Год образования 1948, UNESCO
Главная > Новости > Семь пятниц на неделе

Семь пятниц на неделе

«Сказка про последнего ангела» – второй спектакль Андрея Могучего в Театре Наций. Сотканный самим Могучим и Светланой Щагиной из произведений разных авторов – сценариста Алексея Саморядова и математика и писателя, а также психолога, режиссера, жонглера, танцовщика Романа Михайлова. В него проваливаешься, как в глубокий и яркий сон или захватывающую книгу, его плен не отпускает спустя день, другой, третий. Архетипы русской сказки прорастают сквозь мифологию «лихих 90-х», доморощенное наивное богоискательство бредет бок о бок с черной дьяволиадой, и во всем этом – уровень настоящей художественной правды. Это спектакль такого же большого дыхания, как и лучшие работы Могучего – «Между собакой и волком», «Школа для дураков», «Счастье».

Сказочный зачин раскадрирован на картинки: вот царевна Лебедь плывет поверх текучих вод, вот бородатые берендеи в ушанках («люди тайн», как сказано в программке) собираются на опушке посмотреть футбол, а он прерывается жесткой хроникой противостояния 93-го года. Вот гигантская курочка Ряба сносит соответственных размеров яйцо, а вылупляется из него простой парень, Андрей Самойленко, у которого умерла последняя родственница, а черные риелторы отобрали квартиру в огромном «человейнике», закрывшем небо и отражающемся в луже. Это присказка, не сказка, сказка будет впереди.

Самойленко играют два брата (Павел и Данила Рассомахины), деля по-братски рефлексию и действие, постоянно меняясь местами. Душа и тело, сознание и бессознательное, короткая жизнь и память о ней. Андрею Самойленко выпала дальняя дорога от одного казенного дома (психушка) до другого (милиция) – через «лесные» сны, где любовь всей его жизни, одноклассница Оксана (Муся Тотибадзе) все-таки берет у него яблоко, и руку-сердце в придачу. Лес спускается сверху и исчезает при пробуждении, оставляя героев в железных джунглях пожарных занавесов с дверьми и отмычками, на которых легко написать мелом очередное название места, благо места эти совершенно неотличимы один от другого. На одной из дверей висит отрывной календарь, от которого один из Андреев постоянно отрывает листы: истончается календарь – истончается жизнь. Однажды он сольется в одни сплошные пятницы – день недели, когда из больницы уходит персонал, и незлобивые «психи» остаются один на один с «нариками» во главе с Черным, наладившим поставку наркотиков прямиком в палату (Антон Ескин). И когда это белоглазое, безбровое разноголосое существо исполняет свой наркотический данс-макабр с обещаниями подсадить на дурь Андрея, знаменитая мейерхольдовская фраза «входит Ужас» обретает плоть. Бога тоже распяли в пятницу (напомнит Андрею его обретенный в больнице друг Леусь, племянник священника).

Впрочем, как и положено в сказке, ее герой с верными друзьями-дурачками (Игнат в исполнении Павла Комарова и Леусь Глеба Пускепалиса) проходит сквозь огни и воды. Он, как колобок, сбегает из страшной психушки, катится по дороге в Минск к другу Леусю, а оттуда в Москву к любимой, которую Леусь пообещал ему в жены в обмен за победу над Злом, отбирает и сжигает героин (то самое Зло), помогает «лесовичку-боровичку» дяде Леше (Вано Миранян), перегоняющему поддержанные иномарки, находит потерянный кошелек, когда казалось, что все пропало. Отдельный вставной номер (увенчавшийся находкой кошелька) – ночная проповедь Леуся, перевоспитавшего жрицу любви и вообще свято верящего, что, если делать все правильно, Добро победит Зло. Объявив антракт на 15 минут, Леусь продолжает проповедовать (импровизировать поверх написанного текста) – и большая часть зрителей так и не расходится, с любопытством наблюдая, как актер плетет на одном дыхании причудливую, хоть и бессмысленную, словесную ткань. Но чем больше побед одерживают друзья, тем сильнее предчувствие трагического конца. Он продиктован логикой этого сказочного закольцованного, как путь Венички к своей невесте в Петушки, роуд-муви. И когда в теленовостях мелькает сюжет о перестрелке в кафе на окраине Москвы и случайно убитой официантки, сомнений не остается – в этой жизни Андрей к Оксане не успеет. Впрочем, кто сказал, что все заканчивается выстрелом в героя, если есть еще загробная жизнь, где Андрей найдется Оксану и уткнется в ее колени.

