Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Сад, где прыгают гимнасты

Сад, где прыгают гимнасты

На Второй сцене БДТ, в Каменноостровском театре, 22 и 23 мая пройдет премьера перформанса Владислава Наставшева «Сад, где прыгают гимнасты». В рамках экспериментальной программы «2 Сцена – To stage» режиссер представит положенные на электронную музыку стихи Блока, Пастернака и Бродского.

Вы уже показали недавно в Каменностровском театре свою программу советских песен о любви в собственной авторской аранжировке. И это была совсем не ностальгическая, а скорее ироничная программа.

В ней была и доля ирония, и доля абсурда — как еще сегодня можно исполнять и воспринимать эти песни?

Теперь вы специально для Петербурга подготовили перформанс на стихи Михаила Кузмина, Александра Блока, Осипа Мандельштама, Бориса Пастернака, Константина Бальмонта, Марины Цветаевой и Иосифа Бродского. Иронии на этот раз, видимо, не будет?

Учитывая тот факт, что стихи будут звучать под электронную музыку в стиле синти-попа на синтезаторах 1980-х, в этом уже есть что-то абсурдистское. Мне кажется, что сегодня эта некогда запрещенная или полузапрещенная поэзия, несмотря на ее нынешнюю доступность, остается непонятой и непрочитанной. И мы с моим соавтором музыкантом и композитором Иваном Лубенниковым решили приблизить ее к современности. У нас разделение труда — я сочинил музыку, а Иван получившиеся песни аранжировал, затеяв целый саунд-дизайн. Я обычно ухожу в тоску, а он всеми силами пытается с ней бороться. Для всех этих поэтов характерна интровертность, направленность вовнутрь себя — это, конечно, вообще свойство поэзии. У Бродского в его Нобелевской лекции говорится, что книга оперирует к каждому человеку в отдельности, и в этом ее отличие от пропаганды. Мы постарались убрать лирическое придыхание и славянскую душевность, характерные для традиционного чтения стихов со сцены. Нам с Иваном было интересно, положив уже классические тексты на электронную музыку, попробовать не мешать их восприятию – чтобы молодые люди, никогда не открывавшие книги этих поэтов, все-таки пришли их послушать.

Какова продолжительность перформанса?

Примерно час.

Столько же длилась и ваша программа «Я говорю, что люблю тебя». На мой взгляд, это идеальный для восприятия формат — и по хронометражу, и по отсутствию каких-бы то ни было подводок к песням. Почему вы его выбираете?

Лень. И мне, и зрителям лень делать что-то дольше, чем час. Я скромный человек, не считаю нужным обременять людей рассуждениями и привлекать излишнее внимание к своей персоне. Если уж собрался петь, надо петь, а не рассказывать о собственных переживаниях по этому поводу в промежутках между песнями. Тем более, что в таких случаях авторы обычно говорят какие-то глупости.

После Петербурга будете показывать перформанс в Москве и Риге?

Да, в Риге латыши ходят на мои концерты, даже не всегда понимая русский язык. Там я все-таки публичный человек, ставил в Новом Рижском, в Национальном театре. В Москве, после того как я выпустил четыре спектакля в «Гоголь-центре», меня, к моему удивлению, тоже знают и даже следят за мной. Как-то я встретил Чулпан Хаматову, и выяснилось, что она в курсе того, как обстояли у меня дела с постановкой спектакля в Таллине.

Кирилл Серебренников ставил свой спектакль в Риге, так вы и познакомились?

Да, он сходил на мою «Митину любовь», дал мне хорошие советы и я им последовал. Кирилл — мой ментор в смысле режиссуры, я многому у него научился. Прошло некоторое время после нашей встречи, он пришел в «Гоголь-центр» и пригласил туда меня. Москва всегда поднимает меня своей энергией, людьми — я приезжаю в нее со своим традиционным сплином, и она меня меняет.

Вы учились в Петербурге, но до сих пор ничего здесь не ставили.

