национального проекта «Культура», привез спектакль «Пять легких пьес» режиссера Мило Рау.
  • САТИРИКОНУ — 80!
    24 Октября 2019

    САТИРИКОНУ — 80!

    Михаил Швыдкой — об Аркадии и Константине Райкиных и двух разных театрах, которые они создали.
  • Тюри-пури и дружочек
    22 Октября 2019

    Тюри-пури и дружочек

    В Московском музее современного искусства в Ермолаевском переулке открылась выставка «Человек размером с дом», посвященная Дмитрию Брусникину.
  • Из Сайгона в Хошимин
    15 Октября 2019

    Из Сайгона в Хошимин

    Спектакль «Сайгон» Каролин Нгуен на фестивале «Территория», которая в 2019 году проходит в рамках Национального проекта «Культура».
  • По ту сторону иронии
    09 Октября 2019

    По ту сторону иронии

    Павел Руднев – о поставленном в БДТ Константином Богомоловым спектакле "Слава", который вскоре увидят эстонские зрители "Золотой маски".
  • Быть или не быть
    07 Октября 2019

    Быть или не быть

    Т. Уильямс. «Кошка на раскаленной крыше». Режиссер Кама Гинкас. МТЮЗ.