Особая роль здесь отведена Лии Ахеджаковой. Собственно, роль ее называется скромно – соседка Оксаны. Она появляется в разных обличьях – то горец с ружьем и каким-то диковинным вариантом сказки про Курочку Рябу, то женщина с рынка, указавшая дорогу к дому любимой, она же соседка Оксаны, хозяйка очарованной квартиры с медведями, она же рассказчица сказки про последнего ангела, который остался с людьми, когда даже Бог отвернулся от них, и был убит мстительным несчастным мужичонкой («А мы себе другого Бога найдем»). Вещая птица Гамаюн, Баба Яга, отправляющая пирог в печь, а героя на смерть, одинокая парка, плетущая нить судьбы и обрубающая ее. Из этих маленьких фрагментов собирается великая роль, сыгранная с пронзительной горечью и честностью.

В финале «Сказки…» исчезает пространство из пожарных занавесов. Статисты ловко собирают школьный класс, поднятый, как взлетная полоса. Легкие занавески колышутся от весеннего ветра, в открытые окна нагло лезет солнце.  В классе остались двое, девочка и мальчик – медлят уходить, судорожно ищут предлог заговорить друг с другом.

Ольга Фукс

Дата публикации

07 Февраля 2020

Другие материалы о театре и искусстве

  • Театральная школа – Инклюзивный театр: новый уровень взаимодействия
    19 Июля 2021

    Театральная школа – Инклюзивный театр: новый уровень взаимодействия

    5-19 июля 2021 года в Высшей школе сценических искусств прошли Курсы повышения квалификации «Управление инклюзивным театром. Устойчивое развитие: теория и практика».
  • Ни денег, ни жены
    27 Августа 2020

    Ни денег, ни жены

    «Капитал» Карла Маркса на Малой сцене Театра на Таганке
  • Актуальное имя Ян Фабр: «Хорошее искусство должно пахнуть»
    22 Августа 2020

    Актуальное имя Ян Фабр: «Хорошее искусство должно пахнуть»

    Программа праздничных мероприятий, которой Больший Драматический театр отметил в минувшем году столетний юбилей, завершилась встречей на его площадках трех театральных форумов – Театральной Олимпиады, проходившей в северной столице.
  • Культурные мосты Новое русское
    22 Августа 2020

    Культурные мосты Новое русское

    В начале года в Дрезденском фестивальном центре Hellerau прошла Программа современного российского театра Karussell. Стоило дождаться этого события: представительная программа «новых русских» в знаменитом Hellerau, который был построен в 1911 году как образовательный центр в области музыки и ритма.
  • БДТ в 1920-е: Игра. Судьба. Контекст.
    22 Августа 2020

    БДТ в 1920-е: Игра. Судьба. Контекст.

    Эта книга открывает серию, посвященную разбитой на десятилетия истории БДТ, задуманного, как театр «трагедии, романтической драмы и высокой комедии». Десять лет, двадцать спектаклей… От первой премьеры «Короля Лира» в здании на Фонтанке, 65.
  • Другой театр «Футуроны и иноходцы»
    21 Августа 2020

    Другой театр «Футуроны и иноходцы»

    VI фестиваль «Протеатр. Международные встречи» за три вечера познакомил своих зрителей, которые уже не помещаются в проходах, с инклюзивными спектаклями из России, Индии, Бельгии, Италии и Нидерландов.
  • Выставка «Принцесса-лебедь»
    01 Мая 2020

    Выставка «Принцесса-лебедь»

    Акварельный «Портрет Г.С. Улановой в роли Одетты» Артура Фонвизина из собрания Большого театра сейчас можно увидеть на выставке «Уланова» в Бахрушинском музее. Она посвящена 110-летию со дня рождения балерины
  • Фестиваль Мал да удал
    31 Марта 2020

    Фестиваль Мал да удал

    В конце февраля 2020 в Новосибирске проходил IV Всероссийский фестиваль-конкурс камерных спектаклей «Один. Два. Три». Участвовали в нем спектакли со всей России, а в офф-программе была заявлена еще и пара иностранных перформансов.
  • День театра online
    26 Марта 2020

    День театра online

    Такого Дня театра мир еще не отмечал. Артисты на сцене, музыканты – в оркестровой яме, все службы – на рабочих местах. А зрители приникли к экранам мониторов у себя дома. 
  • Высокие технологии танца
    16 Марта 2020