Петербург — немного закрытый. Я его считал своим, проучившись здесь пять лет в Театральной академии и имея тут много друзей, но затем на долгое время уехал. Когда я появился в городе впервые, он сразу меня принял, но вот все мои последующие попытки что-то поставить в Петербурге успехом не увенчались. Я поступил в Театральную академию к почтенному педагогу Галине Андреевне Барышевой на актерский курс, потом понял, что хотел бы поучиться режиссуре и на третьем курсе перевелся к Льву Абрамовичу Додину, где моими сокурсниками были Елизавета Боярская, Данила Козловский, Дмитрий Волкострелов, Семен Александровский. Поучился у него, и вернулся к Галине Андреевне — то есть диплом у меня актерский. Закончил Академию в 2004 году, а режиссуре учился в Англии в Централ Сент-Мартинз колледже — там есть театральное отделение. Хорошо было после Петербурга, с его очень академическим образованием, оказаться в Лондоне – здесь все-таки иногда возникало чувство придавленности авторитетами.

Ваш перформанс называется «Сад, где прыгают гимнасты» по строчке из стихотворения «Нездешние вечера» Михаила Кузмина. Вы множество раз обращались к его творчеству. А как вы его воспринимаете – как гениального, но недооцененного поэта?

В его стихах часто вроде бы банальность на банальности, но вдруг возникает какая-то строчка, которая все переворачивает — как вот эта строчка в «Нездешних вечерах». Я не отделяю поэта от его личности. Читаю дневники Кузмина, и возникает странное ощущение, что могу ему позвонить. Однажды у меня даже появилось ощущение некой миссии — чувство, что я должен вернуть его поэзию в наше время.

Дирижер Евгений Федорович Светланов как-то совершенно серьезно признался, что он – реинкарнация композитора Милия Алексеевича Балакирева. Вы верите в то, что поэт Михаил Кузмин мог выбрать вас для своей новой жизни?

Да, в какой-то момент у меня возникло такое ощущение. Нам всем ставили в Театральной академии оперные голоса, вместо того, чтобы подвигать студентов на поиски собственной манеры. Я стал читать его стихи и открыл для себе пение — с поразительной легкостью сочиняются песни на стихотворения Кузмина. И вот они как раз совсем не интровертные, направлены вовне, в них есть ирония, юмор, жизнь, рисовка. Умер он в нищете, так жалко его. Господи, как это страшно не попасть в свое время или пережить свое время! В «Гоголь-центре» я поставил спектакль «Кузмин. Форель разбивает лед», выпустил программу песен на его стихи. И не раз мысленно говорил, адресуясь к нему: «Спасибо, что даете заработать».

Источник

Дата публикации

17 Мая 2019

Другие материалы о театре и искусстве

  • После Бомбы
    22 Июля 2019

    После Бомбы

    На Чеховском фестивале состоялась мировая премьера новой версии спектакля Робера Лепажа «Семь притоков реки Ота».
  • Особый взгляд
    17 Июля 2019

    Особый взгляд

    Фестиваль социального и инклюзивного театра «Особый взгляд» пройдёт в Москве с 28 по 31 октября.
  • Акрам Хан перешел в лигу классиков
    15 Июля 2019

    Акрам Хан перешел в лигу классиков

    «Жизель» Английского национального балета на Чеховском фестивале.
  • Что такое быть мужчиной
    13 Июля 2019

    Что такое быть мужчиной

    Locker Room Talk в ЦИМе — спектакль, отправная точка которого — частные сексистские разговоры мужчин.
  •  125 лет Завадскому
    12 Июля 2019

    125 лет Завадскому

    Театр Моссовета открывает выставку к 125-летию со дня рождения легендарного Юрия Завадского.
  • Путь грека в варяги
    10 Июля 2019

    Путь грека в варяги

    Дирижер Теодор Курентзис после ухода с поста худрука Пермского театра оперы и балета будет работать в Санкт-Петербурге.
  • Ни правых, ни неправых нет
    08 Июля 2019

    Ни правых, ни неправых нет

    The Tiger Lillies вместе с Театром Републик из Копенгагена сыграли "Гамлета" на сцене Театра Моссовета в рамках Чеховского фестиваля.
  • Марчелли поставит «Шутники» Островского
    07 Июля 2019

    Марчелли поставит «Шутники» Островского

    Экс-худрук Волковского театра драмы Евгений Марчелли поставит пьесу Александра Островского «Шутники» в театре «Сатирикон».
  • В Москву привезут последний спектакль Някрошюса
    06 Июля 2019

    В Москву привезут последний спектакль Някрошюса

    15 октября в Москве впервые сыграют спектакль Клайпедского драматического театра «Сукины дети» по пьесе Саулюса Шальтяниса.
  • Марчелли уволился из Волковского театра
    05 Июля 2019

    Марчелли уволился из Волковского театра

    Худрук Волковского театра Евгений Марчелли в результате конфликта с директором Алексеем Туркаловым написал заявление об уходе.
  • Вуди Аллен поставил комическую оперу Пуччини
    04 Июля 2019

    Вуди Аллен поставил комическую оперу Пуччини

    Американский кинорежиссер Вуди Аллен представит на сцене миланского театра "Ла Скала" оперу Пуччини "Джанни Скикки".
  • Театр по заслугам
    03 Июля 2019

    Театр по заслугам

    «Федор Волков. Театр, который мы заслужили» в «Студии историй» Константина Кожевникова
  • Дружить городами и театрами
    02 Июля 2019

    Дружить городами и театрами

    Российская Рязань и немецкий Мюнстер отметили 30-летие дружбы и договорились о совместном спектакле
  • Дворовое братство
    01 Июля 2019

    Дворовое братство

    «Зобеида» Карло Гоцци во дворике РАМТа.
  • Культура умнее политики
    28 Июня 2019

    Культура умнее политики

    В Воронеже завершился 9-й Платоновский фестиваль искусств, который в этом году длился более двух недель, с 1 по 16 июня.
  • Курентзис попрощался с труппой
    27 Июня 2019

    Курентзис попрощался с труппой

    Теодор Курентзис написал открытое прощальное письмо труппе Пермского театра оперы и балета.
  • Вудсток в голове
    26 Июня 2019

    Вудсток в голове

    В гамбургском театре «Талия» вышел «Checkpoint Woodstock» Марины Давыдовой.
  • Ушла из жизни Алла Покровская
    25 Июня 2019

    Ушла из жизни Алла Покровская

    На 81-м году ушла из жизни народная артистка России Алла Покровская.
  • Регистратор и другие
    24 Июня 2019

    Регистратор и другие

    Владимир Скворцов поставил свой первый спектакль на посту главного режиссера Московского театра «Человек».
  • Теодор Курентзис больше не худрук Пермской оперы
    21 Июня 2019

    Теодор Курентзис больше не худрук Пермской оперы

    Теодор Курентзис прекращает работу в качестве худрука Пермского театра оперы и балета.
  • Зона Е
    20 Июня 2019

    Зона Е

    Пекинский Tao Dance Theater показал одноактные балеты «4» и «8» в постановке главного китайского авангардиста Тао Е.
  • Прощальный спектакль Линь Хуайминя
    18 Июня 2019

    Прощальный спектакль Линь Хуайминя

    Хореограф Лин Хвай-Мин представил свой прощальный спектакль на Чеховском фестивале.
  • Только спички оставьте
    17 Июня 2019

    Только спички оставьте

    «Вано и Нико» Роберта Стуруа на Чеховском фестивале.
  • Эдуард Кочергин получил Платоновскую премию
    14 Июня 2019

    Эдуард Кочергин получил Платоновскую премию

    Церемония вручения Платоновской премии прошла в Воронеже на IX Платоновском фестивале искусств.
  • Театральные экзерсисы
    13 Июня 2019

    Театральные экзерсисы

    Международный фестиваль уличных спектаклей "Театральные экзерсисы" откроется в Пензе 14 сентября.
  • Вход свободный
    12 Июня 2019

    Вход свободный

    Репетиции спектаклей впервые представят в московских парках. Они продлятся до 22 августа.
  • Сны cпящей красавицы
    11 Июня 2019

    Сны cпящей красавицы

    Диана Вишнева исполнит главную роль в шоу «Сны Спящей красавицы» осенью 2019 года вместе с солистом Штутгартского балета.
  • Снег и прах
    10 Июня 2019