    Высокие технологии танца

    14 и 15 марта 2020 года в Инновационном культурном центре Калуги состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие современного танца в регионах» для практиков и исследователей современного танца из разных уголков страны.
  • Только пианино не бросай
    25 Февраля 2020

    Только пианино не бросай

    «Борис» по А. Пушкину. Режиссер Дмитрий Крымов. Театральное агентство «Арт-Партнер-XXI». Музей Москвы
  • Игорь Костолевский сыграл постаревшего Мирою
    18 Февраля 2020

    Игорь Костолевский сыграл постаревшего Мирою

    А. Вамиплов. «Старший сын». Режиссер Анатолий Шульев. Театр им. Маяковского
  • Колдунья Мэб в подземном переходе
    18 Февраля 2020

    Колдунья Мэб в подземном переходе

    У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Режиссер Егор Перегудов. РАМТ
  • Выживет только Арлекин
    10 Февраля 2020

    Выживет только Арлекин

    Ж.-Б. Мольер. «Lё Тартюф. Комедия». Режиссер Юрий Муравицкий. Театр на Таганке
  • Свидания на Театральной 2020
    04 Февраля 2020

    Свидания на Театральной 2020

    Рязанский театр драмы открыл прием заявок на V Международный форум «Свидания на Театральной», который состоится с 16 по 22 ноября 2020 года.
  • Без дублера
    02 Февраля 2020

    Без дублера

    С 29 января по 22 марта Театральный музей имени Бахрушина представляет выставку, посвященную 75-летию Николая Караченцова.
  • Чехов: Non-fiction
    01 Февраля 2020

    Чехов: Non-fiction

    В музее-заповеднике А. П. Чехова «Мелихово» в 2020 году стартует проект лаборатории для молодых драматургов «Чехов: Non-fiction».
  • За деньги не купишь
    30 Января 2020

    За деньги не купишь

    А. Островский. «Шутники». Режиссер Евгений Марчелли. Театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина.
  • Фестиваль Анатолия Васильева
    29 Января 2020

    Фестиваль Анатолия Васильева

    С 29 января по 15 февраля в БДТ пройдет фестиваль Анатолия Васильева — гуру и живой легенды отечественного и мирового театра.
  • Преемник Рыжакова
    28 Января 2020

    Преемник Рыжакова

    Дмитрий Волкострелов назначен художественным руководителем Центра имени Мейерхольда. Обязанности директора продолжит исполнять Елена Ковальская.
  • Может, супу?
    27 Января 2020

    Может, супу?

    А. Сальников. «Петровы в гриппе». Режиссер Антон Федоров. «Гоголь-центр».
  • Золотая маска – 2020
    23 Января 2020

    Золотая маска – 2020

    Конкурсная программа ХХVI Фестиваля "Золотая маска" откроется 25 января в Москве показом мюзикла "Стиляги" Театра наций.
  • Вершки и корешки
    22 Января 2020

    Вершки и корешки

    Алексей Житковкий. «Посадить дерево». Режиссер Марина Брусникина. Театр «Практика».
  • "Волнение" БДТ в Театре наций
    21 Января 2020

    "Волнение" БДТ в Театре наций

    БДТ открыл московские гастроли спектаклем "Волнение" с Алисой Фрейндлих на Основной сцене Театра наций.
  • Выставка Галины Улановой
    18 Января 2020

    Выставка Галины Улановой

    С 18 января по 22 марта Театральный музей имени Бахрушина представляет выставку к 110-летию со дня рождения Галины Улановой.
  • За хвостом птицы-тройки
    17 Января 2020

    За хвостом птицы-тройки

    С. Клычков. «Сахарный немец». Режиссер Уланбек Баялиев. МХТ им. Чехова.
  • «Я въехал в кровь уже так далеко…»
    14 Января 2020

    «Я въехал в кровь уже так далеко…»

    У. Шекспир. «Макбет». Театр «Школа драматического искусства». Режиссер Александр Огарёв.
  • Преемник Волчек
    30 Декабря 2019

    Преемник Волчек

    Глава Театрального центра имени Мейерхольда Виктор Рыжаков назначен художественным руководителем театра «Современник».
  • Ушла из жизни Галина Волчек
    27 Декабря 2019