    Снег и прах

    Спектакли Саймона Стоуна в России.
  • Член аглицкого клуба
    10 Июня 2019

    Член аглицкого клуба

    В «Новой опере» состоялась премьера английского «Пушкина».
  • Вано и Нико
    09 Июня 2019

    Вано и Нико

    Роберт Стуруа представит 8 и 9 июня в программе Чеховского фестиваля спектакль "Вано и Нико", поставленный по книге рассказов Эрлома Ахвледиани.
  • Средство Макропулоса
    07 Июня 2019

    Средство Макропулоса

    22 и 25 сентября в Цюрихском оперном театре пройдет премьера оперы Леоша Яначека «Средство Макропулоса» в постановке Дмитрия Чернякова.
  • Древо российского театра
    06 Июня 2019

    Древо российского театра

    Театральный музей имени Бахрушина посадил «Древо российского театра» в день рождения Пушкина.
  • Булгаков и пустота
    05 Июня 2019

    Булгаков и пустота

    Сергей Женовач поставил «Бег» в МХТ.
  • Завершился XIII Дягилевский фестиваль
    04 Июня 2019

    Завершился XIII Дягилевский фестиваль

    Теодор Курентзис провел в Перми очередной Дягилевский фестиваль.
  • «Пер Гюнт»: демо версия
    03 Июня 2019

    «Пер Гюнт»: демо версия

    В Театре Вахтангова прошли предпоказы нового спецтакля Юрия Бутусова спектакля «Пер Гюнт».
  • Платоновский фестиваль открылся в Воронеже
    02 Июня 2019

    Платоновский фестиваль открылся в Воронеже

    Международный Платоновский фестиваль искусств открылся в Воронеже воздушным шоу испанского театрального коллектива "Grupo Puja!".
  • Нелюбовь
    01 Июня 2019

    Нелюбовь

    «Чайка» в «Мастерской Петра Фоменко» в постановке Кирилла Пирогова.
  • «Туганлык» назвал лауреатов
    31 Мая 2019

    «Туганлык» назвал лауреатов

    С 23 по 30 мая в Уфе проходил VII Международный фестиваль тюркоязычных театров «Туганлык».
  • Завершился Фестиваль театров малых городов России
    31 Мая 2019

    Завершился Фестиваль театров малых городов России

    В Камышине подошел к концу XVII театральный фестиваль.
  • Europe is lost
    29 Мая 2019

    Europe is lost

    «Буря» в постановке Йетте Штекель (Театр «Талия», Гамбург) на Чеховском фестивале.
  • Отлично, Константин
    28 Мая 2019

    Отлично, Константин

    Режиссер Константин Богомолов назначен новым художественным руководителем Московского драматического Театра на Малой Бронной.
  • Benois de la Danse 2019
    23 Мая 2019

    Benois de la Danse 2019

    Церемония вручения международного балетного приза Benois de la Danse состоялась на Исторической сцене Большого театра 21 мая 2019 года.
  • За заслуги перед Отечеством
    22 Мая 2019

    За заслуги перед Отечеством

    Сердечно поздравляем заслуженного работника культуры города Оренбурга Павла Леонидовича Церемпилова с награждением медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.
  • Другой Театр
    21 Мая 2019

    Другой Театр

  • Китайская головоломка
    17 Мая 2019

    Китайская головоломка

    В Москве открылся Чеховский фестиваль.
  • Чеховские мотивы
    17 Мая 2019

    Чеховские мотивы

    12 сентября на малой сцене Русского театра Эстонии пройдет премьера спектакля «Дом Прозоровых. Сорок лет спустя» по мотивам Чехова. Автор идеи и режиссер — худрук Vene Teater Филипп Лось.
  • Новый фильм Серебренникова
    16 Мая 2019

    Новый фильм Серебренникова

    Режиссер Кирилл Серебренников снимет фильм по роману Алексея Сальникова "Петровы в гриппе и вокруг него".
  • Что смотреть на Чеховском фестивале
    15 Мая 2019

    Что смотреть на Чеховском фестивале

    Гастроли зарубежных театров в Москве: что посмотреть с мая по июль. Семь необычных постановок со всего мира.
  • Реклама