    Ушла из жизни Галина Волчек

    Вечером 26 декабря ушла из жизни художественный руководитель Московского театра «Современник» Галина Волчек. Ей было 86 лет.
  • Культура в опасности
    25 Декабря 2019

    Культура в опасности

    Балерины исполнили отрывок из балета Петра Чайковского «Лебединое озеро» на ступенях Оперы Гарнье в Париже в знак протеста против реформы пенсионной системы.
  • Лучшие пьесы 2019 года
    23 Декабря 2019

    Лучшие пьесы 2019 года

    Подведены итоги объединенного конкурса современной драматургии «Кульминация». Пьесой 2019 года стал «Исчезнувший велосипедист» драматурга Константина Костенко.
  • Первый Гамлет на Руси
    18 Декабря 2019

    Первый Гамлет на Руси

    Московский театр «Человек» выпустил премьеру по «Гамлету» в переводе Александра Сумарокова 1748 года.
  • Хореография документа
    17 Декабря 2019

    Хореография документа

    В российском YouTube открыт новый канал «Болит. Балет», где московские артисты создают пластические постановки по актуальным новостям.
  • Театр в сети Facebook
    16 Декабря 2019

    Театр в сети Facebook

    Компания Facebook выпустила «Путеводитель по театральному миру России», где собраны рекомендации пяти сообществ, пишущих о театре.
  • Ушла Екатерина Дурова
    13 Декабря 2019

    Ушла Екатерина Дурова

    Заслуженная артистка России Екатерина Дурова ушла из жизни в возрасте 60 лет после продолжительной болезни.
  • Леди, stuff и девочки
    12 Декабря 2019

    Леди, stuff и девочки

    На фестивале NET, на территории Завода слоистых пластиков в Санкт-Петербурге, показали мировую премьеру «Игрушек» датской компании Signa.
  • «Театральный роман»-2019
    11 Декабря 2019

    «Театральный роман»-2019

    10 декабря в «Новом Манеже» состоялась торжественная церемония вручения VI-й премии «Театральный роман»-2019.
  • Все о ее матери
    10 Декабря 2019

    Все о ее матери

    Фестиваль NET открыл для театралов Москвы и Санкт-Петербурга новое знаковое имя современного театра – Анхелику Лидделл.
  • У танца на краю
    09 Декабря 2019

    У танца на краю

    В Екатеринбурге завершился Международный фестиваль современного танца «На грани»
  • Бартошевич, великий и прекрасный
    04 Декабря 2019

    Бартошевич, великий и прекрасный

    Легендарному историку мирового театра Алексею Вадимовичу Бартошевичу исполнилось 80 лет!
  • Памяти Че Гевары
    03 Декабря 2019

    Памяти Че Гевары

    В Екатеринбурге прошла российская премьера оратории Ханса Вернера Хенце «Плот "Медузы"» в рамках пятого международного музыкального фестиваля «Евразия».
  • Мышкин-сан
    02 Декабря 2019

    Мышкин-сан

    Хореограф, танцовщик, режиссер, художник Сабуро Тэсигавара показал на сцене ТЮЗ им. Брянцева в рамках фестиваля «Дягилев P.S.» свою версию романа Достоевского «Идиот».
  • Лучшие пьесы 2019 года
    29 Ноября 2019

    Лучшие пьесы 2019 года

    Объявлен шорт-лист лучших пьес 2019 года на соискание премии "Кульминация" в области современной драматургии  
  • Вместо Курентзиса
    28 Ноября 2019

    Вместо Курентзиса

    Марат Гацалов с 1 декабря станет главным режиссером Пермского театра оперы и балета.
  • Свидания на Театральной
    26 Ноября 2019

    Свидания на Театральной

    Завершился IV Международный фестиваль спектаклей о любви «Свидания на Театральной».
  • Премия Станиславского
    25 Ноября 2019

    Премия Станиславского

    Серебренникову, Ширвиндту, Виктюку и Апфельбаум вручена Международная премия Станиславского
  • Премия Юрия Любимова
    18 Ноября 2019

    Премия Юрия Любимова

    Международная театральная премия имени Юрия Любимова была вручена в минувшую субботу выдающемуся японскому режиссеру Тадаши Судзуки в Александринском театре.
  • А вот и NET
    13 Ноября 2019

    А вот и NET

    Сегодня открывается XXI фестиваль Нового европейского театра. Впервые он проходит на два города – NET принимают Москва и Санкт-Петербург.